Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 мая 2019 г. N Ф09-1804/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А76-2639/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "НИКС" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.12.2018 по делу N А76-2639/2018 (судья Командирова А.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "НИКС" - Орлова Т.А. (доверенность от 08.10.2019);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Горбунова С.С. (доверенность N 3 от 26.12.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "НИКС" (далее - заявитель, ООО "УК "НИКС", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - управление, ГУ "ГЖИ Челябинской области") о признании недействительным предписания от 15.01.2018 N 4792.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.12.2018 (резолютивная часть решения объявлена 29.11.2018) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, нарушение норм материального права и неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств. Полагает оспоренное предписание не соответствующим закону. Обращает внимание на следующие обстоятельства: ошибочен вывод суда о том, что к установленным в жилом многоквартирном доме тепловым установкам, с помощью которых осуществляется подогрев воды для горячего водоснабжения, применимо определение "водонагреватель" в толковании Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 N 64/2 "Об утверждении нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Челябинской области (далее - Постановление N 64/2), поскольку установленный в доме теплообменник не соответствует критериям водонагревателя, приведенным в ГОСТ 33868-2016 (он не генерирует тепло и не оснащен теплогенераторами); отсутствие в доме водонагревателе является значимым обстоятельством для определения нормативов потребления водоснабжения для содержания общего имущества; оценивая законность пункта 2 предписания в части устранения нарушения, заключающегося в начислении завышенной платы за горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, суд сослался только на положения пункта 55 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), которые в настоящем случае неприменимы, так как запрещают взимать плату за горячее водоснабжение только при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении (то есть внутри жилых помещений); суд не выяснил вопрос о законности не указания в предписании четких требований к произведению расчета, который надлежит сделать заявителю (отсутствие указания на площади и формулы в мероприятиях по устранению нарушений) и обязан ли он применять показатели, указанные только в акте проверки и не отраженные в предписании, при этом судом не выяснен вопрос о законности указанных в акте проверки площадей и формул, которые заявителем оспариваются; в предписании указано на нарушение обществом пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), однако, ошибки в начисления платежей не являются нарушением показателей качества оказания жилищных и коммунальных услуг и не влияют на качество услуг по надлежащему содержанию общего имущества и коммунальных услуг, а потому не являются нарушением лицензионных требований и условий.
В судебном заседании представитель ООО "УК "НИКС" на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель ГУ "ГЖИ Челябинской области" в судебном заедании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "НИКС" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 110745100990 и на основании лицензии от 02.04.2015 N 0064 и протокола от 11.07.2016 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 5 по ул. Толбухина в г. Челябинске (т.1 л.д.30, 112-116).
В связи с поступлением в ГУ "ГЖИ Челябинской области" обращения жителя указанного многоквартирного дома по вопросам предъявления платы за коммунальные услуги, распоряжением заместителя начальника управления от 19.12.2017 N 4792 (т.1 л.д.9-10) в рамках лицензионного контроля за деятельностью управляющих организаций в отношении заявителя назначено проведение внеплановой документарной проверки.
Проверка проведена в период 29.12.2017 по 15.01.2018. Результаты проверки оформлены актом от 15.01.2018 N 4792 (т.1 л.д.100-105), которым зафиксировано следующее.
Из письма ООО "УК "НИКС" следует, что многоквартирный дом N 5 по ул. Толбухина в г. Челябинске состоит из двух секций имеет восемнадцать этажей и двадцать два этажа, оборудован лифтами, не оборудован электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения и отопления и оборудован насосным оборудованием. В расчете платы за электроэнергию и холодную воду на содержание общего имущества в доме N 5 по ул. Толбухина в г. Челябинске должны быть использованы следующие величины:
- норматив потребления электроэнергии, утвержденный постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 N 64/1 в размере 4,57 киловатт-часов на кв.метр, от 19.05.2017 N 25/2 - в размере 2,777 киловатт-часов на кв.метр (для многоквартирных домов, оборудованных лифтами, насосным оборудованием и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения);
- тариф на электроснабжение, утвержденный постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27.12.2016 N 65/10, в размере 2,04 рублей/киловатт-часов за период с 01.01.2017 по 30.06.2017, в размере 2,12 рублей/киловатт-часов за период с 01.07.2017 по 31.12.2017 (для домов в городских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками);
- норматив потребления по воде на общедомовые нужды, утвержденный постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 г. N 64/2 в редакции постановления N30/2), в размере 0,00651 куб.метров на кв.метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, от 19.05.2016 N 25/1 - в размере 0,00651 куб. метров (для многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением);
- норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 19.05.2017 N 25/1 - в размере 0,00651 куб. метров (для многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением);
- тариф на холодную воду и водоотведение, утвержденный постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30.11.2015 N 58/40 в размере 20,41 рублей/куб. метр и 13,63 рублей/куб. метр (соответственно) - за период с 01.01.2017 по 30.06.2017; в размере 23,59 рублей/ куб. метр и 15,67 рублей/куб. метр (соответственно) - за период с 01.07.2017 по 31.12.2017;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме при расчете платы за электроэнергию должна составлять, в размере 6772,00 кв.метров в соответствие с техническим паспортом многоквартирного дома без учета площади подвала - в размере 5147,00 кв.метров;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме при расчете платы за холодную воду и водоотведение должна составлять, в размере 5059,60 кв.метров в соответствие с техническим паспортом многоквартирного дома;
- общая площадь жилых и нежилых помещений в размере 20794,60 кв.метров;
- общая площадь квартиры N 266 в размере 56,40 кв.метров.
