г. Санкт-Петербург |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А26-8336/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34126/2018) ГБУЗ РК "Родильный дом им. Гуткина К.А." на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.10.2018 по делу N А26-8336/2018 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению ГБУЗ РК "Родильный дом им. Гуткина К.А."
к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
о признании незаконным предписания
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Родильный дом им. Гуткина К.А." (ОГРН 1031000007444) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании частично недействительным предписания N 329/178-П, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (ОГРН 1051000011677).
Решением суда от 30.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на неисполнимость требований спорного предписания, недоказанность ряда нарушений со стороны заявителя, нарушение прав и законных интересов ГБУЗ РК "Родильный дом им. Гуткина К.А." оспариваемым ненормативным правовым актом, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Управление представило отзыв, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ГБУЗ "Роддом им. Гуткина К.А." осуществляет медицинскую деятельность в г. Петрозаводске по следующим адресам: в доме 15 по улице Кирова, в доме 2 по улице Луначарского и в дом 62 по улице Кузьмина.
13.11.2017 по итогам выездной внеплановой проверки исполнения санитарного законодательства по указанным адресам главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия выдал ГБУЗ "Роддом им. Гуткина К.А." предписание N 576/357-П, которым в срок до 19.03.2018 обязал исполнить, в том числе ряд требований Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58) и пункта 4.13 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 N 60).
На основании распоряжения от 06.04.2018 N 329 сотрудники Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия провели в отношении ГБУЗ "Роддом им. Гуткина К.А." внеплановую проверку исполнения предписания N 576/357-П.
По результатам этой проверки составлен акт от 11.05.2018 N 329, в котором указано о частичном невыполнении предписания.
11.05.2018 выдано оспариваемое предписание, которым ГБУЗ "Роддом им. Гуткина К.А." повторно обязывалось исполнить ряд требований СанПиН 2.1.3.2630-10 и пункта 4.13 СП 3.1.2.3114-13.
Предписанием N 329/178-П (в оспариваемой заявителем части: пункты 1-3, 5, 6, 8-13, 15, 18) ГБУЗ "Роддом им. Гуткина К.А." обязано обеспечить:
- поточность технологических процессов в соответствии с требованиями пункта 3.3 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 (в зданиях по адресам: улица Кирова дом 15 и улица Луначарского дом 2);
- площадь кабинетов и палат в соответствии с требованиями пунктов 3.6 и 10.2.1 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 (во всех зданиях);
- выполнение требований пунктов 4.1, 10.4.2, 10.4.4, 10.4.6 и 10.4.9 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в оперблоках учреждения (в зданиях по адресам: улица Кирова дом 15 и улица Луначарского дом 2);
- вместимость палат в соответствии с требованиями пунктов 10.2.3 и 10.6.2 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 (во всех зданиях);
- выполнение требований пункта 14.21 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в буфетных отделениях (в зданиях по адресам: улица Кирова дом 15 и улица Луначарского дом 2);
- соответствие мебели требованиям пункта 8.8 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 (во всех зданиях);
- отделку стен в месте установки раковин в соответствии с требованиями пункта 4.6 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 (в здании по адресу: улица Луначарского дом 2);
- наличие резервного горячего водоснабжения в соответствии с требованиями пунктов 5.4 и 5.5 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 (в здании по адресу: улица Кузьмина дом 62);
- наличие раковин с локтевыми смесителями в соответствии с требованиями пункта 5.6 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 (в зданиях по адресам: улица Кузьмина дом 62 и улица Луначарского дом 2);
- проведение контроля за параметрами микроклимата в соответствии с требованиями пункта 6.41 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 (в здании по адресу: улица Кузьмина дом 62);
- уровень искусственного освещения в соответствии с требованиями пункта 7.5 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 (во всех зданиях);
- выполнение требований пункта 4.13 СП 3.1.2.3114-13 в части прохождения сотрудниками флюорографического обследования на туберкулез;
- выполнение требований пунктов 1.4.1 и 2.1 раздела 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 в части хранения стерильного эндоскопического оборудования (в здании по адресу: улица Луначарского дом 2).
