г.Москва |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А40-193855/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Л.А.Москвиной, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д.Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "ТД ПОДШИПНИКОВЫЙ АЛЬЯНС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2018, принятое судьей Е.А.Вагановой
по делу А40-193855/18 (139-2062)
по заявлению ООО "ТД ПОДШИПНИКОВЫЙ АЛЬЯНС"
к Московской областной таможне
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Разоренов Д.И. по дов. от 06.02.2019; Хрусталев О.О. по дов. от 17.08.2018; |
от ответчика: |
Панасюк С.В. по дов. от 29.12.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТД ПОДШИПНИКОВЫЙ АЛЬЯНС" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Московской областной таможни (далее также - ответчик, таможенный орган) по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 21.05.2018 N РКТ-10013000-18/000301.
Решением суда от 18.10.2018, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме. В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на законность и обоснованность оспариваемого решения Московской областной таможни от 21.05.2018 N РКТ-10013000-18/000301.
Заявитель не согласился с выводами суда, изложенными в решении, и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотивам, изложенным в жалобе, и заявленные Обществом требования удовлетворить в полном объеме. Считает оспариваемое решение таможенного органа незаконным и необоснованным. По мнению заявителя, судом первой инстанции всесторонне не исследованы и не оценены письменные доказательства, представленные Обществом в материалы дела, не приняты во внимание доводы и пояснения, неправильно применены нормы материального и процессуального права, а также сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
Представитель ответчика в судебном заседании, а также в представленных в порядке ст.81 АПК РФ письменных объяснениях возражал против доводов и требований Общества, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на законность оспариваемого решения таможенного органа.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании изложенные в жалобе и письменных объяснениях доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 10.01.2017 между ООО "ТД ПОДШИПНИКОВЫЙ АЛЬЯНС" и Компанией ШНИИБЕРГЕР (далее также - Компания) заключен Контракт, в рамках которого Компания обязалась поставить Обществу на условиях DAT, Волоколамский таможенный пост, Московская область (поставка на терминале) компоненты токарных станков.
В апреле 2018 года в рамках исполнения указанного Контракта Обществом на Волоколамском таможенном посту Московской областной таможни по ДТ N 10013030/120418/0004786 был задекларирован, в том числе товар, описанный в графе 31 ДТ как "ЧАСТИ К ТОКАРНЫМ СТАНКАМ, НОВЫЕ, С ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ОТВЕРСТИЯМИ И ПАЗАМИ ДЛЯ ВСТРАИВАНИЯ И КРЕПЕЖА В ИНДИВИД. УПАКОВКАХ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: ШНИИБЕРГЕР, ТОВАРНЫЙ ЗНАК ШНИИБЕРГЕР"; в графе 33 ДТ указан код товара 8466937000; в графе 31 ДОПОЛНЕНИЯ к добавочному листу к ДТ указаны: 7 позиций ШАРИКОВЫХ КАРЕТОК ДЛЯ ТОКАРНЫХ СТАНКОВ и 9 позиций ШАРИКОВЫХ НАПРАВЛЯЮЩИХ ДЛЯ ТОКАРНЫХ СТАНКОВ, относящихся к спорному товару.
Товар выпущен под обеспечение уплаты таможенных платежей по таможенной расписке на сумму 179 469,46 руб.
18.04.2018 после проведения проверки Волоколамской таможней в лице Волоколамского таможенного поста с целью контроля правильности классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС с составлением Акта отбора и проб образцов N 10013030/180418/000005 проведен отбор образцов части задекларированного товара и вынесено решение о назначении таможенной экспертизы N 10013030/180418/ДВ/000005; 19.04.2018 вынесено решение о проведении дополнительной проверки.
21.05.2018 по результатам проведенных дополнительных мероприятий контроля правильности классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, с учетом заключения таможенного эксперта N 12411004/0011835 от 08.05.2018, Московской областной таможней вынесено решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС (регистрационный номер РКТ-10013000-18/000301), согласно которому код спорного товара по ТН ВЭД ЕАЭС определен как 8482500009, которому соответствует текст товарной позиции: "ШАРИКОВАЯ КАРЕТКА ДЛЯ ТОКАРНЫХ СТАНКОВ - товарный знак: SCHNEEBERGER".
При принятии оспариваемого решения ответчик руководствовался правилами 1 и 6 Основных правил интерпретации товарных позиций (далее также - ОПИ ТН ВЭД).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Исследовав в порядке ст.71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд апелляционный инстанции приходит к выводу о том, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных ООО "ТД ПОДШИПНИКОВЫЙ АЛЬЯНС" требований.
В соответствии с ч.1 ст.19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также - ТК ЕАЭС) Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов.
Согласно ч.1 ст.20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. При таможенном декларировании классификация товаров не осуществляется в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом в таможенной декларации не подлежат указанию сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Таможенный орган в силу пункта 1 части 2 указанной статьи осуществляет классификацию товаров, в том числе в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.02.2000 N 148 "О Таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования таможенного тарифа Российской Федерации, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики является ТН ВЭД.
Товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД.
При этом лицо, перемещающее товар, либо декларант обязан уплатить сумму таможенных платежей в размере, соответствующем правильному коду ТН ВЭД.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. Для юридических целей при классификации, прежде всего, имеют значение наименования субпозиций и примечания, относящиеся к субпозициям. Лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
В силу ОПИ ТН ВЭД выбор конкретного кода ТН ВЭД ТС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Как усматривается из материалов дела, товар N 1, заявленный в графе 31 ДТ N 10013030/120418/0004786, классифицирован Обществом по коду 8466 937 000, между тем, как согласно позиции таможенного органа, по результатам проведенной экспертизы N 12411004/0011835 от 08.05.2018 спорный товар идентифицирован как "шариковый подшипник качения для линейного перемещения" и должен быть классифицирован в подсубпозиции 8482 50 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС "подшипники прочие".
Товарные подсубпозиции 8466 93 7000 и 8482 50 0009 входят в один раздел XVI "Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности", в одну группу 84 "Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части".
Как следует из Пояснений к Товарной номенклатуре, в товарной позиции 8466 классифицируются "Части и принадлежности, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8456 - 8465, включая приспособления для крепления инструмента или деталей, самораскрывающиеся резьбонарезные головки, делительные головки и другие специальные приспособления к оборудованию; приспособления для крепления рабочих инструментов для всех типов ручных инструментов":
в соответствии с подпозицией 8466 93 - к станкам товарных позиций 8456 - 8461, где:
- 8456 (Станки для обработки любых материалов путем удаления материала с помощью лазерного или другого светового или фотонного луча, ультразвуковых, электроразрядных, электрохимических, электронно-лучевых, ионно-лучевых или плазменно-дуговых процессов; водоструйные резательные машины),
- 8457 (Центры обрабатывающие, станки агрегатные однопозиционные и многопозиционные, для обработки металла),
- 8458 (Станки токарные (включая станки токарные многоцелевые) металлорежущие),
- 8459 (Станки металлорежущие (включая агрегатные станки линейного построения) для сверления, растачивания, фрезерования, нарезания наружной или внутренней резьбы посредством удаления металла, кроме токарных станков (включая станки токарные многоцелевые) товарной позиции 8458),
- 8460 (Станки обдирочно-шлифовальные, заточные, шлифовальные, хонинговальные, притирочные, полировальные и для выполнения других операций чистовой обработки металлов или металлокерамики с помощью шлифовальных камней, абразивов или полирующих средств, кроме зуборезных, зубошлифовальных или зубо-отделочных станков товарной позиции 8461),
- 8461 (Станки продольно-строгальные, поперечно-строгальные, долбежные, протяжные, зуборезные, зубошлифовальные или зубоотделочные, пильные, отрезные и другие станки для обработки металлов или металлокерамики посредством удаления материала, в других местах не поименованные или не включенные).
В соответствии же с Пояснениями к Товарной номенклатуре в товарную позицию 8482 входят "Подшипники шариковые или роликовые", а в подпозицию 8482 50 - "Подшипники с цилиндрическими роликами прочие".
При этом подчеркнуто: Подшипники данной товарной позиции включают: (А) Шариковые подшипники с одним или двумя рядами шариков.
Таким образом, речь идет о подшипниках, у которых количество рядов тел качения не превышает двух.
