г. Томск |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А27-21400/2018 |
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонного) (N 07АП-21400/2018) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 ноября 2018 года по делу N А27-21400/2018 (судья Исаенко Е.В.) (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СП Романтика" (ОГРН 1074205012056, ИНН 4205131682, 652870, Кемеровская область, г. Междуреченск, ул. Юности, 6) к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонному) (ОГРН 1164205068400, ИНН 4214038337, 652870, Кемеровская область, г. Междуреченск, пр. Коммунистический, 1) о признании недействительными решений от 14.08.2018 и 15.08.2018.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СП Романтика" (далее - ООО "СП Романтика", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонному) (далее - Пенсионный фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительными решений от 14.08.2015 N 052S19180013975 и от 15.08.2018 N 052S19180014047, N 052S19180014048, N 052S19180014049, N 052S19180014050, N 052S19180014051, N 052S19180014058, N 052S19180014059, N 052S19180014060, N 052S19180014061, N 052S19180014062, N 052S19180014063, N 052S19180014064, N 052S19180014065, N 052S19180014066, N 052S19180014067, N 052S19180014068, N 052S19180014069 в части размера штрафной санкции.
Решением от 14.11.2018 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными в части привлечения к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 решения государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонного) г. Междуреченск (ОГРН 1164205068400, ИНН 4214038337) от 14.08.2015 N 052S19180013975 в виде штрафа в размере 14 625 руб., от 15.08.2018: N 052S19180014047 в виде штрафа в размере 750 руб.; N 052S19180014048 в виде штрафа в размере 1 125 руб.; N 052S19180014049 в виде штрафа в размере 1 500 руб.; N 052S19180014050 в виде штрафа в размере 1 875 руб.; N 052S19180014051 в виде штрафа в размере 1 500 руб.; N 052S19180014058 в виде штрафа в размере 7 500 руб.; N 052S19180014059 в виде штрафа в размере 375 руб.; N 052S19180014060 в виде штрафа в размере 7 875 руб.; N 052S19180014061 в виде штрафа в размере 750 руб.; N 052S19180014062 в виде штрафа в размере 7 500 руб.; N 052S19180014063 в виде штрафа в размере 1 875 руб.; N 052S19180014064 в виде штрафа в размере 2 250 руб.; N 052S19180014065 в виде штрафа в размере 2 625 руб.; N 052S19180014066 в виде штрафа в размере 375 руб.; N 052S19180014067 в виде штрафа в размере 1 875 руб.; N 052S19180014068 в виде штрафа в размере 750 руб.; N 052S19180014069 в виде штрафа в размере 375 руб.
Суд взыскал с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонного) г. Междуреченск в пользу ООО "СП Романтика" 54 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит состоявшийся судебный акт отменить в части удовлетворения требований, принять судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что в данном случае суд не пришел к выводу о незаконности решения Управления, а поэтому снижение судом размера штрафа, при отсутствии у Пенсионного фонда полномочий по снижению штрафа, не может быть расценено как принятие судебного акта в пользу заявителя, следовательно, не имеется оснований для отнесения на Пенсионный фонд судебных расходов в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представило.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, страхователем в УПФР по телекоммуникационным каналам связи представлена форма СЗВ-СТАЖ за 2017 год 20.02.2018 на 689 застрахованных лиц и исходные формы СЗВ-М за:
январь 2017 года - 3.02.2017 на 492 застрахованных лица;
февраль 2017 года - 7.03.2017 на 480 застрахованных лиц;
март 2017 года - 6.04.2017 на 479 застрахованных лиц;
апрель 2017 года - 10.05.2017 на 480 застрахованных лиц;
май 2017 года - 8.06.2017 на 498 застрахованных лиц;
июнь 2017 года - 7.07.2017 на 537 застрахованных лиц;
июль 2017 года - 7.08.2017 на 538 застрахованных лиц;
август 2017 года - 8.09.2017 на 532 застрахованных лица;
сентябрь 2017 года - 9.10.2017 на 476 застрахованных лиц;
октябрь 2017 года - 10.11.2017 на 477 застрахованных лиц;
ноябрь 2017 года - 8.12.2017 на 467 застрахованных лиц;
декабрь 2017 года - 10.01.2018 на 470 застрахованных лиц.
По результатам проведенного аудита сведений, содержащихся в форме СВ-СТАЖ и налоговой отчетности за 4 квартал 2017 года, Пенсионным фондом были выявлены расхождения.
03.04.2018 Пенсионным фондом в адрес должника направлено уведомление об устранении ошибок и несоответствий, в связи с не устранением несоответствий 31.06.2018 уведомление направлено повторно.
09.07.2018 страхователь представил формы СЗВ-М (дополняющие) на:
2 застрахованных лиц за январь 2017;
3 застрахованных лиц за февраль 2017;
4 застрахованных лиц за март 2017;
5 застрахованных лиц за апрель 2017;
4 застрахованных лиц за май 2017;
20 застрахованных лиц за июнь 2017 (10.07.2018 страхователем была представлена еще одна дополняющая форма на 1 застрахованное лицо, которое отсутствовало в формах СЗВ-М, представленных ранее);
21 застрахованное лицо за июль 2017 (10.07.2018 страхователем была представлена еще одна дополняющая форма на 2 застрахованных лица, которые отсутствовали в формах СЗВ-М, представленных ранее);
20 застрахованных лиц за август 2017;
5 застрахованных лиц за сентябрь 2017;
6 застрахованных лиц за октябрь 2017;
7 застрахованных лиц за ноябрь 2017 (10.07.2018 страхователем была представлена еще одна дополняющая форма на 1 застрахованное лицо, которое отсутствовало в формах СЗВ-М, представленных ранее);
5 застрахованных лиц за декабрь 2017 (10.07.2018 страхователем были представлена еще две дополняющие формы на 2 застрахованных лица и 1 застрахованное лицо, которые отсутствовали в формах СЗВ-М, представленных ранее).
Дополняющая форма СЗВ-СТАЖ на 39 застрахованных лиц представлена 10.07.2018.
В связи с этим Пенсионным фондом сделан вывод о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, составлены акты, впоследствии приняты решения от 14.08.2018 и 15.08.2018 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решениями страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в размере:
19 500 руб. по решению N 052S19180013975 (2017 год),
1 000 руб. по решению N 052S19180014047 (январь 2017 года),
1 500 руб. по решению N 052S19180014048 (февраль 2017 года),
2 000 руб. по решению N 052S19180014049 (март 2017 года),
2 500 руб. по решению N 052S19180014050 (апрель 2017 года),
2 000 руб. по решению N 052S19180014051 (май 2017 года),
10 000 руб. по решению N 052S19180014058 (июнь 2017 года по дополняющей форме от 09.07.2018),
500 руб. по решению N 052S19180014059 (июнь 2017 года по дополняющей форме от 10.07.2018),
10 500 руб. по решению N 052S19180014060 (июль 2017 года по дополняющей форме от 09.07.2018),
1 000 руб. по решению N 052S19180014061 (июль 2017 года по дополняющей форме от 10.07.2018),
10 000 руб. по решению N 052S19180014062 (август 2017 года),
2 500 руб. по решению N 052S19180014063 (сентябрь 2017 года),
3 000 руб. по решению N 052S19180014064 (октябрь 2017 года),
3 500 руб. по решению N 052S19180014065 (ноябрь 2017 года по дополняющей форме от 09.07.2018),
500 руб. по решению N 052S19180014066 (ноябрь 2017 года по дополняющей форме от 10.07.2018),
2 500 руб. по решению N 052S19180014067 (декабрь 2017 года по дополняющей форме от 09.07.2018),
1 000 руб. по решению N 052S19180014068 (декабрь 2017 года по дополняющей форме от 10.07.2018),
500 руб. по решению N 052S19180014069 (декабрь 2017 года по второй дополняющей форме от 10.07.2018).
Итого: 74 000 руб.
Не оспаривая факт нарушения срока сдачи индивидуальных сведений, заявитель просит о применении смягчающих ответственность обстоятельств.
С учетом наличия у суда полномочий, на снижение штрафных санкций исходя из принципов, вытекающих из конституционных прерогатив правосудия, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости снижения размера подлежащих взысканию с заявителя финансовых санкций в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя.
Апелляционный суд соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) ООО "СП Романтика" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Как следует из материалов дела, обществом представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М позже установленного Законом N 27-ФЗ срока.
Действующая до 01.01.2015 года статья 44 названного Закона N 212-ФЗ предполагала установление обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения, судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и их учет при привлечении к ответственности (часть 4), причем перечень смягчающих обстоятельств носил открытый характер. С принятием Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ указанная статья Закона N 212-ФЗ утратила силу.
Вместе с тем, по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19.01.2016 N 2-П признал подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" не соответствующими Конституции Российской Федерации, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов.
Также в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Таким образом, признание судом первой инстанции обстоятельств, перечисленных в решении в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, и уменьшение размера доначисленного к взысканию штрафа является правом суда и нормам действующего законодательства не противоречит.
На основании изложенного, суд первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств допущенного заявителем нарушения правомерно уменьшил установленный Пенсионным фондом размер штрафа и признал недействительными в части привлечения к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 решения от 14.08.2015 N 052S19180013975 в виде штрафа в размере 14 625 руб., от 15.08.2018: N 052S19180014047 в виде штрафа в размере 750 руб.; N 052S19180014048 в виде штрафа в размере 1 125 руб.; N 052S19180014049 в виде штрафа в размере 1 500 руб.; N 052S19180014050 в виде штрафа в размере 1 875 руб.; N 052S19180014051 в виде штрафа в размере 1 500 руб.; N 052S19180014058 в виде штрафа в размере 7 500 руб.; N 052S19180014059 в виде штрафа в размере 375 руб.; N 052S19180014060 в виде штрафа в размере 7 875 руб.; N 052S19180014061 в виде штрафа в размере 750 руб.; N 052S19180014062 в виде штрафа в размере 7 500 руб.; N 052S19180014063 в виде штрафа в размере 1 875 руб.; N 052S19180014064 в виде штрафа в размере 2 250 руб.; N 052S19180014065 в виде штрафа в размере 2 625 руб.; N 052S19180014066 в виде штрафа в размере 375 руб.; N 052S19180014067 в виде штрафа в размере 1 875 руб.; N 052S19180014068 в виде штрафа в размере 750 руб.; N 052S19180014069 в виде штрафа в размере 375 руб.
В силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные разъяснения даны в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - Постановление N 46).
В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 3 000 руб.
Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, поэтому вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается по правилам главы 9 названного Кодекса.
Исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 23 Постановления N 46, при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку, расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.
Заявленные страхователем требования в данном случае признаны судом подлежащими частичному удовлетворению, решения Пенсионного фонда в части определения размера подлежащего взысканию штрафа признаны недействительными в связи со смягчающими обстоятельствами.
При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Пенсионного фонда страхователь уплатил государственную пошлину в размере 54 000 руб., которая является судебными расходами, подлежащими распределению по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Снижение размера штрафа судом с учетом смягчающих обстоятельств не лишает страхователя права на возмещение расходов.
Более того, законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно совершить действия, позволяющие истцу реализовать свои права и законные интересы, о защите которых он обратился в суд.
Оснований считать, что судебный акт принят судом в пользу заявителя, в данном случае не имеется.
При таких обстоятельствах правомерным является отнесение на Пенсионный фонд расходов страхователя на оплату государственной пошлины.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
По правилам, установленным в абзаце 2 части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным части 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 ноября 2018 года по делу N А27-21400/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-21400/2018
Истец: ООО "СП Романтика"
Ответчик: УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области