Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2019 г. N Ф04-1450/19 настоящее постановление изменено
город Омск |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А81-2465/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Грязниковой А.С., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15350/2018) Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.10.2018 по делу N А81-2465/2018 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8900000174, ОГРН 1028900511529) об оспаривании пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 представления,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - Николаева О.В. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 88 от 05.02.2019 сроком действия на один год); Михайловский М.А. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 89 от 05.02.2019 сроком действия на один год); Жолобов Е.О. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 85 от 05.02.2019 сроком действия на один год); Лосева О.С. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 90 от 05.02.2019 сроком действия на один год); Быкова Т.А. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 90 от 06.11.2018),
установил:
Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление, УФК по ЯНАО) о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 представления.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.10.2018 по делу N А81-2465/2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по ЯНАО обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы её подателем указано на то, что для определения размера денежного содержания, в том числе и условий премирования государственных служащих, содержащихся за счет средств субвенции, предоставляемой из федерального бюджета, должны быть применены нормы исключительно федерального законодательства, а именно Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) и Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (далее - Указ N 763).
Также податель жалобы настаивает на том, что Департаментом нарушены требования законодательства по ведению бухгалтерского учета в проверяемом периоде, данные в первичных учетных документах (расчетная ведомость) по начислению заработной платы за счет средств субвенции не соответствуют данным в бухгалтерской отчетности (Главная книга, Отчет ф. 0503127) и на том, что выявленные нарушения относятся к нарушениям в сфере бюджетного законодательства.
Кроме того, по убеждению УФК по ЯНАО, Департаментом произвольно устанавливается порядок исчисления времени полетов безотносительно закрепленного формата времени установленного государственными контрактами, а также маршруты, отраженные в заявках на полет, не соответствуют маршрутам, согласованным в приложениях N 1 к Контрактам по авиапатрулированию, а также маршрутам, указанным в бортовых журналах летчиков-наблюдателей.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
УФК по ЯНАО, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Представители Департамента возразили на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя, установил следующие обстоятельства.
В период с 22.11.2017 по 26.12.2017 УФК по ЯНАО, на основании приказа от 15.11.2017 N 374, была проведена выездная проверка выполнения Департаментом соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы за период 2013-2016 годы.
По результатам проведенной проверки 26.12.2017 составлен акт проверки и вынесено представление, которым на Департамент возложена обязанность рассмотреть информацию об указанных нарушениях, принять меры к недопущению их в дальнейшем, проинформировать УФК по ЯНАО о результатах исполнения представления в срок до 01.04.2018.
В ходе проверки Управлением выявлены, среди прочих, следующие нарушения:
- необоснованное начисление и выплата единовременных выплат к отпуску в размере двухмесячного денежного содержания, премий по итогам года, квартальных премий, надбавки по ремонту и обслуживанию автотранспорта за счет средств субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях финансового обеспечения расходных обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа, возникающих при выполнении отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных департаменту в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункты 1, 2 представления);
- расхождения данных Отчета ф.0503127 по состоянию на 01 января 2015, 2016, 2017 гг. и данных Главной книги, Журналов операций расчетов по оплате труда и сводами начислений и удержаний за 2014, 2015, 2016 гг. (пункты 3, 4, 5 представления);
- сведения о часах налета при авиапатрулировании лесов на землях лесного фонда в принятых к оплате счетах-фактурах не соответствуют количеству часов налета, отраженных в заявках на полет (актах-отчетах о выполнении задания на полет) (пункт 7 представления);
- несоответствие маршрута, отраженного в заявках на полет, при авиапатрулировании лесов на землях лесного фонда, с утвержденным маршрутом в государственном контракте (пункт 8 представления).
Не согласившись с указанным ненормативным актом в указанной части, Департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
25.10.2018 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200 АПК РФ и разъяснения, приведенного в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
На основании пунктов 1, 2 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092).
В соответствии с положениями пунктов 10, 47, 68 Правил N 1092 органы Федерального казначейства (в том числе, его территориальные органы) по результатам проведенных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Таким образом, выносимые органами государственного (муниципального) финансового контроля представления содержат властные предписания, обладают признаками ненормативного правового акта, поскольку создают, порождают и изменяют правоотношения, характеризуются принудительным воздействием на проверяемое лицо, обязывают его к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создают очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивают сферу его имущественных прав и законных интересов.
Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке (пункт 1 статьи 133 БК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 133 БК РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с первым и шестым абзацами пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.
Статьями 34, 162 БК РФ определен один из принципов бюджетной системы Российской Федерации - принцип эффективного использования бюджетных средств, который означает, что при расходовании бюджетных средств участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно пункту 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Как следует из материалов проверки, в течение проверяемого периода средства федеральных субвенций ежегодно предоставлялись бюджету Ямало-Ненецкого автономного округа на финансовое обеспечение полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых было передано уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации - Департаменту.
Согласно пунктам 1 и 2 представления Департаментом, в нарушение требований части 3 статьи 133, статьи 264.1 БК РФ, статей 50, 51 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктов 3, 4 приложения N 2 к приказу Минфина от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", необоснованно начислялась и выплачивалась единовременная выплата к отпуску в размере двухмесячного денежного содержания за счет средств субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях финансового обеспечения расходных обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа, возникающих при выполнении отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Департаменту в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также необоснованно за счет средств целевой субвенции производилось начисление и выплата премии по итогам года, квартальной премии, надбавки по ремонту и обслуживанию автотранспорта.
Выводы Управления основаны на том, что для определения размера денежного содержания, в том числе и условий премирования государственных служащих, содержащихся за счет средств субвенции, предоставляемой из федерального бюджета, должны быть применены нормы исключительно федерального законодательства, а именно Федеральный закон N 79-ФЗ и Указ N 763.
Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) определен перечень полномочий в области лесных отношений, передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 83 ЛК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 83 ЛК РФ порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 (далее - Правила N 837).
Пунктом 2 Правил N 837 предусмотрено, что субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 838 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с настоящей методикой производится расчет объема субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ (пункт 1).
При этом в соответствии с вышеуказанной методикой расчет объема субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, производится с учетом расходов на содержание и обеспечение деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно части 12 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ при предоставлении гражданскому служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 названного Федерального закона.
Спорные выплаты производились Департаментом в соответствии с принятыми в субъекте Российской Федерации нормативными правовыми актами, регламентирующими оплату труда и дополнительные выплаты государственным гражданским служащим, - Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 декабря 2005 года N 77-ЗАО "О денежном содержании государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа" и Постановлением Губернатора ЯНАО от 21.06.2010 N 122-ПГ "О порядке установления отдельных дополнительных и иных выплат материального поощрения государственным гражданским служащим исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа".
В связи с тем, что сотрудники Департамента являются государственными гражданскими служащими Ямало-Ненецкого автономного округа, спорные выплаты правомерно производилась в соответствии с данными нормативными правовыми актами, в том числе, за счет средств субвенций из федерального бюджета.
То обстоятельство, что средства субвенций, исходя из своего целевого назначения, могут быть использованы за содержание и обеспечение деятельности (в том числе на оплату труда государственных гражданских служащих) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, УФК по ЯНАО не оспаривается.
В обоснование своей позиции в апелляционной жалобе УФК по ЯНАО приводит ссылку на подпункт 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, согласно которому решение вопроса материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Между тем, из буквального содержания указанной нормы следует, что указанные полномочия закреплены за органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.
В то время как в силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пунктам 3-5 представления Управлением выявлены расхождения данных в сводах начислений и удержаний по заработной плате с данными формы 0503127, квалифицированные как нарушение статьи 264.1 БК РФ, статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктов 2, 3, 4 приложения N 2 к Приказу N 157н.
Из материалов проверки следует, что при проведении контрольного мероприятия, Департамент предоставил в качестве подтверждения произведенных начислений по оплате труда за счет средств субвенции выписки из расчетных ведомостей (Своды начислений и удержаний) с разбивкой по месяцам. По данным Сводов начислений и удержаний выявлено расхождение данных о начисленной заработной плате за счет средств субвенции, с данными о фактических расходах, указанных в Главной книге и данными о кассовом расходе за счет средств субвенции, указанных в "Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета главного администратора, администратора доходов бюджета" (код формы - 0503127).
Как обоснованно установил суд первой инстанции, в соответствии с приказом Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению" и приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению", журнал операций расчетов по оплате труда (ф. 0504071) составляется на основании свода Расчетно-платежных ведомостей (Расчетных ведомостей) с приложением первичных документов.
В Главную книгу (ф. 0504072) переносятся обороты по операциям, отраженным в Журнале операций расчетов по оплате труда (ф. 0504071), за исключением операций по оплате (перечислению), которые отражаются в соответствующих Журналах операций (ф. 0504071).
При этом своды начислений и удержаний по заработной плате не являются регламентированными регистрами и приказом 157н, 173н и 52н не предусмотрены.
Как указывает заявитель, они формируются в программе "1С: Заработная плата" только по всем источникам финансирования, применяются для служебного пользования и основанием для отражения в регистрах бухгалтерского учета не являются.
Проверяя законность оспариваемого представления в указанной части, апелляционный суд также поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что указанные в пунктах 3-5 представления нарушения не относятся к нарушениям в сфере бюджетного законодательства.
Согласно статье 270.2 БК РФ представление составляется органами государственного (муниципального) финансового контроля в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (часть 1 статьи 306.1 БК РФ).
Глава 30 БК РФ содержит следующие виды бюджетных нарушений: нецелевое использование бюджетных средств, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита, неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, нарушение условий предоставления бюджетного кредита, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Как следует из акта проверки, бюджетные нарушения, перечисленные в главе 30 БК РФ, контролирующим органом не выявлены.
Выдача представлений по устранению иных выявленных нарушений (например, правил ведения бухгалтерского учета) не относится к полномочиям Федерального казначейства.
Согласно пункту 7 представления сведения о часах налета при авиапатрулировании лесов на землях лесного фонда в принятых к оплате счетах-фактурах не соответствуют количеству часов налета, отраженных в заявках на полет (актах-отчетах о выполнении задания на полет)
По мнению Управления, Департамент произвольно устанавливает порядок исчисления времени полетов безотносительно закрепленного формата времени установленного государственными контрактами. Таким образом, первичный учет выполнен в формате часов и минут, тогда как по условиям государственного контракта исчисление времени ведется в целых часах, что в результате приводит к искажениям в первичных учетных документах.
Государственными контрактами на оказание услуг по авиационному патрулированию лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в пожароопасный сезон, от 28.14.2014 N 10/14, от 23.03.2015 N 0190200000315001501-0195413-01, от 25.02.2016 N 0190200000316000027-0195413-01 (далее - государственные контракты) определена цена одного летного часа.
Как следует из материалов дела, в заявках на полет и в бортовых журналах указывалось время налета в часах и минутах.
Между тем, для оплаты авиапатрулирования время в часах и минутах переводилось в единую систему измерения, т.е. в часы в соответствии с условиями государственных контрактах, которые указаны в счетах-фактурах. Фактически заявителем при оплате работ применялся коэффициент для определения, какую долю часа составлял налет минут (например, 1 час 15 минут Департаментом указывался как 1,4 часа, а Управлением считалось как 1,15 часа).
При этом, в ходе проверки не установлено превышение выплат за оказанные услуги по указанным государственным контрактам.
В данном случае заказчик и исполнитель установили времяисчисление не противоречащее каким-либо нормам.
Таким образом, вывод Управления о несоответствии часов налета при авиапатрулировании лесов на землях лесного фонда в принятых к оплате счетах-фактурах количеству часов налета, отраженных в заявках на полет (актах-отчетах о выполнении задания на полет) фактически не подтверждается материалами дела.
Также апелляционный суд разделяет позицию суда первой инстанции о том, что вывод о несоответствии маршрута, отраженного в заявках на полет, при авиапатрулировании лесов на землях лесного фонда, с утвержденным маршрутом в государственном контракте (пункт 8 представления) сделан без учета специфики данной услуги и не соответствует фактическим обстоятельствам.
В приложениях N 1 к государственным контрактах установлены маршруты авиапатрулирования с указанием поворотных точек.
В представленных в материалы дела заявках на полёт действительно указаны не поворотные пункты, а наименование аэропортов, в зоне ответственности которых проложен маршрут авиационного патрулирования.
При этом к каждой заявке на полет приложены бортовые журналы лётчиков-наблюдателей, содержащие описание маршрутов в соответствии с согласованными условиями в государственных контрактах, а именно, с указанием поворотных пунктов маршрута.
УФК по ЯНАО не опровергнуты представленные доказательства о соответствии бортовых журналов утвержденным маршрутам в государственных контрактах.
При таких обстоятельствах довод Управления о несоответствии маршрутов, отраженных в заявках на полет при авиапатрулировании лесов на землях лесного фонда, является необоснованным и противоречащим материалам дела.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив заявленные Департаментом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.10.2018 по делу N А81-2465/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2465/2018
Истец: Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1450/19
23.01.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-16303/19
17.10.2019 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-2465/18
29.04.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1450/19
14.02.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15350/18
07.02.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-2465/18
25.10.2018 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-2465/18