Предъявленное в арбитражный суд требование заявитель обосновал невозможностью исполнения некоторых пунктов предписания и недоказанностью ряда нарушений.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В ходе проверки административным органом был установлен и материалами дела подтверждается факт нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10, а именно:
1. В силу пункта 3.3 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности.
Вместе с тем, в здании по адресу: улица Кирова дом 15 - медицинские отходы класса А и Б, загрязненное послеоперационное белье и использованный инструментарий транспортируются через проходное помещение, где происходит пересечение с потоком пациентов и персонала, следующих на операцию.
В здании по адресу: улица Луначарского дом 2 - загрязненное послеоперационное белье и все медицинские отходы класса А и Б после операции собираются в предоперационной части оперблока, где также проводится обработка хирургического, анестезиологического и эндоскопического инструментария, возможность перекрещивания "грязной" (где происходит обработка инструментов или сбор анализов) и "чистой" (используется для подсушивания чистой посуды или дезинфекции инструмента) зон не исключается.
2. В приложении 1 к СанПиН 2.1.3.2630-10 указаны минимальные площади помещений, в том числе площади на одну койку в палатах различного назначения и вместимости, площади смотровых, операционных родовых боксов.
В ходе проверки установлено несоблюдение минимального размера площадей в палатах совместного пребывания родильниц и новорожденных, операционных, родзалов, палат для беременных, смотровых.
3. Согласно пункту 10.4.2 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в операционных блоках предусматривается строгое зонирование внутренних помещений на стерильную зону (операционные), зону строгого режима (предоперационные, помещение подготовки больного - наркозная, помещения хранения стерильных материалов и другие вспомогательные помещения, для которых соблюдается режим санитарного пропускника для входа персонала), зону общебольничного режима (шлюз). В шлюзе персонал отделения, сопровождающий пациента, перекладывает его с каталки отделения на каталку операционного блока. Далее персонал операционного блока перевозит пациента в операционную. Зона общебольничного режима (после шлюза) отделяется от остальных помещений операционного блока "красной чертой".
Пунктом 10.4.4 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 определено, что в операционные блоки предусматриваются раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник). В операционные персонал входит через предоперационные, пациенты доставляются через помещение подготовки больного (наркозная) или из коридора оперблока.
В пункте 10.4.6 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 указано, что в операционных предусматриваются автоматически закрывающиеся двери (доводчики, фотоэлементы, прочее).
В акте проверки указано, что в здании по адресу: улица Кирова дом 15 - пациенты и персонал заходят в помещения оперблока (шлюз, два предоперационных и два операционных зала) через единый "шлюз". При этом в оперблок N 2 пациенты из шлюза проходят через предоперационную. Отсутствуют санпропускники для персонала, все двери в операционных открываются вручную.
В операционном блоке в здании по адресу: улица Луначарского дом 2 - отсутствует зонирование внутренних помещений на стерильную зону, зону строгого режима и зону общебольничного режима, поскольку оперблок состоит из предоперационной и операционной, шлюза для пациентов и санпропускника для персонала не имеется. Пациенты в операционный блок попадают из коридора отделения, операционная бригада - через предоперационную. Открывание дверей осуществляется вручную.
5. В соответствии с пунктами 10.2.3 и 10.6.2 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 вместимость палат стационаров, в том числе дневных, следует принимать не более 4 коек; в послеродовых отделениях акушерских стационаров и перинатальных центров предусматриваются палаты совместного и раздельного пребывания родильниц и новорожденных. Количество коек в палатах совместного пребывания должно быть не более 2 материнских и 2 детских.
В рамках проверки установлено, что в палатах совместного пребывания матери и ребенка в здании по адресу: улица Кирова дом 15 - имеется от 6 (3 кроватки и 3 койки) до 8 (4 кроватки и 4 койки) кроватей; в палатах гинекологического отделения в здании по адресу: улица Луначарского дом 2 - от 5 до 8 коек; в палате дневного стационара в здании по адресу: улица Кузьмина дом 62 - 10 коек.
