Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 мая 2019 г. N Ф01-1909/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А43-42286/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.02.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Белый город 23/2" (ОГРН 1175275000306, ИНН 5262345428) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2018 по делу N А43-42286/2017,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Белый город 23/2" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 10.10.2017 N 515-04-1786/2017,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 1".
В судебном заседании приняли участие представители товарищества собственников недвижимости "Белый город 23/2" - Вдовин Т.Р. - председатель правления, на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.02.2019, Юркина Е.А. по доверенности от 20.01.2019 сроком действия один год.
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 1", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей товарищества собственников недвижимости "Белый город 23/2", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа начальника Нижегородского нагорного отдела Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 13.09.2018 N 515-04-1786-17 должностным лицом Инспекции в период с 13.09.2017 по 10.10.2017 проведена внеплановая документарная проверка в отношении товарищества собственников недвижимости "Белый город 23/2" (далее - Товарищество, ТСН "Белый город 23/2") с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя многоквартирного дома N 23/2 по бульвару 60-летия Октября г. Нижнего Новгорода о правомерности организации и осуществления Товариществом расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, выставления платежных документов с марта 2017.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 10.10.2018 N 515-04-1786-17.
Товариществу 10.10.2018 выдано предписание N 515-04-1786/2017 об устранении выявленных нарушений обязательных требований. С учетом приказа от 27.09.2018 N 114 "О внесении изменений в предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 10.10.2017 N 515-04-1786/2017" Товариществу надлежало в срок до 15.12.2017 произвести корректировку (в сторону возврата) неправомерно начисленных собственникам помещений дома N 23 корпус 2 по бульвару 60-летия Октября г. Нижнего Новгорода сумм по услугам содержания общего имущества дома и коммунальным услугам, произведенным за период с 01.03.2017 по 05.09.2017, за исключением коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению; выдать собственникам дома платежный документ с произведенной корректировкой; впредь не допускать выявленного нарушения.
Не согласившись с данным предписанием, Товарищество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 1" (далее - ООО "ЖЭК N 1").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Товарищество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что ООО "ЖЭК N 1" надлежащим образом не оказывались услуг по управлению многоквартирным домом, а Товариществом, напротив, выполнены необходимые работы по содержанию спорного дома. Товарищество утверждает, что на момент рассмотрения дела оно произвело возврат денежных средств жителям за холодное водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции необоснованно признал незаключенным договор от 01.03.2017.
В судебном заседании представители Товарищества поддержали доводы апелляционной жалобы, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела копии решения Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 17.12.2018 N 2-4123/18.
Рассмотрев заявленное ходатайство, Первый арбитражный апелляционный суд отказал в его удовлетворении, поскольку доказательств вступления судебного акта в законную силу не имеется.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда без изменения и рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
ООО "ЖЭК N 1" отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Инспекции и ООО "ЖЭК N 1".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная в том числе на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (часть 3 статьи 20 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В силу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2019 N 885 (далее - Положение N 885), Инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством, в том числе обязательных требований к соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений (пункт 4.2.3 Положения N 885).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий в соответствии с нормами ЖК РФ и Федерального закона N 294-ФЗ.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что 10.10.2017 на основании обращения жителя многоквартирного дома N 23/2 по бульвару 60-летия Октября г. Нижнего Новгорода о выставлении двойных квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг, Инспекцией в отношении Товарищества проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки установлено, что указанный многоквартирный дом до 05.09.2017 был включен в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "ЖЭК N 1".
Собственниками помещений многоквартирного дома N 23/2 по бульвару 60-летия Октября г. Нижнего Новгорода решением общего собрания собственников от 28.11.2016 (протокол N1) выбран способ управления - товарищество собственников недвижимости, организовано ТСН "Белый город 23/2".
Согласно статье 198 ЖК РФ возникновение у лицензиата права осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом обусловлено обязательным выполнением требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Для того, чтобы новая управляющая организация, выбранная общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, смогла начать осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом (в том числе, осуществлять расчеты с собственниками помещений и иными пользователями помещений в многоквартирном доме за предоставленные услуги и оказанные работы) недостаточно принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о расторжении договора управления с действующей управляющей организацией и утверждении условий нового договора управления. Необходимо осуществить процедуру реализации принятых решений, в том числе, путем подписания договора управления многоквартирным домом собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, размещения информации на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. Только после этого управляющая организация может приступить к управлению многоквартирным домом с даты, определенной условиями договора управления.
Следовательно, само по себе решение собственников о смене способа управления многоквартирным домом, без соблюдения остальных условий, предусмотренных частью 4 статьи 198 ЖК РФ, не является достаточным основанием для начала оказания услуг по управлению многоквартирным домом.
В силу подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктами 24 и 26 Правил N 416 в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) прекращено или она аннулирована, дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала управления многоквартирным домом управляющей организацией, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 5 статьи 200 ЖК РФ, или в случае, предусмотренном частью 6 статьи 200 ЖК РФ, выбранной без проведения открытого конкурса. Если способ управления многоквартирным домом был изменен, дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала реализации нового способа управления.
Договоры управляющей организации с организациями, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и организациями, осуществляющими проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, прекращаются одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.
Как следует из материалов дела, изменения сведений о многоквартирном доме N 23/2 по бульвару 60-летия Октября г. Нижнего Новгорода в реестр лицензий Нижегородской области, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "ЖЭК N1" внесены Инспекцией приказом от 05.09.2017 N515-14-25-718-17.
Инспекцией в ходе проверки выявлено, что в период с 01.03.2017 по 05.09.2017 Товарищество выставляло жителям дома плату за следующие виды услуг: содержание жилого помещения, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, отопление; электроснабжение.
Вместе с тем договоров на поставку коммунальных ресурсов -холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение у Товарищества с ресурсоснабжающими организациями в спорный период не было заключено. Указанные услуги оказывались управляющей компанией - ООО "ЖЭК N 1".
Кроме того, обязанность ООО "ЖЭК N 1" по оплате коммунальной услуги - электроэнергия в отношении рассматриваемого многоквартирного дома за спорный период установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.10.2017 по делу N А43-27298/2017.
Судебными актами по делу N А43-46109/2017 установлено, что в период с 01.03.2017 по 05.09.2017 именно ООО "ЖЭК N1" на законных основаниях осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом N 23/2 по бульвару 60-летия Октября г. Нижнего Новгорода и выставило квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Ведение Товариществом параллельно с ООО "ЖЭК N 1" отдельных видов деятельности по управлению многоквартирным домом противоречит положениям части 9 статьи 161 ЖК РФ, согласно которой многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что выданное Инспекцией предписание (с учетом внесенных в него изменений) соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Товарищества.
Доводы Товарищества об обратном подлежат отклонению как основанные на ошибочном понимании норм права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Товарищества.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Товарищество. Излишне уплаченная по платежному поручению от 29.11.2018 N 367 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Товариществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2018 по делу N А43-42286/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Белый город 23/2" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников недвижимости "Белый город 23/2" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 29.11.2018 N 367.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-42286/2017
Истец: ТСН "Белый город 23\2", ТСН Белый город 23\2
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: ООО ЖЭК N1
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-42286/17
23.05.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1909/19
12.02.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-11027/18
30.10.2018 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-42286/17
25.06.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-42286/17
07.03.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-42286/17