г.Москва |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А40-246298/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веклича Б.С.,
рассмотрев апелляционную жалобу ПАО "МГТС"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.12.2018 по делу N А40-246298/18, принятое судьей Дранко Л.А. (шифр 79-2587) в порядке упрощенного производства,
по иску ПАО "МГТС"
к ГУ МВД России по г.Москве
о взыскании неосновательного обогащения,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МГТС" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ГУ МВД России по г.Москве о взыскании 19 559 руб. 68 коп. неосновательного обогащения.
Решением суда от 24.12.2018 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Ответчик возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст.272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ПАО МГТС и ГУ МВД России по г.Москве заключен государственный контракт N 280103379-1/2015 от 08.02.2017 на оказание услуг передачи данных по доступу к сети Интернет со сроком действия контракта с 01.01.2017 по 31.12.2017.
В период с января 2018 года по апрель 2018 года ПАО МГТС в рамках осуществления устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства, и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" продолжило оказывать ГУ МВД России по г.Москве услуги по передаче данных в отсутствие заключенного контракта, ссылаясь на добросовестное исполнение своих обязательств по договору.
Претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг (работ) у ответчика не имелось.
В связи с невнесением ответчиком платы за оказанные услуги, истец просит взыскать с ответчика задолженность за период с января 2018 года по апрель 2018 года в размере 19 559,68 руб.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что услуги ГУ МВД России по г.Москве могут быть оказаны и впоследствии оплачены только на основании государственных контрактов, заключенных на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в пределах выделенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств, оказывая в 2018 году услуги по предоставлению каналов связи без государственного контракта, подлежащего заключению в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ответчик не мог не знать, что услуги оказываются им при очевидном отсутствии обязательства, в том числе по их оплате по правилу п.4 ст.1109 Гражданского кодекса РФ
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Доводы истца повторяют позицию изложенную им в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и подлежат отклонению как необоснованные.
Государственный контракт N 280103379-1/2015 на оказание услуг передачи данных по доступу к сети Интернет заключался между ПАО "МГТС" и ГУ МВД России по г. Москве на 2017 год для нужд Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г.Москве.
Пунктом 10.1 указанного государственного контракта установлены следующие сроки оказания услуг: с момента подписания государственного контракта до 31.12.2017, а его условия применяются к отношениям сторон возникшим с 01.01.2017.
То есть согласно заключенному государственному контракту обязательства ПАО "МГТС" по оказанию услуг должны были быть завершены 31.12.2017.
ГУ МВД России по г.Москве с ПАО "МГТС" новый государственный контракт на оказание услуг в 2018 году не заключало, акты сдачи-приемки оказанных в 2018 году услуг не подписывались.
Вместе с тем согласно представленным письмам ПАО "МГТС" указанное юридическое лицо продолжило оказывать услуги ГУ МВД России по г.Москве в отсутствие заключенного контракта.
Отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п.п.1 и 2 ст.72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного кодекса.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, услуги ГУ МВД России по г.Москве могут быть оказаны и впоследствии оплачены только на основании государственных контрактов, заключенных на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в пределах выделенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств.
Оказывая в 2018 году услуги по предоставлению каналов связи без государственного контракта, подлежащего заключению в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", общество не могло не знать, что услуги оказываются им при очевидном отсутствии обязательства, в том числе по их оплате.
В силу п.4 ст.1109 Гражданского кодекса РФ не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта.
Согласно определению Верховного суда Российской Федерации от 03.08.2015 по делу N 309-ЭС15-26 иной подход противоречил бы целям регулирования данных правоотношений и означал бы допущение согласования осуществления поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг без соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что открывало бы возможность для приобретения имущественных выгод недобросовестными поставщиками (исполнителями) и государственными или муниципальными заказчиками в обход закона.
Аналогичную позицию высказал и Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (постановление от 28.05.2013 N 18045/12).
В связи с изложенным поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.
Таким образом, в отсутствие заключенного государственного контракта с ГУ МВД России по г. Москве не подлежит взысканию плата за фактически оказанные ОАО "МГТС" услуги.
Также необходимо отметить, что в отношении ГУ МВД России по г.Москве положения Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 не применяются, в связи с тем, что в системе МВД России военная служба не предусмотрена.
Каких-либо документальных доказательств того, что приостановление ПАО "МГТС" оказания ГУ МВД России по г.Москве услуг связи повлечет угрозу безопасности государства и обеспечения правопорядка, истцом не представлено и в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2018 по делу N А40-246298/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-246298/2018
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СЕТЬ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