Плата за воду, потребляемую при содержании общего имущества, для квартиры N 266 в доме N 5 по ул. Толбухина в г. Челябинске, по расчетам ООО "УК "НИКС" составила: 19,01 рублей - в феврале 2017 г.; 232,57 рублей - в августе 2017 г.; 15,16 рублей - в октябре 2017 г.; 45,25 рублей - в ноябре 2017 г.; 15,85 рублей - в декабре 2017 г. Итого: 327,84 рублей.
Из технического паспорта на многоквартирный дом N 5 по ул. Толбухина в г. Челябинске установлено, что общая площадь помещений, входящих в остав общего имущества в многоквартирном доме для расчета ХВС и ВО с января 2017 г. по декабрь 2017 г. должна составлять - 5059,60 кв.метров.
Плата за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества, для квартиры N 266 в доме N 5 по ул. Толбухина в г. Челябинске должна быть рассчитана следующим образом: с января 2017 г. по июнь 2017 г. - 1,82 рублей (0,00651 * 5059,60 * 56,40 / 20794,60) * 20,41) - по холодному водоснабжению; с июля 2017 г. по декабрь 2017 г. - 2,11 рублей (0,00651 * 5059,60 * 56,40 / 20794,60) * 23,59) - по холодному водоснабжению; Итого: 23,58 рублей.
Таким образом, излишне начисленная плата за холодное водоснабжение в целях содержании общего имущества, по квартире N 266 в доме N 5 по ул. Толбухина в г. Челябинске за период с января 2017 г. по декабрь 2017 г. составила 304,26 рублей.
Начисление платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, для квартиры N 266 в доме N 5 по ул. Толбухина в г. Челябинске, исходя из сальдовой ведомости, предоставленной ООО "УК "НИКС" за период с июля 2017 г. по декабрь 2017 г. не произведено.
Горячая вода в дом N 5 по ул. Толбухина в г. Челябинске не подается централизованно, а нагревается с помощью водонагревателя в бойлере. Таким образом, для указанного дома коммунальный ресурс по ГВС в целях содержания общего имущества начисляется неправомерно.
По итогам проверки управлением в адрес общества выдано предписание от 15.01.2018 N 4792, содержащее указание на нарушение обществом подпунктов "а" и "б" пункта 3 Положения N 1110 ввиду неисполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ДК РФ) и несоблюдения требований части 2.3 статьи 161 ЖК РФ в части: 1) начисления завышенной платы за воду, потребляемую при содержании общего имущества, за период с января 2017 года по декабрь 2017 года в нарушение пункта 17 Приложения N 2 (формула 15) к Правилам N 354; 2) начисления завышенной платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период с июня 2017 года по декабрь 2017 года. В этой связи обществу предписано в срок до 16.02.2018: 1) произвести перерасчет платы за воду, потребляемую для содержания общего имущества за период с января 2017 года по декабрь 2017 года исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в размере 0,00651 куб. метров на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме; 2) произвести перерасчет (сторнировать в полном объеме) платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за период с июня 2017 года по декабрь 2017 года (т.1 л.д.8, 98-99).
Считая это предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии (часть 1.3 статьи 161, часть 1 статьи 192 ЖК РФ).