6. В силу пункта 14.21 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 одним из требований к организации питания пациентов отнесено наличие в буфетных отделениях двух помещений: для раздачи пищи (не менее 9 м2) и для мытья посуды (не менее 6 м2).
Проверкой установлено, что буфетные отделения в зданиях по адресам: улица Луначарского дом 2 и улица Кирова дом 15 - состоят из одного помещения, в которых осуществляется и мытье посуды, и раздача пищи.
8. Согласно пункту 8.8 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
Как видно из акта проверки, установленная в помещениях ГБУЗ "Роддом им. Гуткина К.А." мебель имеет дефекты (поверхность не гладкая); при этом в здании по адресу: улица Луначарского дом 2 - находящаяся в коридоре у процедурной второго этажа, восстановительной палате и в стерилизационной мебель является самодельной; в палате дневного стационара в здании по адресу: улица Кузьмина, дом 62 - установлены бытовые (немедицинские) кровати.
9. В соответствии с пунктом 4.6 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку последних керамической плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину не менее 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны.
В акте проверки отражено, что в помещениях здания по адресу: улица Луначарского дом 2 - окраска мест установки раковин невлагостойкая.
10. Пунктами 5.4 и 5.5 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 определено, что для вновь строящихся и реконструируемых МО на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено централизованное резервное горячее водоснабжение. Для существующих учреждений в качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства. Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.
В рамках проверки установлено, что кабинеты приема врачей в здании по адресу: улица Кузьмина дом 62 - не имеют резервного горячего водоснабжения.
11. Согласно пункту 5.6 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных, посты медсестер (в строящихся и проектируемых МО) и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим некистевым) управлением.
В акте проверки указано, что в здании по адресу: улица Кузьмина дом 62 - в кабинетах приема акушеров-гинекологов установлены раковины со смесителями с кистевым управлением, в здании по адресу: улица Луначарского дом 2 - перед процедурным кабинетом установлена раковина со смесителем с кистевым управлением, непосредственно в процедурном кабинете раковина отсутствует.
12. В соответствии с пунктом 6.41 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 администрацией медицинской организации организуется контроль за параметрами микроклимата и показателями микробной обсемененности воздушной среды с периодичностью не реже одного раза в 6 месяцев и загрязненностью химическими веществами воздушной среды не реже одного раза в год.
Согласно акту проверки информация о проведении производственного контроля за параметрами микроклимата в помещениях женской консультации в здании по адресу: улица Кузьмина дом 62 - не представлена.
13. В силу пункта 7.5 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в медицинских организациях уровень естественного и искусственного освещения должен соответствовать санитарным нормам и правилам (приложение 5).
В акте проверки указано, что протоколы лабораторных исследований параметров искусственной освещенности по всем адресам мест осуществления медицинской деятельности не представлены.
15. СП 3.1.2.3114-13 устанавливают требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения.
Соблюдение данных санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц (пункт 1.3 СП 3.1.2.3114-13).
Пунктом 4.13 СП 3.1.2.3114-13 предусмотрено, что по эпидемическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 1 раз в год сотрудники медицинских организаций.
В акте проверки указано, что сведения о прохождении 4 сотрудниками ГБУЗ "Роддом им. Гуткина К.А." флюорографического обследования не представлены.
18. Согласно пункту 2.1 раздела 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 медицинские изделия многократного применения подлежат последовательно: дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации, последующему хранению в условиях, исключающих вторичную контаминацию микроорганизмами.
В ходе проверки в здании по адресу: улица Луначарского дом 2 - было установлено, что находящаяся в операционной камера для хранения стерильных эндоскопических инструментов имеет значительные дефекты отделки на значительной площади, в том числе следы ржавчины, что не позволяет проводить качественную дезинфекционную обработку и не исключает вторичную контаминацию микроорганизмами.
Несогласие заявителя с пунктами 1, 2, 3, 5, 6, 10 и 18 предписания N 329/178-П заключается в том, что поскольку здания построены до введения в действие СанПиН 2.1.3.2630-10, требования данного нормативного акта на эти объекты не распространяются. Приведение зданий в соответствие с СанПиН 2.1.3.2630-10 возможно только путем их реконструкции или капитального ремонта, решение о которых должно приниматься собственником имущества, коим ГБУЗ "Роддом им. Гуткина К.А." не является, поскольку здания находятся у него на праве оперативного управления.
