В целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, повышения правовой культуры избирателей (участников референдумов), совершенствования системы правового обучения участников избирательного и референдумного процессов, а также оказания содействия избирательным комиссиям (комиссиям референдума) в повышении профессионального уровня организаторов выборов и референдумов, на основании подпункта "в" пункта 9 статьи 21, подпункта "в" пункта 10 статьи 23 и подпункта "в" пункта 9 статьи 26 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации на 2006-2008 годы (прилагается).
2. Предложить избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации с участием территориальных избирательных комиссий разработать мероприятия по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления оказывать содействие избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, территориальным избирательным комиссиям в реализации мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов.
4. Возложить на Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации функции головного исполнителя Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов.
5. Контроль за выполнением Комплекса мер возложить на члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.И. Лысенко.
6. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
А.А. Вешняков |
Секретарь |
О.К. Застрожная |
Комплекс мер
по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации на 2006-2008 годы
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ
от 28 февраля 2006 г. N 172/1109-4)
См. Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного и референдумного процессов в РФ на 2009-2011 гг., утвержденный постановлением ЦИК РФ от 14 апреля 2009 г. N 156/1111-5
1. Общие положения
В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации на 2006-2008 годы (далее - Комплекс мер) представляет собой перечень мероприятий, призванных в системной взаимосвязи обеспечить решение основных задач по повышению правовой культуры избирателей (участников референдумов), обучению организаторов выборов, референдумов, и предполагает совместную деятельность ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, иных избирательных комиссий, политических партий, общественных объединений, органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, образовательных и исследовательских центров страны, других организаций и учреждений.
Настоящий Комплекс мер является продолжением Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы.
Организацию выполнения Комплекса мер обеспечивают Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России (далее - РЦОИТ).
В соответствии с действующим законодательством избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а также территориальные избирательные комиссии обеспечивают на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с повышением правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучением организаторов выборов и референдумов.
2. Цели и задачи Комплекса мер
Анализ результатов, полученных в ходе реализации мероприятий Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей (участников референдума) в Российской Федерации на 2000-2005 годы, подтвердил своевременность и необходимость организации работы по данному направлению, перспективность ее продолжения с учетом опыта прошедших избирательных кампаний. В 1995-1999 годах в рамках реализации Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 228, были заложены и в 2000-2005 годах в рамках вышеуказанного Комплекса мер получили дальнейшее развитие правовые, организационные, информационные и научно-методологические основы современной избирательной системы Российской Федерации, отвечающей требованиям общепризнанных принципов и норм международного права по проведению демократических выборов. В субъектах Российской Федерации приняты региональные программы (комплексы мер) по повышению правовой культуры избирателей и обучению организаторов выборов, в большинстве из них созданы координационные советы по их реализации, применяются разнообразные и эффективные формы организации правового обучения участников избирательного процесса.
Одной из целей Комплекса мер является повышение уровня доверия граждан Российской Федерации к институту выборов, обеспечение активного и осознанного участия избирателей в выборах.
Последовательное повышение уровня профессиональной подготовки организаторов выборов и других участников избирательного процесса предполагает решение следующих основных задач:
формирование современных демократических представлений об избирательном праве и избирательном процессе;
подготовка квалифицированных специалистов в области избирательного права;
нормативное и организационное обеспечение реализации избирательных прав граждан в условиях повышения степени общественного доверия к выборам и референдумам;
оказание систематической научно-методической и практической помощи избирателям, организаторам выборов, иным участникам избирательного процесса.
3. Основные направления реализации Комплекса мер
Комплекс мер включает следующие основные направления:
организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий Комплекса мер;
организация обучения кадров избирательных комиссий;
организация правового обучения избирателей, представителей политических партий, иных общественных объединений, кандидатов, доверенных лиц кандидатов и политических партий, наблюдателей, военнослужащих, работников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации;
осуществление информационно-просветительской деятельности;
организация работы с представителями молодежи как участниками избирательного процесса;
организация научных исследований в области совершенствования законодательства о выборах и референдумах и оказание научно-методической помощи участникам выборов и референдумов;
внедрение современных технологий организации обучения членов избирательных комиссий и других участников избирательного процесса;
внедрение передового отечественного и зарубежного опыта организации работы по вопросам правового обучения участников выборов и референдумов;
проведение выставочных мероприятий;
издательская деятельность.
3.1. Организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий Комплекса мер
Организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий Комплекса мер предусматривает разработку и принятие ежегодных планов, решений ЦИК России, направленных на выполнение мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации. В целях обеспечения выполнения Комплекса мер избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации формируются аналогичные планы и постановления комиссий.
3.2. Организация обучения кадров избирательных комиссий
Предусматривается продолжение работы по организации процесса постоянного (непрерывного) обучения членов избирательных комиссий различных уровней, работников аппарата соответствующих избирательных комиссий, в том числе юрисконсультов, руководителей и специалистов финансовых служб, работников контрольно-ревизионных служб и других.
Правовая подготовка указанных категорий специалистов включает обязательное изучение основ конституционного, избирательного, гражданского, административного и финансового права, иных смежных отраслей права и законодательства. Обучение должно охватить членов избирательных комиссий следующих уровней: избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий.
