Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2019 г. N Ф06-47923/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А06-7485/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" февраля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сулеймановой И.Э.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЭКОЦЕНТР" - Каражигитовой Э.Г., доверенность от 12.10.2018,
от Администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области - Ртищев А.М., доверенность от 18.12.2018 N 6249,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения муниципального образования "Приволжский район" "Приволжское БТИ",
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 декабря 2018 года по делу N А06-7485/2018, принятое судьей Богатыренко С.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭКОЦЕНТР" (ОГРН 1103444003002, ИНН 3444177534)
к Администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области (ИНН 3009005837, ОГРН 1033000813020)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство финансов Астраханской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и МБУ МО "Приволжский район" "Приволжское БТИ",
о взыскании долга в сумме 209151 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4563 руб. 29 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭКОЦЕНТР" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области (далее - ответчик) о взыскании долга в сумме 221297 руб. 29 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4563 руб. 29 коп.
В порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Представитель истца заявил ходатайство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об уменьшении исковых требований до 209151 руб. Уточнил, что указанная сумма является неосновательным обогащением. Истец также просит принять отказ от иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 10 декабря 2018 года с муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области в лице Администрации муниципального образования "Приволжский район" за счет средств казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОЦЕНТР" взыскано неосновательное обогащение в сумме 209151 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 7183 руб. Производство по делу в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4563 руб. 29 коп. прекращено в связи с отказом истца от указанных требований.
В иске к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования "Приволжский район" "Приволжское БТИ" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права: судом не учтены возражения в части определения истцом объема ликвидированных ТКО, истцом не представлены доказательства отнесения обнаруженных отходов к виду отходов ТКО, у Администрации МО "Приволжский район" Астраханской области не возникла обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов на спорном земельном участке.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "ЭКОЦЕНТР" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Дело рассмотрено судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью "ЭКОЦЕНТР" в соответствии с заключенным с министерством ЖКХ Астраханской области соглашением от 07.02.2017 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области является региональным оператором в сфере обращения с отходами на территории города Астрахани и Астраханской области, за исключением муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области".
Региональным оператором 04.12.2017 выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки) по адресу: Астраханская область, Приволжский район, Промузел на ТЭЦ-2, в 1 км северо-восточнее с. Кулаковка, в 2 км северо-западнее с. Три протока, о чем составлен акт обследования земельного участка, на котором установлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалки) от 01.12.2017. В акте указана площадь, на которой размещены отходы, на момент обследования 120 кв.м., объем отходов 90 куб.м.
Истец 04.12.2017 направил в адрес Главы МО "Приволжский район", руководителю Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области письмо с информацией об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и с предложением МО "Приволжский район" самостоятельно обеспечить ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
При повторном обследовании земельного участка с участием представителей регионального оператора и администрации МО "Приволжский район" было установлено, что по указанному выше адресу на земельном участке предположительной площадью 200 кв.м. находятся твердые коммунальных отходы предположительно объемом 100 куб. м., о чем составлен акт от 13.02.2018.
Истец ликвидировал собственными силами по указанному выше адресу несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки), о чем сообщил письмом 30.03.2018 Главе МО "Приволжский район", руководителю Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Истец 11.05.2018 направил в адрес администрации МО "Приволжский район" претензию о возмещении своих расходов по ликвидации несанкционированной свалки в сумме 209151 руб.
Поскольку администрация МО "Приволжский район" в добровольном порядке не компенсировала истцу расходы по ликвидации несанкционированной свалки, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, обстоятельства по делу и доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Условиями возникновения обязательства из неосновательного обогащения являются следующие обстоятельства:
1) имело место приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя;
2) приобретение или сбережение произведено за счет другого лица, что, как правило, означает уменьшение стоимости имущества потерпевшего вследствие выбытия из его состава некоторой его части или неполучения доходов, на которые потерпевшее лицо правомерно могло рассчитывать;
3) отсутствие правовых оснований, то есть приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке.
Ответчик, в свою очередь, должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца.
Перечисленные условия входят в предмет доказывания по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 1104 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.
В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения (часть 1 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно доводам истца, ответчик неосновательно обогатился за счет истца на сумму расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалки).