В силу пункта 8.5 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частями 6 и 7 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Предметом указанных проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
В соответствии с подпунктами 2-1 и 2-2 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364, к функциям управления отнесено осуществление лицензирования и лицензионного контроля в отношении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В силу подпункта 6 пункта 9 этого же Положения, для осуществления возложенных на него полномочий и функций ГУ "ГЖИ Челябинской области" предоставляется право выдавать в установленном законодательством порядке предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, оспоренное предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
В настоящем случае оспоренным предписанием управление указало на нарушение обществом подпунктов "а" и "б" пункта 3 Положения N 1110 ввиду неисполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ДК РФ) и несоблюдения требований части 2.3 статьи 161 ЖК РФ в части: начисления завышенной платы за воду, потребляемую при содержании общего имущества, за период с января 2017 года по декабрь 2017 года в нарушение пункта 17 Приложения N 2 (формула 15) к Правилам N 354; начисления завышенной платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период с июня 2017 года по декабрь 2017 года. Предписанием обществу предписано произвести перерасчет платы за воду, потребляемую для содержания общего имущества, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в размере 0,00651 куб. метров на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме, а также произвести перерасчет (сторнировать в полном объеме) платы за горячую воду ы целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за период с июня 2017 года по декабрь 2017 года. Какие-либо иные выводы и требования оспоренное предписание не содержит.
В этой связи, поскольку предметом судебной оценки по настоящему делу является именно предписание управления, приведенные в апелляционной жалобе заявителя возражения в отношении содержащихся в акте проверки выводов управления, не явившихся основанием для вынесения оспоренного предписания (в части подлежащих учету площадей помещений и формул расчетов), не могут быть приняты судом во внимание, как не имеющие отношения к оспариваемому ненормативному правовому акту. Соответствующие возражения могут быть заявлены обществом в случае оспаривания в установленном порядке иных актов, основанных на указанных выводах управления.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 3 Положения N 1110 предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Таим образом, нарушение управляющей организацией обязательств по договору управления многоквартирным домом является нарушением лицензионных требований.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится в том числе на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (пункт 1 часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
В силу пункта 67 Правил N 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением в том числе следующего стандарта: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В этой связи оформление и представление потребителям платежных документов относится к обязанностям исполнителей, к числу которых в силу пункта 2 Правил N 354 относятся управляющие организации. Неисполнение или ненадлежащее управляющей организацией указанной обязанности является нарушением лицензионных требований (подпункты "а" и "б" пункта 3 положения N 1110). Приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании закона.
Статьей 154 ЖК РФ установлено, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги (часть 1).
Статьей 156 ЖК РФ (в действующей редакции) установлено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1). Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1). Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 9.2).
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 10.08.2017, было предусмотрено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 44 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам. При этом, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 10 Приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11, которой не учитывается норматив потребления, однако учитывается в том числе объем (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил (предусматривающими применение показаний приборов учета либо норматива потребления).
Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15, которая учитывает норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
Постановлением N 64/2 утверждены в том числе нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Челябинской области. Так, для многоквартирных домов более 16 этажей с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением установлены следующие нормативы: 1) норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения - 0,00651 куб. метр в месяц на кв. метр общей площади; 2) норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения - X; 3) норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - 0,00651 куб. метр в месяц на кв. метр общей площади; 4) норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - X.
Проведенной управлением проверкой установлено, что многоквартирный дом по адресу: г. Челябинск, ул. Толбухина, д. 5, оборудован централизованными холодным водоснабжением и водоотведением, в январе и ноябре 2016 года оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета холодного водоснабжения (т.2 л.д.14, 19).
Заявитель осуществлял расчет размера платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения по формулам 10 и 11 Правил N 354, не применяя формулу 15 Правил N 354 и норматив потребления, установленный Постановлением N 64/2.
Из письма ООО "УК "НИКС" следует, что этот многоквартирный дом не оборудован электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения и отопления и оборудован насосным оборудованием.
Однако, из технического паспорта на многоквартирный дом по состоянию на 29.02.2016 следует наличие в доме помещений бойлерной (т.2 л.д.26), а из паспортов индивидуальных тепловых пунктов, теплообменников пластичных, разборных, установленных в секциях спорного многоквартирного дома (т.1 л.д.45-65) следует, что указанные приборы оборудованы водоподогревателями и осуществляют в том числе горячее водоснабжение дома (схема присоединения параллельная, двухступенчатая, последовательная, открытый водозабор).
В материалы дела также представлены составленные Уральским управлением Ростехнадзора акты осмотра тепловых энергоустановок и тепловых сетей N 3975 от 05.08.2016 и N Ч-5862 от 01.11.2016 в отношении тепловой сети от наружной стены камеры ТК-8-2 до теплового пункта, ИТП, системы отопления, вентиляции и ГВС жилого дома переменной этажности с помещениями общественного назначения по адресу: 454000, г. Челябинск, Советский район, ул. Толбухина, 2 (с учетом изменения адреса спорный многоквартирный дом), а также тепловой сети от ТК8-2 до УТ-2, до УТ-3, до УТ-4 до тепловых пунктов, ИТП-1, ИТП-2, системы отопления ГВС жилого дома переменной этажности с помещениями общественного назначения по адресу: 454000, г. Челябинск, Советский район, ул. Толбухина, 5 (т.1 л.д.12-13, 15-17), согласно которым назначением тепловых сетей является теплоснабжение спорного жилого дома переменной этажностью. Тип тепловой (теплопотребляющей) энергоустановки: тепловая сеть, тепловой пункт, системы отопления, вентиляция, ГВС.
Проверкой установлено, что горячая вода в спорный жилой дом централизованно не подается (что не оспаривается заявителем), а горячее водоснабжение осуществляется посредством нагрева холодной воды с помощью водонагревателя в бойлере.
Поскольку в рассматриваемой ситуации многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения, применение при определении размера платы за воду формулы 15 (пункт 17 Приложения N 2 к Правилам N 354), представляется неправомерным, а потому указание в приведенном в оспоренном предписании описании нарушения на необходимость применения этой формулы нельзя признать обоснованным. Возражения подателя апелляционной жалобы в этой части принимаются.
В этой связи предписание управления в части вывода о необходимости применения при начислении платы за воду, потребляемую при содержании общего имущества, за период с января 2017 года по декабрь 2017 года формулы 15 (пункт 17 приложения N 2 к Правилам N 354) не соответствует закону.
По мнению заявителя, бойлер (или нагревательный котел) в спорном доме отсутствует, а приготовление ГВС производится с использованием теплообменника, который не является устройством, находящимся под давлением выше атмосферного. В этой связи общество полагает необоснованным применение норматива, установленного Постановлением N 64/2 для многоквартирных домов более 16 этажей с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями и водоотведением.
Как указывает заявитель, в соответствии с ГОСТ 33868-2016 "Межгосударственный стандарт. Энергетическая эффективность. Водонагреватели и резервуары для хранения горячей воды. Показатели энергетической эффективности и методы определения", к водонагревателю (water heater) относится устройство, которое: а) подключено к внешнему подводу питьевой воды или воды для хозяйственных нужд; б) генерирует и передает тепло для приготовления теплой питьевой воды или воды для хозяйственных нужд в течение определенного периода времени в определенном количестве, с определенным уровнем температуры и определенным расходом; в) оснащено одним или несколькими теплогенераторами. Заявитель полагает, что установленный в жилом доме теплообменник не является установкой, генерирующей тепло, не оснащен теплогенераторами, а осуществляет лишь теплообмен, передавая температуру теплоносителя воде.
Однако, как правильно отмечено судом первой инстанции, значимым обстоятельством для целей отнесения спорного жилого дома к многоквартирному дому с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями и водоотведением (в соответствии с Постановлением N 64/2), является не приведенная заявителем оценка установленного на жилом доме оборудования на предмет соответствия требованиям ГОСТ 33868-2016, а целевое использование этого оборудования (нагрев воды для осуществления горячего водоснабжения дома), что соответствует примененному в Постановлении N 64/2 понятию "водонагреватель".
С учетом характера использования установленных в рассматриваемом доме тепловых установок, с помощью которых осуществляется подогрев воды и горячее водоснабжение жилого дома, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что к таким установкам применимо определение "водонагревателя" в том толковании, которое следует из Постановления N 64/2.
В этой связи, суд первой инстанции обоснованно принял довод управления о необходимости расчета платы за холодную воду, потребляемую при содержании общего имущества исходя из норматива потребления, установленного для многоквартирного дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением - 0,00651 куб.метр на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дом.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о законности пункта 1 оспоренного предписания, обязывающего заявителя произвести перерасчет платы за воду, потребляемую для содержания общего имущества за период с января 2017 года по декабрь 2017 года, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, в размере 0,00651 куб. метров на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме.
В отношении пункта 2 оспариваемого предписания, обязывающего общество произвести перерасчет (сторнировать в полном объеме) платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за период с июня 2017 г. по декабрь 2017 г., суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил N 354, потребителю может быть предоставлено в числе иных коммунальных услуг горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном. Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил.
Со ссылкой на эти нормы управление указывает на то, что поскольку горячая вода не подается в многоквартирный дом централизовано, а нагревается с помощью водонагревателя в бойлере, для указанного дома коммунальный ресурс по ГВС в целях содержания общего имущества начислялся обществом неправомерно.
