Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 июня 2019 г. N Ф05-6715/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А41-41744/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Коновалова С.А, Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Искендеровой Я.Г.
при участии в заседании:
от заявителя Товарищества собственников недвижимости "Тюнино" - Зенина Е.И. представитель по доверенности от 19 марта 2018 года,
от заинтересованного лица Администрации городского округа Луховицы Московской области - Лагутин А.А. представитель по доверенности от 28 января 2019 года, Локтевой С.А. представитель по доверенности от 26 декабря 2018 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников недвижимости "Тюнино" на решение Арбитражного суда Московской области от 09 ноября 2018 года по делу N А41-41744/18, принятое судьей Семеновой А.Б., по заявлению Товарищества собственников недвижимости "Тюнино" к Администрации городского округа Луховицы Московской области о признании незаконными действий по проведению рейдовых обследований земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Тюнино" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ) к Администрации городского округа Луховицы Московской области (далее - администрация) о признании незаконными действий администрации по проведению в период с 21 августа 2017 по 18 октября 2017 рейдовых обследований земельных участков сельскохозяйственного назначения, принадлежащих на праве собственности товариществу, результаты которых оформлены перечисленными в уточненном иске актами обследования земельных участков.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 ноября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 131-161 т. 21).
Не согласившись с данным судебным актом, товарищество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители администрации возражали против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части взыскания госпошлины ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ТСН "Тюнино" является собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства/дачное хозяйство, расположенных по адресу: Московская обл., Луховицкий район, в общем количестве 1537 земельных участков.
В период с 21 августа 2017 года по 18 октября 2017 года сотрудниками администрации городского округа Луховицы проведены обследования земельных участков, принадлежащих на праве собственности товариществу, по результатам которых составлены акты обследования, из которых следует, что на земельных участках дачные строения и сооружения отсутствуют, земельные участки не используются для выращивания плодовых, овощных и сельскохозяйственных культур; на территории участков отсутствует водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газификация, дороги, водонапорные башни, общие ворота, заборы и т.д.; земельные участки не используются для дачного хозяйства (садоводства и огородничества); земельные участки покрыты растительностью.
Заявитель посчитав, что при проведении проверки администрацией были нарушены требования законодательства, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
На территории Российской Федерации деятельность в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294- ФЗ).
Пункт 6 статьи 2 указанного Закона устанавливает, что проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Исходя из содержания Федерального закона N 294-ФЗ следует, что проверки в рамках осуществления муниципального контроля могут быть плановыми и внеплановыми.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
При этом согласно части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является:
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
- приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В силу части 4 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Федеральным законом N 294-ФЗ установлена обязательная процедура при принятии решения о проведении внеплановой проверки, порядок согласования ее проведения с органами прокуратуры, извещения юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которого данная проверка проводится, в частности:
- в день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения;
· заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки;
· по результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения;
· решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля;
· о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 277-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которыми закон дополнен статьей 8.3, регулирующей вопросы организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Указанные положения вступили в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть с 01 января 2017 года.
В соответствии с частью 1 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся:
· плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
· административные обследования объектов земельных отношений;
· исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
· измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
· наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
· наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;
· наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
· другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ, мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Обследование земельных участков принадлежащих на праве собственности ТСН "Тюнино" проводилось на основании заданий на проведение рейдового обследования земельных участков, принадлежащих на праве собственности ТСН "Тюнино", утвержденных Главным инспектором по муниципальному земельному контролю городского округа Луховицы Московской области.
Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно- правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления (часть 4 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ).
Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков, а также оформления результатов таких осмотров, обследований на территории городского округа Луховицы регулируется соответствующим порядком, утвержденным распоряжением Администрации Луховицкого муниципального района Московской области от 27 декабря 2016 года N 48-р "Об утверждении порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, ооследований земельных участков, а также оформления результатов таких осмотров, обследований на территории Луховицкого муниципального района Московской области".
Обследование земельных участков заявителя проводилось в соответствии с указанным распоряжением, согласно пункту 1.6 которого задание на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков может составляться на основании запроса информации, поступившего в Администрацию Луховицкого муниципального района Московской области.
В рассматриваемом случае в администрацию от Межрайонной ИФНС России N 8 по Московской области поступили требования о предоставлении документов (информации) по факту использования по целевому назначению земельных участков с кадастровыми номерами (указаны в требовании) с видом разрешенного использования "дачное хозяйство", "дачное строительство" принадлежащего на праве собственности ТСН "Тюнино", ИНН 5072003433 / КПП 507201001.
Согласно утвержденным заданиям, был осуществлен выезд на земельные участки и произведен их осмотр, по результатам которых составлены акты обследования с описанием состояния земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования и фототаблица.
Подготовленные материалы, согласно требованиям, направлены в Межрайонную ИФНС России N 8 по Московской области, поскольку они проводились на основании требований инспекции.
В силу положений части 5 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ, в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Также по результатам данных мероприятий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю может быть выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которое само по себе не порождает каких-либо конкретных прав и обязанностей.
Исходя из положений указанных норм проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых может быть произведен осмотр (обследование) территории уполномоченными органами осуществляется в одностороннем порядке, а результаты данного мероприятия могут являться основанием для назначения внеплановой проверки, которая уже проводится в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ, регулирующего вопросы проведения внеплановых проверок.
Доводы товарищества о том, что судом первой инстанции применены не подлежащие применению нормы статей 10, 14 Федерального закона N 294-ФЗ подлежит отклонению как необоснованный и не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Истечение срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 января 2006 года N 9316/05, от 19 апреля 2006 года N 16228/05 и от 06 ноября 2007 года N 8673/07).
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением 31 мая 2018 года, то есть по истечении 7 месяцев с момента совершения администрацией самого позднего из обжалуемых действий, что подтверждается штампом канцелярии суда.
Доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин пропуска трехмесячного срока для оспаривания действий заинтересованных лиц, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, в материалах дела отсутствуют.
Довод заявителя о том, что он узнал о нарушении своих прав действиями администрации только 14 марта 2018 года в ходе судебного заседания по делу N А41-388/2018 об оспаривании результатов выездной внеплановой проверки, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Так, в рамках дела N А41-388/2018, принятого к производству 16 января 2018 года, заявитель ссылался на акты обследования земельных участков в количестве 1375 актов, составленных в период с 21 августа 2017 года по 03 октября 2017 года, следовательно о нарушении своих прав в результате вынесения указанных актов заявителю было известно при подаче в суд заявления в рамках дела N А41 - 388/2018.
Уважительные причины пропуска срока на обжалование оспариваемых действий по проведении обследований земельных участков, оформленных 162 актами, которые не учитывались при рассмотрении спора по делу N А41-388/2018, также не представлено.
Статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допускается возможность восстановления пропущенного процессуального срока по ходатайству лица, участвующего в деле, при условии доказанности заявителем уважительности причин его пропуска.
Между тем, в материалах дела отсутствует ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина при подаче при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 3 000 рублей.
Суд первой инстанции, взыскивая с товарищества 48 000 руб. госпошлины сослался на то, что госпошлина должна быть взыскана за каждый день проведения обследований земельных участков.
Между тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что заявителем заявлено одно требование о признании незаконными действий по проведению рейдовых обследований земельных участков сельскохозяйственного назначения, а указание в заявлении периода проверки лишь конкретизирует требование товарищества, следовательно, не являются самостоятельными требованиями.
С учетом изложенного по результатам рассмотрения настоящего дела на заявителя как на проигравшую сторону, подлежат отнесению расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
При подаче заявления товариществом чек-ордером от 28 мая 2018 года N 151 уплатило в Федеральный бюджет 3 000 руб. (л.д. 16 т. 1).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение арбитражного суда в части распределения судебных расходов.
Руководствуясь статьями 266, 268, пункта 2 статьи 269, пункт 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 ноября 2018 года по делу N А41-41744/18 в части взыскания с ТСН "Тюнино" в доход Федерального бюджета государственной пошлины в размере 48 000 руб. отменить.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСН "Тюнино" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-41744/2018
Истец: ТСН "Тюнино"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛУХОВИЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 140501, МОСКОВСКАЯ область, р-н. ЛУХОВИЦКИЙ, г. ЛУХОВИЦЫ, ул. СОВЕТСКАЯ, д. 5
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛУХОВИЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