г. Киров |
|
06 февраля 2019 г. |
Дело N А82-3488/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.,
судей Малых Е.Г., Тетервака А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Погоруевой М.Г. (по доверенности от 14.01.2019), представителя ответчика - Шереметьева В.Н. (по доверенности от 10.12.2018),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.10.2018 по делу N А82-3488/2018, принятое судом в составе судьи Чистяковой О. Н.,
по иску акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" (ИНН: 7604119315, ОГРН: 1077604029590)
к акционерному обществу "Газпром газораспределение Ярославль" - филиал в г. Ярославль (ИНН: 7604012347, ОГРН: 1027600677554),
третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН: 7604040739, ОГРН: 1027600689621),
об изменении договора,
установил:
акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" (далее - истец, заявитель, Компания) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к акционерному обществу "Газпром газораспределение Ярославль" - филиал в г. Ярославль (далее - ответчик, Общество) о внесении изменений в договор от 31.12.2015 N ЯФ-ТО-5/15 на оказание услуг по техническому, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования (ВДГО) в многоквартирных домах в соответствии с дополнительным соглашением от 22.12.2017.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.10.2018 в удовлетворении требований отказано.
Компания с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку отказ от исключения из договора работ по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования и исключение платы за эту услугу ущемляет интересы как истца, так и собственников внутриквартирного газового оборудования. Истец не имеет полномочий, предусмотренных Постановлением Правительства N 410, на заключение от собственников договора на техническое обслуживание ВКГО, в подтверждение чего в материалы дела представлены протоколы общих собраний собственников МКД.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, доводы, изложенные в ней, отклонил.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу указал, что в пределах полномочий не может дать пояснения по существу спора.
Третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Департамента.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель является управляющей организацией, в управлении которой находятся многоквартирные жилые дома Кировского района города Ярославля.
Между сторонами настоящего спора заключен договор от 31.12.2015 N ЯФ-ТО-5/15 на оказание услуг по техническому, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, находящихся в заказчика. Срок действия договора - до 31.12.2018.
В Приложении N 1 к договору определен перечень выполняемых работ, в том числе техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 3.1.3 договора определено, что техническое обслуживание внутренних газопроводов, входящих в состав внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, бытового газоиспользующего оборудования осуществляется не реже 1 раза в три года.
Пунктом 5 договора установлена стоимость работ - из расчета 0,37 руб./кв.м.
Постановлением мэра города Ярославля от 25.08.2016 N 1341 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом или установлении размера платы за содержание жилого помещения" (постановлением от 31.10.2017 N 1494, действующим в настоящее время, размер платы не изменился) установлен размер платы за техническое обслуживание и ремонт ВДГО - 0,12 руб. Стоимость технического обслуживания и ремонта объектов внутриквартирного газавого оборудования (не относящихся к общему имуществу многоквартирного дома) взимается в размере 0,28 руб./кв.м. при наличии договора, заключенного управляющей компанией со специализированной организацией.
На основании указанного постановления мэра города Ярославля, а также пункта 17 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее-Правила N 410), согласно которому заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте ВКГО является собственник помещения, в котором размещено такое оборудование и подпункта "б" пункта 43 Правил N 410 (в редакции от 09.09.2017), согласно которому техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется не реже одного раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам, Управляющая организация направила Обществу дополнительное соглашение от 22.12.2017.
Общество, не согласившись с редакцией заказчика, 25.01.2018 направило последнему дополнительное соглашение с протоколом разногласий, с которым Управляющая организация не согласилась, что послужило основанием для обращения в суд с требованием внести изменения в действующий между сторонами договор от 31.12.2015 N ЯФ-ТО-5/15 согласно дополнительному соглашению от 22.12.2017 в редакции заказчика.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (часть 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (вместе с "Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению") установлены основания, порядок и условия изменения, расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Изменение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе перечня оборудования, входящего в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, оформляется путем заключения в письменной форме дополнительного соглашения к этому договору (пункт 60 Постановления N 410).
Заказчик, полностью оплативший выполненные работы (оказанные услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, выполненных исполнителем по заключенному с ним договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, вправе расторгнуть такой договор в одностороннем порядке в случае прекращения действия агентского договора, заключенного с собственниками помещений многоквартирного дома, в интересах которых был заключен договор с исполнителем, - если при заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования управляющая организация (товарищество или кооператив) выступала в качестве агента собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт "а" пункта 61 Постановления N 410).
Суд первой инстанции, приняв во внимание положения закона, предусматривающие порядок изменения и расторжения договора на техническое обслуживание ВДГО, обоснованно указал, что из материалов дела не следует отказ собственников помещений в МКД от передачи истцу полномочий на заключение договора с ответчиком, следовательно, требования истца о внесении изменений в договор не могут отвечать интересам собственников, от лица которых от уполномочен выступать.
Доказательств того, что собственники помещений, ранее поручившие истцу управлять не только общедомовым имуществом, но и внутриквартирным газовым оборудованием, отозвали свое поручение, материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно пункту 5.5.6 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
Таким образом, управляющая компания обязана заключить со специализированной организацией договор на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования как исполнитель коммунальных услуг для граждан, в связи с чем несет обязанность перед поставщиком газа и населением по созданию организационно-технических условий для безопасного газоснабжения многоквартирного жилого дома.
В части доводов заявителя о необходимости изменения стоимости услуг и приведения цены в соответствие с постановлением мэрии города Ярославля от 31.10.2017 N 1494 суд первой инстанции также пришел к обоснованным выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установление размера платы за содержание жилого помещения осуществляется с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Как следует из подпунктов "к", "л" пункта 39, пункта 57 Постановления N 410 исполнителю (ответчику) предоставлено право определять стоимость работ и услуг по ценам, установленным им и действующим на дату поступления от заказчика соответствующей заявки на проведение ремонта, в связи с чем, предложенная ответчиком редакция в части определения цены соответствует Правилам N 410.
Так, в силу подпунктов "к", "л" пункта 39 Правил N 410 в договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования указываются: цена договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; порядок и сроки оплаты выполненных работ (оказанных услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с учетом положений, предусмотренных разделом V настоящих Правил.
Согласно пункту 57 Правил N 410 оплата работ по ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется заказчиком по ценам, установленным исполнителем и действующим на дату поступления от заказчика соответствующей заявки на проведение ремонта.
Так пунктом 6 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 269-э/8, рекомендовано осуществлять расчет стоимости технического обслуживания ВДГО исходя из тарифов, определяющих стоимость технического обслуживания единицы внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (единицы измерения объема оказания данных услуг).
Ответчик, предложив условия договора о стоимости услуг, руководствовался указанным приказом ФСТ России.
Указанные Методические рекомендации утверждены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" и могут быть использованы для расчета стоимости услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования с 2014 года.
Экономическая обоснованность расчета стоимости услуг, предложенного ответчиком, также подтверждена независимой экспертной организацией ООО "Консалт-Эксперт".
Таким образом, Общество обоснованно предложило заказчику условия о стоимости услуг, на которые заказчик согласился, подписав договор. Оснований для изменения договора в этой части, а также в части стоимости технического обслуживания и ремонта объектов ВКГО (не относящихся к общему имуществу многоквартирного дома) и перечня работ по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО, при наличии договора, заключенного заказчиком со специализированной организацией, не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что сам по себе факт принятия мэрией города Ярославля нормативного акта, а именно постановления от 31.10.2017 N 1494, не влечет для сторон такого изменения обстоятельств, которое является существенным и может служить основанием для изменения договора, учитывая, что услуги на техническое обслуживание ВДГО не включены в перечень цен, подлежащих государственному регулированию, данный вид деятельности также не относится к сфере деятельности естественных монополий. Совокупность условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствует.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, соответствуют подлежащим применению нормам материального права.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.10.2018 по делу N А82-3488/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.Г. Полякова |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-3488/2018
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ КИРОВСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ"
Третье лицо: Департамент жилищно- коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов ЯО