Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2019 г. N Ф05-7070/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А40-93749/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей О.Г.Головкиной, Д.В. Пирожкова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.С. Момот,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 ноября 2018 года по делу N А40-93749/18, принятое судьёй Кантор К.А.,
по иску Администрация городского округа Троицк
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и Министерству науки и высшего образования РФ
третьи лица : 1.ФГБУ науки Институт Ядерных Исследований Российской Академии Наук 2. АО "Государственный научный центр Российской Федерации Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований" 3. МПУ "Троицктеплоэнерго"
о признании права муниципальной собственности
при участии в судебном заседании:
от истца: не вился, извещен
от ответчика: Аликина С.В. (доверенность от 20.12.2018)
от третьих лиц: от АО "Государственный научный центр Российской Федерации Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований" - Пушкова И.А. (доверенность от 29.01.2019), Величко Л.Г. (доверенность от 29.01.2019)
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Троицк обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о признании права собственности городского округа Троицк в городе Москве на коммуникационный коллектор ИЯИ РАН от ПКО до ПК39 с кадастровым номером 77:19:0010201:297, расположенный по адресу Москва, г. Троицк, ул. Физическая, вл. 27.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 ноября 2018 года по делу N А40-93749/18, в удовлетворении исковых требований, отказано.
С решением не согласился истец Администрация городского округа Троицк, подал апелляционную жалобу, в которой просит, отменить решение и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя участвующих лиц, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 22 ноября 2018 года по делу N А40-93749/18 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 18 июля 2017 г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись N 77:19:0010201:297-77/022/2017-1 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на коммуникационный коллектор ИЯИ РАН от ПК0 до ПК39, кадастровый номер 77:19:0010201:297, год завершения строительства 1976 (спорный объект).
Между тем, как считает истец, собственником спорного объекта является муниципальное образование городской округ Троицк в городе Москве
Спорный объект является частью указанного коммуникационного коллектора.
Распоряжением Управления уполномоченного Президиума АН СССР по эксплуатации и строительству Научного центра в г. Троицке N 1 от 07 января 1977 года в состав цеха "Котельная и тепловые сети" с 6 января 1977 г. включен коллектор, переданный ИЛИ во временную эксплуатацию.
Распоряжением Президиума АН СССР от 15.10.1987 г. N 10120-1656 из ведения АН СССР в ведение ГКАЭ СССР переданы объекты, обеспечивающие энергетические потребности развития г. Троицка организаций и учреждений соответствующих ведомств, с соответствующими основными фондами. В связи с этим указанным распоряжением из состава Управления уполномоченного Президиума АН СССР по эксплуатации и строительству Научного центра в г. Троицке выделена котельная с тепловыми сетями и центральными тепловыми пунктами и предусмотрена их передача Филиалу Института атомной энергии им. И.В.Курчатова.
В 1988 году Управление уполномоченного Президиума АН СССР по эксплуатации и строительству Научного центра в г. Троицке передало Филиалу Института атомной энергии им. И.В.Курчатова находящиеся на территории г. Троицка Московской области основные фонды теплового, водоканализационного и городского хозяйства с соответствующими ресурсами по Акту. Среди передаваемых основных фондов указаны тепловые сети протяженностью 115,8 км. В прилагаемом перечне передаваемых основных фондов указаны коммуникационные коллекторы (п.п. 95,96,107, 108, ПО).
В 1991 году Филиал Института атомной энергии им. И.В.Курчатова переименован в Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований (ТРИНИТИ).
В 1994 году ТРИНИТИ передало на баланс Администрации г. Троицка по Акту приема-передачи здания, сооружения и имущество ГКиТС (Городская котельная и тепловые сети), в том числе коммуникационные коллекторы.
Кроме того, распоряжением Президиума Российской Академии Наук от 16 декабря 1993 г. N 10115-582 с баланса Управления уполномоченного Президиума РАН по эксплуатации и строительству Научного центра РАН в г. Троицке на баланс Администрации города Троицка переданы инженерные сети с сооружениями на них, включая ЦТП, ТП.
Таким образом, спорный объект был передан в муниципальную собственность города Троицка Московской области (в настоящее время - городской округ Троицк в городе Москве).
Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к этому Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, переданы в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
К числу таких объектов Приложением N 3 отнесены, в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов.
В соответствии с указанным Постановлением, а также распоряжением Президента РФ "Об утверждении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" от 18.03.1992 г. N 114-рп Малым советом Троицкого городского Совета народных депутатов Московской области было принято решение N86/15 от 15.05.1992 г. об утверждении перечня предприятий, имущества, относящихся к муниципальной собственности г. Троицка.
