Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июня 2019 г. N Ф04-1681/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А46-9222/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Грязниковой А.С., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15791/2018) Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 02.11.2018 по делу N А46-9222/2018 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вега" (ИНН 5504081640, ОГРН 1035507008844) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142), Администрации г. Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 12.03.2018 N 09/2796, признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации г. Омска - Веселкова И.А. по доверенности от 10.01.2019 N Исх-АГ/03-6 сроком действия на один год;
от общества с ограниченной ответственностью "Вега" - Николаев А.В. по доверенности от 14.02.2018 сроком действия на два года; Дегтярева А.С. по доверенности от 14.02.2018 сроком действия на два года;
в отсутствие представителя Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - ООО "Вега", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 12.03.2018 N 09/2796, об отказе в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:110225:4557 без проведения торгов; а также к Администрации г. Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в аренду указанного земельного участка без проведения торгов на основании заявления общества от 26.02.2018.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Администрацию в пятидневный срок с момента вступления в законную силу решения по делу в соответствии с заявлением общества от 26.02.2018 принять решение, предусмотренное пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), о предоставлении обществу в аренду под строительство сроком на десять лет земельного участка с кадастровым номером 55:36:110225:4557, площадью 45 000+/-74 кв. м, расположенного по следующему адресу: в 350 м южнее девятиэтажного дома по улице Конева, 12 в Кировском административном округе г. Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.11.2018 по делу N А46-9222/2018 требования общества удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента от 12.03.2018 N 09/2796 об отказе в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:110225:4557 без проведения торгов. Признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в неприятии решения о предоставлении ООО "Вега" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:110225:4557 без проведения торгов на основании заявления от 26.02.2018. На Администрацию возложена обязанность в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение, предусмотренное пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ, о предоставлении обществу в аренду под строительство сроком на десять лет земельного участка с кадастровым номером 55:36:110225:4557, площадью 45000+/-74 кв.м, расположенного по следующему адресу: в 350 м южнее девятиэтажного дома по улице Конева, 12 в Кировском административном округе г. Омска, в соответствии с заявлением от 26.02.2018. С Администрации в пользу ООО "Вега" взыскана государственная пошлина в сумме 1 500 руб. С Департамента в пользу общества взыскана государственная пошлина в сумме 1 500 руб.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, Администрация в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что до 01.03.2015 процедура предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялась с проведением предварительного согласования мест размещения или без такового (статьи 30-32 ЗК РФ). В рассматриваемом случае земельный участок был поставлен на кадастровый учет 15.07.2016, в течение трехгодичного срока действия распоряжения Департамента о предварительном согласовании места размещения объекта (до 03.09.2017) заявитель обладал возможностью обратиться с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого участка. Однако заявление поступило от ООО "Вега" только 26.02.2018. С указанными обстоятельствами податель апелляционной жалобы связывает отсутствие оснований для удовлетворения требований общества.
В письменном отзыве на жалобу ООО "Вега" просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Администрации г. Омска поддержаны доводы жалобы. Представитель ООО "Вега" высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что во исполнение вступившего в законную силу судебного акта по делу N А46-11883/2013 распоряжением Департамента от 02.09.2014 N 2247-р ООО "Вега" предварительно согласовано место размещения выставочного зала в 350 м южнее девятиэтажного дома по улице Конева, дом 12 в Кировском административном округе г. Омска. Указанным распоряжением ООО "Вега" рекомендовано обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет.
В связи с невозможностью формирования испрашиваемого ООО "Вега" земельного участка, общество обратилось в Департамент с заявлением о снятии земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274, 55:36:110225:2275 с государственного кадастрового учета, однако, письмом от 08.12.2014 N Исх-ДИО/20446 Департамент сообщил об отсутствии оснований для обращения в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о снятии с кадастрового учета вышеуказанных земельных участков.
Заявив о том, что решение Департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Вега" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным отказа от 08.12.2014 N Исх-ДИО/20446 о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274 и 55:36:110225:2275; об обязании Департамента обратиться в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о снятии с кадастрового учета указанных земельных участков.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.04.2016 по делу N А46-2378/2015 признан незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 08.12.2014 N Исх-ДИО/20446 о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274 и 55:36:110225:2275. На Департамент имущественных отношений возложена обязанность обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274 и 55:36:110225:2275.
05.05.2016 во исполнение указанного выше судебного акта земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274 и 55:36:110225:2275 сняты с кадастрового учета.
15.07.2016 испрашиваемый обществом земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 55:36:110225:4557.
26.02.2018 ООО "Вега" обратилось в Администрацию г. Омска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:110225:4557 площадью 45 000+/-74 кв. м, расположенного по следующему адресу: в 350 м южнее девятиэтажного дома по улице Конева, 12 в КАО г. Омска.
12.03.2018 Департамент письмом N 09/2796 сообщил заявителю об отсутствии оснований предоставления вышеуказанного земельного участка без проведения торгов в связи с истечением срока действия распоряжения от 02.09.2014 N 2247-р и ввиду того, что с 01.03.2015 изменен порядок предоставления земельных участок.
Считая оспариваемое решение Департамента, а также бездействие Администрации г. Омска, выразившееся в не принятии решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка, незаконными и нарушающими права и интересы общества в сфере экономической деятельности, ООО "Вега" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим требованием.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, в связи с чем Администрацией реализовано право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок, действовавший до внесения в ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ, Закон N 171-ФЗ) и вступления в законную силу названного закона 01.03.2015, включал следующие этапы: выбор земельного участка, который оформляется актом о выборе земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка и являющегося основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства; принятия решения о предоставлении земельного участка.