То есть, по сути, приведенное в предписании требование о перерасчете (сторнировании в полном объеме) платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за период с июня 2017 года по декабрь 2017 года, какой-либо нормативной мотивировки не содержит и прямо противоречит положениям пунктов 40 и 54 Правил N 354, устанавливающих порядок определения размера платы за горячее водоснабжение в рассматриваемой ситуации.
Не приведена нормативная мотивировка указанной позиции управления и при рассмотрении дела в суде.
Поддерживая указанную позицию управления, суд первой инстанции сослался на положения пункта 55 Правил N 354, в силу которых при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается. В этом случае объем холодной воды, а также электрической энергии, газа, тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и теплоснабжению.
Между тем, как правомерно указано подателем апелляционной жалобы, положения пункта 55 Правил N 354 к рассматриваемой ситуации не применимы, поскольку регламентируют случаи использования потребителем для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного непосредственно в жилом помещении, в отсутствие централизованного горячего водоснабжения, тогда как в настоящем случае при отсутствии централизованного горячего водоснабжения подогрев воды осуществляется исполнителем посредством водонагревательного оборудования, размещенного вне жилого помещения (в бойлерной дома).
Таким образом, приведенный в оспоренном предписании вывод о нарушении заявителем лицензионных требований в части начисления завышенной платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период с июня 2017 года по декабрь 2017 года, и в части требования об осуществлении перерасчета (сторнировании в полном объеме) платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период с июня 2017 года по декабрь 2017 года, нельзя признать законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает обоснованными доводы заявителя о незаконности предписания от 15.01.2018 N 4792 в части вывода о необходимости применения при начислении платы за воду, потребляемую при содержании общего имущества, за период с января 2017 года по декабрь 2017 года, формулы 15 (пункт 17 приложения N 2 к Правилам N 354), а также в части вывода о нарушении заявителем лицензионных требований ввиду начисления завышенной платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период с июня 2017 года по декабрь 2017 года, и в части требования об осуществлении перерасчета (сторнировании в полном объеме) платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период с июня 2017 года по декабрь 2017 года.
Поскольку в указанной части предписание незаконно возлагает на заявителя обязанность по совершению экономически затратных действий и препятствует осуществлению им лицензируемой деятельности, следует признать подтвержденным факт нарушения этой частью предписания прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя о признании предписания управления в указанной части недействительным у суда первой инстанции не имелось.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворения требований заявителя в указанной выше части подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, требования заявителя в этой части подлежат удовлетворению.
Законность и обоснованность предписания управления в остальной части исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании этой части предписания недействительной. Оснований для изменения решения суда первой инстанции в этой части не имеется.
Учитывая частичную обоснованность заявления и апелляционной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, уплаченная заявителем при обращении в суд с заявлением и с апелляционной жалобой госпошлина в сумме 4500 руб. (3000 руб. и 1500 руб. соответственно) подлежит возмещению за счет ГУ "ГЖИ Челябинской области".
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.12.2018 по делу N А76-2639/2018 отменить в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "НИКС" предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 15.01.2018 N 4792 в части вывода о необходимости применения при начислении платы за воду, потребляемую при содержании общего имущества, за период с января 2017 года по декабрь 2017 года, формулы 15 (пункт 17 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), а также в части вывода о нарушении заявителем лицензионных требований ввиду начисления завышенной платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период с июня 2017 года по декабрь 2017 года, и в части требования об осуществлении перерасчета (сторнировании в полном объеме) платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период с июня 2017 года по декабрь 2017 года.
Требования заявителя в указанной части удовлетворить.
Признать недействительным, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "НИКС" предписание Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 15.01.2018 N 4792 в части вывода о необходимости применения при начислении платы за воду, потребляемую при содержании общего имущества, за период с января 2017 года по декабрь 2017 года, формулы 15 (пункт 17 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), а также в части вывода о нарушении заявителем лицензионных требований ввиду начисления завышенной платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период с июня 2017 года по декабрь 2017 года, и в части требования об осуществлении перерасчета (сторнировании в полном объеме) платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период с июня 2017 года по декабрь 2017 года.
В остальной части решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.12.2018 по делу N А76-2639/2018 оставить без изменения.
Взыскать с Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "НИКС" 4500 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-2639/2018
Истец: ООО "УК "НИКС", ООО УК "НИКС"
Ответчик: Главное управление "Государственная жилищная инспекция Челябинской области"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