Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 мая 2019 г. N Ф08-3469/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
01 февраля 2019 г. |
дело N А32-52327/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2019 года.
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Нарышкина Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от истца: представитель Калугина А.В., доверенность от 24.11.2018 (до перерыва);
от ответчика: представитель Сизонова О.Е., доверенность N 253 от 23.04.2018 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело N А32-52327/2017
по иску муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" (ОГРН1022302953947, ИНН 2320033802) к обществу с ограниченной ответственностью "Управа"
(ОГРН 1122366015386, ИНН 2320206124) о взыскании задолженности и пени,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управа" (далее - ответчик, ООО "Управа", общество) о взыскании задолженности в размере 407 643,41 руб., пени за период с 28.11.2017 по 29.11.2017 в размере 224,20 руб., а также пени в соответствии с пунктом 9.3. ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" начисленной на сумму задолженности начиная с 30.11.2017 по день фактической оплаты долга.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Резолютивная часть решения принята 07.02.2018 и размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" -15.02.2018, в соответствии с которой исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что не был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства соответствия теплосчетчиков, установленных в МКЖД, законодательству РФ.
Определением от 29.06.2018 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В судебном заседании 30.11.2018 представитель истца заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просил взыскать задолженность за потребленную горячую воду в целях содержания общего имущества МКД за фактическое потребление в мае 2017 года (финансово-расчетный месяц июнь 2017 года) в размере 398 531,32 руб., пени за период с 28.11.2017 по 27.11.2018 в размере 74 481,18 руб., пени в соответствии с пунктом 9.3. ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "о теплоснабжении" начисленной на сумму задолженности начиная с 29.11.2018 по день фактической оплаты долга.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил удовлетворить заявленное ходатайство об уточнении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика заявил ходатайство об истребовании доказательств в порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
Совещаясь на месте, суд определил: отказать ответчику в удовлетворении ходатайства в порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Совещаясь на месте, суд определил: приобщить к материалам дела дополнительные документы.
Представитель истца поддержала исковые требования в уточненной редакции от 27.11.2018, пояснила, что предметом рассмотрения в настоящем деле является взыскание задолженности за потребленную горячую воду в целях содержания общего имущества МКД за фактическое потребление в мае 2017 года (финансово-расчетный месяц июнь 2017 года). В рамках дела N А32-41470/2017 были заявлены требования о взыскании задолженности за потребленную горячую воду в целях содержания общего имущества МКД за фактическое потребление в апреле 2017 года (финансово-расчетный месяц май 2017 года), в подтверждение чего на обозрение суда были представлены исковое заявление с приложенной первичной документацией.
Стороны поддержали ранее высказанные правовые позиции по делу.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации был объявлен перерыв до 25.01.2019 до 09 час.10 мин., после окончания которого, судебное заседание продолжено в отсутствие лиц участвующих в деле.
От ответчика поступило ходатайство об истребовании доказательств, а именно: первичные документы - основания для формирования формы 55 по каждому лицевому спору в спорный период с 01.05.2017 по 31.05.2017; корректную форму 55, отражающую объем индивидуального потребления за спорный период; маршрутные листы; акты проверки достоверности передаваемых потребителями сведений о показаниях ИПУ; типовой договор.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оно не подлежит удовлетворению, принимая во внимание нижеследующее.
Согласно части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.
Следовательно, при рассмотрении ходатайства об истребовании доказательств суд должен проверить обоснованность данного процессуального действия с учетом принципов относимости и допустимости доказательств, и при отсутствии соответствующей необходимости, вправе отказать в его удовлетворении.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что имеющихся в материалах дела доказательств достаточно для вынесения справедливого и объективного судебного акта, в связи с чем, ходатайство об истребовании доказательств не подлежит удовлетворению.
Изучив материалы дела, оценив представленные в дело доказательства, доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет поставку горячей воды в МКД, расположенные в г. Сочи Краснодарского края, по следующим адресам: ул. Гагарина 20, 23, 25, 29а, 40, 44, 48, 50, 62; Гуковский пер. 10; ул. Карла Либкнехта, 13, ул. Красноармейская, 13, 15, 39, 39а, 41а; ул. Новоселов 13; Островского, 47, ул. Цветной бульвар 11, 31, 44; ул. Чайковского 6, 31, 33.
Согласно сведениям с официального интернет-сайта "Реформа ЖКХ" и интернет-сайта государственной жилищной инспекции Краснодарского края ответчик является управляющей компанией указанных МКД.
За период фактического потребления обществом в мае 2017 года горячей воды при использовании и содержании общего имущества, указанных МКД, выставлены счета в финансово-расчетном месяце июнь 2017 года на общую сумму 398 531,32 руб., что подтверждается ведомостями учета тепловой энергии и теплоносителя для ГВС, актами приема-передачи, счетами-фактурами за спорный период.
В адрес ответчика выставлялись счета на оплату поставленной и потребленной горячей воды, которые оставлены без оплаты, что повлекло образование 398 531,32 руб. задолженности перед РСО (уточненные требования).
Ответчик оплату за поставленную горячую воду, потребленную на общедомовые нужды за период май 2017 года, не произвел, в связи с чем, за ним образовалась задолженность.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Согласно п. 72 Основных положений и п. 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с п. 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии/потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 ст. 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с п. 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых; в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с ч. 11 ст. 12 Федерального закона N 176-ФЗ, начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании п. 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, при наличии в многоквартирном доме управляющей организации, соответствующие расходы возлагаются на данную организацию даже при наличии прямых договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией.
Кроме того, согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных п. 21 (1) настоящих Правил.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией в случаях, установленных в п. 21.1 Правил N 214 исходит из положений ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 ст. 157 ЖК РФ, договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией. Аналогичный вывод содержится в п. 4 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 N 26361-02/04.
Из вышеизложенного следует как обязанность ответчика заключить соответствующий договор ресурсоснабжения в целях предоставления гражданам коммунального ресурса на содержание общего имущества, так и прямая обязанность приобретать у ресурсоснабжающих организаций и оплачивать коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается осуществление управления спорным многоквартирными домами ответчиком, что последним не оспаривается.
Как следует из материалов дела, письмом от 21.03.2017 N 02-2252/17 предприятие направило в адрес общества для подписания проект публичного договора теплоснабжения (на поставку тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома) от 21.03.2017 N 2416, оставленный ответчиком без ответа.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 9 п. 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Согласно пункта 3 статьи 438 ГК РФ, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, "действий" по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Пункт 11 Правил N 124, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях признается заключенным, с даты направления указанной заявки.
Между тем обязанность заключить договор ресурсоснабжения с РСО в случаях, установленных в пункте 21 (1) Правил N 124, следует из положений части 12 статьи 161 ЖК РФ.
Если управляющая организация не заключила договор на поставку тепловой энергии и теплоносителя на ОДН с гарантирующим поставщиком, для возложения на нее обязанности по оплате полученного на ОДН ресурса необходимо установить, приступила ли она фактически к управлению общим имуществом МКД и не являются ли возникшие между управляющей организацией и РСО отношения согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ фактически сложившимися договорными отношениями по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Гарантирующий поставщик (как РСО) вправе получить плату за фактически переданный в МКД объем горячей воды.
Из вышеуказанного следует, что между истцом и ответчиком фактически сложились отношения по поставке горячей воды при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, обязанность по оплате потребленного ресурса возложена на ответчика в силу прямого указания закона.
Наличие прямых договоров между собственниками помещений и истцом не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него законом обязательств по оплате горячей воды, потребленной на общедомовые нужды.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. ст. 309, 310 ГК РФ).
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт и объем оказанных истцом за период фактического потребления май 2017 года (финансово-расчетный месяц июнь 2017 года), услуг и факт ненадлежащего исполнения обязательства ответчиком по своевременной оплате потребленного ресурса на момент рассмотрения спора подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Довод общества о том, что истцом неверно произведен расчет объема поставленной тепловой энергии и теплоносителя для ГВС, отклонен апелляционным судом по следующим основаниям.
Из статьи 539 ГК РФ следует, что обязанность по обеспечению учета потребления энергии лежит на абоненте.
Ответчиком не представлены доказательства того, что содержащиеся в представленных истцом ведомостях снятия показаний приборов учета и счетах-фактурах сведения о количестве потребленной спорными МКД тепловой энергии и теплоносителя для ГВС являются недостоверными.
Довод ответчика о том, что истцом немотивированно приняты показания "0", является не состоятельным, поскольку потребитель вправе передавать показания установленных ИПУ любым удобным ему способом. Потребители, предоставляя показания ИПУ, тем самым подтверждают свой расход ГВС или его отсутствие. Общество не представило доказательств иного и документально свои доводы не подтвердило.
Истцом были предоставлены ведомости начисления индивидуального потребления поквартирно с объемом потребления по ИПУ (с указанием начальных и конечных показаний ИПУ) и нормативным объемам по квартирам без ИПУ. По всем лицевым счетам, где объем потребления составил "0" м3 -даны пояснения. В графе "Показания" с приложением подтверждающих документов: ведомости начисления индивидуального потребления поквартирно, сводный отчет лицевых счетов по УК лс 2416 ООО Управа с адресами, копии актов проверок по отключенным абонентам, копии страниц программы начисления ГВС и Отопления по МКД.
На основании части 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Исходя из системного толкования ст. 162 ЖК РФ, п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416, пп. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей организацией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями. (Определение ВС РФ N 310-ЭС15-912 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
В отсутствие утвержденного норматива на подогрев воды, к применению подлежат показания общедомовых приборов учета, что соответствует ст. ст. 539, 544 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ. С учетом того, что норматив на подогрев воды в Краснодарском крае утвержден с 01.06.2017 Приказом РЭК - ДЦиТ Краснодарский край от 18.05.2017 N 2/2017-нп, расчет представленный истцом является верным и соответствует действующему законодательству. Норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не может рассматриваться как исключение применения до указанной в нем даты ранее установленных нормативов.
Представлений истцом расчет произведен с учетом позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Определениях от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 20.03.2018 N 305-ЭС17-20562 и в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017).
ООО УК "Управа" предоставлены справки БТИ по МКД находящихся на управлении с изменениями в площадях МОП в МКД, в связи, с чем МУП "СТЭ" произведен перерасчет размера платы за коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах ответчика.
В соответствии п.5 ст.9 ФЗ N 190 от 27.07.2010 г. "О теплоснабжении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно Приказа РЭК ДЦиТ от 15.12.2016 N 80/2016-т "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2015 N 58/2015-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду": компонент на холодную воду ООО "Сочиводоканал" (тепловой носитель): с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 28,58 руб./м3 без НДС.; компонент на тепловую энергию нагрева: с 01.01.2017 по 30.06.2017- 2688,33 руб./Гкал без НДС.
Норматив потребления горячего водоснабжения в жилых помещениях с 01.07.2016 на основании Приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 г. N 2/2012 - нп (в ред. от 19.05.2014 N 2/2014-нп; от 01.07.2016 N 1/2016-нп.) составляет - 2,65 м3 на 1 человека.
С 01.07.2016 на основании Приказа Региональной Энергетической Комиссии - Департамента Цен и Тарифов Краснодарского Края от 01.07.2016 N 1/2016-нп. утвержден норматив потребления горячего водоснабжения на общедомовые нужды, в размере 0,03 куб.м. на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества дома.
Норматив на содержание общего имущества регулируется следующими положениями 354 Правил:
В соответствии с требованиями п.40 Правил N 354, потребитель коммунальных услуг (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за услугу горячего водоснабжения, предоставленную потребителю в жилом помещении, и плату за горячее водоснабжение, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с новой редакцией п.44 N 354, распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на СОИ за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на СОИ, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Объем нормативных СОИ, определенный по формуле 15 Правил N 354, согласно общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД и норматива СОИ.
При определении приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной (горячей) воды, предоставленной на СОИ за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
В силу п.21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее по тексту -Правила N 124) при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии.
Жилищное законодательство Российской Федерации предусматривает производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Если следовать позиции вышеуказанного Верховного Суда РФ, то теряется смысл Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", нормы которого имеют императивный характер и обязывают ресурсоснабжающую организацию после 01.07.2012 года совершить действия по установке общедомовых приборов учета, если собственниками жилых помещений этого не было сделано ранее.
Оспаривая представленные истцом сведения об объемах горячей воды, ответчик не представил суду доказательств иных объемов потребления горячей воды.
Поскольку ответчик не представил иные данные об объемах потребления горячей воды в спорный период, постольку основания для вывода о недостоверности сведений, у суда отсутствуют.
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества дома и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2.3 статьи 161 Кодекса).
По смыслу части 10 статьи 162 ЖК РФ техническая документация хранится в управляющей организации.
В силу пункта 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирные дома и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общего имущества.
Таким образом, именно ответчик, являясь управляющей организацией, обязан иметь техническую документацию на каждый дом и поддерживать их в актуальном состоянии, то есть учитывать динамику изменения.
Техническая документация, опровергающая расчет истца, в материалах дела отсутствует и ответчиком не представлена. Представленный ответчиком контррасчет, документально не подтвержден и произведен исходя из отсутствия общедомовых приборов учета.
Довод ответчика о том, что общедомовые приборы учета не приняты в состав общего имущества и не являются коммерческими, является не состоятельным.
В соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса РФ, с пунктом 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу п. 5. "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом собственников с момента их установки.
Приборы учета, необходимые для расчета потребленной тепловой энергии, став конструктивным элементом инженерного оборудования многоэтажного дома, утратили свойства самостоятельного объекта права собственности.
С учетом изложенного общедомовые приборы учета с момента установки являются общей собственностью собственников помещений многоквартирного дома.
Принятие ОДПУ собственниками МКД к коммерческому учету подтверждается отчетом о начисленных и оплаченных суммах за установку ОДПУ, по МКД находящихся на управлении ответчика, представленным истцом в материалы дела
Истцом представлены в материалы дела технические паспорта на общедомовые приборы учета с действующей поверкой в спорный период и на момент вынесения данного решения.
Истцом представлены в материалы дела акты допуска в эксплуатацию узла учета ГВС у потребителя по адресам: г. Сочи, ул. Гагарина, 23, Акт N 3/17 от 26.09.2011, ул. Гагарина, 25, Акт N 3/18 от 01.07.2011, Акт N 1-484 от 19.12.2016, ул. Гагарина, 29А, Акт N 3/21 от 09.08.2011, Акт б/н от 09.01.2017, ул. Гагарина, 40, Акт N б/н от 12.09.2014, ул. Гагарина, 44, Акт N 34 от 18.04.2011, Акт N1-498 от 10.02.2017, ул. Гагарина, 48, Акт N б/н от 11.09.2013, ул. Гагарина, 50, Акт N 35 от 13.04.2011, Акт N 1-503 от 14.12.2016, ул. Гагарина, 62, Акт б/н от 08.10.2014, пер. Гуковский, 10, Акт N б/н от 12.09.2014, ул. Карла Либкнехта 13, Акт N588 от 05.10.2015, ул. Красноармейская, 13, Акт N 1-608 от 26.05.2015, Акт N 1-608 от 29.03.2017, ул. Красноармейская, 39, Акт N 1-630 от 19.12.2016, ул. Красноармейская, 41А, Акт N 1-634 от 19.07.2015, Акт N 1-634 от 19.12.2016, ул. Новоселов, 13, Акт N 40 от 19.04.2011, ул. Островского, 47, Акт N 1-729 от 11.03.2015, Акт N 1-729 от 09.12.2016, Цветной бульвар, 11, Акт N В552 от 03.09.2015, Цветной бульвар, 31, Акт б/н от 26.06.2014, Цветной бульвар, 44, Акт N б/н от 07.06.2012, ул. Чайковского, 31, Акт N 897 от 11.10.2015, Акт N 1-897 от 18.11.2016.
Поскольку в управляемых ответчиком домах имеется внутридомовая система ГВС, подключенная к централизованным сетям истца, есть СОИ (тепловая энергия и теплоноситель на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома).
Истцом приведен подробный расчет предъявленных за соответствующий период сумм, с разбивкой по каждому МКД.
Между тем каких-либо обоснованных возражений относительно предъявленных сумм ответчиком не заявлено, соответствующих доказательств не представлено.
Поскольку ответчиком доказательств оплаты задолженности за потребленную горячую воду в спорный период (май 2017 года) в размере 398 531,32 руб. не представлено, постольку указанная сумма подлежит взысканию с общества в пользу предприятия.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика пеней за период с 28.11.2017 по 27.11.2018 в размере 74 481,18 руб., пени начиная с 13.06.2018 по день фактической оплаты задолженности, исходя из размера, установленного частью 9.4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В силу статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
На основании статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Проверив представленный истцом расчет пени, суд признал его составленным неверно. Однако, по расчету суда апелляционной инстанции, размер неустойки превышает заявленную истцом сумму. Поскольку суд не вправе выходит за пределы заявленных требований, неустойка подлежит взысканию в размере 74 481,18 руб.
В соответствии с пунктом 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ), требование истца о взыскании с ответчика неустойки с суммы долга, начиная с 29.11.2018 по день фактического исполнения обязательства, также подлежат удовлетворению.
В возражениях на ходатайство ответчика от 22.01.2019 истцом в просительной части указан период взыскания неустойки с 28.11.2017 по 29.11.2017 в размере 205,91 руб.
Однако, суд апелляционной инстанции не расценивает данное заявление в качестве уточнения исковых требований, поскольку письменные пояснения не содержат ссылок на статью 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после перерыва истец в судебное заседание явку представителя не обеспечил, соответствующего ходатайства не заявил.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основанием для отмены судебного акта, и принимает новый судебный акт.
В связи с этим, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе подлежат отнесению на сторон в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2018 по делу N А32-52327/2017 отменить. Принять новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управа" (ОГРН 1122366015386, ИНН 2320206124) в пользу муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" (ОГРН1022302953947, ИНН 2320033802) задолженность в размере 398 531,32 руб., пени за период с 28.11.2017 по 27.11.2018 в размере 74 481,18 руб., пени в соответствии с пунктом 9.3. ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" начисленной на сумму задолженности в размере 398 531,32 руб., начиная с 29.11.2018 по день фактической оплаты долга.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управа" (ОГРН 1122366015386, ИНН 2320206124) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 12 460 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52327/2017
Истец: МУП "СТЭ", МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго"
Ответчик: ООО Управа
Третье лицо: ООО Управа, ФГУП УФПС Краснодарского края - филиал Почта России, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю