Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 июля 2019 г. N Ф02-2498/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А74-9995/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" февраля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ржихановой Е.Л.,
при участии:
от третьего лица (Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Енисей"): Школиной Н.Н., представителя на основании доверенности от 17.12.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "13" ноября 2018 года по делу N А74-9995/2018, принятое судьей Гигель Н.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЕВРО СТРОЙ" (далее - общество, ООО "ЕВРО СТРОЙ", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия (далее - Управление Росприроднадзора, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 08.06.2018 N Н-003-п-065-18 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Определением арбитражного суда от 26.07.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество "Сибмост" (далее - АО "Сибмост"), Федеральное казённое учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Енисей" (далее - ФКУ УПРДОР "ЕНИСЕЙ"), Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее - Минприроды Хакасии), в качестве заинтересованного лица - прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 13.11.2018 заявление общества с ограниченной ответственностью "ЕВРО СТРОЙ" удовлетворено, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республики Хакасия от 08.06.2018 N Н-003-п-065-18 о назначении административного наказания признано незаконным и отменено.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росприроднадзора обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на следующие обстоятельства:
- в Градостроительном кодексе Российской Федерации нет легального определения понятия грунт, по аналогии должны применяться положения Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"; грунт - это многокомпонентные динамичные системы (горные породы, почвы, осадки и техногенные образования), рассматриваемые как часть геологической среды и изучаемые в связи с инженерно-хозяйственной деятельностью человека; в пункте 5 Проекта производства работ на разработку грунтового карьера объекта: реконструкция автомобильной дороги Р-257 "Енисей" отражены средние значения физико-механических свойств полезного ископаемого, а именно: суглинок легкий пылеватый твердой консистенции, суглинок легкий песчанистый твердой консистенции, суглинок легкий песчанистый дресвяный твердой консистенции, дресвяный грунт с супесчаным заполнителем твердой консистенции; в соответствии с Перечнем общераспространённых полезных ископаемых по Республике Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия N 371 от 15.11.2007, общераспространенными полезными ископаемыми, в том числе, являются песчано-гравийные, гравийно-песчаные породы, суглинки;
- из анализа переписки Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия и ООО "ЕВРО СТРОЙ" не усматривается наличия права общества осуществлять работу с недрами без лицензии;
- ООО "ЕВРО СТРОЙ" и ФКУ "Байкалуправдор" не относятся к категории землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, которым предоставлено право использовать без лицензии общераспространенные полезные ископаемые для своих собственных (личных) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, следовательно, абзац 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" к ним не применим.
Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия в представленном отзыве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, оставить в силе постановление по делу об административном правонарушении.
ФКУ УПРДОР "ЕНИСЕЙ" в своем отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель третьего лица (ФКУ УПРДОР "ЕНИСЕЙ") изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить резолютивную часть решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, изменить мотивировочную часть решения в части выводов о невозможности использования предоставленного на основании соглашения участка путем извлечения общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
Заявитель, ответчик, третьи лица (АО "Сибмост", Минприроды Хакасии, прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия), надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, письменные мотивированные отзывы в апелляционный суд не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "ЕВРО СТРОЙ" зарегистрировано в качестве юридического лица 13.07.2016 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве. Основным видом деятельности общества является строительство жилых и нежилых зданий (код по ОКВЭД 41.20) (т. 3 л.д. 84-87).
По договору субподряда от 15.08.2017 ООО "ЕВРО СТРОЙ" (субподрядчик) обязался выполнить для АО "Сибмост" (подрядчика) работы по реконструкции и строительству автомобильной дороги Р-257 "Енисей" Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией на участке км.389+000-км.-км.397+00, Республика Хакасия (далее - автомобильная дорога Р-257 "Енисей") в соответствии с утверждённой проектной документацией в рамках исполнения подрядчиком государственного контракта от 27.10.2014 N 2/113-14, заключённого с ФКУ "Байкалуправдор" (с 05.03.2018 переименовано в ФКУ УПРДОР "ЕНИСЕЙ") (т.3 л.д.102-120, т.1 л.д. 93-95, т.3 л.д.54-57).
Реконструкция автомобильной дороги Р-257 "Енисей" осуществляется на основании разрешения на строительство от 20.03.2015 N 02-1/20, выданного ФКУ "Байкалуправдор" федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации (т. 2 л.д. 48).
В прокуратуру Усть-Абаканского района 21.03.2018 поступило обращение исполнительного директора ООО "УТБО" о незаконном изъятии и вывозе грунта с территории принадлежащего ООО "УТБО" земельного участка (полигона), расположенного по адресу: п.г.т. Усть-Абакан, Подкунинский хребет (т. 4 л.д. 58).
На основании заявления ООО "УТБО" прокурором Усть-Абаканского района 22.03.2018 принято решение N 30 о проведении проверки в отношении ООО "ЕВРО СТРОЙ" на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.
Генеральному директору общества Садыгову Н.А.о. 22.03.2018 вручены копия указанного решения и требование о явке в прокуратуру Усть-Абаканского района 27.03.2018 для дачи объяснений по факту производства работ по вывозу грунта на территории полигона ООО "УТБО" (т. 3 л.д. 11-14).
Помощником прокурора Усть-Абаканского района Баканиным Д.С. 23.03.2018 у главного инженера ООО "ЕВРО СТРОЙ" получено объяснение, из которого следует, что в октябре 2017 года общество приступило к работе по выемке и вывозу грунта с земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 на участок автомобильной дороги Р-257 "Енисей" (с участка было вывезено приблизительно 3000 м3 грунта); с декабря 2017 года до 17.03.2018 работы временно приостанавливались (т. 4 л.д. 18-19).
26.03.2018 помощником прокурора Усть-Абаканского района Баканиным Д.С. осуществлён совместный выезд с государственным инспектором в Республике Хакасия по использованию и охране земель Мандрыкиной Т.А., сотрудниками ООО "ЕВРО СТРОЙ" и ООО "УТБО" на земельный участок с кадастровым номером 19:10:010101:8 (расположенный по адресу: п.г.т. Усть-Абакан, Подкунинский хребет), арендатором которого является ООО "УТБО" (земельный участок передан муниципальным образованием Усть-Абаканский район в аренду ООО "УТБО" по договору от 13.05.2008 на срок 49 лет для размещения полигона для утилизации твёрдых бытовых отходов (т. 3 л.д. 44-48)).
В результате проведённого обследования земельного участка с применением фотофиксации установлено и зафиксировано в акте обследования земельного участка от 26.03.2018, что изъятие и вывоз общераспространённых полезных ископаемых с территории полигона для утилизации твёрдых бытовых отходов осуществляется с помощью техники, привлечённой ООО "ЕВРО СТРОЙ" (экскаватор и грузовые автомашины) (т. 4 л.д. 57-77).
Водители транспортных средств пояснили, что осуществляют вывоз общераспространённых полезных ископаемых по указанию ООО "ЕВРО СТРОЙ" (т. 4 л.д. 22-24).
27.03.2018 помощником прокурора Усть-Абаканского района Баканиным Д.С. у генерального директора ООО "ЕВРО СТРОЙ" Садыгова Н.А.о. получено объяснение, согласно которому общество с сентября 2017 года производит выемку и вывоз грунта с территории земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 для выполнения работ по реконструкции автомобильной дороги Р-257 "Енисей" на основании договора субподряда, заключённого 15.08.2017 с АО "Сибмост" (в декабре 2017 года работы приостанавливались). Место забора грунта не согласовывалось с ООО "УТБО", так как согласовано заказчику работ - ФКУ "Байкалуправдор" постановлением администрации Усть-Абаканского района от 28.08.2013 N 1476-п (акт выбора земельного участка предварительного размещения объекта от 25.04.2013 для размещения грунтового резерва Р-257 "Енисей" Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией на участке км.389+000-км.-км.397+00, Республика Хакасия, соглашение от 18.12.2014 между ООО "УТБО" и ФКУ "Байкалуправдор"). За вывоз грунта ФКУ "Байкалуправдор" выплатило ООО "УТБО" денежные средства в размере 2 145 292 рубля. Кроме того, место забора грунта было указано в проекте N 3/118-ПМТ1 (т. 4 л.д. 37-38).
Садыговым Н.А.о. в Управление Росприроднадзора также представлено письменное объяснение от 26.03.2018, в котором указано, что работы по строительству автомобильной дороги Р-257 "Енисей" выполняются в соответствии с проектной документацией N 3/118-ПМТ1, предусматривающей использование резерва грунта объёмом 748 800 м3 для возведения насыпи земляного полотна. Резерв расположен в границах земельного участка (кадастровый номер 19:10:010101:8), предоставленного ООО "УТБО" в долгосрочную аренду.
18.12.2014 между ООО "УТБО" и ФКУ "Байкалуправдор" заключено соглашение, по которому ФКУ "Байкалуправдор" предоставлено право временно (до 31.12.2018) занять часть земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8. В соответствии с пунктом 2.1 данного соглашения размер убытков ООО "УТБО", причинённых временным занятием земельного участка для государственных нужд, составляет 2 145 292 рубля. Указанная сумма ФКУ "Байкалуправдор" полностью оплачена (т. 3 л.д. 30-32).
Садыгову Н.А.о. 27.03.2018 вручено уведомление о необходимости явиться 04.04.2018 в 14 час. 00 мин. в прокуратуру Усть-Абаканского района для ознакомления с материалами проверки по факту вывоза грунта с территории полигона ООО "УТБО" и для вручения постановления о возбуждении в отношении ООО "ЕВРО СТРОЙ" дела об административном правонарушении (т. 3 л.д. 26).
04.04.2018 помощником прокурора Усть-Абаканского района Баканиным Д.С. составлена справка (акт) по результатам проверки ООО "ЕВРО СТРОЙ" (т. 4 л.д. 55-56), в которой отражены следующие обстоятельства, установленные в ходе проверки:
- в целях выполнения работ по реконструкции и строительству автомобильной дороги Р-257 "Енисей" ООО "ЕВРО СТРОЙ" осуществляло выемку и вывоз общераспространённых полезных ископаемых с территории земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8, расположенного по адресу: п.г.т. Усть-Абакан, Подкунинский хребет.
- для изъятия и вывоза недр с территории участка обществом были заключены договоры аренды механизмов (спецтехники) с экипажем с ООО "Ресурс", ООО "Крез", ООО "Авик", ООО "Аполлон" (т. 3 л.д. 125-134).
- ООО "УТБО" 16.03.2018 направило в адрес общества уведомление о запрете проезда транспортных средств и запрете вывоза грунта с территории полигона (т.4 л.д.13). Вместе с тем, ООО "ЕВРО СТРОЙ" продолжило изымать и вывозить грунт с земельного участка.
- работы по выемке и вывозу общераспространённых полезных ископаемых с территории полигона для утилизации твёрдых бытовых отходов выполнялись в период с сентября 2017 года по 23.03.2018 (при этом в декабре 2017 года работы приостанавливались).
04.04.2018 заместителем прокурора Усть-Абаканского района в присутствии законного представителя ООО "ЕВРО СТРОЙ" - генерального директора общества Садыгова Н.А.о. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указано, что общество самовольно добывало на земельном участке с кадастровым номером 19:10:010101:8 общераспространённые полезные ископаемые, вывозило их с территории полигона для утилизации твёрдых бытовых отходов и использовало недра в своих целях вне границ земельного участка, на котором они были добыты. При этом лицензия на пользование недрами у ООО "ЕВРО СТРОЙ" отсутствует (т. 3 л.д. 4-10).
Выявленное правонарушение квалифицировано прокурором по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 04.04.2018 вручена законному представителю общества.
С правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, законный представитель общества ознакомлен, о чём свидетельствует его подпись на постановлении (т. 3 л.д. 10).
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.04.2018 направлено на рассмотрение в Управление Росприроднадзора с сопроводительным письмом от 05.04.2018 N 7-25-2018 (получено административным органом 26.04.2018) (т. 2 л.д. 103).
27.04.2018 старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия, заместителем начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора Цербуновым М.В. вынесено определение N Н-003-п-065-18, которым рассмотрение дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО "ЕВРО СТРОЙ", назначено на 08.05.2018, в 14 час. 00 мин. Указанным определением обществу разъяснены права, предусмотренные статьями 24.2 - 24.4, 25.1, 25.4 - 25.5 КоАП РФ. Определение вручено законному представителю общества 28.04.2018, что подтверждается его подписью на указанном документе (т. 1 л.д. 52).
Определениями Управления Росприроднадзора от 08.05.2018 N Н-003-п-065-18, от 23.05.2018 N Н-003-п-065-18/2, от 29.05.2018 N Н-003-п-065-18/3, от 01.06.2018 N Н-003-п- 065-18/4 сроки рассмотрения административного дела продлевались. Определение от 01.06.2018 N Н-003-п-065-18/4, которым рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 06.06.2018, в 14 час. 00 мин., получено 01.06.2018 представителем ООО "ЕВРО СТРОЙ" Пичугиной О.В., действующей на основании доверенности от 28.04.2018 (т. 1 л.д. 42-43, 45, 47, 51).
06.06.2018 старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия, заместителем начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора Цербуновым М.В. в отсутствие законного представителя общества, в присутствии представителя ООО "ЕВРО СТРОЙ" Пичугиной О.В., представителей АО "Сибмост", ФКУ УПРДОР "ЕНИСЕЙ", прокуратуры Усть-Абаканского района рассмотрены материалы дела об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела 08.06.2018 вынесено постановление N Н-003-п-065-18, которым ООО "ЕВРО СТРОЙ" привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 7.3 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами. Обществу назначен административный штраф в размере 800 000 рублей (т. 1 л.д. 28-41).
Копия постановления вручена представителю общества Пичугиной О.В. 08.06.2018.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, общество в установленный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок (18.06.2018) обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, порядок вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и наличие полномочий административного органа на принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлены судом первой инстанции и обществом не оспариваются.
Удовлетворяя требования общества о признании незаконным и отмене постановления от 08.06.2018 N Н-003-п-065-18 о назначении административного наказания Арбитражный суд Республики Хакасия пришел к выводу о недоказанности события вменяемого обществу правонарушения.
Апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поддерживает указанные выводы арбитражного суда на основании следующего.
В силу части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 7.5 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.
Объективная сторона правонарушения заключается в пользовании недрами без соответствующего разрешения (лицензии).
Субъектом правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее пользование недрами без лицензии, либо лицо, в чьих интересах осуществляется пользование недрами.
Из материалов дела следует, что обществу вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной нормой и выразившегося в добыче (извлечении) общераспространённых полезных ископаемых из недр в границах земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 (принадлежащего ООО "УТБО" на праве аренды), без лицензии на право пользования недрами.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В соответствии со статьёй 6 Закона о недрах законодателем определены разрешенные виды пользования недрами.
В абзаце 5 статьи 9 Закона о недрах указано, что в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
В соответствии со статьёй 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговорённых условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключён договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Согласно части 5 статьи 16 Закона о недрах оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1.5.17 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.06.2013 N 346 (далее - Положение N 346), оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр местного значения относится к полномочиям Минприроды Хакасии.
В силу части 1 статьи 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование, в том числе, для геологического изучения общераспространённых полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых или для осуществления по совмещённой лицензии их геологического изучения, разведки и добычи.
В пункте 6.1 статьи 3 Закона о недрах указано, что к общераспространённым полезным ископаемым отнесены полезные ископаемые, включённые в региональные перечни общераспространённых полезных ископаемых, определённые органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.
Перечень общераспространённых полезных ископаемых по Республике Хакасия, утверждённый постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.11.2007 N 371, включает, в том числе гальку, гравий, валуны, песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы, суглинки (кроме используемых в цементной промышленности).
Таким образом, извлечение из недр на территории Республики Хакасия гальки, гравия, валунов, песчано-гравийных, гравийно-песчаных, валунно-гравийно-песчаных, валунно-глыбовых пород, суглинков, отнесённых к числу общераспространённых полезных ископаемых, для использования в производственной и иной деятельности может осуществляться только на основании предусмотренного статьёй 11 Закона о недрах специального разрешения (лицензии).
В силу пункта 1 части 1 статьи 2.3 Закона о недрах участки недр, содержащие общераспространённые полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.
Пунктами 2.1.5.8, 2.1.5.6 Положения N 345 к полномочиям Минприроды Хакасии отнесены подготовка перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространённые полезные ископаемые, составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространённых полезных ископаемых.
В соответствии с абзацем 8 пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах право пользования участком недр местного значения, который указан в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона, предоставляется без проведения конкурса или аукциона для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключённых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Общераспространённые полезные ископаемые, добываемые на указанных участках недр местного значения, могут использоваться только в объёме и для целей выполнения соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (часть 3 статьи 18 Закона о недрах).
В силу части 1 статьи 18 Закона о недрах порядок предоставления участков недр местного значения в пользование устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Закон Республики Хакасия от 09.06.2012 N 48-ЗРХ "О порядке предоставления участков недр местного значения и порядке пользования указанными участками недр" (далее - Закон N 48-ЗРХ) устанавливает порядок предоставления участков недр местного значения на территории Республики Хакасия.
Согласно статье 2 Закона N 48-ЗРХ общераспространённые полезные ископаемые - часто встречающиеся на территории Республики Хакасия горные породы и минералы, используемые преимущественно для нужд местной промышленности и внутренних потребностей республики в качестве строительных материалов, включённые в региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространённым полезным ископаемым, сформированные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Участки недр местного значения - участки недр, содержащие общераспространённые полезные ископаемые, подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объём добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, и участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В силу статьи 3 Закона N 48-ЗРХ основанием возникновения права пользования участками недр является принятие уполномоченным Правительством Республики Хакасия органом исполнительной власти Республики Хакасия решения о предоставлении права пользования. Принятие указанного решения относится к полномочиям Минприроды Хакасии (пункт 2.1.5.19 Положения N 346).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 48-ЗРХ оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр заявителям осуществляется в течение 30 дней со дня принятия решения о предоставлении права пользования участками недр.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 18.10.2012 N 691 утверждён Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Хакасия (далее - Порядок N 691).
Пунктом 1.1 Порядка N 691 предусмотрено, что оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Хакасия осуществляет Минприроды Хакасии.
В силу пункта 1.2 Порядка N 691 предоставление права пользования участками недр является основанием для оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Хакасия.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенного выше правового обоснования, арбитражный суд установил, что лицензия на пользование участком недр местного значения выдаётся Минприроды Хакасии после принятия им решения о предоставлении заявителю права пользования соответствующим участком недр, включённым в перечень участков недр, утверждённый Правительством Республики Хакасия.
Согласно статье 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объём извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Из вышеприведённых норм следует, что пользование недрами, сопряжённое с добычей общераспространённых полезных ископаемых, включённых в региональный перечень общераспространённых полезных ископаемых, обусловлено наличием лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. При этом правообладателям земельных участков статьёй 19 Закона о недрах предоставлено исключительное, льготное право использовать общераспространённые полезные ископаемые для своих собственных (личных) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "ЕВРО СТРОЙ" привлечено к административной ответственности за пользование недрами путём добычи грунта с земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8, расположенного по адресу: п.г.т. Усть-Абакан, Подкунинский хребет, принадлежащего ООО "УТБО" на праве аренды (полигон для утилизации твёрдых бытовых отходов), в отсутствие лицензии на право пользования недрами.
Материалами дела подтверждается и заявителем оспорено не было, что в сентябре - декабре 2017 года, марте 2018 года общество, не имеющее лицензии на пользование недрами, добывало грунт на части земельного участка площадью 101 200 кв.м. в граница земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 (временно занятой ФКУ "Байкалуправдор" на основании заключённого с ООО "УТБО" соглашения о временном занятии части земельного участка от 18.12.2014), вывозило грунт с территории указанного земельного участка и использовало его для устройства насыпи земляного полотна в целях выполнения работ по реконструкции автомобильной дороги Р-257 "Енисей" (на основании договора субподряда от 15.08.2017, заключённого с АО "Сибмост").
Между тем, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в оспариваемом постановлении и при рассмотрении дела в арбитражном суде административный орган не установил, какие именно общераспространённые полезные ископаемые, предусмотренные региональным перечнем общераспространённых полезных ископаемых, добыты и вывезены обществом с территории полигона для утилизации твёрдых бытовых отходов.
Из анализа Перечня общераспространённых полезных ископаемых по Республике Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.11.2007 N 371, следует, что грунт не является общераспространённым полезным ископаемым.
Состав извлечённого грунта Управлением Росприроднадзора не исследовался, с соответствующим запросом в Минприроды Хакасии административный орган не обращался.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют документы, позволяющие с очевидностью установить, что общество добывало какие-либо из общераспространённых полезных ископаемых.
Доводы заявителя апелляционной жалобы на обобщенное понятие грунта, в состав которого включаются любые горные породы, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, в отсутствии иных доказательств, подтверждающих фактический состав вывезенного обществом грунта, являются несостоятельными, носят предположительный характер.
Указание Управления Росприроднадзора на Проект производства работ на разработку грунтового карьера, согласно которому полезный слой сосредоточенного грунтового резерва представлен, в том числе, суглинком лёгким пылеватым твёрдой консистенции, суглинком лёгким песчанистым твёрдой консистенции, суглинком лёгким песчанистым дресвяным твёрдой консистенции (т. 3 л.д. 135-148), само по себе не свидетельствует о том, что заявителем был осуществлен вывоз суглинков с указанного участка, а также противоречат сведениям, содержащимся в иных документах, представленных в материалы дела.
Как следует из справки о полезных ископаемых под полигоном по утилизации бытовых и промышленных отходов в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия, выданной Комитетом по геологии и использованию недр Республики Хакасия 09.12.1993, на спорном земельном участке проводилась добыча глин и суглинков для производства кирпича в 60-х годах; промышленные запасы выработаны полностью, разведанных полезных ископаемых, числящихся на балансе, нет, в связи с чем согласовывается организация на участке полигона под отходы (т. 4 л.д. 44).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.02.2013 N 80 утверждён Перечень участков недр местного значения по Республике Хакасия.
Доказательств того, что в пределах спорного земельного участка имеются участки недр, содержащие общераспространённые полезные ископаемые и включённые в Перечень участков недр местного значения по Республике Хакасия, утверждённый указанным постановлением, административным органом не представлено.
Как установлено судом первой инстанции, в письме Минприроды Хакасии от 10.08.2017 N 010-3495-ЮС указано, что в пределах земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 участки недр местного значения, включённые в Перечень участков недр местного значения по Республике Хакасия, не значатся, общераспространённые полезные ископаемые, включённые в территориальный баланс по Республике Хакасия, не числятся (т. 2 л.д. 100).
Кроме того, указанным письмом орган, уполномоченный на оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения, разъяснил обратившемуся в его адрес с соответствующим запросом ФКУ "Байкалуправдор", что получение разрешения (лицензии) на выполнение работ по извлечению грунта из резерва и перемещению его в насыпь земляного полотна не требуется. Письмами Минприроды Хакасии от 11.04.2018 N 010-1463-ЮС, 19.03.2018 N 010-1043-ЮС также подтверждён факт отсутствия в Перечне участков недр местного значения по Республике Хакасия земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:8 в границах Усть-Абаканского района, п.г.т. Усть-Абакан (т. 1 л.д. 146-148).
При этом письмом от 11.04.2018 N 010-1463-ЮС Минприроды Хакасии отказало АО "Сибмост" в предоставлении права пользования земельным участком с кадастровым номером 19:10:010101:8 на том основании, что он не включён в перечень участков недр местного значения в связи с отсутствием на данном участке общераспространённых полезных ископаемых.
Таким образом, вышеприведённые письма Минприроды Хакасии - исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, осуществляющего управление в области отношений недропользования, опровергают доводы административного органа о наличии на спорном земельном участке общераспространённых полезных ископаемых и, соответственно, об обязанности получения лицензии на пользование недрами.
При таких фактических обстоятельствах, а именно: данных справки от 09.12.1993 Перечня общераспространённых полезных ископаемых по Республике Хакасия, Перечня участков недр местного значения по Республике Хакасия, позиции уполномоченного органа - Минприроды Хакасии, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции правомерно установлено отсутствие события вменяемого в вину ООО "ЕВРО СТРОЙ" административного правонарушения.
Кроме того, апелляционный суд также учитывает, что ООО "ЕВРО СТРОЙ" осуществляло работы по разработке сосредоточенного резерва грунта по заданию АО "Сибмост", которому в свою очередь выполнять эти работы поручило ФКУ "Байкалуправтодор" на основании государственного контракта на реконструкцию автомобильной дороги. То есть, ООО "ЕВРО СТРОЙ" не осуществляло деятельность по добыче полезных ископаемых и их отчуждению третьему лицу, на что требуется лицензия, а только выполняло подрядные работы по добыче и транспортировке грунта по заданию и для нужд заказчика реконструкции автомобильной дороги (ФКУ "Байкалуправтодор"). Доказательств того, что добыча грунта осуществлялась на глубине более 5 м. при рассмотрении дела об административном правонарушении представлены не были. Добытый грунт использовался для устройства насыпи автомобильной дороги, третьим лицам не отчуждался.
Таким образом, учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что для разработки сосредоточенного резерва грунта на земельном участке с кадастровым номером 19:10:010101:8 в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-257 "Енисей" Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией на участке км 389+000 - км 397+000, Республика Хакасия получение лицензии не требовалось.
Суд апелляционной инстанции признаёт обоснованным довод Управления Росприроднадзора о том, что ООО "ЕВРО СТРОЙ" и ФКУ "Байкалуправдор" (переименованное с 05.03.2018 в ФКУ УПРДОР "ЕНИСЕЙ") не относятся к категориям землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков - лиц, которым статьёй 19 Закона о недрах предоставлено право использовать без лицензии общераспространённые полезные ископаемые для своих собственных (личных) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Вместе с тем, полагает, что данное обстоятельство не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, так как факт нахождения на территории спорного земельного участка общераспространённых полезных ископаемых материалами дела не подтверждён.
С учётом установленных обстоятельств, апелляционный суд приходит к выводу, что в действиях (бездействии) общества отсутствует объективная сторона вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что состав вменяемого обществу административного правонарушения Управлением Росприроднадзора не доказан, а оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "13" ноября 2018 года по делу N А74-9995/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.