Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 мая 2019 г. N Ф04-1600/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А67-6305/2018 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Томский областной центр охраны труда" (N 07АП-13064/2018) на решение от 26.11.2018 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-6305/2018 (судья Чиндина Е.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томский областной центр охраны труда" (634024 г. Томск, пр. Ленина, 242, ИНН 7017207750, ОГРН 1087017006856) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (634050, Томская область, г. Томск, ул. Гагарина, 27) об оспаривании решения от 19.04.2018 N 080V01180000089.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Макарова В.С., Бергер В.С., Вахрушев Д.В., доверенности от 30.01.2019,
от ответчика: Слепакова С.В., Литвиненко О.М., доверенности от 09.01.2019 и от 30.01.2018 соответственно.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Томский областной центр охраны труда" (далее - заявитель, ООО "ТОЦОТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 19.04.2018 N 080V01180000089 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением от 26.11.2018 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции не основано на положениях действующего законодательства. Суд не правильно применил нормы материального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, не были полностью исследованы. Основной вид деятельности ООО "ТОЦОТ" (деятельность по проведению специальной оценки условий труда) соответствует заявленному и применяемому ОКВЭД 72.30 "Обработка данных", а также дополнительно соответствует ОКВЭД 72.40 "Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, в том числе ресурсов сети Интернет", поэтому Общество вправе уплачивать страховые взносы по пониженному тарифу. Действовавший в спорный период времени ОКВЭД (до 01.01.2017) не предусматривал такого вида деятельности, как "специальная оценка условий труда". Посредством применения соответствующего программного обеспечения, разработанного заявителем, в результате проделанной работы и собранной информации, формируется база данных, которая содержит в себе всю собранную и используемую информацию при проведении СОУТ. Сформированная база данных используется для формирования отчёта о проведении СОУТ и передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. Таким образом, по результатам проделанной работы в рамках договорных отношений с организациями-заказчиками, конечным продуктом обработки данных является заключение и база данных, сформированная индивидуально для заказчика. По завершению процедуры СОУТ и формирования базы данных, заявитель обеспечивает возможность предприятию-заказчику в течение пяти лет (срок действия СОУТ) пользоваться информацией, хранящейся на сервере в режиме телекоммуникационного доступа, а также проводит обучение и консультирование сотрудников заказчика по работе с программным продуктом, в частности с базой данной, сформированной по результатам работы. Фактическая деятельность Общества не проверена. Ссылки суда первой инстанции на письмо Минэкономразвития России от 08.10.2010 являются неправомерными, поскольку указанное письмо не является разъяснением законодательства. Проверка проводилась совместно с ФСС РФ, и указанный фонд каких-либо нарушений не установил.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо отклонило доводы апеллянта за необоснованностью, указав, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением всех процессуальных требований, судом установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно.
В судебном заседании представители Общества апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представители Управления доводы апелляционной жалобы отклонили по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что обработка заявителем информации, полученной в результате проведения специальной оценки условий труда путем ввода в программный продукт, разработанный заявителем, является лишь способом исполнением предоставляемых плательщиком услуг в области специальной оценки условий труда. Вид экономической деятельности "Обработка данных" (ОКВЭД 72.30), указанный плательщиком в отчетности, не соответствует фактически осуществляемой плательщиком деятельности, связанной с проведением специальной оценки условий труда в организациях.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ООО "ТОЦОТ" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску 24.03.2008 за основным государственным регистрационным номером 1087017006856, в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование состоит на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (регистрационный номер 080-003-078701).
На основании решения заместителя начальника Управления от 10.01.2018 N 080/004/16-2018 в отношении ООО "ТОЦОТ" проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт N 080/004/16-2018 от 22.03.2018, содержащий указание на выявленные нарушения.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки заместителем начальника Управления вынесено решение от 19.04.2018 N 080V01180000089 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым ООО "ТОЦОТ" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.09.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в размере 547 708 руб. 49 коп.
Также указанным решением доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 958 878 руб. 25 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1 779 664 руб. 22 коп.; начислены пени по состоянию на 31.12.2016 по страховым взносам на обаятельное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 92 286 руб. 43 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 178 435 руб. 22 коп.
Считая, что решение Управления от 19.04.2018 N 080V01180000089 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "ТОЦОТ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что вывод Управления о неправомерном применении ООО "ТОЦОТ" пониженных тарифов страховых взносов в связи с несоблюдением требований, предусмотренных пп. "я7" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.09.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", поскольку деятельность по специальной оценке условий труда, услугам по лабораторному контролю вредных производственных факторов на объектах, а также прочим услугам по охране труда к деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий (класс 72 ОКВЭД), включающую обработку данных (подкласс 72.3), не относится.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В 2015-2016 годах отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), регулировались нормами Федерального закона от 24.09.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии подпунктом "я.7" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.09.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, применяются пониженные тарифы страховых взносов.
Согласно пункту 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.09.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.
Таким образом, вышеназванные плательщики применяют пониженный тариф страховых взносов при выполнении ими одновременно условий, установленных пунктом 8 части 1 и частью 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.09.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования": 1) применение упрощенной системы налогообложения; 2) основным видом экономической деятельности общества, классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; 3) доля доходов организации от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду экономической деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Из материалов дела видно, что в соответствии с пунктом 3.2 Устава ООО "ТОЦОТ" видами деятельности общества являются: оказание услуг по охране труда, а также проведение специальной оценки условий труда в организациях. Целью деятельности общества являются: обработка данных, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу; проведение расследований и обеспечение безопасности, предоставление прочих услуг.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 14.06.2016 к основному виду деятельности общества отнесена деятельность "Обработка данных" (код по ОКВЭД 72.30), к дополнительным видам деятельности отнесены: "прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий" (код по ОКВЭД 72.60), "Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов" (код по ОКВЭД 72.40), "Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области" (код по ОКВЭД 72.20), "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления" (код по ОКВЭД 74.14), "Прочая деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу" (код по ОКВЭД 74.30.9), "Предоставление прочих услуг" (код по ОКВЭД 74.84), "Проведение расследований и обеспечение безопасности" (код по ОКВЭД 74.6), " Оптовая торговля одеждой, включая нательное белье, и обувью" (код по ОКВЭД 51.42), "Розничная торговля по заказам" (код по ОКВЭД 52.61), "Розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами" (код по ОКВЭД 52.47), "Розничная торговля обувью и изделиями из кожи" (код по ОКВЭД 52.43).
Классификация основного вида экономической деятельности производится в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1, далее - ОКВЭД), принятым и введенным в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст, и действовавшим до 01.01.2017.
При этом коды ОКВЭД для видов экономической деятельности, включённых в перечень, установленный пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.09.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", конкретизированы пунктом 20 Порядка заполнения формы расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), утверждённого постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2П (далее - Порядок).
В частности, согласно подпункту "я.7" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.09.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 20 Порядка, применение пониженных тарифов страховых взносов возможно организацией, основным видом экономической деятельности которой является "Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий" с кодом ОКВЭД 72.
Учитывая использование в ОКВЭД иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования, в класс 72 "Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий" включена группа с кодом ОКВЭД 72.30 (Обработка данных).
Таким образом, организация, осуществляющая вид экономической деятельности с кодом ОКВЭД 72.30 "Обработка данных" и получающая доход от данного вида деятельности в размере не менее 70% от общего объема доходов организации, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные подпунктом "я.7" пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.09.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", при соблюдении прочих условий, установленных пунктом 8 части статьи 58 Федерального закона от 24.09.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (класс 72 ОКВЭД), включает в себя, в том числе: - разработку программного обеспечения и консультирование в этой области (подкласс 72.2); - обработку данных (подкласс 72.3); - деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (подкласс 72.4), в частности: проектирование баз данных (разработку концепций, структуры, состава баз данных); администрирование баз данных, в том числе обеспечение возможности доступа к базе данных в режиме непосредственного или телекоммуникационного доступа; создание информационных ресурсов различных уровней (федеральных, ведомственных, корпоративных, ресурсов предприятий); - прочую деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий (группа 72.60 ОКВЭД), которая включает, в частности: деятельность, связанную с созданием информационных технологий, системной интеграцией, веб-дизайном, мультимедиа-приложениями, электронной торговлей и маркетингом, офшорным (заказным) программированием, созданием информационных ресурсов; деятельность, связанную с производством продукции информатизации и предоставлением услуг информатизации, не учтенную в других группировках.
