город Воронеж |
|
6 февраля 2019 г. |
Дело N А36-10605/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Осиповой М.Б.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спутник" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2018 по делу N А36-10605/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Дегоева О.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спутник" (ОГРН1134824001168, ИНН 4824061048) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Липецкой области (ОГРН 1054800240362, ИНН 4825040932) об отмене постановления N 1334 от 28.08.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спутник" (далее - ООО "УК "Спутник", Управляющая компания, Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области (далее - Управление, административный орган) об отмене постановления N 1334 от 28.08.2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 06.11.2018 в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спутник" отказано.
12.11.2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спутник" Арбитражным судом Липецкой области изготовлено мотивированное решение по настоящему делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта Общество указывает на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку, исходя из условий договора управления, дополнительного решения общего собрания собственником многоквартирного дома по вопросу единоразового начисления платы за диагностирование внутридомового газового оборудования не требуется.
Одновременно Общество отмечает, что работы по техническому диагностированию не входят в минимальный перечень выполняемых работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного оборудования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410. Работы по техническому диагностированию включают в себя более обширный комплекс работ и исследований с применением высокочувствительного оборудования, нежели работы по организации проверки состояния системы внутридомового газового оборудования.
Также Управляющая компания указывает, что из содержания Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, не следует обязанность по оплате спорных работ за счет средств, получаемых на содержание и ремонт общедомового имущества в случае, если данный вид работ отсутствует в перечне, утвержденном общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
Спорные суммы в соответствии с пунктом 3.8 договора управления разово были включены управляющей компанией в состав платы за жилое помещение. Общество не изменяло порядок определения платы за содержание и ремонт жилого помещения в одностороннем порядке, не имея умысла на совершение вменяемого ему административного правонарушения.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве административный орган возражает против доводов апелляционной жалобы Общества, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В обоснование своих возражений административный орган указывает на наличие в действиях управляющей компании состава вменяемого административного правонарушения, поскольку ею был нарушен установленный законодательством Российской Федерации порядок ценообразования при отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих установление спорной выплаты на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирного дома, а также возложении обязанности по организации диагностики технического состоянию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах с привлечением специализированных организаций на Управляющую компанию. Указанные действия совершаются в рамках установленной платы за содержание и ремонт жилья в силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Также настаивая на наличии в действиях Управляющей компании вины в совершении вменяемого ей административного правонарушения, административный орган исходит из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, согласно которым юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств объективной невозможности принятия таких мер управляющей компанией в материалы дела представлено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 271.1 Арбитражного процессуального кодекса апелляционный суд рассмотрел дело единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в Государственную жилищную инспекцию Липецкой области поступило обращение собственника помещения в многоквартирном доме N 81 по улице Депутатская города Липецка.
На основании указанного обращения Государственной жилищной инспекцией Липецкой области была проведена внеплановая проверка соблюдения ООО "УК "Спутник", осуществляющим предпринимательскую лицензируемую деятельность по управлению многоквартирными домами, требований жилищного законодательства.
В ходе проверки Государственной жилищной инспекцией Липецкой области установлено, что ООО "УК "Спутник" произвело начисление платы в размере 485 руб. за диагностирование внутридомового газового оборудования и предъявило ее к оплате жильцам многоквартирного дома по адресу: город Липецк, улица Депутатская, дом 81.
Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.
По результатам проверки 19.01.2018 Государственной жилищной инспекцией Липецкой области в отношении ООО "УК "Спутник" был составлен акт проверки N 509.
В Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области 21.03.2018 из Государственной жилищной инспекции Липецкой области поступили материалы проверки по обращению собственника помещения в многоквартирном доме N 81 по улице Депутатская города Липецка, в ходе которой были выявлены факты нарушения порядка ценообразования.
Выявленные в ходе проверки нарушения явились основанием для составления Управлением протокола об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом, N 1374 от 15.08.2018 в отношении ООО "УК "Спутник" об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Как следует из протокола об административном правонарушении N 1374 от 28.08.2018 административным органом в вину Обществу в качестве нарушения вменено несоблюдение требований части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившееся в нарушении порядка ценообразования при установлении платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома N 81 по улице Депутатская города Липецка.