Обучение работников Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации проводится в форме подготовки и переподготовки кадров в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, ее региональных центрах кадровой подготовки и в соответствующих институтах.
Необходимые специализированные программы и методики обучения разрабатывает РЦОИТ в сотрудничестве с Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации. Программы обучения строятся на основе органического сочетания и изучения теории и практики организации избирательного процесса, предусматривают проведение анализа проблемных ситуаций, тренингов, дискуссий, семинаров, "круглых столов" и других активных форм занятий.
Обучение членов территориальных и участковых избирательных комиссий организуют избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, в том числе через базовые территориальные и иные избирательные комиссии, на курсах повышения квалификации, проводимых в ведущих региональных образовательных учреждениях. Деятельность базовых избирательных комиссий организуется с целью повышения эффективности обучения организаторов выборов (референдумов), а также подготовки резерва кадров для работы в системе избирательных комиссий, комиссий референдума различных уровней. В связи с этим предполагается проведение совещаний с представителями базовых избирательных комиссий по вопросам организации процесса обучения в указанных избирательных комиссиях. Основная форма обучения - периодические семинары, проводимые по программам, разработанным РЦОИТ совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.
Реализация данного раздела Комплекса мер позволит повысить профессиональный уровень кадров избирательных комиссий, что является одним из необходимых условий качественной подготовки и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации.
3.3. Организация правового обучения избирателей, представителей политических партий, иных общественных объединений, кандидатов, доверенных лиц кандидатов и политических партий, наблюдателей, военнослужащих, работников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации
Организация правового обучения и на этой основе повышение правовой культуры избирателей, представителей политических партий, иных общественных объединений, кандидатов, доверенных лиц кандидатов и политических партий, наблюдателей, военнослужащих, работников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации предполагает необходимость формирования правовых знаний в области избирательного права и законодательства о референдуме. Эта цель достигается в результате общего правового просвещения и специального обучения.
Правовое просвещение решает задачу осознанного вовлечения и участия в избирательном процессе различных групп избирателей и осуществляется в следующих основных формах:
разъяснение положений избирательного законодательства и законодательства о референдумах;
создание радио- и телепередач, проведение лекций, бесед, выставок, выпуск тематических видеофильмов;
правовое просвещение путем создания специальных учебно-образовательных, издательских, информационно-тематических и иных просветительских проектов;
общее правовое образование в школах, иных общеобразовательных учреждениях, в высших учебных заведениях.
Наиболее перспективные и эффективные образовательные проекты должны широко внедряться в практику деятельности избирательных комиссий.
Основная задача, связанная с формированием политической культуры ответственного участия представителей политических партий, кандидатов, доверенных лиц кандидатов и политических партий в избирательном процессе, состоит в организации системы их подготовки с использованием современных учебно-информационных технологий по овладению знаниями законодательства в области избирательного права и избирательного процесса, законодательства о референдумах, практическими навыками применения правовых знаний.
Организация и проведение выборов должно обеспечиваться надлежащим общественным контролем за соблюдением законодательных положений на всех этапах избирательного процесса, в том числе в ходе голосования, подсчете голосов избирателей, подведения итогов голосования и определения результатов выборов, оформления соответствующих избирательных документов. В этом процессе участвует значительное число наблюдателей, организация правового обучения которых также предусматривается Комплексом мер.
В этой связи в рамках Комплекса мер предусматривается создание и выпуск теле- и радио передач, издание учебных и методических пособий, организация семинаров и учебных курсов, проведение юридических консультаций, лекций и так далее.
3.4. Информационно-просветительская деятельность
Комплекс мер предполагает создание и размещение серии информационно-аналитических, просветительских и иных программ, рассчитанных на конкретные социально-статусные, возрастные и территориальные группы населения. Информационно-просветительская деятельность предусматривает применение широкого диапазона средств аудиовизуального взаимодействия с избирателями и иными категориями участников избирательного процесса с использованием возможностей телевидения, радио, печатных и иных средств массовой информации. Информационно-просветительская продукция распространяется с применением современных информационных технологий.
Главными целями информационно-просветительской деятельности являются:
развитие электорально-правовой культуры избирателей, кандидатов, представителей политических партий, участвующих в выборах;
формирование у участников избирательного процесса представления о выборах как демократически открытой и честной процедуре;
содействие формированию у избирателей позитивного отношения к участию в выборах.
Достижение перечисленных целей связано с выполнением ряда задач, таких как:
формирование системы мониторинга отношения различных категорий избирателей к участию в выборах и деятельности избирательных комиссий различных уровней;
создание системы информирования граждан об основных принципах и формах участия в избирательном процессе на различных стадиях организации и проведения избирательного процесса;
организация систематической информационно-просветительской работы по противодействию использования правонарушающих избирательных технологий на всех стадиях избирательного процесса;
информирование о важности участия в выборах;
проведение разъяснительных мероприятий, направленных на преодоление апатии и негативного отношения к выборам;
стимулирование молодежной аудитории к участию в выборах.
Предстоящие федеральные избирательные кампании 2007-2008 годов как важнейшие общественно-политические события в стране предполагают осуществление широкого комплекса информационно-разъяснительных мероприятий, в том числе в рамках реализации специальной программы, обеспечивающей координацию отдельных мероприятий по целям, срокам, ресурсам и исполнителям.
3.5. Молодежь и выборы
Мероприятия Комплекса мер по работе с молодежью направлены на развитие молодежного интереса к процессу организации и проведения выборов, участия молодежи в работе избирательных комиссий всех уровней, повышение уровня доверия к выборам и референдумам.
Систематическое правовое просвещение начинается со школьной скамьи и предполагает получение в рамках общественных дисциплин знаний о государственном устройстве страны, истории его развития, системе выборов, правах и обязанностях гражданина. Очевидно, что изучение учебного курса "Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации" способствует, в частности, повышению последующей электоральной активности молодежи и развитию институтов гражданского общества в целом. В этой связи уделяется большое внимание вопросам организации взаимодействия с Министерством образования и науки Российской Федерации и образовательными учреждениями.
Воспитание гражданственности подразумевает и активное овладение молодыми людьми навыками политического действия и поведения. Речь идет об использовании различных форм работы с молодежью, таких, как олимпиады, конкурсы по общественным дисциплинам и избирательному праву, общеполитические дискуссии, молодежные фестивали, форумы и иные мероприятия, которые проводятся в школах, средних специальных и высших учебных заведениях. В сфере гражданского и политического просвещения молодежи необходимо также более активно использовать Интернет.
Эффективной формой привлечения молодежи к участию в управлении государством является организация молодежного самоуправления. В настоящее время молодежное парламентское движение существенно превзошло уровень первоначальной идеи и превращается в эффективный инструмент развития институтов гражданского общества. Общественно-политические организации, как и институты власти, нуждаются в кадровом пополнении за счет молодежи.
Конечным результатом мероприятий этого раздела Комплекса мер является повышение активности участия молодежи в выборах и референдумах.
3.6. Исследования в области совершенствования законодательства о выборах и референдумах и оказание научно-методической помощи участникам выборов и референдумов
Исследования в области совершенствования законодательства о выборах и референдумах и оказание научно-методической помощи участникам выборов и референдумов осуществляют научно-методические советы при ЦИК России и при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации и направлены на решение следующих основных задач:
определение приоритетных направлений совершенствования законодательной, информационно-разъяснительной, информационно-аналитической, организационной и технологической базы избирательного процесса, проведения референдумов в Российской Федерации;
подготовка программ научных исследований в области совершенствования законодательства о выборах и референдумах в Российской Федерации и оказание научно-методической помощи участникам выборов, референдумов;
научная оценка проектов федеральных и региональных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам, касающимся выборов и референдумов;
подготовка научно-практических комментариев к федеральным конституционным законам и федеральным законам о выборах и референдумах, тематических сборников, книг, учебных пособий, учебных программ, методических разработок, аналитических записок, научных статей, других печатных изданий и материалов для публикации в целях освещения актуальных проблем выборов, референдумов в Российской Федерации, информационного обеспечения и обучения их участников, популяризации российского законодательства;
анализ зарубежного законодательства, зарубежной практики выборов, референдумов и новейших зарубежных избирательных технологий с целью использования отдельных норм и элементов в российской избирательной системе.
Реализация данного раздела Комплекса мер обеспечит научно-методическую и экспертную деятельность ЦИК России по развитию избирательной системы, законодательства о выборах и референдумах, оказание научно-методической помощи избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации.
3.7. Современные технологии организации обучения членов избирательных комиссий и других участников избирательного процесса
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является одной из современных тенденцией. Их применение имеет решающее значение для повышения эффективности деятельности избирательных комиссий.
Совершенствование информационного обеспечения - одна из важнейших предпосылок развития демократических принципов открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий всех уровней. Этот аспект чрезвычайно важен, так как с ним неразрывно связано обеспечение прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, на участие в наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий.
Вместе с развитием избирательной системы Российской Федерации активно совершенствовалась ее технологическая база и, прежде всего, автоматизация информационных технологий, в том числе создание и внедрение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
При проведении выборов и референдумов на избирательных участках (участках референдума) могут использоваться комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и комплексы для электронного голосования (КЭГ), интегрируемые в ГАС "Выборы". Внедрение электронного голосования позволит дополнительно повысить надежность и достоверность результатов выборов. В этих условиях необходимо совершенствовать организацию обучения по вопросам использования КОИБ и КЭГ.
Внедрение новых технологий в обучение предполагает разработку требований к электронным средствам поддержки и развития учебного процесса для организаторов выборов и иных участников избирательного процесса. В рамках работ по созданию информационно-образовательной среды предусматривается создание системы сетевого тестирования и контроля знаний для дистанционного обучения. Для организации дистанционного обучения должен быть создан комплект документов и материалов, обеспечивающий самообучение в режиме удаленного доступа. Организация системы дистанционного обучения предусматривает разработку принципов и механизмов использования технологий коллективной работы территориально распределенных групп пользователей для организации единого учебного процесса, обеспечения интерактивности процесса обучения.
Широкое распространение новых информационных технологий сформировало необходимые предпосылки для создания электронных библиотек как средства накопления и распространения информационных и методических ресурсов. Благодаря интенсивно развивающейся сетевой инфраструктуре эти ресурсы становятся потенциально доступными любому пользователю сети и открывают перспективы расширения аудитории обучающихся организаторов выборов и референдумов и других участников этих процессов.
В составе электронных библиотек должны быть сформированы тематические базы, справочные, иллюстративные, каталогизированные материалы - от текстовых до мультимедийных, а также моделирующих программ, функционирующих в различных программных средах.
Важным направлением деятельности является также создание компьютерных игр по вопросам избирательного права и избирательного процесса.
На базе развития современных методов информационного взаимодействия с организаторами выборов (референдумов), иными участниками выборов и референдумов появятся принципиально новые возможности для обеспечения открытости и гласности, повышения уровня доверия, сокращения затрат времени на реализацию гражданами России своих конституционных прав и обязанностей, повысится эффективность обучения и общий уровень правовой грамотности в области избирательного законодательства.
3.8. Внедрение передового отечественного и зарубежного опыта организации работы по вопросам обучения участников выборов и референдумов
Целями данного направления являются совершенствование избирательной системы Российской Федерации, развитие национальных и международных стандартов свободных и демократических выборов, избирательных прав и свобод, подтверждение соответствия отечественного законодательства и избирательных процедур общепризнанным международным критериям, пропаганда российского опыта проведения избирательных кампаний.
Для изучения зарубежного и распространения передового отечественного опыта применяются различные формы, такие, как участие в международном наблюдении за выборами и референдумами, прием международных наблюдателей в Российской Федерации, проведение международных конференций, семинаров и встреч, сотрудничество с Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Венецианской комиссией Совета Европы, Ассоциацией организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы (АОВЦВЕ), Исполнительным комитетом и Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств и так далее.
В целях подготовки специалистов по вопросам избирательного права и международного наблюдения за выборами проводится обучение на базе учебных заведений МИД России.
Реализация данного раздела Комплекса мер способствует демократизации избирательного процесса, созданию новой международной системы гарантий избирательных прав и свобод участников выборов, обеспечению стабильности политического развития, развитию международных избирательных стандартов.
3.9. Выставочная деятельность
Организация и проведение выставочной деятельности в области избирательного права и избирательного процесса - одна из форм активной пропаганды института выборов в Российской Федерации, призванная способствовать реализации Комплекса мер.
При подготовке и проведении выставочной деятельности решаются следующие задачи:
формирование основ специализированной музейно-выставочной деятельности в целях повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, сохранения исторического электорального наследия;
классификация и систематизация документов и материалов по истории выборов в России;
поиск архивных документов и материалов, подробно отражающих важные этапы (события) истории выборов;
создание мобильных передвижных экспозиций, постоянно действующих выставок.
Реализация данного раздела Комплекса мер создаст условия для развития музейной деятельности в области истории выборов в России.
3.10. Издательская деятельность
Целью этого направления деятельности является подготовка, издание и распространение журналов, сборников материалов и документов, методических материалов и учебных пособий по различным аспектам организации и проведения избирательных кампаний, повышения профессиональной подготовки организаторов выборов и правовой культуры избирателей, других участников избирательного процесса.
4. Механизмы и формы реализации Комплекса мер
Механизм реализации Комплекса мер основывается на планировании и координации работы избирательных комиссий всех уровней. Комплекс мер осуществляется в рамках ежегодного сводного плана по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов, утверждаемого постановлением ЦИК России.
Управление реализацией Комплекса мер, координацию работ осуществляет ЦИК России.
Головным исполнителем Комплекса мер является РЦОИТ.
РЦОИТ разрабатывает проект сводного плана по реализации Комплекса мер и проект сметы расходов по его реализации (с указанием конкретных работ по выполнению Комплекса мер, предполагаемых затрат по каждому направлению и мероприятию) и составляет отчет о его выполнении.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии - соисполнители Комплекса мер разрабатывают соответствующие планы по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации на 2006-2008 годы и организуют их реализацию.
5. Финансовое обеспечение Комплекса мер
Финансирование расходов, связанных с реализацией Комплекса мер производится за счет средств, предусмотренных ЦИК России в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на обучение организаторов выборов и повышение правовой культуры избирателей, с учетом фактического поступления средств из федерального бюджета.
6. Оценка выполнения Комплекса мер
Результативность реализации Комплекса мер измеряется уровнем реального участия граждан Российской Федерации в выборах, референдумах и отражается в докладах, социологических исследованиях и иных документах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов, участвующих в реализации Комплекса мер.
Оценка выполнения Комплекса мер включает также следующие показатели:
уровень электоральной активности избирателей, участников референдумов;
количество подготовленных организаторов и специалистов в области избирательного права и избирательного процесса, подготовки и проведения референдумов;
количество действующих клубов, центров по вопросам повышения профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовой культуры избирателей (участников референдумов) и количество граждан, участвующих в их работе;
наличие и рост действующих молодежных парламентских структур и количество молодежи, участвующей в их работе;
проведенные выставки по избирательной тематике, действующие экспозиции электорального формата;
телепередачи, конкурсы, фестивали, олимпиады, деловые игры;
размещение нормативно-правовых актов, учебных и других материалов в электронной библиотеке, прежде всего в библиотеке РЦОИТ;
количество изданных брошюр, плакатов, сборников;
проведенные научно-исследовательские работы по проблемам избирательного права и избирательного процесса, а также степень их практического внедрения.
В результате реализации Комплекса мер предполагается достичь положительной динамики роста электоральной активности граждан России.
Перечень мероприятий Комплекса мер прилагается.
Приложение
к Комплексу мер по повышению правовой культуры избирателей
(участников референдума) и обучению организаторов выборов
и референдумов в Российской Федерации на 2006-2008 годы
Перечень мероприятий
Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации на 2006-2008 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Ожидаемый результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий Комплекса мер | |||
1.1 |
Разработка и принятие ежегодных Сводных планов основных мероприятий по реализации Комплекса мер |
ЦИК России, РЦОИТ |
Создание условий для эффективной деятельности, направленной на реализацию мероприятий Комплекса мер |
1.2 |
Разработка и реализация плана организации обучения кадров избирательных комиссий в Российской Федерации на 2006-2008 годы |
ЦИК России, РЦОИТ, ФЦИ при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Обеспечение условий для эффективной профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов |
1.3 |
Разработка и реализация Программы исследований в области совершенствования законодательства о выборах, референдумах в Российской Федерации и оказание научно-методической помощи участникам выборов и референдумов на 2007-2009 годы |
ЦИК России, Научно-методический совет при ЦИК России |
Активизация творческого потенциала ученых и ведущих специалистов в области законодательства о выборах и референдумах |
1.4 |
Разработка избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, территориальными избирательными комиссиями мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, их реализация на соответствующей территории |
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии |
Активизация творческого потенциала коллективов избирательных комиссий |
1.5 |
Организация и проведение конкурса среди избирательных комиссий на лучшую организацию работы по отдельным направлениям их деятельности |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Активизация творческого потенциала коллективов избирательных комиссий |
1.6 |
Создание территориальных (межтерриториальных) центров повышения правовой культуры избирателей |
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии |
Активизация творческого потенциала коллективов избирательных комиссий |
1.7 |
Обобщение и распространение опыта работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовой культуры избирателей (участников референдума) |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Внедрение передового опыта работы в практику деятельности избирательных комиссий |
2. Организация обучения кадров избирательных комиссий | |||
2.1 |
Повышение квалификации членов и работников аппаратов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (председателей, заместителей председателей, секретарей, юрисконсультов, ответственных за кадровую работу и делопроизводство, руководителей финансовых и контрольно-ревизионных служб, системных администраторов) |
ЦИК России, РЦОИТ, ФЦИ при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Повышение уровня профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации |
2.2 |
Организация и совершенствование деятельности базовых избирательных комиссий по правовому обучению участников выборов, референдумов |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Повышение профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов |
2.3 |
Проведение совещаний с представителями базовых избирательных комиссий по вопросам организации процесса обучения в указанных избирательных комиссиях |
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Повышение профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов |
2.4 |
Организация учебы председателей, заместителей председателей и секретарей территориальных избирательных комиссий (комиссий референдума) на основе проведения семинаров в региональных центрах подготовки кадров, в вузах, в базовых избирательных комиссиях |
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Повышение профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов |
2.5 |
Организация обучения членов участковых избирательных комиссий (комиссий референдума) |
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии |
Повышение эффективности процесса обучения кадров избирательных комиссий, формирование непрерывной и многоуровневой системы подготовки кадров |
2.6 |
Разработка типовых учебных программ "Избирательное право и избирательный процесс"; "Законодательство о референдумах и референдумный процесс" для повышения квалификации кадров избирательных комиссий (комиссий референдума) |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Обеспечение условий для эффективного обучения кадров избирательных комиссий (комиссий референдума) |
2.7 |
Разработка типовых учебных программ для базовых избирательных комиссий |
ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России |
Обеспечение условий для эффективного обучения кадров избирательных комиссий (комиссий референдума) |
2.8 |
Разработка программ компьютерного тестирования по вопросам избирательного права и избирательного процесса, законодательства о референдумах |
ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Обеспечение условий для эффективного обучения кадров избирательных комиссий (комиссий референдума) |
3. Организация правового обучения избирателей, представителей политических партий, иных общественных объединений, кандидатов, доверенных лиц кандидатов и политических партий, наблюдателей, военнослужащих, работников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации | |||
3.1 |
Организация и проведение семинаров и совещаний с представителями политических партий, иных общественных объединений, кандидатами, доверенными лицами кандидатов и политических партий, наблюдателями по вопросам избирательного права и избирательного процесса |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии |
Повышение правовой культуры указанных категорий участников выборов и референдумов |
3.2 |
Организация и проведение лекций и других мероприятий по разъяснению законодательства о выборах, процедур голосования на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления |
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии |
Повышение правовой культуры избирателей, участников выборов и референдумов |
3.3 |
Организация и проведение семинаров, подготовка методических и нормативных материалов по вопросам участия военнослужащих в выборах и референдумах |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Повышение правовой культуры военнослужащих |
3.4 |
Организация и проведение консультаций, семинаров, подготовка методических и нормативных материалов для работников правоохранительных органов по вопросам избирательного законодательства |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Повышение правовой культуры работников правоохранительных органов |
3.5 |
Организация обучения представителей различных категорий участников выборов и референдумов по вопросам избирательного права и законодательства о референдумах в Российской Федерации |
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии |
Повышение правовой культуры избирателей, участников выборов и референдумов |
3.6 |
Организация правового обучения представителей средств массовой информации в области избирательного (референдумного) права и избирательного (референдумного) процесса |
РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Повышение эффективности деятельности СМИ по информационному обеспечению выборов, референдумов |
4. Информационно-просветительская деятельность | |||
4.1 |
Анализ информационно-просветительской деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации при подготовке и проведении выборов и референдумов федерального, регионального и муниципального уровней |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Внедрение передового опыта работы в практику деятельности избирательных комиссий (комиссий референдума) |
4.2 |
Оказание методической помощи избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации по вопросам информационно-просветительской деятельности при подготовке и проведении выборов и референдумов федерального и регионального уровней |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Повышение эффективности деятельности избирательных комиссий (комиссий референдума) |
4.3 |
Взаимодействие избирательных комиссий (комиссий референдума) с общероссийскими, региональными, муниципальными средствами массовой информации |
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии |
Повышение эффективности деятельности СМИ |
4.4 |
Разработка и реализация Программы информационно-просветительской деятельности ЦИК России в период подготовки и проведения федеральных избирательных кампаний 2007-2008 годов |
ЦИК России, РЦОИТ |
Правовое просвещение избирателей и повышение общественного интереса к выборам |
4.5 |
Подготовка, изготовление и распространение аудиопродукции информационно-просветительского характера |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Правовое просвещение избирателей и повышение общественного интереса к выборам, референдумам |
4.6 |
Создание слайдов, учебных и документальных, видеофильмов, информационных видеороликов по вопросам организации и проведения выборов и референдумов, участия в них избирателей (участников референдума) |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Правовое просвещение организаторов выборов, избирателей, участников референдумов |
4.7 |
Выпуск цикла теле- и радиопередач при участии избирательных комиссий, адресованных избирателям (участникам референдума), разъясняющих избирательное (референдумное) законодательство |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Правовое просвещение избирателей (участников референдума) и повышение общественного интереса к выборам и референдумам |
4.8 |
Разъяснение избирательного (референдумного) законодательства в средствах массовой информации, опубликование в общероссийских, региональных и муниципальных средствах массовой информации материалов по вопросам избирательного права и законодательства о референдумах |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Правовое просвещение избирателей (участников референдума) и повышение общественного интереса к выборам и референдумам |
4.9 |
Организация пресс-конференций, брифингов, семинаров для журналистов, специализирующихся на освещении избирательных кампаний, по разъяснению основных положений избирательного законодательства |
ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Повышение эффективности деятельности СМИ по информационному обеспечению выборов, референдумов |
4.10 |
Подготовка и проведение видеоконференций с членами избирательных комиссий по вопросам организации деятельности базовых избирательных комиссий, совершенствование организации правового обучения избирателей, профессиональной подготовке членов избирательных комиссий и другим вопросам организации процесса обучения |
ЦИК России, ФЦИ при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Правовое просвещение и |
4.11 |
Организация Интернет пресс-конференций по вопросам законодательства о выборах и референдумах, реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации |
ЦИК России, ФЦИ при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Правовое просвещение организаторов выборов и референдумов, избирателей и участников референдумов |
4.12 |
Совершенствование дизайна и структуры сайта ЦИК России, РЦОИТ, ФЦИ при ЦИК России в информационной сети "Интернет" и его регулярное информационное наполнение и обновление. Оказание содействия избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации по совершенствованию их интернет сайтов |
ЦИК России, РЦОИТ, ФЦИ при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Повышение эффективности деятельности избирательных комиссий |
5. Молодежь и выборы | |||
5.1 |
Взаимодействие с Общественной молодежной палатой при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Молодежной парламентской ассамблеей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, иными государственными органами и общественными организациями по вопросам организации правового обучения и повышения правовой культуры молодежи |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Создание условий для эффективной деятельности по вопросам повышения правовой культуры молодежи |
5.2 |
Взаимодействие с Министерством образования и науки Российской Федерации и образовательными учреждениями по вопросам введения и преподавания обновленного учебного раздела "Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации" |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Повышение качества и эффективности преподавания избирательного права и избирательного процесса |
5.3 |
Проведение ежегодных конкурсов среди студентов и аспирантов высших юридических учебных заведений (юридических факультетов вузов) Российской Федерации на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Подведение итогов и награждение призеров конкурсов |
ЦИК России, РЦОИТ, Минобрнауки России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Повышение качества и эффективности преподавания избирательного права и избирательного процесса, развитие интереса у молодежи к выборам, референдумам, реализации избирательного права и права на участие в референдумах |
5.4 |
Участие в проведении международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров студентов и молодых ученых по проблемам реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Совершенствование избирательного законодательства, законодательства о референдумах и активизация творческого потенциала студентов и молодых ученых |
5.5 |
Подготовка кадрового резерва для работы в системе избирательных комиссий на базе Московской государственной юридической академии в рамках организации обучения по учебной дисциплине государственно-правовой специализации "Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации" |
ЦИК России, РЦОИТ, Московская государственная юридическая академия (по согласованию) |
Подготовка квалифицированных кадров для работы в системе избирательных комиссий |
5.6 |
Организация и проведение учебной практики студентов в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации |
ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Подготовка квалифицированных кадров для работы в системе избирательных комиссий |
5.7 |
Участие в проведении ежегодной Всероссийской олимпиады школьников по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву |
Учительская газета (по согласованию), ЦИК России, РЦОИТ |
Углубление знаний по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву, законодательству о референдумах и развитие интереса у молодежи к выборам, референдумам |
5.8 |
Проведение конкурсов рефератов, курсовых работ учащихся старших классов школ и средних специальных учебных заведений по проблемам избирательного права и избирательного процесса, законодательства о референдумах |
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Углубление знаний по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву и развитие интереса у молодежи к выборам, референдумам |
5.9 |
Подготовка и издание информационно-справочных и методических материалов по вопросам избирательного права для учителей и преподавателей, учащихся средних, общеобразовательных и специальных учебных заведений и студентов вузов |
ЦИК России, Научно-методический совет при ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Повышение эффективности преподавания избирательного права и избирательного процесса и развитие интереса у молодежи к выборам |
6. Исследования в области совершенствования законодательства о выборах и референдумах и оказание научно-методической помощи участникам выборов и референдумов | |||
6.1 |
Развитие системы научно-методических советов при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации и совершенствование форм и методов их работы |
Научно-методический совет при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Дальнейшее развитие и совершенствование избирательной системы России, законодательства о выборах и референдумах |
6.2 |
Выполнение программы исследований в области совершенствования законодательства о выборах и референдумах в Российской Федерации и оказание научно-методической помощи участникам выборов и референдумов |
ЦИК России, Научно-методический совет при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Дальнейшее развитие и совершенствование избирательной системы России, законодательства о выборах и референдумах |
6.3 |
Проведение социологических и политологических исследований по проблемам электорально-правовой культуры избирателей, участников референдумов, эффективности избирательного законодательства и законодательства о референдумах |
ЦИК России, Научно-методический совет при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Дальнейшее развитие и совершенствование законодательства о выборах и референдумах, совершенствование деятельности избирательных комиссий |
6.4 |
Проведение исследований в области сравнительного избирательного права и международных избирательных стандартов, подготовка проектов международно-правовых документов, их экспертиза и экспертно-правовое сопровождение |
ЦИК России, Научно-методический совет при ЦИК России |
Анализ и освещение проблем избирательного законодательства, дальнейшее развитие и совершенствование избирательного законодательства России, международных избирательных стандартов |
6.5 |
Обобщение практики рассмотрения избирательных споров, обращений граждан и своевременное доведение результатов этих обобщений до сведения участников избирательного процесса |
ЦИК России, Научно-методический совет при ЦИК России избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Совершенствование деятельности избирательных комиссий по обеспечению реализации и защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации |
6.6 |
Проведение исследований по вопросам профессиональной подготовки организаторов выборов, кадров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий |
ЦИК России, Научно-методический совет при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Совершенствование деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации |
7. Современные технологии организации обучения членов избирательных комиссий и других участников избирательного процесса | |||
7.1 |
Разработка компьютерных игр по избирательному праву и избирательному процессу |
ЦИК России, РЦОИТ, ФЦИ при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Повышение эффективности правового просвещения избирателей, организаторов выборов и участников избирательного процесса |
7.2 |
Подготовка методических материалов по организации и проведении электронного голосования на выборах и референдумах |
ЦИК России, РЦОИТ, ФЦИ при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Создание условий для эффективного внедрения технологии электронного голосования |
7.3 |
Организация обучения по вопросам использования КОИБ, КЭГ |
ЦИК России, ФЦИ при ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Создание условий для эффективного внедрения технологии электронного голосования |
7.4 |
Разработка электронных средств поддержки и развития учебного процесса для организаторов выборов и иных участников избирательного процесса |
ЦИК России, РЦОИТ, ФЦИ при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе |
7.5 |
