г. Саратов |
|
13 февраля 2019 г. |
Дело N А57-18934/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "УК Волжская - Саратов" - Уразбаева А.И., по доверенности от 24.12.2018,
от Комитета по финансам - Ворсопова А.Н., по доверенности от 09.01.2019 N 04-02/2,
иные лица - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрация Волжского района на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 декабря 2018 года по делу N А57-18934/2018 (судья Н.В. Павлова.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская", г. Саратов (ИНН 6450053772)
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450530344),
Администрации Волжского района
о взыскании 91 763,02 руб.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская" (далее - ООО "УК Волжская", Истец) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", г. Саратов (далее -Ответчик) о взыскании за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" задолженности за жилищно-коммунальные услуги по квартире N 85 в жилом доме N68А/145 по ул. Соборная г. Саратова за период с 01.07.2016 по 31.03.2018 в размере 81 058 руб. 21 коп., пени в размере 10 704 руб.81 коп., всего 91 763 руб. 02 коп., судебных расходов.
Определением суда от 12.10.2018 с согласия истца по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Волжского района г. Саратова.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил суд взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" г. Саратов за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" задолженность за жилищно-коммунальные услуги по квартире N 85 в жилом доме N68А/145 по ул. Соборная г. Саратова, за период с 01.07.2016 по 31.12.2017, за коммунальные услуги за период с 01.03.2018 по 31.03.2018 в сумме 77 593,87 руб., пени в сумме 10704,81 руб., а всего 88 298,68 руб.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" г.Саратов за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу истца взыскать задолженность за содержание и ремонт общего имущества по квартире N 85 в жилом доме N68А/145 по ул. Соборная г. Саратова, за период с 01.01.2018 по 31.03.2018 в сумме 3464,34 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17 декабря 2018 года с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу истца - ООО "Управляющая компания Волжская" взыскана задолженность за жилищно-коммунальные услуги по квартире N 85 в жилом доме N68А/145 по ул. Соборная г. Саратова, за период с 01.07.2016 г. по 31.12.2017 г., за коммунальные услуги за период с 01.03.2018 г. по 31.03.2018 г., в сумме 77593,87 руб., пени в сумме 10704,81 руб., а всего 88298,68 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3724 руб.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу истца - ООО "Управляющая компания Волжская" взыскана задолженность за содержание и ремонт общего имущества по квартире N 85 в жилом доме N68А/145 по ул. Соборная г. Саратова, за период с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г. в сумме 3464,34 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 147 руб.
Администрация Волжского района, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым в иске к Администрации Волжского района отказать.
Представитель ООО "УК Волжская - Саратов" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представитель Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истцом в судебном заседании заявлено о смене наименования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская" на общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская - Саратов".
Изменения наименования истца принимаются апелляционным судом в порядке, установленном частью 4 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая компания Волжская" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, ул. Соборная, д. 68А/145, на основании решений общего собрания собственников помещений.
В указанном доме расположена квартира N 85, принадлежащая на праве собственности Муниципальному образованию "Город Саратов". На основании справки формы N 1, по адресу: г. Саратов, ул. Соборная, д. 68А/145, кв. 85, никто не зарегистрирован.
Задолженность ответчиков за период с 01.07.2016 по 31.03.2018 по обязательным взносам на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома составила в размере 81 058 руб. 21 коп., в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой по оплате коммунальных услуг. Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования к Администрации Волжского района, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Расходы на капитальный ремонт, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе нежилых помещений в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников. Размер платы на капитальный, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе общих мест пользования устанавливается собранием и не превышает общегородских размеров.
На основании изложенных норм права собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и расходы по содержанию общего имущества дома. Размер расходов по содержанию общего имущества определяется пропорционально площади занимаемого помещения исходя из установленной платы.
Пунктами 29 - 36 Правил N 491 и пунктом 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковой для всех собственников помещений в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Решение о размере платы принимает общее собрание собственников помещений в таком доме на срок не менее чем один год либо органами управления товарищества собственников жилья или аналогичных объединений граждан, если таковые созданы. Если такое решение собственниками не принято, то применяется размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный органами местного самоуправления.
Согласно пункту 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 мая 1997 года "фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные".
Таким образом, отсутствие договора, заключенного в письменном виде и подписанного сторонами, с потребителем, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически оказанных услуг по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома.
Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции пришел к обоснованно выводу, что между истцом и ответчиками сложились хозяйственные отношения, по содержанию, ремонту общего имущества жилого дома.
В соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Расчет задолженности за содержание и ремонт общего имущества по квартире 85 за период с 01.01.2017 по 31.03.2018 произведен истцом исходя из тарифов, установленных решением общего собрания собственников, и площади помещения ответчика (58 кв.м.).
Расчет задолженности, произведенный истцом, проверен судом первой инстанции и признан верным. Контррасчета задолженности ответчиком не представлено.
Отказ собственников помещений от заключения договора с управляющей организацией на техническое обслуживание не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
В соответствии с постановлением от 09.11.2010 N 4910/10 Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений. Так как, в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают.
С 2018 года Администрация Волжского района является надлежащим ответчиком по требованиям о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества по квартире N 85 в жилом доме N 68А/145 по ул. Соборной г. Саратова, за период с 01.01.2018 по 31.03.2018 в сумме 3464,34 руб. по следующим основаниям.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 N 36- 398 "О Положениях об администрациях районов муниципального образования "Город Саратов" администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов" является держателем объектов имущественной части муниципальной казны, в том числе спорных жилых помещений.
Согласно п. 9.1 "Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденной Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246, расходы на содержание объектов имущественной части муниципальной казны, не находящихся в пользовании третьих лиц, финансируются за счет средств бюджета муниципального образования "Город Саратов" и осуществляются соответствующими структурными подразделениями администрации муниципального образования "Город Саратов" (держателями объектов имущественной части муниципальной казны) в рамках определенной отраслевой или территориальной принадлежности объектов имущественной части муниципальной казны.
В силу пункта 3.1.1. Положения администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов" осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств.
Решением Саратовской городской Думы от 14.12.2017 N 27-200 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг." в рамках муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2018-2020 гг. администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" предусмотрены бюджетные ассигнования, в том числе, на содержание и ремонт муниципального жилищного фонда: 2018 г. - 7248,0 тыс. руб.
Таким образом, с учетом норм действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательств, исковые требования в части взыскания с Администрации Волжского задолженности в сумме 3464,34 руб. за период 01.01.2018 по 31.03.2018 правомерно удовлетворено.
Задолженность за жилищно-коммунальные услуги по квартире N 85 в жилом доме N68А/145 по ул. Соборная г. Саратова, за период с 01.07.2016 по 31.12.2017 в сумме 77593,87 руб. взыскана с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов", поскольку в спорный период г
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункт 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как указано в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 125, пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, сходящимся в муниципальной собственности поселения (пп. 3 п. 1) и содержания муниципального жилищного фонда (пп. 6 п. 1).
В силу пункта 2 статьи 18 ФЗ-N 131 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 3.1 Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года N 25-246 муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов" и не закрепленное в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, в том числе: средства бюджета города (пп. 3.1.1). Аналогичная норма закреплена в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19 июля 2007 года - комитет по финансам является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город".
Согласно расчету истца в период с 01.07.2016 по 31.12.2017 было оказано коммунальных услуг, а также услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с учетом перерасчетов на сумму 77593,87 руб.
Представленный расчет задолженности проверен судом первой инстанции и признан обоснованным.
Апелляционная жалоба доводов о несогласии с решением суда первой инстанции в данной части не содержит.
Истцом заявлены к взысканию пени на сумму задолженности за период с 01.07.2016 по 31.03.2018 в размере 10704 руб. 81 коп. (т. 1 л.д. 67-85).
В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Представленный расчет неустойки проверен судом первой инстанции и признан обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пришел к выводу, что они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 декабря 2018 года по делу N А57-18934/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18934/2018
Истец: ООО УК Волжская
Ответчик: Администрация Волжского района, МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации МО "Город Саратов"