В силу положений статей 30-32 ЗК РФ, действовавших в период возникновения спорных отношений, выбор земельного участка проводился с целью формирования земельного участка и дальнейшего его предоставления заинтересованному лицу.
С 01.03.2015 нормы статей, в том числе 30-32 ЗК РФ, устанавливающие обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка, утратили силу на основании Закона N 171-ФЗ.
Законом N 171-ФЗ внесены изменения в ЗК РФ, в соответствии с которыми полностью изменен порядок предоставления земельных участков.
Действующие с 01.03.2015 нормы ЗК РФ предусматривают предоставление в аренду земельных участков для строительства на торгах и без проведения торгов. При этом случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов ограничены и прямо предусмотрены в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ. Кроме того, соответствующее предоставление (на торгах, без торгов) осуществляется только в отношении образованного в установленном порядке земельного участка.
В то же время Закон N 171-ФЗ содержит переходные положения.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
В силу пункта 16 статьи 34 Закона N 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
Таким образом, законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка без проведения торгов только при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом, правовое значение имеет дата принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и срок, истекший до предоставления земельного участка.
В рассматриваемом случае распоряжение Департамента N 2247-р, которым утверждён акт о выборе земельного участка для строительства выставочного зала в 350 м южнее девятиэтажного дома по улице Конева, дом 12 в Кировском административном округе г. Омска и согласовано место размещения объекта в соответствии со схемой расположения земельного участка, принято 02.09.2014; впоследствии земельный участок сформирован и 15.07.2016 осуществлен его кадастровый учет.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Следовательно, по правилам статей 30-32 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, решение о предоставлении земельного участка подлежало принятию в срок в пределах трехлетнего периода действия указанного выше распоряжения, т.е. до 04.09.2017 (с учетом выходных дней).
Из материалов дела следует, что установленные статьей 34 Федерального закона N 171-ФЗ условия соблюдены обществом лишь частично.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.03.2015 (02.09.2014), однако за предоставлением испрашиваемого земельного участка ООО "Вега" обратилось по истечении трехлетнего срока с даты издания распоряжения N 2247-р. Условия, указанные в Федеральном законе N 171-ФЗ, считались бы соблюденными в случае обращения общества за предоставлением земельного участка с кадастровым номером 55:36:110225:4557 без торгов в срок до 21.08.2017 (с учетом двухнедельного срока для принятия решения о предоставлении земельного участка).
Между тем, такое обращение последовало только 26.02.2018.
В обоснование позиции по делу ООО "Вега" указывает, что в период с 08.12.2014 по 05.05.2016 общество не имело возможности сформировать земельный участок на основании распоряжения от 02.09.2014 N 2247-р и обратиться за принятием решения о его предоставлении в пользование.
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанное обстоятельство в данном случае не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения и бездействия в связи со следующим.
Испрашиваемый ООО "Вега" земельный участок был поставлен на кадастровый учет 15.07.2016. Соответственно, с указанной даты (15.07.2016) до момента истечения трехгодичного срока действия распоряжения от 02.09.2014 N 2247-р у заявителя имелось достаточно времени для обращения с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. Между тем, предоставленное обществу право не было им реализовано. Существование объективных препятствий в реализации ООО "Вега" права на подачу заявления о предоставлении без торгов в аренду спорного участка после постановки его на кадастровый учет не подтверждается материалами дела.
Не имеет правового значения для результатов рассмотрения настоящего дела и судебный акт, вынесенный по делу N А46-9220/2018.
Так, решением Арбитражного суда Омской области от 01.08.2018 по делу А46-9220/2018 на Департамент возложена обязанность по продлению срока действия распоряжения от 02.09.2014 N 2247-р на 1 год 4 месяца 29 дней. В то же время в рассматриваемом случае продление срока действия указанного распоряжения не отменяет правил статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ в части определения начала течения трехгодичного срока реализации права на предоставление земельного участка.
Как было указано ранее, статьей 34 Федерального закона N 171-ФЗ установлен предельный срок для принятия решения о предоставлении земельного участка - три года с даты принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Следовательно, в данном случае решение о предоставлении земельного участка не могло быть принято после 04.09.2017.
С учетом изложенного основания для удовлетворения предъявленных ООО "Вега" требований отсутствуют. Как указано выше, действия общества не соответствуют правилам ЗК РФ и Федерального закона N 171-ФЗ. При этом какой-либо альтернативный порядок предоставления земельного участка в аренду без торгов действующим правовым регулированием не устанавливается.
Решение Арбитражного суда Омской области от 02.11.2018 по делу N А46-9222/2018 на основании пункта 4 части 1, части 2 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене.
Апелляционная жалоба Администрации г. Омска удовлетворена.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей настоящей жалобы не распределяются ввиду освобождения Администрации г. Омска от обязанности по уплате таковой.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации г. Омска удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 02.11.2018 по делу N А46-9222/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Вега" к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным решения, выраженного в письме от 12.03.2018 N 09/2796 об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Вега" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:110225:4557 без проведения торгов, а также к Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Вега" в аренду указанного земельного участка без проведения торгов на основании заявления от 26.02.2018, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9222/2018
Истец: ООО "Вега"
Ответчик: Администрация города Омска, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска