Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2019 г. N Ф06-46960/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А57-9261/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Камериловой В.А., Котляровой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Журавлёвой А.П.,
при участии в судебном заседании:
- представителя публичного акционерного общества "Т Плюс" - Капустиной И.А., действующей на основании доверенности от 29.12.2017,
- представителя ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района - Никишиной О.В., действующей на основании доверенности от 05.06.2017,
рассмотрев апелляционную жалобу ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 сентября 2018 года по делу N А57-9261/2018 (судья Братченко В.В.) по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс", Московская область к ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ОГРН 1036405320456; ИНН 6453074026), г. Саратов, третье лицо: муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовводоканал", г. Саратов, о взыскании задолженности по договору от 01.05.2014 N 55012г за ноябрь 2017 года в размере 70117,92 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее по тексту - истец, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее по тексту - АПК РФ), к ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (далее по тексту - ответчик, ассоциация) о взыскании задолженности по договору от 01.05.2014 N 55012г за ноябрь 2017 года в размере 8 536 рублей 56 копеек.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21 сентября 2018 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Ответчик, не согласившись с данным решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Истец, в соответствии со статьёй 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) и определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2018 года, представил возражения на апелляционную жалобу, согласно доводам, которых, просил оставить обжалуемое решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства, на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 01.05.2014, между открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и ассоциацией товариществ собственников жилья Ленинского района (абонент) был заключен договор N 55012г на снабжение горячей водой.
Открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" переименовано в публичное акционерное общество "Т Плюс" и зарегистрировано по адресу: 143421, Московская область, Красногорский район, автодорога "Балтия", бизнес-центр "Рига-Ленд".
В соответствии с условиями договора от 01.05.2014 года N 55012г организация, осуществляющая горячее водоснабжение обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть горячую воду, а абонент обязуется принимать и оплачивать горячую воду, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Основанием исковых требований послужило то обстоятельство, что за ноябрь 2017 года в рамках договора на снабжение горячей водой от 01.05.2014 года N 55012г подал, а ответчик принял горячую воду на общую сумму 699958,51 рублей, оплаченную им частично, - в размере 691421,95 рубля, в результате чего, у ответчика образовалась взыскиваемая задолженность в размере 8536,56 рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд пришёл к правомерным выводам об их обоснованности и подтверждёнными материалами дела: актами по потреблению тепловой энергии за ноябрь 2017 года, ведомостями учёта параметров теплопотребления за ноябрь 2017 года, счётом-фактурой от 30.11.2017 года N 7700540014/7370 на сумму 761539,87 рублей.
Ответчик, в арбитражном суде первой инстанции не оспаривал факт поставки тепловой энергии на спорные объекты, но не согласился с объёмами горячей воды, и полагал, что расчётным периодом при расчёте снижения размера платы в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества следует считать месяц, а не день.
Также ответчик выразил несогласие с расчётом стоимости услуги за день указывая в отзыве, что стоимость услуги за день следует определять путём деления стоимости услуги за месяц на количество календарных дней в расчётном периоде, учитывая при определении стоимости услуги за день на основании показаний прибора учёта доначисления за нештатные ситуации. Далее, ответчик считал неверным подход истца к определению процента снижения платы, при котором устанавливалась разница в градусах от допустимых отклонений, после чего производилось деление 0,1% на 3 (каждые 3 градуса отклонения), и умножение на соответствующий градус отклонения.
Отклоняя доводы ответчика, по качеству коммунального ресурса на нужды горячего водоснабжения за исковой период по вышеуказанным домам арбитражный суд первой обоснованно руководствовался следйющим.
Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что правоотношения по осуществлению коммунальных услуг регулируются нормами жилищного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом споре услуги оказывались ответчику для предоставления коммунальных услуг гражданам, следовательно, отношения сторон по спорному договору регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период:
Pi = ХП х TT, где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м жилом доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты в течение отопительного периода по показаниям индивидуального прибора учета, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в жилом доме по показаниям индивидуального прибора учета за предыдущий год. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) тепловой энергии, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 установлена формула для определения объем коммунального ресурса (за исключением объёма сточных вод), поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта или истечения срока его эксплуатации: Уд = Уп + Усред + Ун + Урасч + Укр + V1 одн + У2 одн, где
Уп - объём (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
Усред - объём (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг;
Ун - объём (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг;
Урасч - объём (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354), исходя из расчетных объемов коммунального ресурса;
Укр - объём (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
У1одн - объём (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг;
У2одн - объём (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами N 354).