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности,
П.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 указанного закона к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На основании ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу п. 1 ст. 7 этого же закона к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 2 ст. 8 указанного закона).
На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду.
Размещение свалки на землях приводит к ее загрязнению.
Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы.
Материалами дела подтверждается, что 04.12.2017 региональным оператором выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки) по адресу: Астраханская область, Приволжский район, Промузел на ТЭЦ-2, в 1 км северо-восточнее с.Кулаковка, в 2 км северо-западнее с. Три протока, то есть в границах МО "Приволжский район".
Согласно пункту 16 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесения изменений в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 N 641" 16. В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Истец, в соответствии с требованиями указанного постановления 04.12.2017 направил уведомление в адрес МО "Приволжский район".
В соответствии с п. 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Принимая во внимание, что администрацией муниципального образования "Приволжский район" работы по ликвидации свалки не проведены, региональный оператор, согласно п. 17 Постановления N 1156 произвел выезд по адресу Астраханская область, Приволжский район, Промузел на ТЭЦ-2, в 1 км северо-восточнее с. Кулаковка, в 2 км северо-западнее с. Три протока и установил наличие неликвидированной администрации муниципального образования "Приволжский район" свалки по указанному адресу (акт повторного обследование земельного участка, на котором установлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалки) от 13.02.2018.
Исходя из приведенных норм гражданского законодательства и основываясь на предусмотренном в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общем порядке распределения бремени доказывания между участниками арбитражного процесса, лицо, требующее взыскания неосновательного обогащения, должно представить доказательства, подтверждающие факт неправомерного использования ответчиком чужого имущества и размер полученного неосновательного обогащения.
Материалами дела подтверждается, что истцом 16.03.2018, 17.03.2018 и 18.03.2018 проведены работы по ликвидации несанкционированной свалки по адресу: Астраханская область, Приволжский район, Промузел на ТЭЦ-2, в 1 км северо-восточнее с. Кулаковка, в 2 км северо-западнее с. Три протока, что подтверждается актом выполненных работ от 20.03.2018. Объем ликвидированного несанкционированного размещения ТКО составляет 225 куб. м., что подтверждается путевыми и маршрутными листами от 17.03.2018 транспортных средств В 384 ХС134 (ломовоз), В 332ХС 134 (ломовоз), 6467 ВН 34 (погрузчик) с указанием объема ликвидированного несанкционированного размещения ТКО, времени работы техники, затраченного на ликвидацию. Объем ликвидированного несанкционированного размещения ТКО определен ООО "ЭкоЦентр" (водителем В 332ХС134 (ломовоза) Зиновьев В.А., и водителем Иконниковым А.В.), путем визуального осмотра, а также по объему загруженности транспортного средства В 332ХС134 (ломовоз) и В 384 ХС134 (ломовоз).
Согласно техническим характеристикам Ломовоз КАМАЗ АС-1К-1 имеет объем кузова 24 куб.м.
Из представленных истцом документов следует, что Зиновьев В.А и Иконников А.В. 29.09.2017 прошли обучение "Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности".
Таким образом, объем несанкционированного размещения ТКО 225 куб.м. определен водителями транспортных средств.
Доказательства меньшего объема твердых коммунальных отходов ответчиками не представлены.
Порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, а, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
В соответствии с утвержденной ООО "ЭкоЦентр" методикой расчета затрат (составление калькуляции) по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (приказ от 03.07.2017 N 37), ООО "ЭкоЦентр" рассчитаны понесенные затраты на ликвидацию несанкционированное размещение ТКО по адресу: Астраханская область, Приволжский район, Промузел на ТЭЦ-2, в 1 км северо-восточнее с. Кулаковка, в 2 км северо-западнее с. Три протока, включающие в себя фактические затраты на оказание услуги по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО и отражающие фактическую себестоимость выполненных работ.
Сумма расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по расчетам истца составляет 209151 руб.
Представители ответчика объем ликвидированного несанкционированного размещения ТКО в суде первой инстанции не оспаривали.
Ответчик в лице администрации МО "Приволжский район" считает, что поскольку земельный участок не разграничен и относится к землям государственной собственности, то ответственность должны нести оба ответчика в солидарном порядке.