На основании протокола об административном правонарушении N 1374 от 28.08.2018 и собранных материалов проверки руководителем Управления с участием уполномоченного представителя Общества рассмотрено административное дело и принято постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, N 1334 от 28.08.2018, о привлечении ООО "УК "Спутник" к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
ООО "УК "Спутник", считая постановление N 1334 от 28.08.2018 незаконным в связи с отсутствием события административного правонарушения, обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением об его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционной суд находит данный вывод обоснованным и соответствующим материалам дела в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 настоящего Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.
На основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 100 000 руб.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является установленный порядок ценообразования в сфере установления платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Субъектами административного правонарушения являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Ценообразование - это процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам и услугам.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Часть 4 статьи 158 ЖК РФ указывает на то, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - постановление Правительства от 13.08.2006 N491, Правила содержания общего имущества) указано, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Установление размера платы за содержание и ремонт общего имущества в доме, не соразмерных утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ в многоквартирном доме не допускается.
Вместе с тем, недостижение жильцами согласия с управляющей компанией по размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения не означает, что способ управления многоквартирным домом ими не избран, и в случае отсутствия решения о способе управления действующее законодательство не наделяет управляющую компанию правом самостоятельно определять размер платы за содержание и ремонт.
Как усматривается из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Липецк, улица Депутатская, дом 81, находится на обслуживании Общества.
На основании протокола общего внеочередного собрания от 31.03.2015 N 2 собственников помещений в указанном многоквартирном доме было принято решение о выборе способа управления многоквартирного дома и утвержден размер плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 15,41 руб. за 1 кв. м в месяц.
Согласно вопросу 9 указанного протокола был утвержден перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Материалами дела подтверждается, что решения об увеличении размера платы за содержание жилого помещения собранием собственников и органами местного самоуправления не принимались.
В силу закона Общество вправе представить общему собранию свои предложения по размеру платы, но не вправе принимать такое решение самостоятельно.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что Управляющей компанией в одностороннем порядке увеличен размер платы за содержание и ремонт общего имущества в доме по адресу: город Липецк, улица Депутатская, дом 81, на единовременное начисление на одну квартиру за ноябрь 2017 года в размере 485 руб.
Таким образом, Обществом допущено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в увеличении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома на единовременную выплату в размере 485 руб. в одностороннем порядке без проведения общего собрания собственников указанного многоквартирного дома, что противоречит требованиям части 7 статьи 156 ЖК РФ.
Несоблюдение вышеуказанного порядка ценообразования является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
При этом судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы Общества об урегулировании указанного вопроса положениями договора управления, поскольку противоречат вышеприведенным нормам законодательства, регулирующим порядок установления платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Также подлежат отклонению доводы Общества о том, что техническое диагностирование внутридомового газового оборудования не входит в перечень, установленный пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 " О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения".
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), определен состав общего имущества. Внутридомовые инженерные системы газоснабжения являются общим имуществом, ответственность за содержание и эксплуатацию которых несет управляющая компания.
В соответствии с подпунктами "д" и "ж" пункта 4 Правил N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, к числу которых относится, в том числе заключение договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Согласно пункту 21 раздела 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Правила N 290) к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме относятся: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов.
Указанным пунктом установлена обязанность организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, по выполнению работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Правила N 410), техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - это определение технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дальнейшего использования.
В силу пункта 4 Правил N 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение; техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 410 проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании возмездного договора о техническом диагностировании указанного оборудования, заключаемого с организацией, отвечающей установленным данными Правилами требованиям, в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения.
Следовательно, согласно вышеприведенным нормам права, общество, как управляющая организация, обязано создавать условия для безопасного газоснабжения, а исполнение данной обязанности возможно только путем проведения текущего обслуживания ВГО и его содержания, реализуемого посредством заключения соответствующих договоров со специализированными организациями.
Поскольку данная обязанность предусмотрена законодательством и ее исполнение возлагается на управляющие организации, последние обязаны учитывать указанное при утверждении тарифа на содержание жилых помещений.