Создание комплекта документов и материалов, обеспечивающих организацию дистанционного обучения |
ЦИК России, РЦОИТ, ФЦИ при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе |
7.6 |
Разработка систем тестового контроля (тестирования) для организации правового обучения и просвещения избирателей, организаторов выборов и иных участников избирательного процесса |
ЦИК России, РЦОИТ, ФЦИ при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе |
7.7 |
Создание электронных библиотек по вопросам избирательного права и законодательства о референдумах и размещение их на сайтах ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в информационной сети Интернет |
ЦИК России, РЦОИТ, ФЦИ при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Предоставление возможности адресного поиска и свободного доступа к электронным библиотекам избирательных комиссий в Российской Федерации через глобальные сети и ГАС "Выборы" |
7.8 |
Разработка компьютерных обучающих игр и тестов по вопросам избирательного права и избирательного процесса, законодательства о референдумах для членов избирательных комиссий (комиссий референдума) |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Обеспечение условий для эффективного обучения кадров избирательных комиссий (комиссий референдума) |
8. Внедрение передового отечественного и зарубежного опыта организации работы по вопросам правового обучения участников выборов и референдумов | |||
8.1 |
Участие в международных, всероссийских и региональных конференциях по проблемам избирательного права и законодательства о референдумах |
ЦИК России, РЦОИТ, ФЦИ при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Дальнейшее развитие и совершенствование избирательного (референдумного) законодательства России, содействие формированию современных международных избирательных стандартов |
8.2 |
Изучение и распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по проблемам организации и проведения выборов и референдумов |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Дальнейшее развитие и совершенствование избирательного (референдумного) законодательства России |
8.3 |
Изучение международных избирательных стандартов, разработка предложений по их применению в избирательном процессе Российской Федерации |
ЦИК России, РЦОИТ |
Дальнейшее развитие и совершенствование избирательного законодательства России, содействие формированию современных международных избирательных стандартов |
8.4 |
Участие в подготовке специалистов по вопросам избирательного права и международного наблюдения за выборами на базе учебных заведений МИД России |
ЦИК России, РЦОИТ |
Подготовка квалифицированных кадров для международного наблюдения |
8.5 |
Проведение конференции представителей избирательных органов с участием Венецианской комиссии Совета Европы и других международных организаций по вопросам развития и кодификации международных избирательных стандартов в связи с председательством Российской Федерации в Комитете Министров Совета Европы |
ЦИК России, РЦОИТ, РФСВ |
Дальнейшее развитие и совершенствование избирательного законодательства России, содействие формированию современных международных избирательных стандартов |
8.6 |
Проведение научно-практической конференции "100-летие выборов Государственной Думы: история и современность" |
ЦИК России, РЦОИТ, РФСВ |
Пропаганда института выборов в Российской Федерации |
9. Выставочная деятельность | |||
9.1 |
Разработка и проведение выставочных мероприятий по электоральной тематике |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Повышение интереса к институту свободных выборов и референдума в Российской Федерации |
9.2 |
Разработка концепции создания музея ЦИК России, музеев избирательных комиссий субъектов Российской Федерации |
ЦИК России, РЦОИТ |
Пропаганда института выборов в Российской Федерации |
9.3 |
Содействие избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации в организации выставочной деятельности по электоральной тематике, в т.ч. передвижных выставок |
РЦОИТ |
Повышение эффективности деятельности избирательных комиссий |
9.4 |
Проведение тематических выставок изданий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, иных избирательных комиссий в ЦИК России |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Пропаганда деятельности избирательных комиссий |
9.5 |
Подготовка и проведение тематических выставок "100-летие выборов Государственной Думы: история и современность" |
ЦИК России, РЦОИТ, РФСВ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии |
Пропаганда института выборов в Российской Федерации |
10. Издательская деятельность | |||
10.1 |
Содействие в выполнении Тематического плана изданий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации |
ЦИК России, РЦОИТ |
Постоянное и достоверное информирование граждан Российской Федерации, общественных организаций, СМИ, органов государственной власти о функционировании избирательной системы в России |
10.2 |
Издание и распространение журналов "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", "Журнал о выборах" и иных печатных изданий (материалов) ЦИК России |
ЦИК России, РЦОИТ |
Обеспечение гласности в деятельности избирательных комиссий (комиссий референдумов) в Российской Федерации, активное содействие формированию правосознания российских граждан в области избирательного права и избирательного процесса |
10.3 |
Издание и распространение методических материалов, учебных пособий, сборников документов по вопросам избирательного права и законодательства о референдумах |
ЦИК России, РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Обеспечение условий для эффективной деятельности избирательных комиссий |
10.4 |
Разработка и издание научно-практических комментариев и рекомендаций по применению норм федерального законодательства о выборах и референдумах |
ЦИК России, РЦОИТ, ФЦИ при ЦИК России |
Обеспечение условий для эффективной деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации |
10.5 |
Подготовка справочных, методических материалов и учебно-образовательных программ для различных категорий участников избирательного процесса, референдумов |
РЦОИТ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации |
Обеспечение условий для эффективной деятельности избирательных комиссий |
10.6 |
Издание ежегодных сборников лучших работ по итогам конкурсов среди студентов и аспирантов высших юридических учебных заведений (юридических факультетов вузов) Российской Федерации на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса |
ЦИК России, РЦОИТ |
Активизация творческого потенциала студентов и аспирантов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 28 февраля 2006 г. N 172/1109-4 "О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации на 2006-2008 годы"
Текст постановления размещен на сайте Центральной избирательной комиссии РФ в Internet (http://www.cikrf.ru)