Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2019 г. N Ф09-2560/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
13 февраля 2019 г. |
Дело N А07-13131/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Баканова В.В., Карпусенко С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2018 года по делу N А07-13131/2018 (судья Файрузова Р.М.).
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального унитарного предприятия "Дюртюливодоканал" - Хамадуллина Г.И. (паспорт, доверенность N 315/1 от 03.04.2018), Минязова А.Р. (паспорт, доверенность N 1272 от 29.12.2018),
общества с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" - Салимов Р.Г. (паспорт, доверенность б/н от 12.03.2017), Ситдикова Л.Н. (паспорт, доверенность б/н от 01.02.2019).
Муниципальное унитарное предприятие "Дюртюливодоканал" (далее - истец, МУП "Дюртюливодоканал" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" (далее - ответчик, ООО "ГЖУ", податель жалобы) о взыскании 1 566 524 руб. 47 коп. долга, неустойки в размере 58 958 руб. 55 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.10.2018 (резолютивная часть объявлена 09.10.2018) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ГЖУ" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел в необоснованным выводам относительно правильности расчета истца в отношении услуги по водоотведению.
Обслуживаемые ответчиком многоквартирные дома не содержат инженерные сети по водоотведению в местах общего пользования, которыми могут быть предоставлены услуги по водоотведению на общедомовые нужды.
Также ответчик полагает, что к спорным правоотношениям подлежит применению норматив потребления услуги по водоотведению на содержание общего имущества, утвержденный Правительством Республики Башкортостан.
Истец представил отзыв, в котором просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Муниципальным унитарным предприятием "Дюртюливодоканал" ("Ресурсоснабжающая организация") и ООО "Городское жилищное управление" ("Исполнитель") заключен договор N 621 от 27.12.2016 по обеспечению потребителей г.Дюртюли услугами питьевого водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п.2.1.1, договора Ресурсоснабжающая организация обязуется производить непрерывную подачу питьевой воды и прием сточных вод Потребителей, проживающим в жилищном фонде, находящемся в управлении у "Исполнителя", в необходимом количестве и объеме, в соответствии с установленным ГОСТ параметрами качества и надежности.
Так же между Истцом и Ответчиком заключен договор ресурсоснабжения N 541 от 23.11.2016 в части приобретения коммунальных ресурсов, по общедомовым нуждам (далее - ОДН), при оказании коммунальных услуг по питьевому водоснабжению и водоотведению.
В соответствии с условиями заключенного договора (N 541 от 23.11.2016 п.1.1.) Ресурсоснабжающая организация, как гарантирующая организация в сфере водоснабжения и водоотведения в г.Дюртюли осуществляет продажу (поставку) Исполнителю питьевого водоснабжения и водоотведения предоставленную в целях содержания общего имущества
(далее - СОИ) многоквартирного дома предоставленный на ОДН.
Согласно п.1.2 вышеуказанного договора Исполнитель - ООО "ГЖУ" приняло обязательство по организации расчета средств за коммунальный ресурс по ОДН, поступающих от потребителей: начисление, обработку, сбор платежей населения за получаемые им услуги по питьевому водоснабжению и водоотведению, доведение до граждан платежных документов (квитанции, извещения), за потребленный коммунальный ресурс непосредственно до собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах находящихся в управлении Исполнителя.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "ГЖУ" является управляющей компанией в отношений домов, расположенных по следующим адресам в г. Дюртюли: ул. Агидель, 10 А, ул. Горшкова 25, ул. Зарипова 1, 3, 5, 7, ул. Зайлалова 14, 16, ул. Ленина 2, 3/1, 4, 7/2, 10, 16, 18, 29, 38, 44, 7/1, 40, 40/1, 42, ул. Матросова 4, 5, 6, 7, 8, 8а, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 26, ул. Садовая 3, 7, 11, 13, 15, 17, 19, 25, 27, 27а, ул. Первомайская 1 (1,2,3,4 ввод), 4, 4а, 46, 4в, 13, 17, 14а,, ул. 70 лет Октября 1/2, ул. Ш. Бабича 1/1, 9, 13, ул. Шаймуратова 12, ул. Н. Наджми 36/3, 36/4.
На основании договора в период с марта 2017 г. по апрель 2018 г. Истцом была поставлена питьевая вода и оказаны услуги водоотведения. В
связи с произведенным отпуском питьевой воды и водоотведения на содержание общего имущества Истец выставил счета-фактуры:
от 31.07.2017 N 1931 на сумму 502 708,31 рублей, сторно, согласно письму N 1036 от 21.11.2017, на сумму 140 376,08 руб. неоплаченный остаток 82 332,23 руб.
от 31.08.2017 г N 2185 на сумму 463 399,19 рублей, сторно, согласно письму N 1036 от 21.11.2017 г., на сумму 124 469,81 руб. неоплаченный остаток 10 449,38 руб.
от 30.09.2017 г. N 2511 на сумму 248141,55 рублей, сторно, согласно письму N1036 от 21.11.2017 г. добавлена сумма 9 297,61 руб. неоплаченный остаток 257 439,16 руб.
от 31.10.2017 г. N 2777 на сумму 350 059,42 рублей, сторно согласно письму N1036 от 21.11.2017 г., на сумму 35 449,12 руб. неоплаченный остаток 314 610,30 руб.
от 30.11.2017 г. N 3022 на сумму 323 852,85 рублей, неоплаченный остаток 73 852,85 руб.
от 31.01.2018 г. N 21 на сумму 445 940,72 рублей, неоплаченный остаток 195 940,72 руб.
от 28.02.2018 г. N 465 на сумму 305 226,06 рублей, неоплаченный остаток 205 226,06 руб.
от 31.03.2018 г. N 804 на сумму 426 673,77 рублей,
с приложениями, в которых предоставлены расчеты стоимости услуг в целях содержания общего имущества многоквартирных домов в отношении питьевого водоснабжения и отведения сточных вод.
Согласно п. 3.3. договора Исполнитель обязан произвести окончательную оплату стоимости объема потребленного коммунального ресурса поставленной в расчетном месяце до 30-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Кроме того, согласно п. 3.3. договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по настоящему договору, Ресурсоснабжающая организация имеет право начислить Исполнителю неустойку в размере, установленном действующим законодательством РФ от невыплаченных сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока уплаты по день фактической уплаты включительно.
Факт выполнения истцом своих обязательств по договору N 541 от 23.11.2016 подтверждается актами выполненных работ.
Таким образом, на день подачи иска дебиторская задолженность Ответчика перед Истцом составляет 1 566 524,47 рублей.
Истцом была направлена Ответчику претензия N 6 от 26.01.2018, N 70 от 04.05.2018, которые были оставлены без удовлетворения.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате задолженности послужило основанием для обращения МУП "Дюртюливодоканал" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя требования истца в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что истцом подтвержден факт оказания услуг в заявленном размере и стоимости, в то время как ответчиком доказательства оплаты в полном объеме не представлены.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Факт поставки ресурса в спорный период в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, последним не оспаривается, равно как и утверждение для истца тарифа на оказание соответствующих услуг.
Из материалов дела следует, что между сторонами имеется неурегулированный спор в отношении объема и стоимости услуги по водоотведению в отношении содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Как указывает истец в отзыве и дополнении к отзыву на апелляционную жалобу, объем оказанных услуг определен им в соответствии с подпунктом 4 пункта 21 Правил 124, в то время как ответчик полагает необходимым применять норматив на соответствующую услугу, установленный постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Башкортостан от 23.01.2017 N 2.
При разрешении разногласий сторон относительно объема и стоимости оказанных услуг суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения (пункт 42 Правил N 354).
Из приведенных норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту, в связи с чем названный порядок расчета платы транслирован в Правила N 124.
С 01.06.2017 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) внесены изменения в пункт 21 Правил N 124 - пункт 21 Правил N 124 дополнен подпунктом "в(4)", в котором содержится формула расчета объема сточных, отводимых за расчетный период от многоквартирного дома, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод.
Согласно данной норме объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.
По смыслу названных норм при определении объема услуг водоотведения по договору организации водопроводно-коммунального хозяйства с исполнителем коммунальных услуг жилищным законодательством установлен приоритет определения объема сточных вод по показаниям прибора учета водоотведения, при его отсутствии в доме и наличии общедомовых приборов учета горячей и холодной воды путем суммирования их показателей, и только при отсутствии общедомовых приборов учета холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению должен определяться как произведение тарифа на водоотведение и объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период и приходящийся на конкретное помещение (по индивидуальным приборам учета или нормативам потребления).
Такой порядок определения объема услуг водоотведения не противоречит Правилам N 354, поскольку обязательство собственников помещений оплачивать объем коммунального ресурса, в том числе сточных вод, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, следует из формулы 15, приведенной в пункте 17 приложения 2 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно Постановлению N 1498 пункт 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), изложен в новой редакции, применимой к спорному периоду.
Согласно абзацу 3 пункта 29 Правил N 306 норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Во исполнение вышеуказанного постановления Правительства N 1498 Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23.01.2017 N 2 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 N 120 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях, на общедомовые нужды, по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом" введены в действие с 01.03.2017 нормативы потребления коммунальных ресурсов по водоотведению сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Указанный норматив определен путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что находящиеся в управлении ответчика многоквартирные дома не оборудованы коллективными прибора учета отводимых сточных вод.
Оценивая правомерность и обоснованность представленных сторонами расчетов, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
По общему правилу объем водоотведения равен объему водоснабжения.
Аналогичный подход заложен в постановлении Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23.01.2017 N 2, определившем норматив потребления коммунальных ресурсов по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Факт оборудования спорных многоквартирных домов общедомовыми и индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды сторонами не оспаривается.
В рассматриваемой ситуации, в целях единообразного подхода к определению объема коммунальных ресурсов по водоснабжению и водоотведению представляется обоснованным произведенный истцом расчет, соответствующий подпункту "в(4)" пункта 21 Правил N 124.
Следует отметить, что ответчиком доказательства в подтверждение обоснованности произведенного расчета не представлены, материалы дела не содержат сведений о размерах площади общего имущества в многоквартирных домах, что исключает возможность проверки правильности представленного подателем жалобы расчета.
Ссылки подателя на отсутствие технической возможности потребления коммунальных ресурсов по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества не подтверждены документально, в связи с чем отклоняются судом апелляционной инстацнии.
При указанных обстоятельствах доводы ответчика оцениваются судом апелляционной инстанции критически.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2018 года по делу N А07-13131/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В.Лукьянова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13131/2018
Истец: МУП "ДЮРТЮЛИВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ООО "Городское жилищное управление"
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2560/19
13.02.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17914/18
15.11.2018 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-13131/18
15.10.2018 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-13131/18