город Томск |
|
4 февраля 2019 г. |
Дело N А27-20613/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Колупаевой Л.А., |
судей |
|
Сбитнева А.Ю. Сластиной Е.С. |
|
|
|
при ведении протокола судебного заседания Хасанзяновым А.И. без использования средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Мысковский городской округ" в лице муниципального казенного учреждения "Управления жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08 ноября 2018 года по делу N А27-20613/2018 (судья Мраморная Т.А.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоснаб", г. Кемерово (ОГРН 1124205004197, ИНН 4205239830) к муниципальному образованию "Мысковский городской округ" в лице муниципального казенного учреждения "Управления жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа", г. Мыски (ОГРН 1144214000589, ИНН 4214036481) о взыскании 37586270,06 руб.,
При участии в судебном заседании:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: без участия (извещен),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоснаб" (далее - истец, ООО "Теплоснаб") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением о взыскании с Муниципального образования "Мысковский городской округ" в лице муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа" (далее - ответчик, учреждение, апеллянт) задолженности по оплате субсидии из бюджета Мысковского городского округа на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом по услугам теплоснабжения за период 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 37586270,06 рублей.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08 ноября 2018 года исковые требования удовлетворены полностью, с ответчика в пользу истца взыскано задолженность по оплате субсидии из бюджета Мысковского городского округа на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом по услугам теплоснабжения за период 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 37586270,06 рублей и 200000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Седьмой арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своих доводов указывает на то, что суд первой инстанции не учел, что соглашение от 20.01.2018, заключенное между МКУ "УЖКХ" и ООО "Теплоснаб", не устанавливает какого-либо самостоятельного обязательства муниципального образования в лице МКУ "УЖКХ" перед истцом, оказывавшим коммунальные услуги населению города. Это Соглашение (договор) лишь определяет порядок расчета и выплаты из бюджета Мысковского городского округа возмещения недополученных (выпадающих) доходов Исполнителя, возникших вследствие возникновения в спорный период межтарифной разницы - применения ООО "Теплоснаб" при взимании платы за коммунальные услуги не экономически обоснованных тарифов РЭК Кемеровской области, а размеров плат, установленных Советом народных депутатов.
Истец в порядке ст. 262 АПК РФ представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями ее подателя не согласился, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Апеллянтом представлено заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителей.
В порядке части 6 статьи 121, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Администрации Мысковского Городского округа от 20.06.2014 N 1263-нп "Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом" между МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа" и ООО "Теплоснаб" заключено Соглашение N 15 от 20.01.2018 о предоставлении субсидий из бюджета Мысковского городского округа (в редакции протокола разногласия от 10.04.2018, протокола согласования разногласий от 16.04.2018).
Согласно пункту 8.7. Соглашения N 15 от 20.01.2018, Главный распорядитель бюджетных средств (МКУ "УЖКХ"), предоставивший субсидии, и орган муниципального финансового контроля осуществляют проверку соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоснаб" является Энергоснабжающей организацией, осуществляет производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) и предоставляет услуги по отоплению и горячему водоснабжению гражданам многоквартирных домов Центральной части города Мыски, указанных в реестрах по расчету размера субсидии.
Согласно пункту 4 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации Мысковского городского округа от 20.06.2014 N 1263-нп, размер субсидии определяется по услугам теплоснабжения исходя из разницы между утвержденными в установленном порядке экономически обоснованными тарифами, принятыми государственным регулирующим органам для населения и размером платы граждан за отопление, горячее водоснабжение, установленным при приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствии с установленным предельным индексом.
В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20.12.2017 N 725 с 01.01.2018 по 31.12.2018 тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "Теплоснаб" - 2 347,89 руб. /мЗ (без НДС).
В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20.12.2017 N 727 с 01.01.2018 по 31.12.2018 тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения для потребителей ООО "Теплоснаб" - 172,23 руб. /мЗ (с НДС), 145,96 руб. /мЗ (без НДС).
Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа N 35-н от 21.06.2017 "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги с установленным предельным индексом",N 66-н от 25.12.2017 "О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Мысковского городского округа N 35-н от 21.06.2017 "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги с установленным предельным индексом", установлен размер платы граждан за коммунальные услуги (теплоснабжение), используемый при расчете субсидий согласно Постановлению Администрации Мысковского Городского округа от 20.06.2014 N 1263-нп "Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом".
В соответствии с абзацем 1 пункта 3.1. Соглашения от 20.01.2018 плановый объем субсидий на период с 01.01.2018 по 31.12.2018 составляет 87 467 026 руб. без учета НДС согласно плановому расчету, предоставленному Обществом (Получателем субсидий) и корректируется в пределах лимитов бюджетных обязательств в зависимости от фактических объемов оказанных услуг, что подтверждается данными бухгалтерской отчетности, иными сведениями и документами.
В соответствии с Порядком предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом по услугам теплоснабжения (приложение N 1 к Постановлению Администрации МГО от 20.06.2014 N 1263-н) Получатель субсидий предоставляет МКУ "УЖКХ" документы указанные в пункте 6 настоящего Порядка.
Расчет субсидии предоставляется ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Расчет субсидии за декабрь месяц предоставляется в МКУ "УЖКХ" в срок не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
МКУ "УЖКХ" в пятидневный срок проводит проверку представленных документов и производит оплату организациям получателям субсидий после подписания акта сверки расчетов. Акты сверок взаимных расчетов по субсидии за январь - июнь 2018 были направлены в адрес МКУ "УЖКХ" для подписания.
В адрес МКУ "УЖКХ" была направлена претензия N 03-928 от 14.08.2018 о погашении задолженности по субсидии за период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 37586270,06 руб.
Согласно пункту 6 Порядка, пункту 2.4.3. Соглашения все необходимые документы для выплаты субсидий за период с 01.01.2018 по 30.06.2018 Обществом предоставлены, однако, МКУ "УЖКХ" не подписаны, при этом в адрес Общества не представлено пояснений в отношении отсутствия факта подписания представленных актов, выплата субсидий за указанный период в размере 37 586 270,06 рублей до настоящего времени не произведена.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по выплате субсидии обществу из бюджета Мысковского городского округа, в рамках заключенного между ними Соглашения от 20.01.2018, истец обратился в суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что согласно представленных в материалы дела заявок на предоставление субсидий за январь - июнь 2017, справок о фактической численности населения, пользующиеся услугами теплоснабжения, а также сводов по реестру на возмещение размера субсидии и отчетов, сумма возмещения недополученных доходов и финансового обеспечения затрат ООО "Теплоснаб" составила 37586270,06 руб.
По смыслу положений статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в ГК РФ. В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Согласно правилам статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны правоотношений свободны в заключении договора, они могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. В силу правил, изложенных в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К ним, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 разъяснено, что при решении вопроса об определении публично- правового образования за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ, статей 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункты 1, 19).
Пункт 18 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. В соответствии с правилами статьи 53 Закона N 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Статьей 18 Закона N 131-ФЗ установлен принцип, согласно которому по общему правилу финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). Неисполнение муниципальным образованием своих обязательств по компенсации затрат, произведенных в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению лицу в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с обеспечением вопросов местного значения.
Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком заключено соглашение в соответствии с Постановлением Администрации Мысковского городского округа от 20.06.2014 N 1263-нп "Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленным предельным индексом". Из содержания пункта 2 такого Порядка следует, что субсидия предоставляется на основании договоров (соглашений), заключенных между главным распорядителем бюджетных средств, в пределах установленных полномочий, и иными лицами.
Как следствие, требования истца правомерно основано на статьях 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных нормативных актов, а при их отсутствии в соответствии с обычаями делового оборота; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, обязательства по выплате истцу субсидий исполнены не были. Доказательства перечисления истцу задолженности в сумме 37586270,06 рублей ответчиком, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены, в связи с чем исковые требования правомерно признаны судом обоснованными.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров (соглашений), предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит.
В обоснование заявленного размера субсидий истцом в материалы дела представлены: справки о фактической численности населения, пользующегося услугами теплоснабжения, и общей площади жилья, своды по реестрам на возмещение размера субсидии в адрес истца по теплоснбажению (отоплению) и по горячей воде, расчеты размера субсидий по горячему водоснабжению и отоплению, с ОДПУ, без ОДПУ.
Ответчиком контррасчет размера субсидий не представлен
Апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался, поскольку апеллянт освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Кемеровской области от 08 ноября 2018 года по делу N А27-20613/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Мысковский городской округ" в лице муниципального казенного учреждения "Управления жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20613/2018
Истец: ООО "Теплоснаб"
Ответчик: МуниципальноЕ казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа", г. Мыски