В соответствии с п.2. ст. 3.3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Пунктом 2 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе, для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Как следует из статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнения, захламления, деградацию и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Закрепление в п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06. 10.2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131) в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично - властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила) собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее-СанПиН 42-128-4690-88) предусматривает, что объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из не канализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, равно как и участие в организации деятельности в области обращения с отходами, являющимися результатом жизнедеятельности местного сообщества, в отсутствие правообладателей земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка отходов на территории муниципального образования, относятся к компетенции органа местного самоуправления.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости государственная собственность на земельный участок по адресному ориентиру: Астраханская область. Приволжский район, с. Три протока, ул. Ленина, 77 "а" (согласно техническому отчету) не разграничена.
Учитывая, вышеизложенное и в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона N 131, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения, разрешение которых законодательством возложено на органы местного самоуправления, к которым относится администрация муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области, выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированных организаций, отраслевых (функциональных) органов администрации) не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за неисполнение данных обязанностей.
Поскольку свалка расположена на земельных участках Муниципального образования "Приволжского района" Астраханской области, то обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании.
При этом, суд пришел к правомерному выводу, что солидарная ответственность Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области законом не установлена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное (пункт 2 статьи 322 ГК РФ).
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Астраханской области от 31.10.2016 N 381-П "О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области".
Полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок на территории Астраханской области министерство не наделено.
На основании изложенного, ликвидация несанкционированных свалок не относится к компетенции министерства как органа, уполномоченного в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Учитывая то обстоятельство, что в Федеральном законе N 89-ФЗ термины "несанкционированная свалка" или "ликвидация несанкционированной свалки" не используются, то ликвидация несанкционированной свалки не может быть отнесена к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, регламентированной Федеральным законом N 89-ФЗ.
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами.
Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, как территорий, используемых, но не предназначенных для размещения на них отходов. На основании изложенного, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление того, кто является ответственным за организацию такой свалки.
Пунктом 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного суда РФ от 13.10.2015 N 26-П, от 26.04.2016 N 13-П, полномочие по организации деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами должно, по общему правилу, закрепляться за муниципальными образованиями, по крайней мере, за муниципальными районами и городскими округами. А задача органов государственной власти, помимо нормативного, технического регулирования, методического обеспечения, реализации необходимых разрешительных, контрольных действий, должна сводиться в основном к помощи муниципальным образованиям, в том числе, в вопросе совершенствования системы работы с твердыми коммунальными отходами.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области является ненадлежащим ответчиком.
Учитывая вышеизложенное, на стороне ответчика муниципального образования "Приволжский район" возникло неосновательное обогащение вследствие неоплаты истцу работ по ликвидации несанкционированного размещения ТКО.
Доводы апеллянта о том, что судом не учтены возражения в части определения истцом объема ликвидированных ТКО, истцом не представлены доказательства отнесения обнаруженных отходов к виду отходов ТКО, у Администрации МО "Приволжский район" Астраханской области не возникла обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов на спорном земельном участке, подлежат отклонению судебной коллегией как необоснованные.
Из материалов дела следует, что ООО "ЭкоЦентр" определил только объем несанкционированной свалки размещения ТКО. При определении окончательной суммы каждой статьи расходов калькуляции затрат, приложенной к исковому заявлению, в расчет взяты реальные расходы по ликвидации несанкционированной свалки ТКО.
Кроме того, ответчиком расчет не опровергнут, свой расчет исковых требований не представлен.
Также в материалах дела имеется ответ на запрос Администрации МО "Приволжский район" Астраханской области от 31.08.2018 N 6151 комитета по управлению муниципальным имуществом МО "Приволжский район" Астраханской области, в котором указано, что собственность на земельный участок не разграничена, относится к землям государственной собственности.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и ссылок на доказательства опровергающие выводы суда первой инстанции, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 декабря 2018 года по делу N А06-7485/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения муниципального образования "Приволжский район" "Приволжское БТИ" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Камерилова |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7485/2018
Истец: ООО "ЭкоЦентр"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области
Третье лицо: МБУ МО "Приволжский район" "Приволжское БТИ", Министерство финансов Астраханской области