г. Воронеж |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А14-15635/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Поляковым Д.А.,
при участии:
от государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Ситникова Т.В., представитель по доверенности N 2 от 20.01.17, выдана сроком на 3 года, служебное удостоверение.
от общества с ограниченной ответственностью "АтомТеплоЭлектроСеть": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.11.2018 по делу N А14-15635/2018 (судья Козлов В.А), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АтомТеплоЭлектроСеть" (ОГРН 1107746591512, ИНН 7705923730) о признании незаконными решений государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915) от 16.07.2018 N 90 осс, N 90 осв и N 90 н/с,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АтомТеплоЭлектроСеть" (далее - заявитель, общество, ООО "АТЭС") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными решений государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, ГУ - Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, ФСС) от 16.07.2018 N 90 осс о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от 16.07.2018 N 90 осв о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов и от 16.07.2018 N 90 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.11.2018 заявленные требования удовлетворены.
Решения от 16.07.2018 N 90 осс, от 16.07.2018 N 90 осв, от 16.07.2018 N 90 н/с признаны недействительными.
Государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что оспариваемые решения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от ООО "АтомТеплоЭлектроСеть".
В судебном заседании представитель государственного учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "АтомТеплоЭлектроСеть" явку своего представителя не обеспечило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
От ООО "АтомТеплоЭлектроСеть" поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "АтомТеплоЭлектроСеть" зарегистрирован в качестве страхователя в ГУ - Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации.
В период с 01.01.2015 по 31.12.2016 ГУ - Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении ООО "АтомТеплоЭлектроСеть" были проведены выездные проверки по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по итогам которых составлены акты от 21.06.2018 N 90 осс, N 90 осв и N90 н/с.
По результатам рассмотрения материалов проверок и возражений плательщика страховых взносов органом ФСС были вынесены решения от 16.07.2018 N 90 осс о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от 16.07.2018 N 90 осв о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов и от 16.07.2018 N 90 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением от 16.07.2018 N 90 осс ответчик не принял к зачету расходы заявителя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 4250 руб. 60 коп., предложил заявителю произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения в указанной сумме и оплатить страховые взносы в размере 4250 руб. 60 коп.
Решением от 16.07.2018 N 90 осв заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.20109 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 198 руб. 35 коп., ему предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 991 руб. 75 коп. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и 26 руб. 38 коп. пеней.
Решением от 16.07.2018 N 90 н/с заявитель привлечен к ответственности по абзацу 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в размере 13 руб. 68 коп.; заявителю предложено уплатить сумму штрафа, а также 68 руб. 44 коп. страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и 9 руб. 75 коп. пеней.
Основанием для вынесения названных выше решений явился вывод ФСС о том, что листок нетрудоспособности на имя Дедовой Е.Ю. оформлен с нарушением пункта 5.6 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н, а также об обложении сумм компенсации за использование транспортного средства в служебных целях страховыми взносами в общем порядке.
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Законом об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний случаях.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Закон N 165-ФЗ) страхователи (работодатели), к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, а также в предусмотренных законодательством случаях граждане, обязаны в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Видами социальных страховых рисков, как это следует из статьи 7 Закона N 165-ФЗ, являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования определяются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в том числе, пособие по временной нетрудоспособности.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", которым определен круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, установлены права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определены условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы (пункт 1 статьи 5 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию").
Частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию").
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Аналогичное положение содержится в части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования РФ от 12.02.1994 N 101 согласно которому расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В силу указанных норм расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности могут приниматься к зачету в случае, если имел место факт утраты трудоспособности (страховой случай) и данный факт документально подтвержден.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 624н утвержден Порядок выдачи листков нетрудоспособности (далее - Порядок), в соответствии с пунктами 56, 57 которого все записи в специально отведенных ячейках проставляются, начиная с первой ячейки. При заполнении корешка бланка листка нетрудоспособности в строке "первичный W" делается соответствующая отметка "V" в случае, если листок нетрудоспособности является первичным.
В рассматриваемом случае, основанием для непринятия к зачету расходов в размере 6800 руб. 96 коп., произведенных страхователем, послужил установленный в ходе выездной проверки факт выдачи 29 декабря 2016 года ФГБУЗ МСЧ 33 ФМБА России листка нетрудоспособности N 249991046036 на имя Дедовой Евгении Юрьевны с незаполненной графой "первичный", что, по мнению ответчика, является нарушением пункта 56 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 624н.
Как разъяснено в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12, от 26.11.2013 N 9383/13, не все нарушения порядка выдачи листков нетрудоспособности должны приводить к отказу в возмещении (зачете) произведенных расходов на цели социального страхования, а только те, которые не позволяют установить наступление страхового случая.
Кроме того, положения Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н, не содержат запрета на устранение (исправление) недостатков, нарушений, допущенных при оформлении листка нетрудоспособности, а равно не устанавливают конкретного срока устранения таких нарушений.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Обществом подтверждены факты наступления страховых случаев в виде временной нетрудоспособности, связанной с временной нетрудоспособностью работника общества.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности Дедовой Е.Ю., удостоверенный спорным листком нетрудоспособности, ответчиком не опровергнут, доказательств недостоверности листка нетрудоспособности, его выдачи при отсутствии заболевания у работника страхователя либо без освидетельствования медицинским работником в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о неправомерном непринятии к зачету расходов заявителя в размере 6800 руб. 96 коп.
Кроме того, ответчиком не были приняты к зачету расходы по выплате компенсации бухгалтеру Филоновой Ольге Владимировне за использование личного транспорта в служебных целях, поскольку заявителем не были представлены документы, подтверждающие право собственности указанного лица на автомобиль.
Как верно указал суд первой инстанции статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ и статьей 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, который включает в себя в том числе государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения; суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период, и другие выплаты.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 ТК РФ, согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения, как следует из статьи 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Статья 164 ТК РФ под компенсациями понимает денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Перечень компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен статьей 165 ТК РФ.
В силу статьи 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
В силу части 1 статьи 34 и части 1 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, владение, пользование и распоряжение которым осуществляются по обоюдному согласию супругов.
В материалы дела представлены свидетельство о заключении брака между Филоновым Сергеем Николаевичем и Турищевой Ольгой Владимировной с присвоением последней фамилии "Филонова", паспорт транспортного средства FORD Mondeo, собственником которого указан Филонов Сергей Николаевич, свидетельство о регистрации транспортного средства Scoda Rapid, собственником которого также указан Филонов Сергей Николаевич. Исходя их дат выдачи указанных документов, транспортные средства были приобретены после заключения брака.
Таким образом, приобретенные в период брака транспортные средства, право собственности на которые зарегистрированы за супругом, является совместной собственностью супругов, пока не доказано иное.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт использования Филоновой О.В. автомобилей FORD Mondeo и Scoda Rapid для служебных поездок, а также произведенная компенсация заявителем своему работнику затрат, связанных с использованием указанных автомобилей в служебных целях.
При указанных обстоятельствах, на основании приведенных норм права суд приходит к выводу, что заявителем подтверждена правомерность произведенных расходов по выплате компенсации своему работнику в размере 27 397 руб. 37 коп.
С учетом установленных обстоятельств оснований для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с данного юридического лица в спорной сумме не имеется.
Ответственность по статье 47 Федерального закона N 212- ФЗ и статье 26.29 Федерального закона N 125-ФЗ установлена за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Поскольку совершение ООО "АТЭС" соответствующих нарушений не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, привлечение заявителя к ответственности по указанной статье является неправомерным, как и доначисление пеней.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Фонда, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.11.2018 по делу N А14-15635/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15635/2018
Истец: ООО "АтомТеплоЭлектроСеть"
Ответчик: ГУ - ВРО ФСС РФ