Утвержденный перечень содержит в числе прочих котельную с сетями.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
На основании изложенного, истец обратился с настоящим иском в суд.
В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения порядка передачи спорного объекта в муниципальную собственность.
Кроме того, суд учел доводы ответчиков о том, право собственности Российской Федерации на спорный объект не нарушает прав истца, поскольку отсутствуют какие-либо препятствия для размещения линейных объектов истца в спорной части коллектора.
На основании изложенного, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правильно установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются апелляционной коллегией, поскольку противоречат материалам дела.
Истцом не была соблюдена процедура передачи Объекта из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Имущество было передано Истцу на баланс, а не в собственность. Передача на баланс подразумевает передачу имущества во временное пользование.
На момент вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ право собственности Истца не возникло.
С момента ввода в эксплуатацию (1976 год) Объект находится в пользовании ИЯИ РАН, в Объекте расположены тепловые сети ИЯИ РАН.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р, ФГБУ ИЯИ РАН подведомственно ФАНО.
По мнению Росимущества, надлежащим ответчиком по настоящему спору является ФАНО, которое фактически упразднено Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 и его функции переданы Министерству науки и высшего образования Российской Федерации. То есть Министерство науки и высшего образования Российской Федерации является в настоящим момент надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации также не согласно с исковым заявлением Администрации городского округа Троицк о признании права муниципальной собственности на коммуникационный коллектор Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт ядерных исследований Российской академии наук" и полагает, что оно не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:19:0010201:297 (коммуникационный коллектор от ПК 0 до центральной котельной) принят в эксплуатацию 30 сентября 1976 г. по акту рабочей комиссии Института ядерных исследований Академии наук СССР. Указанный объект построен на территории земельного участка с кадастровым номером 50:54:010201:0021, используется для подвода коммуникаций, необходимых для обеспечения безопасного и устойчивого исполнения учреждением своих уставных целей и задач.
С момента ввода в эксплуатацию и до момента принятия указанного выше Постановления коммуникационный коллектор находился в государственной собственности и использовался ИЯИ РАН для выполнения уставных целей и задач. В настоящее время спорный коммуникационный коллектор также используется учреждением для осуществления своей уставной деятельности, в том числе в целях обеспечения требований безопасного paзмeщeния Института, что подтверждается актом инвентаризационного обследования от 2 августа 2018 г. Предоставление данного коммуникационного коллектора в муниципальную собственность может повлечь неисполнение ИЯИ РАН государственного задания, а также нарушение требований безопасности на объектах учреждения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 распоряжение Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов, при этом в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.
Спорный коммуникационный коллектор из государственной собственности Российской Федерации и оперативного управления ИЯИ РАН в установленном законодательством Российской Федерации порядке до настоящего времени не изымался, в муниципальную собственность передан не был.
Таким образом, коммуникационный коллектор находится в собственности государства с момента его ввода в эксплуатацию в силу закона, а доводы истца о нахождении спорного объекта в муниципальной собственности с 1993 г. не основаны на законе.
В соответствии с пунктом 4.3.22 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682 (вступило в силу 27 июня 2018 г.), Минобрнауки России осуществляет функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закреплённого за указанными организациями. Кроме того, на основании пункта 4.12 данного Положения Минобрнауки России обращается в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закреплённым за Министерством и подведомственными ему организациями.
Таким образом, полномочия учредителя и собственника имущества организаций, ранее подведомственных ФАНО России, с 27 июня 2018 г. принадлежат Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
Кроме того, из представленных истцом материалов факт передачи спорного коммуникационного коллектора с кадастровым номером 77:19:0010201:297 в муниципальную собственность не усматривается.
Таким образом, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Администрацией городского округа Троицк не доказаны те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
В соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" ИЯИ РАН был проведен комплекс мероприятий по выявлению, инвентаризации и учету в реестре федерального имущества объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:54:0010201:21.
На объект недвижимости "Коммуникационный коллектор ИЯИ РАН от ПКО до ПК39" зарегистрировано право собственности Российской Федерации, объект внесен в реестр федеральной собственности.
МУП "ТРОИЦКТЕПЛОЭНЕРГО" в материалы дела было представлено распоряжение Комитета по управлению имуществом города Администрации г. Троицка от 01.06.1994 N 123 об учреждении муниципального предприятия "Муниципальное теплоэнергетическое предприятие" (МТЭП) и наделении его имуществом.
В перечне имущества, которым было наделено вновь учрежденное предприятие, объекта капитального строительства с наименованием "Коммуникационный коллектор ИЯИ РАН от ПКО до ПК39" не содержится. Характеристики объектов, указанных в перечне закрепленного имущества, не позволяют индивидуализировать их, а также конкретизировать их местоположение на территории г. Троицка.
Администрация г. Троицка заключила с муниципальным предприятием "Муниципальное теплоэнергетическое предприятие" (МТЭП) Договор аренды от 16.12.1994 N 236 об использовании земельных участков площадью 30 373 кв.м под объекты теплоэнергоснабжения. Необходимо отметить, что заключенный Договор аренды не содержит конкретных характеристик предмета аренды, определяющих местоположение передаваемых в аренду земельных участков, на которых располагаются объекты теплоэнергоснабжения муниципального предприятия "Муниципальное теплоэнергетическое предприятие" (МТЭП).
Из ответов Администрации на запросы ИЯИ РАН в 2016 г. следует, что документацией о создании и вводе в эксплуатацию спорного объекта недвижимости (в пределах земельного участка ИЯИ РАН), а также документами кадастрового учета они не располагают.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что право собственности на спорный участок коллектора ИЯИ РАН от ПК 0 до ПК 39 принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Спорный объект создан в 1976 году.
Объект был принят в эксплуатацию по акту рабочей комиссией Института Ядерных Исследований АН СССР 30.09.1976 как часть коммуникационного коллектора ИЯИ от ПК 0 до центральной котельной. Акт утвержден З.П. Зарапетян уполномоченным Президиума АН СССР по строительству и эксплуатации научного центра в Троицке.
Распоряжением по управлению Уполномоченного Президиума АН СССР по эксплуатации и строительству Научного центра в Красной Пахре от 07.01.1977 N 1 спорный объект включен в состав "Котельная и тепловые сети".
Распоряжением от 15.10.1987 N 10120-1656 объекты обеспечивающие энергетические потребности развития г. Троицка организаций и учреждений соответствующих ведомств с соответствующими основными фондами, персоналом и ресурсами переданы Филиалу Института атомной энергии им. И.В. Курчатова, в том числе котельная с тепловыми сетями и центральными тепловыми пунктами, водоканализационное хозяйство с водозаборными узлами, сетями, канализационными насосными станциями и очистными сооружениями и магистральные дороги.
При этом акт приема-передачи от 1988 г. не подтверждает, что Филиалу Института атомной энергии им. И.В. Курчатова передан спорный участок коллектора ИЯИ РАН от ПК 0 до ПК 39.
Таким образом, правомерность дальнейшей передачи спорного объекта на баланс Администрации г. Троица истцом не подтверждена.
Кроме того, суд правильно указал, что передача спорного объекта на баланс не означает бесспорное возникновение права собственности на спорный объект.
Согласно пункту 4 части 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность" объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности.
Судом установлено, что спорный объект при его создании входил в состав ИЯИ АН СССР в Научном Центре АН СССР в районе Красной Пахры и создан для целей работы института.
Кроме того, спорный объект находится на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации.
Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств того, что спорный объект создан для целей эксплуатации и развития объектов инженерной инфраструктуры города, суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорное имущество относится к федеральной собственности в силу указания на такие объекты в Приложении N 1 к Постановлению N 3020-1 от 27.12.91 г., в связи с чем, спорная часть коллектора не могла быть передана в муниципальную собственность.
Между тем, Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 1147-рп "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" утвержден особый порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 9 указанного положения для передачи объектов в муниципальную собственность города, района соответствующий комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов. В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. N 3020-1.
Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность. Комитет в свою очередь должен регистрировать представленные перечни объектов в день их поступления.
При этом, после проверки комитетом по управлению имуществом представленных перечней требованиям, установленным Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. N 3020-1 и в случае не обнаружения в перечнях объектов несоответствия указанным требованиям, объекты подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.
В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения порядка передачи спорного объекта в муниципальную собственность.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 ноября 2018 года по делу N А40-93749/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93749/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: АО "Государственный научный центр Российской федерации Троицкий инстиут инновационных и термоядерных исследований", МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУП " "ТРОИЦКТЕПЛОЭНЕРГО", ФГБУ науки Институт ядерных исследований Российской академии наук, Управлении Росреестра по г.Москве