Таким образом, подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 установлен порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого ответчику в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учёта.
Между сторонами возникли разногласия относительно объёма и стоимости потребленного коммунального ресурса, а также порядка снижения размера платы за предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества в результате различного толкования сторонами спора положений Правил N 354, устанавливающих методику снижения стоимости ресурса ненадлежащего качества (пункт 101, пункт 5 Приложения N 1 Правил N 354).
Правилами N 354 установлены требования к коммунальной услуге горячее водоснабжение, одним из которых согласно Приложению N 1 является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам.
Отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается.
В Приложении к Правилам N 354 установлены критерии температуры горячей воды в точке водоразбора, которая должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 00-00 час. до 05-00 час.) не более чем на 5 градусов, в дневное время (с 5-00 час. до 00-00 час.) не более чем на 3 градуса.
При этом перерасчёт производится следующим образом: за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разделом 9 Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Согласно пункту 2.4 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01
"Санитарноэпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09", действующее с 01.09.2009) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов Цельсия и не выше 75 градусов Цельсия. При этом допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора в дневное время составляет не более чем на 3 градуса.
Пунктом 1.2 данного нормативного акта определено, что указанные Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Пунктом 101 Правил N 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к указанным Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к данным Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к указанным Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Пунктом 31 Правил N 354 определено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 354 условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к этим Правилам.
Согласно пункту 5 раздела II приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг одним из требований к качеству горячего водоснабжения является обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водозабора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 2.4 "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 20, установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
Таким образом, санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60 °C) и максимальным пределом (не выше 75 °C) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 года N АКПИ13-394 указано, что пункт 5 приложения N 1 к Правилам N 354 в той мере, в которой он подлежит применению для целей изменения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при предоставлении этой услуги ненадлежащего качества, действующему законодательству не противоречит.
В пункте 5 приложения N 1 к Правилам N 354 законодатель установил, что допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 00-00 час. до 05-00 час.) не более чем на 5 градусов, в дневное время (с 5-00 час. до 00-00 час.) не более чем на 3 градуса.
Следовательно, для целей снижения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению минимальная температура горячей воды в местах водоразбора с учетом допустимых отклонений температуры горячей воды в точке разбора должна составлять 55°С в ночное время и 57°С в дневное время.
Температура горячей воды в местах водоразбора ниже этих значений, то есть, 54°С, 53°С и т.д. в ночное время и 56°С, 55°С и т.д. в дневное время, влечет снижение размера платы за коммунальную услугу в следующем порядке:
за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разделом 9 Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Из буквального толкования правовой нормы следует, что законодатель определил процент снижения, на который производится снижение платы, установив 0,1% за каждые 3 градуса от допустимых отклонений, то есть каждый градус от допустимых отклонений в пределах трех будет влечь снижение платы на 0,1%, за каждые последующие 3 градуса от допустимых отклонений процент снижения увеличивается и составит 0,2% и т.д.
Иной процент снижения (дробный, то есть путем деления 0,1% на 3) действующим законодательством не предусмотрен.
Вследствие чего, арбитражным судом первой инстанции правомерно принят расчёт снижения платы при предоставлении в исковой период услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества исходя из стоимости услуги за день с применением процента снижения из расчета на 0,1% за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры, согласно которому, при этом, размер снижения платы за исковой период по спорным многоквартирным домам составил 49749,44 рублей, что на 7236,92 рублей меньше, определённых ответчиком.
Далее арбитражный суд первой инстанции, пришёл к также обоснованному выводу, о непредставлении ответчиком доказательств, соответствующих положениям статей 65,67, 68 АПК РФ и подтверждающих спорные объёмы потребления в отношении нежилых помещений, расположенных в домах по ул. Ипподромная, д. 2, ул.4-Прокатная, д.14 и д.17, находящихся в управлении ответчика.
Обжалуя постановленный судебный акт, ассоциация в жалобе фактически повторяет доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление и исследованные арбитражным судом первой инстанции.
При этом не соглашается с выводами суда в отношении определения спорного объёма энергопотребления и не исключению из общего объёма потребления объёма потреблённой тепловой энергии на нужды ГВС нежилыми помещениями, при этом в жалобе отсутствуют доводы по несогласию с начислением ГВС в отношении нежилых помещений.
Апелляционный суд не принимает данные доводы жалобы в силу следующего.
Согласно материалам дела, МКД по ул. Ипподромная, 2, 4-я Прокатная, 14, 17 оборудованы общедомовыми приборами учёта горячей воды, при этом показания ОДПУ на нужды ГВС по МКД, расположенному по адресу: ул. Ипподромная, 2 составляют в натуральных показателях 327,9мЗ и 13,19 Гкал, распределённых между жилыми и нежилыми помещениями.
Согласно счёту-фактуре за ноябрь 2017 года и расчётной ведомости ассоциации выставлено за ГВС 315,12 мЗ и 12,56 Гкал, собственникам нежилых помещений, - 12,78 мЗ и 0,63 Гкал, из чего следует, что из общего объёма коммунального ресурса потреблённого на нужды ГВС (327,9мЗ и 13,19 Гкал), объемы ГВС, потребленные нежилыми помещениями (12,78 мЗ и 0,63 Гкал), исключены из объёмов, потреблённых жилыми помещениями.
Истцом правомерно критически оценена информация МУПП "Саратовводоканал" по субабонентам к счёту от 30.11.2017 N 6560, выставленному по адресу ул.Ипподромная, 2:
- ЧП Буканова (парикмахерская) потреблено ГВС - ОмЗ, в тоже время ПАО "Т Плюс" выставлено 2,9мЗ и 0,1 Гкал;
- ООО "Супермаркет Гулливер" потреблено - 22мЗ, между тем, ПАО "Т Плюс" выставлено 3,88мЗ и 0,2 Гкал,
- ООО "Аттол" потреблено - 6мЗ, выставлено ПАО "Т Плюс" 6мЗ и О.ЗЗГкал.
Расчёт истца является верным в виду того, что определение объёмов ГВС МУПП "Саратовводоканал" самостоятельно противоречит установленному порядку, поскольку в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 объём коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта, определяется на основании показаний указанного прибора учёта за расчётный период (расчётный месяц) за вычетом объёмов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключённым ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объёмы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учёта).
Как установлено судом, в спорный период договоры ресурсоснабжения, заключённые с собственниками нежилых помещений по названным домам в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией отсутствовали, за исключением договора теплоснабжения от 01.08.2017 г. N 90960в, заключённого с Букановой М.Н. (ул. Ипподромная, 2 (парикмахерская)).
По адресу 4-я Прокатная, 14, 17 в материалы дела представлена заявка АО "Тандер" от 28.12.2017 г. на заключение договора теплоснабжения по адресу 4-я Прокатная, 14 с указанием в ней на отсутствие потребления ГВС в виду установки водоподогревателя, по адресу ул. Прокатная, 17 данные о потреблении ГВС также отсутствовали.
Ассоциацией при передаче сведений о собственниках нежилых помещений сообщались только данные о площади, применяемой при расчёте за отопление.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 354 собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.
В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объёмах коммунальных ресурсов, потребленных за расчётный период по указанным договорам. Такие данные ответчику не представлялись.
При этом следует учесть, что Правила N 354 устанавливают, что между РСО и собственником нежилого помещения заключается именно договор ресурсоснабжения, а не представления коммунальных услуг.
Апелляционный суд не принимает и довод жалобы о неправильном применении судом методики снижения платы при предоставлении услуги - горячего водоснабжения ненадлежащего качества.
Ассоциация ссылается на то обстоятельство, что при расчёте снижения платы в связи с поставкой ГВС ненадлежащего качества пункт 101 Правил N 354 применяется при предоставлении услуги ненадлежащего качества в части отклонения состава и свойств горячей воды, состава и свойств холодной воды, давления и не подлежит применению при определении размера снижения платы за поставку ГВС ненадлежащего качества в соответствии с пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Данный довод жалобы основан на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно пункту 101 Правил N 354 при предоставлении в расчётном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчётный период в соответствии с приложением N2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N1 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Из содержания первого абзаца пункта 101 Правил N 354 следует, что при предоставлении некачественной услуги размер платы за нее уменьшается в порядке, определенном Приложением N 1 к Правилам N354.
Абзац 2 пункта 101 Правил N 354 определяет, каким образом определяется стоимость некачественного ресурса, которая, в последующем, подлежит уменьшению в порядке, определенном Приложением N 1 к Правилам N354.
Исходя из положений данной нормы размер платы за месяц, в котором поставлялись услуги ненадлежащего качества, определяется как разность между платой за коммунальную услугу в расчетном периоде и платой, исчисленной суммарно за каждый день предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Таким образом, в силу пункта 101 Правил N 354 расчётный период, при расчёте снижения размера платы в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества, является "День".
