Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2019 г. N Ф06-46576/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
13 февраля 2019 г. |
Дело N А55-17543/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от закрытого акционерного общества "Мягкая кровля" - представитель не явился, извещено,
от Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления Самарской таможни - представители Ергашев А.Х.(доверенность от 27.12.2018), Верещагина Л.А. (доверенность от 21.01.2019),
от общества с ограниченной ответственностью "Самарские таможенные услуги" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Мягкая кровля"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2018 года по делу N А55-17543/2018 (судья Некрасова Е.Н.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Мягкая кровля" (ИНН 6311012433, ОГРН 1026300526042), г.Самара,
к Федеральной таможенной службе Приволжского таможенного управления Самарской таможне, г.Самара,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Самарские таможенные услуги", г.Самара,
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Мягкая кровля" (далее - ЗАО "Мягкая кровля", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Самарской таможни от 07.03.2018 г. N 10412000/060318/027-р/2018 об отмене в порядке ведомственного контроля несоответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа, признании неправомерными действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ЗАО "Мягкая кровля" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования.
В апелляционной жалобе указывает на то, что 06.06.2016 года между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов, которое не устанавливает ни перечня товаров, выработанных из нефти, ни их кодов по ТН ВЭД ТС, ни их объем. Полагает, что в период поставки заявителем товаров в Киргизскую Республику при предоставлении льгот применялось Постановление Правительства РФ от 01.07. 2011 г. N 529 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 01.07.2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе РФ с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан", а также действующая телеграмма ФТС России N ТФ-225 от 18.03.2011 г., которая предусматривала неприменение ставок вывозных таможенных пошлин, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ при совершении таможенных операций в отношении товаров, выработанных из нефти, вывозимых с территории РФ в Киргизскую республику.
В судебное заседание представитель закрытого акционерного общества "Мягкая кровля" не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не уведомил.
Представители Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления Самарской таможни в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо общество с ограниченной ответственностью "Самарские таможенные услуги" извещено о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило.
В соответствии с ч.5 ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления Самарской таможни, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ЗАО "Мягкая кровля" (продавец) и ОсОО "Профикс-Юг", Киргизская Республика (покупатель) заключили договор поставки от 30.08.2017 г. N 67/Э, по которому продавец 27.09.2017 г. отгрузил покупателю битум нефтяной БН-90/10.
Между ЗАО "Мягкая кровля" (продавец) и ОсОО "Бишкекская кровельная компания", Киргизская Республика (покупатель) заключен договор поставки от 29.03.2017 г. N 27/Э, согласно которому продавец 03.04.2017 г. отгрузил покупателю битум нефтяной БН-90/10.
Между ЗАО "Мягкая кровля" (продавец) и ОсОО "СтройАрсенал", Киргизская Республика (покупатель) заключен договор поставки от 24.01.2017 г. N 08/Э, в соответствии с которым продавец 07.02.2017 г. отгрузил покупателю битум нефтяной БН-90/10.
Декларант задекларировал товар "битум нефтяной" (код ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000) для вывоза из Российской Федерации в Киргизию по декларациям на товары N N 10412060/070217/0001693, 10412060/030417/0004815, 10412060/270917/0014533, заявив в графе 36 деклараций об освобождении от уплаты вывозной таможенной пошлины.
07.02.2017 г., 03.04.2017 г., 27.09.2017 г. таможня разрешила выпуск товара по указанным декларациям на товары.
После выпуска товаров таможенным органом проведена перепроверка документов и сведений по данным поставкам, результаты которой отражены в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 13.12.2017 г. N 10412000/205/131217/А0005.
В ходе проверки таможня пришла к выводу, что в отношении поставленного ЗАО "Мягкая кровля" в Киргизию товара - "битум нефтяной", код ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000 подлежат взиманию вывозные таможенные пошлины.
На основании решений от 19.12.2017 г. общество обязано произвести корректировку деклараций на товары и уплатить таможенную пошлину. Кроме того, обществу выставлены требования по уплате таможенных платежей от 15.01.2018 N 10412000/Тр2018/0000015 по ДТ N 10412060/070217/0001693, от 15.01.2018 N 10412000/Тр2018/0000017 по ДТ N 10412060/030417/0004815, от 15.01.2018 N 10412000/Тр2018/0000019 по ДТ N 10412060/270917/0014533.
Решением Самарской таможни от 07.03.2018 г. N 10412000/060318/027-р/2018 решения Самарского таможенного поста Самарской таможни о применении льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении товара, декларирование которого проведено по ДТ N N 10412060/070217/0001693, 10412060/030417/0004815, 10412060/270917/0014533, признаны несоответствующими требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и отменены.
Не согласившись с решением Самарской таможни от 07.03.2018 г. N 10412000/060318/027-р/2018, ЗАО "Мягкая кровля" обратилось в суд с настоящим заявлением.
При вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из следующего.
С заявлением в арбитражный суд на обжалование решения таможни от 07.03.2018 г. N 10412000/060318/027-р/2018 ЗАО "Мягкая кровля" обратилось 20.06.2018 в пределах установленного законом трехмесячного срока, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Согласно п.3 ст.3 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС, действовал в рассматриваемом периоде) при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено данным кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии с п.12 Приложения 23 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г.Астане 29.05.2014 г.) на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, предусмотренного п.3 ст.84 Договора, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства-члены не договорятся об ином.
Пунктом 8 ч.1 ст.321 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закона N 311-ФЗ; действовал на момент вынесения оспариваемого решения) установлено, что в случае, если в соответствии с международными договорами РФ и (или) законодательством РФ в отношении товаров Таможенного союза при их вывозе из РФ в другие государства - члены Таможенного Союза подлежат уплате вывозные таможенные пошлины, а также в иных случаях, определяемых Правительством РФ, к таким товарам при их вывозе из РФ в другие государства - члены Таможенного союза применяются требования, порядок и условия таможенного декларирования, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и Законом N 311-ФЗ так, как если бы указанные товары вывозились из РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза.
13.04.2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) с приложением текста Соглашения между Правительствами РФ и Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов и 18.04.2016 г. в Собрании законодательства Российской Федерации N 16 ст.2260 был опубликован текст распоряжения Правительства РФ от 09.04.2016 г. N 632-р "О подписании Соглашения между Правительствами РФ и Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов". Указанным распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 г. N 632-р поручено Минэнерго России с участием МИДа России провести переговоры с Киргизской стороной и по достижении договоренности подписать от имени Правительства РФ указанное Соглашение, разрешив вносить в проект Соглашения изменения, не имеющие принципиального характера.
06.06.2016 г. Правительствами России и Киргизии Соглашение было подписано. 29.12.2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 02.01.2017 г. в Собрании законодательства РФ N 1 (ч.I) ст.20, 09.01.2017 г. в Российской газете N 1 опубликован текст Федерального закона от 28.12.2016 N479-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительствами РФ и Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов". Данный федеральный закон вступил в законную силу 09.01.2016 и ратифицировал Соглашение от 06.06.2016 г.
В настоящее время правоотношения, определяющие условия сотрудничества сторон в сфере поставок нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику, регулируются Соглашением от 06.06.2016 г.
Согласно ст.5 Соглашения в отношении товаров, поставляемых из РФ в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами, российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины. В отношении товаров, вывозимых из РФ в Киргизскую Республику в календарном году сверх объемов, предусмотренных индикативными балансами, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет РФ в соответствии с законодательством РФ и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза.
Правительствами РФ и Киргизской Республикой 12.09.2017 подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение (далее - Протокол), где определен порядок утверждения индикативных балансов на 2017 год.
Согласно ст.3 Соглашения (в редакции Протокола) компетентные органы сторон в 2017 году согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на 2017 год и утверждают по ним индикативные балансы на 2017 год. Уточнение индикативных балансов на каждый текущий календарный год может осуществляться до 15 ноября текущего календарного года с учетом обоснованного изменения внутреннего потребления товаров на территории Киргизской Республики.
Таким образом, из буквального толкования новой редакции ст.3 Соглашения следует, что в 2017 году индикативные балансы устанавливают номенклатуру товаров и их объемы на весь 2017 год вне зависимости от даты утверждения этих индикативных балансов.
При этом статья 5 Соглашения указанным Протоколом не изменялась и продолжала действовать в 2017 году в неизменном виде.
Координацию деятельности по Соглашению и контроль за его исполнением осуществляет от имени России Министерство энергетики РФ на основании статьи 2 Соглашения.
Судом первой инстанции правильно сделана ссылка на письмо Минэнерго России от 28.11.2017 г. N КМ-13351/06, которым до таможенных органов доведены согласованные объемы беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику на 2017 год в соответствии с утвержденными индикативными балансами.
В решении суд первой инстанции верно указал на то, что нефтепродукт, который был вывезен ЗАО "Мягкая кровля" по указанным ДТ (битум нефтяной ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000), не значится в номенклатуре индикативных балансов для беспошлинного вывоза из Российской Федерации в Республику Киргизия.
Кроме того, согласно п.3 ст.5 Соглашения товары группы 27 (в том числе битум нефтяной ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000) единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку указанный товар (битум), как на момент его вывоза из РФ, так и в последующем, не был предусмотрен индикативными балансами на 2017 год, то основания для освобождения в 2017 год от уплаты вывозных таможенных пошлин битумов нефтяных отсутствовали.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки заявителя на телеграммы и письма, поскольку они не являются нормативными правовыми актами, которые могут освобождать от уплаты вывозных таможенных пошлин.
Судом также обоснованно не принята во внимание ссылка ЗАО "Мягкая кровля" на Постановление Правительства РФ от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан", поскольку пунктом 4 вышеуказанного постановления установлено, что в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Евразийского экономического союза товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712, (за исключением кодов 2712 900 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Законом N311-ФЗ так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
Согласно ст.70 ТК ТС к таможенным платежам относятся, в частности, ввозная и вывозная таможенные пошлины и таможенные сборы.
Таким образом, содержащаяся в п.4 Постановления N 529 норма относится только к таможенным сборам и на таможенные пошлины не распространяется.
В соответствии со ст.24 Закона N 311-ФЗ, если иное не предусмотрено этим законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у таможни имелись законные основания для принятия оспариваемого решения и обоснованно отказал ЗАО "Мягкая кровля" в удовлетворении заявленных требований.
Довод, изложенный ЗАО "Мягкая кровля" в апелляционной жалобе о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" установлен беспошлинный вывоз нефтепродукта, который им был вывезен в Республику Киргизия, суд апелляционной инстанции считает необоснованным, поскольку пунктом 4 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено освобождение лишь от уплаты только таможенных сборов, указание на то, что при вывозе в государство - член ЕАЭС нефтепродукта с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2713 20 000 0 не взимаются таможенные пошлины - в положении отсутствует.
Ссылка ЗАО "Мягкая кровля" на содержание телетайпограммы ФТС России от 18 марта 2011 г. N ТФ-225 и письма ФТС России от 27 апреля 2017 г. N 05-72/22095 не имеют правового значения для разрешения дела, поскольку на момент их издания не были утверждены и согласованы индикативные балансы. Кроме того, данные документы адресованы подчиненным таможенным органам и не являются нормативными правовыми актами.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2018 года по делу N А55-17543/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17543/2018
Истец: ЗАО "Мягкая кровля"
Ответчик: Федеральная Таможенная служба Приволжское таможенное Управление Самарская таможня
Третье лицо: ООО "Самарские таможенные услуги"