г. Хабаровск |
|
19 февраля 2019 г. |
А73-14854/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Брагиной Т.Г., Пичининой И.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
от муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал": Ведева Е.В., представитель по доверенности от 01.01.2019 N 6/37;
от товарищества собственников недвижимости "Фрунзе 128": Науменко А.Ю., лично (паспорт);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Фрунзе 128"
на решение от 12.12.2018
по делу N А73-14854/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Паниной А.А.
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал"
к товариществу собственников недвижимости "Фрунзе 128"
о понуждении к заключению договора
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал" (ОГРН 1032700305000, ИНН 2700001300, далее - МУП г.Хабаровска "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края и заявлением об обязании товарищества собственников недвижимости "Фрунзе 128" (ОГРН 1152722001860, ИНН 2722041680, далее - ТСН "Фрунзе 128") заключить единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения на условиях, по форме, содержанию проекта договора от 01.05.2017 N 10996 в редакции, представленной МУП "Водоканал".
Решением суда от 12.12.2018 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ТСН "Фрунзе 128" просит отменить решение суда от 12.12.2018.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что при рассмотрении спора судом первой инстанции неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, а также закон, подлежащий применению, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает на то, что суд первой инстанции сделал не верный вывод о том, что в адрес МУП г.Хабаровска "Водоканал" не направлялись разногласия по договору, поскольку в материалах дела имеется письмо заявителя жалобы, в котором четко определены разногласия по договору. Приводит доводы о том, что при заключении прямых договоров исполнителем коммунальной услуги становится РСО, на нее возлагается обязанность по предоставлению квитанций потребителям, при этом обращает внимание на то, что собственниками было принято решение об оплате предоставляемых услуг непосредственно ресурсоснабжающим организациям, собственники не отменяли своего принятого решения; законом не предусмотрено подтверждение воли собственников ежегодно.
МУП г.Хабаровска "Водоканал" в отзыве на жалобу просит решение суда от 12.12.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ТСН "Фрунзе 128" и МУП г.Хабаровска "Водоканал" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, соответственно, дав по ним пояснения.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав сторон, принимавших участие в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Установлено, что согласно протоколу от 13.04.2015 N 8/1 на общем собрании собственников помещений дома N 128 по ул.Фрунзе в г.Хабаровске принято решение о выборе способа управления путем создания товарищества собственников недвижимости "Фрунзе 128", запись о создании ТСН "Фрунзе 128" внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 29.04.2015.
Следовательно, с указанного времени ТСН осуществляет управление домом N 128 по ул.Фрунзе в г.Хабаровске.
Водоснабжение указанного многоквартирного дома (далее - МКД) осуществляет МУП г. Хабаровска "Водоканал".
Поскольку между ТСН "Фрунзе 128" и обществом с ограниченной ответственностью "Вектор" (договор оказания услуг по содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 30.04.2015 N 4/2; далее - ООО "Вектор") имелись договорные отношения, в отношении водоснабжения указанного МКД, МУП г.Хабаровска "Водоканал" заключило с ООО "Вектор" 01.09.2016 единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения N 10209.
Далее, соглашением от 31.12.2016 договор от 30.04.2015 N 4/2, заключенный между ТСН "Фрунзе 128" и ООО "Вектор", расторгнут.
Письмами от 10.02.2017, от 20.06.2017 N 35 МУП г.Хабаровска "Водоканал" уведомлено о том, что с 01.01.2017 ООО "Вектор" не ведет бухгалтерское обслуживание ТСН "Фрунзе 128". Также ООО "Вектор" просило расторгнуть единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.09.2016 N 10209.
ТСН "Фрунзе 128" с 01.01.2017 просило выставлять счета по вышеуказанному договору на реквизиты последнего.
Письмом от 20.04.2018 ТСН "Фрунзе 128" просило МУП г.Хабаровска "Водоканал" заключить договор на холодное водоснабжение и водоотведение.
МУП г.Хабаровска "Водоканал" письмом от 29.06.2018 направило в адрес ООО "Вектор" соглашение о расторжении договора от 01.09.2016 N 10209.
Также сопроводительным письмом от 15.06.2018 МУП г.Хабаровска "Водоканал" передало ТСН "Фрунзе 128" проект единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.05.2018 N 10996.
Письмом от 28.09.2018 ТСН "Фрунзе 128" сообщило о том, что полученный проект договора не является типовым, также указало на наличие решения общего собрания собственников помещений от июля 2012 года об оплате услуг ресурсоснабжающих организаций напрямую.
Вместе с тем, протокол разногласий к проекту договора ТСН "Фрунзе 128" в адрес МУП г.Хабаровска "Водоканал" не направлялся.
Вышеуказанный подписанный договор ТСН "Фрунзе 128" в адрес МУП г.Хабаровска "Водоканал" не возвращен.
МУП г.Хабаровска "Водоканал", расценив указанные действия как уклонение от подписания договора, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 425 названного Кодекса предусмотрено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Положениями статьи 426 ГК РФ предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ).
Согласно частям 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, а также пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила от 06.05.2011 N 354) предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками способа управления товариществом собственников недвижимости, товарищество несет перед ними ответственность за предоставление коммунальных услуг.
Из положений пунктов 2, 8, 9, подпунктов "а", "б" пункта 31, подпункта "а" пункта 32 Правил от 06.05.2011 N 354 следует, что товарищество, как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, оказывать коммунальные услуги, а также дает право требовать с потребителей внесения платы за эти услуги.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила от 14.02.2012 N 124) документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для товарищества: протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество, в котором зафиксировано (отражено) решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление товариществом, устав товарищества.
По общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (части 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пункт 63 Правил от 06.05.2011 N 354).
На основании вышеизложенных норм права, следует, что при наличии в МКД товарищества, в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация или товарищество как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору ресурсоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания или товарищество. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Пунктом 10 Правил от 14.02.2012 N 124 предусмотрено, что для целей оказания коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с данными правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
В случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе данными правилами и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным этими правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным указанными правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения (пункт 11 Правил от 14.02.2012 N 124).
В соответствии с пунктом 12 указанных Правил исполнитель вправе отказаться от заключения договора и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ТСН "Фрунзе 128", являющееся исполнителем коммунальных услуг, в силу своего статуса обязано заключить договор водоснабжения и водоотведения с ресурсоснабжающей организацией, следовательно, в порядке, установленном в статье 421 и пункте 4 статьи 445 ГК РФ его можно понудить к заключению указанного договора.
При этом, рассмотрев условия проекта единого типового договора водоснабжения и водоотведения N 10996, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что договор соответствует требованиям действующего законодательства и содержит все существенные условия договора ресурсоснабжения, в связи с чем, требование о понуждении ТСН "Фрунзе 128" к заключению договора в редакции, представленной МУП г. Хабаровска "Водоканал", является обоснованным.
Следует также отметить, что Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ) введена в действие статья 157.2 "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Так, пунктами 1, 3 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Следовательно, независимо от способа управления домом, с 03.04.2018 ЖК РФ предусматривает право собственников и нанимателей жилья в многоквартирных домах на общем собраний принять решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса прямых договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
Довод жалобы о том, что ранее ТСН "Фрунзе 128" принимало решение, оформленное протоколом общего собрания от 26.07.2012, об оплате ресурсов непосредственно ресурсоснабжающей организации подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку указанное решение принималось до принятия Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ и в тот период, когда ЖК РФ не предусматривал возможность перехода собственников МКД на прямые договора с ресурсоснабжающей организацией, а содержал лишь право перехода на прямые расчеты.
Вместе с тем, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств того, что собственниками МКД ТСН "Фрунзе 128", после вступления в законную силу Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ, принято решение, предусмотренное пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Довод жалобы об ошибочности вывода суда о том, что в адрес МУП г.Хабаровска "Водоканал" не направлялись разногласия по договору, учитывая наличие в материалах дела письма ТСН "Фрунзе 128", в котором четко определены разногласия, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку по правилам пункта 2 статьи 445 ГК РФ в случаях недостижения соглашения между контрагентами в отношении редакции определенных условий договора составляется протокол разногласий, подлежащий дальнейшему согласованию.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Однако, в нарушение правил статьи 65 АПК РФ, ТСН "Фрунзе 128" доказательств того, что в МУП г.Хабаровска "Водоканал" направлялся именно протокол разногласий, не представлено.
Вместе с тем, следует отметить, что содержание существенных условий договора, не урегулированных сторонами, может восполняться нормативными правовыми актами.
Более того, значительная их часть в сфере энергоснабжения и обеспечения коммунальными ресурсами жилых домов носит императивный характер и применяется вне зависимости от договоренности сторон.
Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, регулирующие спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда от 12.12.2018 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.12.2018 по делу N А73-14854/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14854/2018
Истец: МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА "ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ФРУНЗЕ 128", Товарищество собственноков недвижимости "Фрунзе 128"