Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 5 июля 2019 г. N Ф06-47678/19 настоящее постановление отменено
г. Самара |
|
05 февраля 2019 г. |
А55-15983/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
при участии:
от акционерного общества "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района" - представителя Полиховской Т.С. (доверенность от 16.07.2018 N 76),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представителя Прошкина А.П.(доверенность от 21.11.2018 г. N 105),
от третьего лица - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2018 года по делу N А55-15983/2018 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению акционерного общества "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района", г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
при участии в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района" (далее - заявитель, АО "ПЖРТ Промышленного района") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области от 20 апреля 2018 года N СПр-56617.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2018 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, с учетом дополнения к апелляционной жалобе от 30.01.2019 г., просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2018 года по делу N А55-15983/2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на незаконность оспариваемого предписания Инспекции.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя, просил суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2018 года по делу N А55-15983/2018 оставить без изменения.
Третье лицо в судебное заседание апелляционного суда не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание третьего лица, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 26.03.2018 заместителем руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области вынесено распоряжение о проведении внеплановой документальной проверки N СПр-56617 обязательных требований, установленных к определению размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (л.д.10-13, т.1).
09 апреля 2018 года в адрес АО "ПЖРТ Промышленного района" поступил запрос о предоставлении информации по выставлению собственникам многоквартирных домов по адресу: г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, 197, пр. Кирова 258, ул. Стара Загора, 135 повышающего коэффициента при отсутствии индивидуальных приборов учета (л.д.14, т.1).
В ходе которой выявлено, что АО "ПЖРТ Промышленного района" при отсутствии индивидуальных приборов учета в жилых квартирах вышеуказанных многоквартирных домов выставляет плату за горячее водоснабжение по нормативу потребления установленного органом местного самоуправления с учетом повышающего коэффициента 1.5 в нарушение п. 42 Правил N 354.
20.04.2018 главным консультантом управления надзора за созданием и деятельностью организаций в сфере ЖКХ Крючковым А.Б. составлены акт проверки N Спр-56617 (л.д.17-20, т.1), предписание N Спр-56617 (л.д.21-23, т.1).
Согласно предписанию N Спр-56617 от 20.04.2018 АО "ПЖРТ Промышленного района" в срок до 20.06.2018 г. необходимо устранить выявленные нарушения, выставлять плату за горячее водоснабжение при отсутствии индивидуальных приборов учета в жилых квартирах многоквартирных жилых домов N197 по Ново-Вокзальной, N 258 по пр. Кирова, N 135 по ул. Стара Загора по нормативу потребления, установленного органом местного самоуправления без учета повышающего коэффициента 1,5 до момента вступления в силу по г.о. Самара норматива потребления коммунальной услуги по водоснабжению, утвержденного Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.11.2015 N 447.
Полагая, что вышеуказанное предписание является незаконным и нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие акта государственного органа закону или иному нормативному правовому акту; нарушение актом государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктами 2, 3, 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
По смыслу положений пункта 1 части 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание по результатам проверки выдается в обязательном порядке в случае обнаружения в ходе проверки каких-либо нарушений со стороны юридического лица.
Внеплановое контрольно-надзорное мероприятие проведено на основании обращений граждан, поступивших в государственную жилищную инспекцию Самарской области на нарушение со стороны АО "ПЖРТ Промышленного района", жилищного законодательства РФ в части правомерности порядка расчета платы за коммунальную услугу в учетом повышающего коэффициента при отсутствии индивидуальных приборов учета жителя, проживающим по адресам: N 197 по ул. Ново-Вокзальная (кв. 14), N 258 по пр. Кирова (кв. 22), N 135 по ул. Стара Загора (кв. 9).
Из анализа представленной информации N 1157 от 19.04.2018 и платежных документов следует, что при отсутствии индивидуальных приборов учета в жилых квартирах многоквартирных жилых домов N 197 по ул. Ново-Вокзальная, N 258 по пр. Кирова, N135 по ул. Стара Загора АО "ПЖРТ Промышленного района" выставляет платы за горячее водоснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента 1.5. В настоящее время на территории городского округа Самара применяются нормативы потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для граждан городского округа Самара установленные в размере, утвержденном приложением N4 к постановлению Главы городского округа Самара от 18.12.2007 N1153 "Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара". Как следует из представленной информации согласно пункту 4 раздела 1 Приложения N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N354, величина повышающего коэффициента в 2016 году принимается равной 1,4, а с 01 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Собственниками квартир домов N 197 по ул. Ново-Вокзальной, N 258 по пр. Кирова и N 135 по ул. Стара Загора в г. Самара в адрес АО "ПЖРТ Промышленного района" акты обследования на предмет отсутствия технической возможности установки индивидуального прибора учета горячей воды не представлялись. В этой связи АО "ПЖРТ Промышленного района" при отсутствии индивидуальных приборов учета в жилых квартирах многоквартирных жилых домов N 197 по ул. Ново-Вокзальная, N 258 по пр. Кирова, N 135 по ул. Стара Загора АО "ПЖРТ Промышленного района" выставляет платы за горячее водоснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента 1.5 (п. 42 Правил 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента).
Инспекция, изучив материалы проверки, пришла к выводу о том, что заявитель выставляет по вышеуказанным адресам плату за горячее водоснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента 1.5 с нарушением жилищного законодательства.
Суд первой инстанции согласился с указанными выводами ответчика в виду следующего.
Согласно ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 306).
Правила N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию.
В пункте 2 указанных Правил даны следующие понятия:
"норматив потребления коммунальной услуги" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
"норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях" - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме N 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 42 Правил N 354, при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
Согласно взаимосвязанным положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг наделены только уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрены случаи применения повышающих коэффициентов при применении нормативов потребления коммунальной услуги, утвержденных уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 13 июля 2011 г. N 337, Министерство является исполнительным органом государственной власти Самарской области, осуществляющим государственную политику в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, газ, электрическую и тепловую энергию.
Нормативы потребления коммунальной услуги по водоснабжению утверждены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.11.2015 N 447. В настоящее время они вступили в силу в г.о. Тольятти, г.о. Новокуйбышевск, г.о. Сызрань, г.о. Кинель (с 01.10.2016), в г.о. Самара данные нормативы вступят в силу с 01.07.2019.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальной услуги по водоснабжению установленным органами местного самоуправления в рассматриваемом случае не применяются до момента вступления в силу нормативов, установленных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.11.2015 N 447.
Ссылки заявителя на расчеты с ресурсоснабжающими организациями, исследованы судом и отклонены, поскольку не свидетельствуют о правомерности выставления Обществом платы населению в жилых помещениях по вышеуказанным адресам за горячее водоснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента 1.5 и о незаконности оспариваемого предписания.
В связи с вышеизложенным, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции обоснованно отказано.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя, не находит.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Ссылка подателя жалобы на письма Минстроя РФ, в том числе письмо от 15.11.2016 N 38026-ОД/04, отклоняется апелляционным судом. Как указано в названном Письме письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера. Также апелляционный суд отмечает, что в ряде писем Минстроя РФ последний указывал, что применение повышающих коэффициентов, предусмотренных Правилами N 306, возможно исключительно путем установления нормативным правовым актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации соответствующего "повышенного норматива" потребления коммунальных услуг. При отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего "повышенный норматив" потребления коммунальных услуг, исполнитель коммунальных услуг не вправе самостоятельно применять повышающий коэффициент к нормативу потребления (от 18.03.2015 N 7288-ач/04, от 28.05.2015 N 16439-ОЛ/04).
Также, как следует из материалов дела, Общество, начисляло плату за оказанные услуги жильцам с применением повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги, при этом сведений о наличии технической возможности установки индивидуальных приборов учета в жилых помещениях не имело. Соответствующие Акты составлены Обществом позже, после проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания.
Приведенная в жалобе ссылка на судебную практику несостоятельна, поскольку она не относится к рассматриваемому делу и основывается на иных обстоятельствах.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции подателем апелляционной жалобы представлено платежное поручение N 5803 от 19.12.2018 об оплате государственной пошлины размере 3 000 руб., при том, что по рассматриваемой категории споров размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета на основании положений ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2018 года по делу N А55-15983/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района" (ИНН 6319031607), Самарская область, г. Самара, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 5803 от 19.12.2018 государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15983/2018
Истец: АО "ПЖРТ Промышленного района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области
Третье лицо: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-47678/19
05.02.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21006/18
20.11.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15983/18
18.07.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-15983/18
08.06.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-15983/18