Согласно приложению А "Описание группировок" к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1, далее -ОКВЭД), принятому и введенному в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст, группировка "Обработка данных" включает в себя: - все стадии обработки данных, включая подготовку и ввод данных, с применением технического и программного обеспечения потребителя или собственного; - предоставление услуг по автоматическому переводу; - предоставление услуг по обеспечению информационной безопасности вычислительных систем и сетей.
Эта группировка не включает: - предоставление услуг по письменному переводу, выполненному путем доработки автоматического перевода.
Аналогичную классификацию также содержит Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, введенный в действие с 01.01.2008 и используемый совместно с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности при проведении всероссийского экономического обследования хозяйствующих субъектов и разработке базовых таблиц "затраты-выпуск" без отмены ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1).
При этом, согласно приложению А "Описание группировок" к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), группировка "Обработка данных" включает в себя: - все стадии обработки данных с применением технического и программного обеспечения потребителя или собственного, включая: подготовку и ввод данных; сканирование документов; обработку данных; - деятельность, связанную с использованием баз данных: обеспечение возможности доступа к базе данных; поиск данных, их отбор и сортировку по запросам, предоставление отобранных данных пользователям, в том числе в интерактивном режиме (режиме автоматизированной системы; - web-хостинг (хранение данных в сети Интернет); - предоставление услуг по автоматическому переводу; - предоставление услуг по обеспечению информационной безопасности вычислительных систем и сетей.
Эта группировка не включает предоставление услуг по письменному переводу, выполненному путем доработки автоматического перевода.
С ОКВЭД взаимосвязан Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), поскольку производимая продукция является результатом видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (далее - ОКПД).
Если иное специально не оговорено в ОКПД, устанавливается соответствие первых четырех знаков кодов между видом деятельности в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) и результатом этого вида деятельности в виде продукции (услуги, работы) в ОКПД.
Согласно ОКПД класс 72 "Продукты программные и услуги, связанные с использованием вычислительной техники и информационных технологий" включает, в частности, услуги по обработке данных, в которые включаются: - услуги в области управления средствами вычислительной техники (услуги по управлению предоставленной пользователям в аренду действующей вычислительной техники независимо от того, размещается эта техника у заказчика или поставщика); - услуги по машинной обработке данных (обработка данных, предоставленных заказчиком, сведение их в таблицы, осуществление расчетов на их основе без разработки каких-либо специфических программных средств путем получения в аренду машинного времени на вычислительных мощностях третьей стороны в режиме разделения времени с другими пользователями; обеспечение возможности доступа к базам данных, отбор и сортировка данных из баз по запросам, в том числе в интерактивном режиме (режиме автоматизированной системы), для всех или ограниченного круга пользователей; - услуги центров обработки данных; обеспечение возможности доступа к вычислительным ресурсам (вычислительным системам или вычислительным сетям); - услуги по вводу данных (услуги по записи данных, предоставленных заказчиком, на магнитную ленту, дискету или другой машинный носитель, или вводу их непосредственно в систему обработки данных; - услуги по сканированию документов); - услуги по размещению и поддержке ресурсов в сети Интернет (услуги веб-хостинга) (услуги по размещению, хранению и поддержке электронных ресурсов (в том числе веб-страниц) пользователей в сети Интернет, разрешения доступа к ним другим пользователям сети; предоставление владельцам страниц возможности их модификации в любое время); - услуги в области машинной обработки данных прочие (услуги по преобразованию и исправлению ошибок данных, записанных на машинном носителе; - услуги по подготовке данных к вводу; - услуги по оптическому распознаванию текстов; -услуга в области машинной обработки данных, не включенные в другие группировки, прочие; - продажа места для рекламных объявлений владельцами страниц в сети Интернет (веб-хостами).
При этом, в ОКПД закреплено, что услуги, где заказчик использует вычислительную технику только как инструмент для работы, классифицируются в других группировках в соответствии с характером оказываемой услуги.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что заявитель на основании заключаемых договор за вознаграждение в рассматриваемом периоде (2015 - 2016 года) оказывал услуги по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах заказчика в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда (СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно положениям главы 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда включает в том числе: - подготовку к проведению СОУТ, которая заключается в частности в утверждении перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ; - идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; - проведение исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; - составление отчета, включающего результаты проведения СОУТ.