Данная правовая позиция соответствует правоприменительной практике, иложенной в Решении Верховного Суда РФ от 31 мая 2013 г. N АКПИ13-394 о признании противоречащим нормам гражданского законодательства и недействующим пункта 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от б мая 2011 г. N 354, где изложено следующее:
"Доводы заявителя о том, что размер платы за ненадлежащую услугу по горячему водоснабжению подлежит снижению в соответствии с положениями пункта 101 Правил, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого нормативного предписания. Данный пункт Правил, являясь отсылочной нормой, применяется в случаях, предусмотренных приложением N 1 к Правилам и, следовательно, не отменят условий и порядка изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, закрепленных оспариваемым пунктом".
Далее Верховный суд указал, что "Пункт 5 приложения N 1 к Правилам предписывает обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09); предусматривает допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) - не более чем на 3°С; устанавливает, что за каждые 3°С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учётом положений раздела IX Правил".
С учётом изложенного, доводы жалобы в данной части являются несостоятельными.
Выводы ответчика о том, что суд при рассмотрении спора посчитал, что расчётный период при расчёте снижения платы за горячее водоснабжение ненадлежащего качества является "день", также не принимаются апелляционным судом, поскольку, исходя из положений пункта 37 Правил N 354 следует, что расчётный период, - это календарный месяц за который определяется размер платы за потребленный коммунальный ресурс, а период (день) - это период предоставления коммунального ресурса ненадлежащего качества (пункт 101 Правил N 354), который фиксируется коллективным прибором учёта (пункт 111).
Согласно положениям пункта 5 приложения N 1 к Правилам N 354, за каждые 3 °С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчётный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчётный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже40 °С, суммарно в течение расчётного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °С; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °С.
Таким образом, допустимое отклонение температуры горячей воды в ночное время составляет 55°С; в дневное время - 57°С., следовательно, в дневное время размер платы снижается на 0,1% при достижении 54°С (57°С -3°С) и далее за каждые 3°С по 0,1%; в ночное время размер платы снижается на 0,1% при достижении 52°С (55°С - 3°С) и далее за каждые 3°С по 0,1%.
Исходя из положений пункта 5 приложения N 1 к Правилам N 354 следует, что стоимость снижения складывается из двух компонентов:
- снижение в связи с поставкой воды с температурой ниже 60° С, но выше 40° С (рассчитывается сумма снижения) в течении суток (дня),
- снижение в связи с поставкой воды с температурой ниже 40° С (оплата производится по тарифу за холодную воду) в течении суток (дня).
ПАО "Т Плюс" производя снижение на основании почасовых показаний прибора учета изначально определяет процент снижения суммарно за каждый час предоставления услуги с отклонениями от качества с учётом допустимых отклонений температуры горячей воды, что соответствует названным требованиям законодательства.
Стоимость ресурса в часы, при температуре ниже 40°С определяется отдельно и суммируется с суммой снижения платы при температуре подаваемого ресурса ниже 60°С, но выше 40°С, поскольку, согласно пункту 5 приложения N 1 к Правилам 354, расчёт стоимости ресурса в часы, когда его температура была ниже 40°С производится по тарифу за холодную воду, а не снижается на 0,1% за каждые 3°С, часы предоставления коммунального ресурса ниже 40° С не учитываются при расчете снижения платы при температуре подаваемого ресурса ниже 60°С, но выше 40°С.
Данная правовая позиция подтверждена судебной практикой, изложенной при рассмотрении дел: N N А57-15377/2016, А57-1468/2016 и определениями Верховного суда РФ от 29.03.2016 N 309-ЭС16-847 по делу А50-5530/2014, от 20.07.2015 по делам А57-18309/2016, N А57-1390/2016, А57-1387/2016, А51-15449/2014.
В целом, рассмотрев доводы жалобы, апелляционный суд приходит к выводу, что они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судебной коллегией как основанные на неверном толковании норм материального права и не соответствующие материалам дела, оснований переоценки у суда апелляционной инстанции, в силу положений статьи 268 АПК РФ, не имется. Иных доводов, подлежащих оценке судом апелляционной инстанции, жалоба не содержит.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 21 сентября 2018 года по делу N А57-9261/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9261/2018
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: ТСЖ Ассоциация Ленинского района
Третье лицо: МУПП "Саратовводоканал"