При этом у кареток, которые являются составной частью профильных линейных направляющих, количество рядов тел качения равно четырем, как у шариковых, так и у роликовых. Существуют также изделия с шестью рядами.
Более того, в названную товарную позицию, предложенную таможенным органом, как указано в Пояснениях, не включаются части машин, содержащие шариковые, роликовые или игольчатые роликовые подшипники. Эти изделия относятся к соответствующим товарным позициям.
При таких обстоятельствах критерием для оценки обоснованности отнесения спорного товара к определенной подсубпозиции Товарной номенклатуры является функциональное назначение данного товара, в котором выражаются его объективные свойства.
Между тем ввезенный Обществом спорный товар предназначен для использования в качестве частей к токарным станкам, изготовлен для них и не может быть применен в другой области или по иному назначению, что обусловлено техническими характеристиками данного товара, руководством по монтажу и эксплуатации, техническим описанием.
Указанный товар, как самостоятельно используемые части, Обществом не ввозились. При этом заявитель указывает на невозможность их самостоятельного использования.
Относительно положенного в основу оспариваемого решения таможенного органа экспертного заключения необходимо отметить, что таможенным экспертом не исследовано функциональное назначение спорного товара, а также не использована относящаяся к нему специальная техническая литература.
Кроме того, в означенном заключении имеется ряд несоответствий. Так, в перечне изделий, предоставленных на таможенную экспертизу, в пунктах 1-6 указаны соответствующие этим изделиям артикулы MR W 35-D-G0-V3-R1-CH-S99-LV, но данные артикулы относятся к роликовым кареткам системы профильных линейных направляющих ШНИИБЕРГЕР (согласно каталогу производителя ШНИИБЕРГЕР "Профильные линейные направляющие и встроенные измерительные системы, MONORAIL и AMS).
В пункте 7 указано: "Шариковая каретка для токарных станков артикул: ВМА 25-G2-V1", однако данный артикул указан не полностью (частично) и относится к шариковым кареткам системы профильных линейных направляющих ШНИИБЕРГЕР (согласно каталогу производителя ШНИИБЕРГЕР "Профильные линейные направляющие и встроенные измерительные системы, MONORAIL и AMS).
В пунктах 8-17 указаны соответствующие этим изделиям артикулы MR S 55-N-G2-KC-Rl-0897-28,5-28,5-CN, но данные артикула также относятся к роликовым направляющим системы профильных линейных направляющих ШНИИБЕРГЕР (согласно каталогу производителя ШНИИБЕРГЕР "Профильные линейные направляющие и встроенные измерительные системы, MONORAIL и AMS).
Следует также отметить, что использованный в экспертном заключении ГОСТ 24955-81 "Подшипники качения. Термины и определения" действует с 1982 года, тогда как профильные линейные направляющие созданы и произведены Компанией ТНК в 1987 году, в связи с чем указанный ГОСТ необоснованно применен экспертом.
Все изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о том, что спорный товар обоснованно классифицирован заявителем по коду 8466 93 700 0 ТН ВЭД "части и принадлежности станков".
Принимая во внимание сказанное, апелляционный суд считает, что в нарушение ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ ответчик не доказал обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 21.05.2018 N РКТ-10013000-18/000301.
Таким образом, оспариваемое решение таможенного органа противоречит нормам таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "ТД ПОДШИПНИКОВЫЙ АЛЬЯНС" в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению с обязанием ответчика устранить допущенное нарушение прав заявителя, а решение суда первой инстанции - отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.10.2018 по делу N А40-193855/18 отменить.
Признать недействительным решение Московской областной таможни от 21.05.2018 N РКТ-10013000-18/000301 по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС.
Обязать Московскую областную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТД ПОДШИПНИКОВЫЙ АЛЬЯНС" в установленном законом порядке и срок.
Взыскать с Московской областной таможни в пользу ООО "ТД ПОДШИПНИКОВЫЙ АЛЬЯНС" госпошлину по заявлению в сумме 3000 руб., госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб.
Возвратить ООО "ТД ПОДШИПНИКОВЫЙ АЛЬЯНС" из федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб. как излишне уплаченную.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-193855/2018
Истец: ООО "ТД ПОДШИПНИКОВЫЙ АЛЬЯНС"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