Соответственно, установление и взимание дополнительного платежа сверх установленного тарифа на содержание общего имущества многоквартирного дома неправомерно.
Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Наличие состава административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которые с учетом положений статьи 26.2 КоАП РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.
В связи с этим, арбитражный суд первой инстанции правомерно определил, что событие административного правонарушения, то есть факт нарушения Обществом установленного порядка ценообразования был доказан административным органом и правильно квалифицирован по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы об обратном ввиду того, что в рассматриваемом случае, как полагает Общество, отсутствовали факты увеличение тарифа, а имело место предъявление собственникам единовременного платежа, судом апелляционной инстанции отклоняются, ввиду неверного толкования заявителем жалобы положений части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, определяющих объективную сторону вменяемого Обществу правонарушения.
Ссылки Общества на судебные акты судов общей юрисдикции судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку, исходя из положений статьи 69 АПК РФ, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора. При этом суд при рассмотрении настоящего спора не может быть связан толкованием норм права при рассмотрении иным судом спора в отношении иных обстоятельств.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него необходимых и достаточных мер по соблюдению действующего законодательства в сфере ценообразования в материалах дела не имеется. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих вину Общества, судом не установлено.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о доказанности вины Общества в совершении административного правонарушения, признается апелляционным судом правомерным.
Судом первой инстанции также установлено, что процедура привлечения к административной ответственности соблюдены.
Отклоняя доводы Общества об истечения срока давности привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку административное правонарушение вменяемое Обществу посягает также и на права граждан, являющихся собственниками жилых помещений в МКД и потребителями услуг по содержанию и ремонту общего имущества данного дома, то срок давности привлечения к административной ответственности в отношении вменяемого нарушения, не являющегося длящимся, составляет 1 год с момента совершения. Так, нарушение совершено в момент предъявления Обществом к оплате стоимости услуг за диагностирование внутридомового газового оборудования за ноябрь 2017 года, а постановление по делу об административном правонарушении вынесено 28.08.2018, то есть в пределах установленного ст.4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного за нарушения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
Однако, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, отраженных в постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС", часть 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, устанавливающая, что постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает распространения указанного срока на привлечение к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в том числе когда такое административное правонарушение повлекло нарушение прав потребителей.
Исходя из указанного постановления КС РФ при определении объекта административного правонарушения необходимо учитывать, что предусматривающая ответственность за его совершение норма включена в главу 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций" КоАП РФ, положениями которой охватываются нарушения различных видов законодательства Российской Федерации (лицензионного, антимонопольного, о защите прав потребителей, об экспортном контроле, организованных торгах, о рекламе, лотереях, банкротстве и т.д.), а следовательно, такое определение невозможно без выявления непосредственного объекта совершенного административно-противоправного деяния (действия, бездействия).
При квалификации противоправных действий (бездействия) необходимо иметь в виду, что они могут не только являть собой формальное нарушение требований соответствующего законодательства, но и одновременно затрагивать (ущемлять) права физических или юридических лиц, вовлеченных в соответствующую сферу предпринимательской деятельности. В частности, административное правонарушение наряду с прямым (обязательным) объектом посягательства, может иметь и дополнительный (факультативный) объект административного правонарушения в виде индивидуальных прав лиц, являющихся пользователями таких услуг.
Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за нарушение законодательства, регулирующего общественные отношения, являющиеся прямым (обязательным) объектом посягательства, который не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
В рассматриваемом случае Обществу вменяется административное правонарушение, выразившееся в нарушении порядка ценообразования, для которого положениями ст.4.5. КоАП РФ не установлено специальных сроков данности привлечения к административной ответственности. Указанное означает, что в рассматриваемом случае постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
На момент вынесения оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении указанный срок истек.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу разъяснений, данных в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ. В ходе такой проверки необходимо учитывать положения части 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах решение суда суд первой инстанции, отказавшего в удовлетворении требований Общества подлежит отмене с удовлетворением требований Общества.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спутник" удовлетворить.
решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2018 по делу N А36-10605/2018 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора Липецкой области от 28.08.2018 N 1334 по делу об административном правонарушении.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.