Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2019 г. N Ф07-4577/19 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А56-102775/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Носова М.Б., доверенность от 07.12.2018;
от заинтересованного лица: Лазарев М.С., доверенность от 09.01.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35316/2018) общества с ограниченной ответственностью "Охта-Сервис Плюс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2018 по делу N А56-102775/2018 (судья Катарыгина В.И.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Охта-Сервис Плюс"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
ООО "Охта-Сервис Плюс" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 16.05.2018 N 09/7320-Р.
Решением суда от 16.11.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Охта-Сервис Плюс" просит отменить решение от 16.11.2018 в связи с неправильным, по его мнению, применением судом первой инстанции пункта 58 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила от 06.05.2011 N 354). Как отмечено в жалобе, в соответствии с данным пунктом в действующей редакции при определении количества временно проживающих в квартире лиц не требуется составления уполномоченным органом протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно отзыву Инспекция считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным. Как полагает Инспекция, ошибочная ссылка суда первой инстанции на недействующую редакцию пункта 58 Правил от 06.05.2011 N 354 не привела к принятию неправильного решения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции.
Исследовав имеющиеся в деле документы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления.
Как видно из материалов дела, ООО "Охта-Сервис Плюс" управляет многоквартирным домом N 25 по улице Федосеенко в Санкт-Петербурге. Квартира 37 данного дома не оборудована индивидуальными приборами учета холодного и горячего водоснабжения. С апреля 2017 года управляющая организация начисляет плату за соответствующие коммунальные услуги с учетом того, что в квартире 37 проживает шесть человек. Количество фактически проживающих лиц определено на основании акта от 23.03.2017. В ходе внеплановой документарной проверки Инспекция сочла такой порядок определения платы за холодное и горячее водоснабжение неправомерным, поскольку в нарушение пункта 56.1 Правил от 06.05.2011 N 354 акт от 23.03.2017 не направлен в органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Результаты проверки отражены в акте от 25.07.2018. Заявителю предписано пересчитать плату за соответствующие услуги с апреля 2017 года по настоящее время.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал на то, что акт от 23.03.2017 не может послужить достаточным основанием для начисления платы за коммунальные услуги, исходя из указанного в нем количества проживающих граждан. Указанный вывод суд первой инстанции мотивировал тем, что акт от 23.03.2017 собственнику квартиры 37 не вручался, уполномоченным государственным органам не направлялся, протокол об административном правонарушении не составлялся.
В силу Правил от 06.05.2011 N 354 в редакции, действовавшей на дату составления акта от 23.03.2017, исполнитель имеет право устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан (подпункт е (1)) пункта 32).
Если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд (пункт 56).
В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, а также при наличии возможности определения даты начала их проживания и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем) указывается дата начала их проживания. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка.
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (пункт 56(1)).
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 56 (2)).
Размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем:
а) ввода в эксплуатацию индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета горячей воды, холодной воды и (или) электрической энергии, предназначенного для учета потребления такого (таких) коммунальных ресурсов в жилом помещении, которым пользуются временно проживающие потребители;
б) окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем (пункт 57).
Дата начала проживания временно проживающих лиц в жилом помещении для применения при расчете платы за коммунальные услуги и проведения в случае необходимости перерасчетов за прошлые периоды указывается в заявлении собственника (постоянно проживающего потребителя) о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями. При отсутствии такого заявления или при отсутствии в таком заявлении даты начала проживания временно проживающих лиц в жилом помещении такой датой считается 1-е число месяца даты составления акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт составляется в порядке, определенном пунктом 56 (1) настоящих Правил.
В заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями должны быть указаны фамилия, имя и отчество собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, о датах начала и окончания проживания таких потребителей в жилом помещении. Такое заявление направляется исполнителю собственником или постоянно проживающим потребителем в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей (пункт 57 (1)).
Количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункт е "б" пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного исполнителем в соответствии с пунктом 56 (1) настоящих Правил акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (пункт 58).
Приведенные нормативные положения свидетельствуют о том, что акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, признается достаточным основанием для определения платы за холодное и горячее водоснабжение, исходя из фактического количества проживающих в квартире лиц. Причем нормы Правил от 06.05.2011 N 354 не связывают юридическую силу такого акта с исполнением или неисполнением обязанности по направлению копии акта в уполномоченные государственные органы. Соответствующие правовые последствия возникают с момента составления акта (абзац первый пункта 57 (1) Правил от 06.05.2011 N 354).
Содержание акта от 23.03.2017 соответствует требованиям пункта 56 (1) Правил от 06.05.2011 N 354. Достоверность содержащейся в нем информации не ставится под сомнение Инспекцией. Факт временного проживания в квартире 37 шести человек не опровергнут в ходе проверочных мероприятий, в связи с чем оспариваемое предписание о пересчете платы за коммунальные услуги нельзя признать адекватным допущенному ООО "Охта-Сервис Плюс" нарушению.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение суда следует отменить, а заявление ООО "Охта-Сервис Плюс" - удовлетворить с отнесением на Инспекцию судебных расходов по уплате государственной пошлины (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2018 по делу N А56-102775/2018 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 16.05.2018 N 09/7320-Р.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу ООО "Охта-Сервис Плюс" 4 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-102775/2018
Истец: ООО "ОХТА-СЕРВИС ПЛЮС"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга