Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 июня 2019 г. N Ф05-8384/19 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А40-198174/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
Л.А. Москвиной, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2018, принятое судьей Бедрацкой А.В., по делу N А40-198174/18 (20-4493)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз"
к 1) Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2, 2) Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6
о признании недействительным решения от 19.03.2018 N 6,
при участии:
от заявителя: |
Яровиков А.Б. по дов. от 17.01.2019; |
от ответчиков: |
1) Лещенко И.А. по дов. от 11.01.2019, Дубачев С.А. по дов. от 11.01.2019, Прокошина Ю.В. по дов. от 11.01.2019; 2) Кулаева А.С. по дов. от 09.01.2019. |
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 19.03.2018 N 6 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 31.10.2018 заявление удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, Межрайонная Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованных лиц поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела проверку представленной обществом налоговой декларации по акцизу на природный газ за июнь 2017 года по результатам которой ей был составлен акт проверки от 08.11.2017 N 31 и принято решение от 19.03.2018 которым обществу доначислен акциз на природный газ за июнь 2017 года в размере 380719 руб., начислены пени в сумме 24762,60 руб. а также с него взыскан штраф на основании пункта 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 76144 руб.
К усматривается из данного решения, основанием для доначисления налога послужил вывод налогового органа о том, что общество при получении оплаты в июне 2017 года за реализованный природный газ, добытый им до 01.01.2004, неправомерно исчислило налоговую базу по налогу исходя из регулируемых цен, действующих на момент поставки газа, а не на момент его оплаты (реализации), что привело к ее необоснованному занижению на 2538124 руб.
Решением от 23.05.2018 N СА-4-9/9736@ Федеральная налоговая служба решение Инспекции оставила без изменения.
Полагая, что указанное решение не соответствует налоговому законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с указанным требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, признал необоснованным вывод Инспекции о неправильном расчете обществом налоговой базы по акцизу, указав, что правовых оснований для применения при расчете налоговой базы регулируемых цен на газ, установленных на момент оплаты товара, не имелось.
В апелляционной жалобе налоговый орган выражает несогласие с данным выводом суда, указывает, что поскольку датой реализации газа является день его оплаты, налоговая обязанность у общества по уплате акциза возникла в июне 2017 года, а значит, налоговая база должна была быть определена исходя из действующих на этот момент цен на газ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу данной нормы права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие в совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого акта, решения, действия закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Как было установлено при рассмотрении настоящего дела, общество в январе 1998 года поставило по заключенному с АООТ "Газ-Сервис" договору N 05-3-122 от 29.12.1997 173162 тыс. куб. м. газа на общую сумму 49 905 297 руб., подлежащего налогообложению акцизом
По указанному договору им в июне 2017 года была получена частичная оплата в размере 230250 руб. исходя из которой, им был исчислен к уплате акциз в размере 28781 руб.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ природный газ был выведен из-под налогообложения акцизом, при этом, статьей 8 данного закона предусмотрено, что по подакцизному минеральному сырью (в том числе и природному газу), добытому до дня вступления в силу указанного Федерального закона (до 01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу данного закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 188 НК РФ (в редакции, применимой к спорным отношениям) налоговая база при реализации природного газа определяется как стоимость реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 195 НК РФ дата реализации подакцизного минерального сырья определяется как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
В соответствии с пунктом 5 статьи 194 НК РФ сумма акциза по подакцизному минеральному сырью исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца) применительно ко всем операциям по реализации подакцизного минерального сырья, дата которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Налоговый орган в апелляционной жалобе указывает, что поскольку обязанность по уплате акциза у общества возникла в июне 2017 года, когда была получена оплата за газ, то при расчете налоговой базы должны были учитываться цены на газ, установленные приказом ФСТ России от 08.06.2015 N 218-э/3.
Вместе с тем данный подход лишен правовых оснований, поскольку само по себе возникновение у общества обязанности по уплате налога в июне 2017 года не означает, что при расчете налоговой базы должны были учитываться регулируемые цены, действующие на момент получения оплаты за газ.
Поскольку в соответствии со статьей 188 НК РФ акциз исчисляется исходя из применяемой цены на газ, т.е. цены указанной сторонами сделки (пункт 1 статьи 40, подпункт 2 пункта 1 статьи 187 НК РФ), то при исчислении налоговой базы должны учитываться регулируемые цены, действующие именно на момент заключения указанной сделки.
Иной правовой подход приводил бы к нарушению конституционных принципов, на которых основана экономическая система и правовой статус субъектов экономической деятельности, а именно лишал бы налогоплательщика возможности заранее учесть в цене товара затраты связанные с необходимостью уплаты акциза, что, как следствие, приводило бы к его взиманию без переложения на потребителя товара за счет иного экономического источника - собственного имущества хозяйствующего субъекта (продавца), что не согласуется с экономико-правовой природой акциза как косвенного налога (пункт 3 статьи 3, пункт 1 статьи 5 НК РФ).
В этой связи судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что у общества отсутствовали правовые основания при определении налоговой базы производить сравнение применяемой цены на газ с государственными ценами, установленными Приказом ФСТ России от 08.06.2015 N 218-э/3 и действующими в 2017 году, поскольку указанные цены не действовали в период отгрузки и определения отгрузочных цен (январь 1998 год), а действовали цены, установленные Приказом ФЭК России от 26.09.1997 N 110.
Таким образом, оспариваемое решение противоречит положениям пункта 3 статьи 3, пункта 1 статьи 5 и пункту 1 статьи 188 НК РФ в их взаимосвязи, нарушает права общества в сфере экономической деятельности, в связи с чем было правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2018 по делу N А40-198174/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-198174/2018
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N6, МИФНС РФ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТИЛЬЩИКАМ N 2