г. Вологда |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А05-9099/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 февраля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Дружковой А.Г., по доверенности от 27.04.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Северное речное пароходство" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 ноября 2018 года по делу N А05-9099/2018 (судья Распопин М.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; место нахождения: 107174, Москва, улица Новая Басманная, дом 2; далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Северное речное пароходство" (ОГРН 1022900523777, ИНН 2901015750; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Розы Люксембург, дом 5; далее - ПАО "Северное речное пароходство") о принятии подпункта 9.4.2. пункта 9.4. параграфа 9 договора от 07.11.2017 N 4-21 на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования ПАО "Северное речное пароходство" по станции Котлас-Северный Северной железной дороги в редакции ОАО "РЖД".
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12 ноября 2018 года по делу N А05-9099/2018 исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены, суд включил в параграф 9 договора пункт 9.4.2 в следующей редакции:
"Ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 5,415 км в размере 9373,36 руб. Плата определена с учетом ставки 3065,0 руб. за 1 километр в сутки, утвержденной протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 26.12.2016 N 51. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяц и облагается НДС.
Ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", подлежит перерасчету в следующих случаях:
а) при утверждении Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД";
б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в периоде, установленном пунктом 9.4.1. настоящего договора;
в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных в договорах периодах;
г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам);
д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам).
В случае перерасчета ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения.".
Ответчик с решением суда не согласился, обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы указывает, что спорный договор является публичным и в силу пункта 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) его цена не может устанавливаться соглашением сторон. Распоряжение ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р и протокол заседания правления ОАО "РЖД" от 26.12.2016, на которые ссылается истец в обоснование размера платы, являются внутренними документами ОАО "РЖД" и не могут распространять свое действие на третьих лиц. Считает, что установление ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", независимо от выхода локомотива создает необоснованные расходные обязательства для ответчика.
Представитель ОАО "РЖД" с требованиями ответчика не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчик надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, между истцом (Перевозчик по договору) и ответчиком (Владелец по договору) возникли разногласия при заключении договора от 07.11.2017 N 4-21 на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования ПАО "Северное речное пароходство" по станции Котлас-Северный Северной железной дороги (далее - договор).
Истцом подготовлен и направлен в адрес ответчика проект названного договора, который подписан ответчиком с протоколом разногласий от 06.12.2017. Ответчик не согласился с предложенной истцом редакцией пункта 9.4.2.
По условиям пункта 9.4.2 договора в редакции истца Владелец (ответчик) уплачивает Перевозчику (истцу) в составе сбора за подачу и уборку вагонов "ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 5,415 км в размере 9373,36 руб. Плата определена с учетом ставки 3065,0 руб. за 1 километр в сутки, утвержденной протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 26.12.2016 N 51. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяц и облагается НДС.
Ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", подлежит перерасчету в следующих случаях:
а) при утверждении Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД".
б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в периоде, установленном пунктом 9.4.1. настоящего договора;
в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных в договорах периодах;
г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам);
д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам).
В случае перерасчета ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения.".
В протоколе разногласий от 06.12.2017 ответчик предложил изложить пункт 9.4.2 договора в следующей редакции: "Плату за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 5,415 км в размере 9373,36 руб. Плата определена с учетом ставки 3065,0 руб. за 1 километр в сутки, утвержденной протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 26.12.2016 N 51. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за сутки подачи и за сутки уборки вагонов.".
Согласно протоколу согласования разногласий от 29.12.2017 позиция сторон в отношении пункта 9.4.2 договора не изменилась. Стороны не пришли к соглашению. Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия сторон по пункту 9.4.2 договора, утвердив его в редакции, предложенной истцом.
Апелляционный суд не усматривает оснований не согласиться с выводами суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В силу статей 445 и 446 ГК РФ, статьи 64 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 30) в случае, если стороны не пришли к соглашению по всем отдельным условиям договора, последние в случаях передачи любой из сторон разногласий на рассмотрение суда определяются в соответствии с решением суда.
Статьями 55, 56, 60, 64 Устава предусмотрено, что отношения по использованию железнодорожных путей необщего пользования между перевозчиком и контрагентами могут быть урегулированы договором на подачу и уборку вагонов, договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, а в ряде случаев иным договором, в том числе определяющим права и обязанности владельца железнодорожного пути необщего пользования и лица, использующего такой путь.
Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Согласно части 3 статьи 58 Устава перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
На основании части 6 статьи 58 Устава размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования приведенных правовых норм, условия договора на эксплуатацию пути необщего пользования в части внесения платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования сами по себе не противоречат действующему законодательству
Аналогичный вывод содержится в пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017.
Гражданское законодательство исходит из возмездности гражданско-правового договора, а спорная плата, по сути, является платой (компенсаций) за одну из предоставляемых перевозчиком услуг.
Расчет размера платы за использование железнодорожного пути необщего пользования суд первой инстанции проверил, признал его правильным. Контррасчет ответчиком в суд не представлен.
Апелляционная инстанция соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Взимаемая истцом плата уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования. При этом ежесуточное взимание (за каждый день) такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения с его использованием своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент времени. То есть истец в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям (грузополучателям) пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с подержанием пути. Следовательно, услуга по предоставлению пути оказывается также каждый день (каждые сутки), в связи с этим нет оснований считать, что предложенный истцом размер платы не соответствует фактическому объему оказываемых услуг.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска или урегулирования разногласий в редакции ответчика у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 ноября 2018 года по делу N А05-9099/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Северное речное пароходство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9099/2018
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ПАО "Северное речное пароходство"