Указанные доводы заявителя правомерно отклонены судом первой инстанции, так как в пункте 1.2 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 прямо указано, что они обязательны для исполнения на территории Российской Федерации при эксплуатации объектов здравоохранения.
Вопреки позиции апеллянта, статус организации, в чьем ведении находится здание, где осуществляется медицинская деятельность, не исключает обязанность этой медицинской организации по исполнению требований СанПиН 2.1.3.2630-10.
Довод заявителя о недоказанности несоответствия площади помещений установленным нормам ввиду отсутствия каких-либо измерений судом отклоняется как необоснованный, поскольку в материалы проверки представлены технические паспорта на здания с указанием площади каждого помещения.
Кроме того, в письме от 19.03.2018 N 350 ГБУЗ "Роддом им. Гуткина К.А." подтвердило невыполнение пункта 2 предписания N 576/357-П, аналогичного по содержанию с пунктом 2 предписания N 329/178-П.
Ссылка заявителя на возможность несоблюдения требования о вместимости палат в целях обеспечения оказания гражданам бесплатной медицинской помощи является несостоятельной, поскольку выполнение требований СанПиН 2.1.3.2630-10 является обязанностью медицинской организации.
Доводы ГБУЗ "Роддом им. Гуткина К.А." о недоказанности невыполнения требований пунктов 10.4.2, 8.8 и 4.6 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 (пункты 3, 8 и 9 оспариваемого предписания) опровергаются письмом от 19.03.2018 N 350.
Вопреки утверждению заявителя пункт 5.6 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 (применимо к пункту 11 предписания N 329/178-П) предусматривает оборудование умывальниками с установкой смесителей с локтевым управлением кабинетов врача (в данном случае - кабинетов приема акушеров-гинекологов) как помещений, требующих соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала. Тем более, как видно из письма от 19.03.2018 N 350, необходимость выполнения данного нормативного требования в зданиях по адресам: улица Кузьмина дом 62 и улица Луначарского дом 2 - ГБУЗ "Роддом им. Гуткина К.А." не отрицалась.
Невозможность обеспечить выполнение требований пункта 6.41 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в 2018 году в здании по адресу: улица Кузьмина дом 62 (пункт 12 предписания N 329/178-П) - подтверждена заявителем в письме от 19.03.2018 N 350.
В соответствии с требованиями пункта 7.5 СанПиН 2.1.3.2630 в медицинских организациях уровень естественного и искусственного освещения должен соответствовать санитарным нормам и правилам (приложение 5 к СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденное Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58).
Пунктом 4.13 СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулёза" по эпидемическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 1 раз в год, в том числе сотрудники медицинских организаций.
В ходе проверки административным органом было установлено и нашло свое подтверждение в материалах дела, что в отношении четырех сотрудников Учреждения не представлены данные о прохождении флюорографического обследования на туберкулез.
В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ доказательства выполнения требований пункта 7.5 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 и пункта 4.13 СП 3.1.2.3114-13 (пункты 13 и 15 оспариваемого предписания) ГБУЗ "Роддом им. Гуткина К.А." не представило.
Установленные в ходе проверки обстоятельства и выводы проверяющего лица, указанные в оспариваемой заявителем части предписания N 329/178-П, объективно не опровергнуты.
С учетом изложенного, поскольку факт несоблюдения заявителем требований СанПиН 2.1.3.2630-10 и пункта 4.13 СП 3.1.2.3114-13 установлен Управлением и подтверждается представленными в материалами дела доказательствами, выдача заявителю предписания об устранении выявленных нарушений является обоснованной.
Вопреки доводам подателя жалобы, оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку возлагает на него исключительно предусмотренные законом обязанности и не создает препятствия для осуществления деятельности.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.10.2018 по делу N А26-8336/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8336/2018
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Родильный дом им. Гуткина К.А."
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Третье лицо: Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия