Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22 апреля 2019 г. N Ф09-1882/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А34-10957/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 24.12.2018 по делу N А34-10957/2018 (судья Задорина А.Ф.).
В заседании принял участие представитель:
государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области (межрайонное) - Уткина В.В. (доверенность от 09.01.2019).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее- заявитель, УПФР в г.Кургане Курганской области, фонд, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с АО "Курганавторемонт" (далее также - общество, страхователь) штрафных санкций в размере 186500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчётный период октябрь 2017 года.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований фонда отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции фонд обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе указал, что представление страхователем сведений по форме "доп" на застрахованных лиц, сведения на которых ранее не представлялось, образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Заинтересованное лицо зарегистрировано в качестве юридического лица, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным номером 1024500513377.
Как следует из заявления, 17.11.2017 Обществом представлены в управление сведения в отношении 373 застрахованных лиц за отчетный период октябрь 2017 г. по форме СЗВ-М "исходная" (л.д. 11-14).
Управлением проведена проверка представленных заинтересованным лицом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2017 г., в ходе которой установлено непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М.
По данному факту Управлением 14.05.2018 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18180001862, фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) (л.д. 8).
По результатам рассмотрения акта от 14.05.2018 и иных документов Управлением вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.06.2018 N 055S19180002562, которым заинтересованное лицо привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 186500 руб. (л.д. 9).
Решение направлено страхователю заказным почтовым отправлением.
Требованием от 10.07.2018 N 055S01180008360, направленным страхователю заказными почтовыми отправлениями, страхователю предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафа в срок до 30.07.2018 (л.д. 10).
Неисполнение требования страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Управление 17.09.2018 обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2017 года.
26.09.2018 г. Арбитражным судом Курганской области по делу N А34- 10018/2018 было вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с АО "Курганавторемонт" штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2017 года в сумме 186500 рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования заявителя, пришел к выводу о том, что заявителем не доказано представление страхователем сведений с пропуском срока представления таких данных.
Вывод суда первой инстанции является верным.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) заинтересованное лицо является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 1 Закона N 27-ФЗ дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Из содержания абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10.11.2017 обществом подготовлен неформализованный отчет и с использованием программы "РЕФЕРЕНТ" отправлен в ПФР.
Отчет не был принят Пенсионным фондом, программа выдавала ошибку "ЭЦП предоставлено сертификатом, на который нет заключенного соглашения с АО "Курганавторемонт".
В дальнейшем обществом предпринимались попытки по предоставлению отчетности как в электронной форме (13.11.2017), так и на бумажном носителе (15.11.2017), однако, отчет не был принят.
Только 17.11.2017 после исправления технических ошибок отчет по форме СЗВ-М был направлен фонд.
Указанные действия, по мнению фонда, образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Заявитель ссылается в апелляционной жалобе на положения распоряжение Правления ПФ РФ от 11.10.2007 N 190-р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" (далее - Распоряжение Правления ПФ РФ N 190-р), в соответствии с которыми факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.
По мнению фонда, так как 10.11.2017 общество не получило подтверждение получения отчета от фонда, то отчет не может считаться сданным в установленные сроки.
Однако, фондом не учтено следующее.
Порядок предоставления сведения по форме СЗВ-М утвержден Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (далее - Приказ N 766н), где в пункте 32 указано, что датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, Инструкция предусматривает два альтернативных случая определения даты представления сведений в электронной форме: подтверждение получения оператором электронного документооборота либо подтверждение получения фондом.
Оператором электронного документооборота является российская организация, соответствующая установленным требованиям и осуществляющая деятельность по обеспечению электронного документооборота.
Принимая во внимание, что Приказ N 766н вступил в действие с 06.02.2017, то распоряжение Правления ПФ РФ N 190-р подлежит применению с учетом дополнительного регулирования, установленного Приказом N 766н.
Следовательно, представленный в материалы дела отчет о доставке оператору 10.11.2017 подтверждает представление АО "Курганавторемонт" отчетности в установленный срок.
Также, как верно указано судом первой инстанции, при привлечении к ответственности необходимо исследовать вопрос вины общества в совершенном деянии, однако, в акте выявления правонарушения и в решении о привлечении страхователя к ответственности отсутствует надлежащее исследование вопроса о виновности страхователя.
Кроме того, материалы дела содержат доказательства добросовестности действий общества по представлению в Управление исходных сведений, а невозможность предоставления отчетности в надлежащем виде в установленный срок возникла не по вине сотрудников организации, а по не зависящим от нее обстоятельствам - в результате не корректной работы программного обеспечения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24.12.2018 по делу N А34-10957/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-10957/2018
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области
Ответчик: ОАО "Курганавторемонт"