Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 мая 2019 г. N Ф03-1827/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А59-4884/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего К.П. Засорина,
судей А.В. Ветошкевич, Л.А. Мокроусовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Я.А. Головиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России",
апелляционное производство N 05АП-10147/2018
на решение от 19.11.2018
судьи Ким С.И.
по делу N А59-4884/2018 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610)
к открытому акционерному обществу "Сахалинское морское пароходство" (ОГРН 1026501017828, ИНН 6509000854) и акционерному обществу "Транспортно-экспедиторская компания" "Дальтранссервис" (ОГРН 1026500543640, ИНН 6501099425)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Морские паромные линии "Ванино-Сахалин"
об обязании производить перевозки почтовых отправлений и денежных средств ФГУП "Почта России", его работниками, сопровождающими почтовые отправления и денежные средства в почтовом транспорте ФГУП "Почта России" на переправе "Ванино-Холмск" через Татарский пролив вне очереди, безвозмездно,
при участии до и после перерыва:
от ФГУП "Почта России": Солтанов Т.Я. по доверенности от 28.12.2018 сроком действия до 12.11.2021, паспорт; Полякова И.В. по доверенности от 18.01.2019 сроком действия до 12.11.2021, паспорт;
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице УФПС Хабаровского края - филиала ФГУП "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") обратилось с иском к открытому акционерному обществу "Сахалинское морское пароходство" (далее - ОАО "Сахалинское морское пароходство") и акционерному обществу "Транспортно-экспедиторская компания" "Дальтранссервис" (АО "ТЭК" "Дальтранссервис") (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)) об обязании ОАО "Сахалинское морское пароходство" и АО "ТЭК" "Дальтранссервис" производить перевозки почтовых отправлений и денежных средств ФГУП "Почта России", его работниками, сопровождающими почтовые отправления и денежные средства в почтовом транспорте ФГУП "Почта России" на переправе "Ванино-Холмск" через Татарский пролив, вне очереди, безвозмездно.
Определением суда от 10.09.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Морские паромные линии "Ванино-Сахалин".
Решением от 19.11.2018 в удовлетворении исковых требований отказано, с чем не согласился истец, обжаловав судебный акт в апелляционном порядке.
Доводы апеллянта сводятся к тому, что, ввиду наличия паромной переправы между портом Ванино и портом Холмск, судом к спорным правоотношениям необоснованно применены положения части 1 статьи 103 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ). По мнению апеллянта, поскольку суда ответчиков являются паромами, то в соответствии с абзацем пятым статьи 32 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон "О почтовой связи") перевозки почтовых отправлений и денежных средств организациями федеральной почтовой связи, их работниками, сопровождающими почтовые отправления и денежные средства, на постоянных и временных переправах через реки, каналы и другие водные объекты, а также по платным автомобильным дорогам, производятся вне очереди, безвозмездно.
От ОАО "Сахалинское морское пароходство", АО "ТЭК" "Дальтранссервис" поступили отзывы на апелляционную жалобу, по тексту которых ответчики просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
От апеллянта через канцелярию суда поступили письменные возражения на отзыв АО "ТЭК" "Дальтранссервис", которые в порядке статьи 81 АПК РФ приобщены к материалам дела.
Неявка в заседание суда иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствовала коллегии рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Коллегией установлено, что к отзыву АО ""ТЭК" "Дальтранссервис" приложены дополнительные доказательства.
Представители ФГУП "Почта России" против заявленного ходатайства не возражали.
Представленные ответчиком дополнительные доказательства (законопроект N 20808-5, сведения о внесении законопроекта в Государственную Думу, пояснительная записка) признаны апелляционной коллегией документами, представленными для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы, которые принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 268 АПК РФ.
Представители истца доводы жалобы поддержали в полном объеме, пояснили также, что ответчиками отказано истцу в перевозке почтовых отправлений и денежных средств организациями федеральной почтовой связи и на возмездной основе с привлечением иных перевозчиков автомобильным транспортом. Перевозка осуществляется исключительно силами АО ""ТЭК" "Дальтранссервис", иные автомобильные перевозчики, с которыми заключал договоры истец, к переправе не допускались.
04.02.2019 в заседании арбитражного суда апелляционной инстанции в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 06.02.2019 до 14 часов 45 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда http://5aas.arbitr.ru информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии тех же представителей.
Иные лица после перерыва не явились, что в силу части 5 статьи 163 АПК РФ не препятствовало продолжению судебного заседания.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, установила следующее.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что на территории обслуживания УФПС Сахалинской области - филиала ФГУП "Почта России" доставку почтовой корреспонденции и денежных средств осуществляет обособленное структурное подразделение УФПС Хабаровского края - филиала ФГУП "Почта России" с использованием автомобильного транспорта, что подтверждается Планом направления посылочной почты и бандеролей с объявленной ценностью, не оплаченных по авиатарифу из Хабаровского МСЦ на 2018 год.
Доставка почтовой корреспонденции на о. Сахалин, за исключением пересылаемой авиатранспортом, возможна только посредством паромной переправы Ванино-Холмск (Холмск-Ванино) через Татарский пролив.
На линии Ванино-Холмск протяженностью 137 морских миль работают 3 парома: Сахалин-8, Сахалин-9, Сахалин-10. Рейсы выполняются ежедневно, круглосуточно, круглогодично за плату. АО "ТЭК "Дальтранссервис" является агентом ОАО "Сахалинское морское пароходство".
ФГУП "Почта России" обращалось с офертой и письмами к ответчикам с предложениями о заключении договоров безвозмездного пользования паромной переправой Ванино-Холмск-Ванино, которые оставлены без удовлетворения.
Посчитав, что ответчики своими действиями препятствуют безвозмездному пользованию истцом, в силу абзаца 5 статьи 32 ФЗ "О почтовой связи", услугами паромной переправы, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления истца, не нашел правовых оснований для применения абзаца 5 статьи 32 ФЗ "О почтовой связи", которым установлен безвозмездный и внеочередной характер перевозки почтовых отправлений паромной переправой, сославшись на то, что к спорным правоотношениям подлежат применению только нормы части 1 статьи 103 КВВТ, посчитав, что фактически ответчики оказывают услуги по перевозке грузов по морской линии в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) и Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, подлежащие оплате за установленную плату.
Коллегия приходит к выводу, что, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права применительно к обстоятельствам дела и характера возникших правоотношений между сторонами спора.
Правовые основы деятельности ФГУП "Почта России" закреплены Законом "О почтовой связи", Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах компетенции этих субъектов.
На территории Российской Федерации деятельность предприятия осуществляется через его структурные подразделения.
К числу таких подразделений относится УФПС Хабаровского края - филиала ФГУП "Почта России", который осуществляет доставку почтовой корреспонденции на о. Сахалин. При этом доставка почтовой корреспонденции в названный населенный пункт возможна только, за исключением пересылаемой авиатранспортом, посредством паромной переправы Ванино-Холмск через Татарский пролив.
В свою очередь, согласно сведениям о видах деятельности ответчиков, отраженными в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ответчиков является деятельность морского грузового транспорта, а также связанная с перевозками.
Формулируя свою правовую позицию по делу, истец ссылался, а ответчики не отрицали, что оказание услуг по доставке почтовой корреспонденции посредством паромной переправы осуществляет ОАО "Сахалинское морское пароходство" только за плату.
Между тем, императивное правило, изложенное в части 5 статьи 32 Закона "О почтовой связи", указывает на следующее. Перевозки почтовых отправлений и денежных средств организациями федеральной почтовой связи, их работниками, сопровождающими почтовые отправления и денежные средства, на постоянных и временных переправах через реки, каналы и другие водные объекты, а также по платным автомобильным дорогам производятся вне очереди, безвозмездно.
Таким образом, специальная норма Закона, регулирующего правоотношения в сфере почтовой связи, прямо предусматривает случай безвозмездного и внеочередного оказания перевозки почты на постоянных и временных переправах через реки, каналы и водоемы.
В этой связи положения части 1 статьи 103 КВВТ РФ об осуществлении перевозки почтовых отправлений за установленную плату на судах, совершающих регулярные рейсы, на которые ссылаются ответчики, носят общий характер и касаются всех регулярных рейсов, за исключением постоянных и временных переправ.
Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, под переправой понимается место, где переправляются на другой берег (на плавучих средствах).
В настоящем случае перевозка ответчиками почтовых отправлений и сопровождающих их работников через Татарский залив является именно переправой, осуществляемой не путем проезда через инженерное сооружение (мост, понтонный мост), а путем перевозки названных отправлений и сопровождающих работников морским транспортом.
Переправа предназначена для транспортных связей двух противоположных берегов водных путей (Ванино-Холмск) ввиду отсутствия иного способа наземного транспортного сообщения.
В условиях постановки на разрешение арбитражного суда вопроса об определении нормативно-правового регулирования возникших между истцом и ответчиками правоотношений, судом апелляционной инстанции исследованы все представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи.
Так, в материалы дела истцом представлено Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 N 159 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", в соответствии с которым основной целью и задачей программы является обеспечение устойчивой связи острова Сахалин с материком посредством паромной переправы Ванино-Холмск.
Далее, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2009 N 2094-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года" паромная переправа Ванино-Холмск обеспечивает устойчивую связь острова Сахалин с материком.
Анализ судебной практики показал, что в делах, рассматриваемых Арбитражным судом Сахалинской области, в которых ОАО "Сахалинское морское пароходство" являлось лицом, участвующим в деле, судом установлено наличие паромной переправы Ванино-Холмск.
В частности, по делам N А59-4557/2017, N А59-4284/2017, N А59-4895/2017, N А59-2403/2017 установлено, что между ОАО "РЖД" и ОАО "Сахалинское морское пароходство" был заключен ряд узловых соглашений, которые регулировали взаимоотношения сторон, их обязанности, права и ответственность при приеме, передаче и организации перевозки груженных и порожних вагонов, специального подвижного состав, через морскую паромную переправу Ванино-Холмск-Ванино, обслуживаемую паромами в ПСЖВС.
Помимо этого, согласно представленному в материалы дела скриншоту страницы с официального сайта ОАО "Сахалинское морское пароходство" в разделе "Паромы" опубликован график подхода паромов Сахалин-08, Сахалин-09, Сахалин-10, осуществляющих паромную переправу по линии Ванино-Холмск (Холмск-Ванино).
О наличии именно паромной переправы по линии Ванино-Холмск (Холмск-Ванино) свидетельствует информация с официального сайта второго ответчика - АО "ТЭК Дальтранссервис", где в качестве услуг последний оказывает, в частности, услуги по перевозке автотранспорта через паромную переправу Ванино-Холмск-Ванино.
Причем наличие указанных выше обстоятельств подтверждается и перевозочными документами, оформленными с юридическими лицами, что нашло отражение в маршрутной книжке N 0131 от 01.03.2017 с указанием на страхование транспортных средств в качестве груза на период морской перевозки через паромную переправу Ванино - Холмск.
Доказательства, опровергающие указанные судом сведения, ответчиками не представлены.
Ответчики, настаивая на противоположной позиции, тем не менее, на протяжении рассмотрения спора ограничились лишь толкованием статьи 32 Закона "О почтовой связи" и статьи 103 КВВТ РФ, не представляя доказательств в обоснование своей позиции и в опровержение позиции истца.
Суд первой инстанции, не оспаривая указание истца о том, что между портом Ванино и портом Холмск существует "паромная переправа" с указанием типа судов "паромы", что в порту Ванино имеется два пирса паромной переправы, специальные тарифы на железнодорожной паромной переправе, счел, что переправа по Татарскому проливу фактически не является паромной переправой, как таковой, а является переправой по морской линии, то есть, перевозка грузов по морю, что не подпадает под правовое регулирование части 5 статьи 32 ФЗ "О почтовой связи".
Однако судом первой инстанции не принята во внимание информация, содержащаяся в письме Федерального агентства морского и речного транспорта от 16.10.2018 N УБС-1910, из которой следует, что организация морских линий через паромную переправу Ванино-Холмск возможна (л. д. 170, том II).
В соответствии с письмом Федерального агентства морского и речного транспорта от 02.11.2018 N АП-29/12289 (л. д. 193, том II) термин "переправа" КТМ РФ не предусмотрен, однако к ряду морских сообщений в обиходных выражениях зачастую применяется наименование "паромная переправа".
Согласно статьям 1, 2 КТМ РФ названный кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания, в частности перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии. Под последней понимается сообщение между морскими портами, при котором перевозки судами грузов и (или) пассажиров и их багажа осуществляются на регулярной основе по расписанию (пункт 1 статьи 114.1 КТМ РФ).
Из приведенного определения термина "морская линия" не следует, что перевозка судами грузов и (или) пассажиров не может осуществляться по морской линии через переправу. При этом нормы КТМ РФ не устанавливают запрета на возможность параллельного существования морской линии и переправы на одном и том же сообщении.
Учитывая, что в данном случае обязанность осуществлять перевозки почты вне очереди и на безвозмездной основе на переправе закреплена Федеральным законом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Таким образом, неправильное применение норм материального права привело к вынесению незаконного решения, что, согласно статьям 277, 288 АПК РФ, является основанием для его отмены.
Поскольку исковые требования удовлетворены, то расходы по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика. Учитывая, что в деле два ответчика, то понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины подлежат равномерному распределению между обоими ответчиками по делу - ОАО "Сахалинское морское пароходство" и АО "Транспортно-экспедиторская компания "Дальтранссервис".
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 19.11.2018 по делу N А59-4884/2018 отменить.
Исковые требования Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество "Сахалинское морское пароходство" и акционерное общество "Транспортно-экспедиторская компания" "Дальтранссервис" обеспечить Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" беспрепятственное пользование услугами по перевозке посредством паромной переправы через Татарский пролив между портами Ванино и Холмск почтового транспорта Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", почтовых отправлений и сопровождающих работников безвозмездно и вне очереди в соответствии с графиком работы перевозчика
Взыскать с открытого акционерного общества "Сахалинское морское пароходство" в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" 3 000 (три тысячи) рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска, 1 500 (одну тысячу пятьсот) рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, а всего 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Взыскать с акционерного общества "Транспортно-экспедиторская компания" "Дальтранссервис" в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" 3 000 (три тысячи) рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска, 1 500 (одну тысячу пятьсот) рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, а всего 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.П. Засорин |
Судьи |
А.В. Ветошкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4884/2018
Истец: ФГУП "Почта России", ФГУП УФПС Хабаровского края-филиал "Почта России"
Ответчик: АО "ТЭК "Дальтранссервис", ОАО "Сахалинское морское пароходство"
Третье лицо: ООО "Морские паромные линии "Ванино-Сахалин"