Отчет о проведении СОУТ составляется организацией, проводившей специальную оценку условий труда, по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3, статья 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Суд первой инстанции, проанализировав положения статей 15, 18 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", исследовав Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в информационной системе учета, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.11.2015 N 843н, сделал обоснованный вывод, основанный на нормах действующего законодательства о том, что положения Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" не предусматривают создание в ходе проведения работ по специальной оценке условий труда какой-либо базы данных, сформированной индивидуально для заказчика. Результатом проведения специальной оценки условий труда является отчет, составляемый по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
Материалами дела установлено, что согласно заключаемым ООО "ТОЦОТ" с клиентами договорам на оказание услуг, проведение ООО "ТОЦОТ" специальной оценки условий труда предполагает выполнение следующих видов работ: - идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и составление перечня, подлежащих исследованиям и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; - утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда; - проведение измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов; - оценка эффективности средств индивидуальной защиты на рабочих местах; - оформление протоколов измерений, проведение оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, заполнение карт специальной оценки, сводной таблицы классов условий труда; - формирование карт специальной оценки условий труда; - составление сводной ведомости специальной оценки условий труда и перечня мероприятий по улучшению условий охраны труда работников; - составление отчета о проведении специальной оценки условий труда; - направление отчета о специальной оценке условий труда в информационную систему учета.
При этом, имеющиеся в материалах дела договора N 88-15 от 23.04.2015, N ТНХ2156 от 06.04.2016, не предусматривают каких-либо положений о создании для заказчика индивидуальной базы данных и предоставление к ней соответствующего доступа.
Иных договоров, предусматривающих результатом их выполнения создание для заказчика индивидуальной базы данных, ООО "ТОЦОТ" арбитражному суду не представлено.
Суд первой инстанции оценил представленные заявителем дополнительные соглашения N 1 от 15.05.2018, заключенные к договору N 146-16 от 09.12.2016, дополнительное соглашение N 1 от 26.05.2017 к договору N 17-16И от 07.04.2016, дополнительное соглашение N 1 от 19.09.2017 к договору N 190-15 от 15.12.2015, дополнительное соглашение N 1 от 31.03.2017 к договору N 23-15 от 03.02.2015, и с учетом даты их заключения сделал правильный вывод о том, что заключаемые с Заказчиками договора не предусматривали предоставление Заказчикам доступа к формируемой ООО "ТОЦОТ" базе данных. Условие о предоставление доступа к базе данных отражено только в дополнительных соглашениях к заключенным договорам. При этом, доказательств того, что договора на оказание услуг, к которым заключены дополнительные соглашения, предусматривают создание для Заказчика индивидуальной базы данных, заявителем также не представлено.
Исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции с учетом пояснений заявителя, показаний свидетеля и условий заключаемых договоров, обоснованно сделал вывод о том, что в данном случае, вычислительная техника используется ООО "ТОЦОТ" как инструмент для оказания услуги по оценке специальных условий труда, а не как основной вид осуществляемой деятельности.
Доказательств, опровергающих данный вывод суда первой инстанции, апеллянтом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что из положений главы 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", условий заключаемых договора, а также пояснений заявителя о том, в чем заключается специальная оценка условий труда, следует, что мероприятия по оценке специальных условий труда, установленные названным законом и фактически осуществляемые заявителем, не могут быть отнесены непосредственно к деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, к которой относится обработка данных. В данном случае, вычислительная техника используется ООО "ТОЦОТ" как инструмент для оказания услуги по оценке специальных условий труда. Обработка сведений путем ввода в программный продукт, разработанный заявителем, данных, полученных в результате исследований (испытаний) и т.д., является способом, облегчающим выполнение основного вида осуществляемой деятельности - специальной оценки условий труда.
Как разъяснено в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст), применительно к оказанию услуг по обработке данных, услуги, где заказчик использует вычислительную технику только как инструмент для работы, классифицируются в других группировках в соответствии с характером оказываемой услуги.
В соответствии с пунктом 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 Положения определено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся: Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, Общероссийского классификатора экономических регионов, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, обеспечивает Министерство экономического развития Российской Федерации.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.10.2010 N Д04-3956 даны разъяснения по вопросу классификации услуг в области охраны труда в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001.
Согласно указанному письму, по мнению Минэкономразвития России, осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда соответствует коду 74.14 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления". Деятельность по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда (с 2014 года - специальная оценка условий труда) соответствует коду 74.30 "Технические испытания, исследования и сертификация". Деятельность по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда соответствует коду 80.42 "Образование для взрослых и прочие виды образования".
В соответствии с приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст с 01.01.2017 отменено действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).
При этом, согласно приказу Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст приняты Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) с датой введения в действие 1 февраля 2014 года с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 года, с установлением переходного периода до 1 января 2017 года.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, деятельность по оценке условий труда выделена самостоятельно с присвоением кода 71.20.7.
При этом, группа 74.30 "Технические испытания, исследования и сертификация", рекомендованная Минэкономразвития России для классификации деятельности по специальной оценке условий труда, соответствует группе, в которую в настоящее время включена деятельность по оценке условий труда 71.20 "Технические испытания, исследования, анализ и сертификация".
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 05.06.2018 основным видом деятельности ООО "ТОЦОТ" является деятельность по оценке условий труда (код по ОКВЭД2 - 71.20.7). При этом, в перечне дополнительных видов деятельности отсутствует указание на такой вид деятельности как "обработка данных".
Апелляционный суд отклоняет доводы заявителя о том, что суд первой инстанции неправомерно сослался на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.10.2010 N Д04-3956 как на норму права и положил его в основу своего решения, поскольку судом первой инстанции указано лишь мнение Минэкономразвития по вопросу классификации услуг в области охраны труда, а оспариваемое решение принято на основе действующего законодательства с учетом фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств.
При этом, судом первой инстанции проанализирована фактическая деятельность Общества и подлинный экономический смысл хозяйственных операций и, соответственно, дохода заявителя.
Апелляционный суд отклоняет ссылки заявителя на письмо Минэкономразвития от 06.07.2018, поскольку из указанного письма не следует, что деятельность ООО "ТОЦОТ" непосредственно относится к деятельности по обработке данных. Исходя из содержания указанного письма Министерством экономического развития Российской Федерации дано указание на то, что "деятельность по обработке и составлению специализированных отчетов на основе данных, предоставленных клиентами, или предоставление услуг по автоматизированной обработке данных и вводу данных, включая услуги по управлению базой данных", относится к коду 72.30 "Обработка данных".
Вместе с тем, как было установлено судом первой инстанции и нашло своё подтверждение в апелляционном суде, основным видом деятельности общества является деятельность по специальной оценке условий труда и мероприятия по оценке специальных условий труда, установленные названным законом и фактически осуществляемые заявителем, не могут быть отнесены непосредственно к деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, к которой относится обработка данных. Вычислительная техника при осуществлении деятельности используется ООО "ТОЦОТ" как инструмент для оказания услуги по оценке специальных условий труда, а не как самостоятельный вид деятельности по обработке данных и проектированием баз данных.
Апелляционный суд отклоняет ссылки заявителя на результаты проверки ТРО ФСС России, не установившими нарушений в применении спорного кода, поскольку выводы Фонда предметом исследования по настоящему делу не являются.
Таким образом, установлено, что использование ООО "ТОЦОТ" автоматизированной информационной системы "Специальная оценка условий труда", разработанной организацией самостоятельно, не является основанием квалифицировать виды деятельности общества в качестве видов деятельности, входящих в класс 72 ОКВЭД, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, указанный программный продукт использовался как инструмент осуществления деятельности по специальной оценке условий труда. Факт получения дохода от продаж указанного программного продукта заказчикам ООО "ТОЦОТ" как конечного результата вида деятельности, осуществляемого обществом, заявителем не подтвержден.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что вид экономической деятельности "Обработка данных" (ОКВЭД 72.30), указанный плательщиком в отчетности, не соответствует фактически осуществляемой плательщиком деятельности, связанной с проведением специальной оценки условий труда в организациях.
Доказательств, подтверждающих осуществление ООО "ТОЦОТ" деятельности, указанной в отчетности, и (или) получение дохода от реализации продукции и (или) оказания услуг, связанных с созданием и использованием баз данных и информационных ресурсов (ОКВЭД 72.40) и обработкой данных (ОКВЭД 72.20), заявителем ни в рамках проведения выездной проверки ни в рамках судебных разбирательств, не представлено.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права, не нашли своего подтверждения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решение Управления от 19.04.2018 N 080V01180000089 соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены определения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.11.2018 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-6305/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Томский областной центр охраны труда" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Симбирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-6305/2018
Истец: ООО "ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОХРАНЫ ТРУДА"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-13064/18
07.06.2019 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-6305/18
24.05.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1600/19
31.01.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-13064/18
26.11.2018 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-6305/18
08.06.2018 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-6305/18