г. Санкт-Петербург |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А56-73606/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Мельникова А.С., доверенность от 15.12.2018;
от заинтересованного лица: Филановский Е.Л., доверенность от 29.12.2018;
от 3-х лиц: представитель ООО "Кардон" Шамарина О.Ю., доверенность от 02.10.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35418/2018) акционерного общества "Российский аукционный дом" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2018 по делу N А56-73606/2018 (судья Катарыгина В.И.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Ростов-На-Дону"
к акционерному обществу "Российский аукционный дом"
3-и лица: администрация Милютинского района Ростовской области, акционерное общество "Ростовгазстрой", Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
о признании незаконными действий (бездействий)
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Газпром газораспределение Ростов-На-Дону" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) оператора электронной площадки - АО "РАД", выразившихся в необеспечении заявителю доступа к участию в торгах; об отмене электронного аукциона N 0158300035618000030.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Администрацию Милютинского района Ростовской области (далее - Администрация)
Определением от 08.08.2018 суд исключил Администрацию из числа третьих лиц и привлек ее к участию в деле в качестве соответчика, а также привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Кордон", АО "Ростовгазстрой".
Решением от 16.11.2018 арбитражный суд признал незаконными действия (бездействия) оператора электронной площадки - АО "РАД", выразившиеся в необеспечении доступа к участию в торгах, заказчиком которых является Администрация, аккредитованному участнику - ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону"; в удовлетворении остальной части заявления отказал.
В апелляционной жалобе АО "РАД" просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления в части признания незаконными действий (бездействия) АО "РАД", выразившихся в необеспечении ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" доступа к участию в торгах, поскольку со стороны АО "РАД" нарушений не допущено; действия АО "РАД" не могут быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); АО "РАД" не является участником Соглашения о функционировании электронной площадки для проведения открытых аукционов в электронной форме от 09.08.2010.
Согласно отзывам заявитель и ООО "Кардон" против удовлетворения жалобы возражают, считают обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители АО "РАД", ООО "Кардон" и ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" поддержали свои позиции.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, АО "РАД" является оператором электронной площадки, владеет необходимыми программно-аппаратными средствами для функционирования электронной площадки и обеспечивает проведение электронных аукционов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В период с 7:30 до 9:00 16.04.2018 при попытке подать заявку на участие в электронном аукционе N 0158300035618000030, проводимом Администрацией, ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" было ограничен в правах на участие в данном аукционе в порядке, предусмотренном статьей 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Причиной ограничения послужило лишения возможности подать заявку на участие в аукционе, подписанную средствами электронной цифровой подписи.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными указанных действий АО "РАД", а также с требованием об отмене аукциона.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ для участия в закупках необходимо получить усиленную неквалифицированную электронную подпись (статья 4). В рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений. Указанные заявки, окончательные предложения и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, обмен электронными документами осуществляется с использованием единой информационной системы. Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок, являющихся иностранными лицами) в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (статья 5). Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных настоящей статьей, независимо от времени окончания такого аукциона (пункт 22 статьи 68).
В силу положений части 5.5 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") с 01.07.2018 статус авторизованного удостоверяющего центра не требуется для выпуска усиленных квалифицированных сертификатов проверки электронной подписи.
В соответствии с Регламентом (приложение N 7 к Соглашению от 09.08.2010) авторизированный удостоверяющий центр обязан ежедневно публиковать в точках распространения списков отозванных сертификатов список отозванных сертификатов ключей подписей участников размещения заказа (пункт 6.1). Оператор электронной площадки должен обеспечить актуализацию списка отозванных сертификатов ключей подписей и корневых сертификатов авторизованных удостоверяющих центров в программно-аппаратном комплексе оператора электронной площадки посредством организации регулярных обращений в единый реестр (пункт 6.5). Если на момент времени начала проведения открытого аукциона или в течение времени проведения открытого аукциона оператор электронной площадки не может установить статус сертификата ключа подписи участника открытого аукциона по причине отсутствия актуального списка отозванных сертификатов, то оператор площадки признает сертификат ключа подписи участника размещения заказа действительным (пункт 8.16).
Как правильно указано в обжалуемом решении, если АО "РАД" не смогло получить доступ к списку отозванных сертификатов, оно должно было использовать последний актуальный список отозванных сертификатов и признать сертификат подписи участника действительным.
Судом первой инстанции установлено, что 11.04.2018 ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" прошло аккредитацию на электронной торговой площадке АО "РАД". Ключ электронной цифровой подписи ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону", выданный авторизованным удостоверяющим центром ООО "Кордон", зарегистрирован в установленном порядке. О принятом решении об аккредитации АО "РАД" известило ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" 11.04.2018 в 10 час. 52 мин. 06 сек. путем направлением электронного уведомления. АО "РАД" 16.04.2018 в 9 час. 29 мин. 40 сек. отказало в принятии усиленного неквалифицированного сертификата электронной подписи ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" по причине сообщенной официальным уведомлением о том, что "проблема с входом на электронную торговую площадку "связана с приостановкой действия удостоверяющего центра" с приложением уведомления от 12.04.2018 N АЭТП/18-0192/11 Некоммерческой организации "Ассоциация электронных торговых площадок", направленного данной организацией в адрес электронных торговых площадок о приостановлении статуса Авторизованного удостоверяющего центра ООО "Кордон" с 13.04.2018". ООО "Кордон" является авторизованным удостоверяющим центром, имеющим право выпускать усиленную неквалифицированную электронную подписи (усиленный неквалифицированный сертификат проверки электронной подписи). ООО "РТС-тендер" является "Уполномоченным оператором" по отношению к ООО "Кордон". В ходе направления запросов в удостоверяющий центр ООО "Кордон" аппаратно-программный комплекс АО "РАД" установил отсутствие доступа к актуальному списку аннулированных сертификатов, что не позволило АО "РАД" определить действительность квалифицированного сертификата ключа электронной подписи ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону". Удостоверяющий центр ООО "Кордон" выполняет обязанность, предусмотренную пунктом 6.1 Регламента. В нарушение требований пунктов 6.5 и 8.16 Регламента оператором электронной площадки - АО "РАД" не обеспечена возможность участия в аукционе.
Довод апелляционной жалобы о том, что действия оператором электронной площадки - АО "РАД" не могут быть оспорены в порядке главы 23 АПК РФ, основаны не неверном толковании положений пункта 1 статьи 105 Закона N 44-ФЗ.
Положения Регламента (приложение N 7 к Соглашению от 09.08.2010) аналогичны положениям регламента АО "РАД".
С учетом изложенного обжалуемое решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2018 по делу N А56-73606/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "РАД" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-73606/2018
Истец: ПАО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: АО "РОССИЙСКИЙ АУКЦИОННЫЙ ДОМ"
Третье лицо: Администрация Милютинского района Ростовской области, АО "Ростовгазстрой", Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, ООО " Кордон"