Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2019 г. N Ф04-2172/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А03-3108/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А. А. (до перерыва), помощником судьи Винник А. С. (после перерыва) с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края (N 07АП-11303/2018) на решение от 15.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3108/2018 (судья Тэрри Р. В.) по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935), г.Кемерово, к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края (ИНН 2259000530, ОГРН 1032200950968), с. Гальбштадт Алтайского края, председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края Найбауэр Светлане Александровне, с. Гальбштадт Алтайского края, о признании незаконным бездействия Комитета, выразившееся в неисполнении исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в трехмесячный срок, как несоответствующий п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ; о признании незаконным бездействия председателя Комитета Найбауэр Светланы Александровны, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение; об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу; об обязании председателя Комитета Найбауэр Светланы Александровны внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Немецкого национального района Алтайского края.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Чернобай А. В. по дов. от 04.02.2019 - до перерыва,
от иных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края, к председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края Найбауэр Светлане Александровне (далее также - заинтересованные лица) о признании незаконным бездействия Комитета, выразившееся в неисполнении исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в трехмесячный срок, как несоответствующий п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ; о признании незаконным бездействия председателя Комитета Найбауэр Светланы Александровны, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение; об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу; об обязании председателя Комитета Найбауэр Светланы Александровны внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена администрация Немецкого национального района Алтайского края (далее также - администрация, третье лицо).
Решением от 15.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края (далее - Комитет по финансам), выразившееся в неисполнении исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014 в течении трех месяцев со дня его поступления, как несоответствующее п.6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, обязал Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", признал незаконным бездействие председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края Найбауэр Светланы Александровны, выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования "Немецкий национальный район Алтайского края" в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014, как несоответствующее п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, обязал председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края Найбауэр Светлану Александровну внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования "Немецкий национальный район Алтайского края" для исполнения исполнительного листа серии ФС N 006046482 по делу N А03-16899/2014, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по финансам обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на неоднократные письменные обращения в районный Совет депутатов Немецкого национального района Алтайского края, частичное погашение задолженности по исполнительному листу в размере 105 000 руб., также указывает на отсутствие у Комитета по финансам права самостоятельно производить перераспределение денежных средств; дефицит бюджета Немецкого национального района Алтайского края не позволил достичь юридически значимой для общества цели - получение из соответствующего бюджета денежных средств, присужденных по делу N А03-16899/2014, а не в результате незаконного бездействия Комитета и его руководителя.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От Комитета по финансам поступили возражения на отзыв на апелляционную жалобу.
От администрации Немецкого национального района Алтайского края отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции приступил к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Определением от 06.12.2018 судебное разбирательство отложено до 26.12.2018 на 12 час. 00 мин.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена в составе суда: судей Скачковой О. А. и Хайкиной С.Н. на судей Бородулину И. И. и Павлюк Т. В., рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции произведено с самого начала.
После отложения в соответствии с определением апелляционного суда от 06.12.2018 в материалы дела поступили: от заявителя - дополнения к отзыву на апелляционную жалобу от 24.12.2018, от Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края - ходатайство от 25.12.2018 о приобщении дополнительных документов к материалам дела согласно прилагаемому перечню, от третьего лица - отзыв на апелляционную жалобу от 25.12.2018, которые приобщены судом к материалам дела.
В судебном заседании, проведенном на основании части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованных лиц, представитель заявителя доводы отзыва поддержал.
Определением от 26.12.2018 судебное разбирательство отложено до 07.02.2019 на 10 час. 50 мин.
После отложения в суд апелляционной инстанции от Комитета по финансам поступили дополнительные документы, приобщенные судом к материалам дела в порядке статьи 268 АПК РФ.
Протокольным определением от 07.02.2019 в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 13.02.2019 на 10 час. 10 мин.
После перерыва в суд апелляционной инстанции от заявителя поступили - дополнения N 2 к отзыву на апелляционную жалобу; от Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края - возражения на дополнения N 2 к отзыву на апелляционную жалобу.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, дополнительных пояснениях сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16899/2014 от 14.10.2014 с Администрации Немецкого национального района Алтайского края в пользу ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" было взыскано 15 962 917 руб. 90 коп. основного долга и 1 051 860 руб. 19 коп. неустойки.
В целях исполнения судебного акта арбитражным судом взыскателю выдан исполнительный лист серии АС N 006046482 от 01.12.2014 по делу N А03-16899/2014 о взыскании денежных средств с администрации, который направлен обществом в Управление казначейства для исполнения и получен последним 16.12.2014.
Письмом от 17.03.2015 N УНЛ-14-8976 общество уведомлено о неисполнении должником требований указанного исполнительного документа.
31.07.2017 ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в арбитражный суд с заявлением о разъяснении за счет каких средств должен быть исполнен исполнительный лист серии АС N 006046482 от 01.12.2017 по делу N А03-16899/2014. Определением от 14.08.2017 судом разъяснено, что исполнительный лист серии АС N 006046482 от 01.12.2017 по делу N А03-16899/2014 подлежит исполнению за счет казны Муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края.
Исполнительный лист был получен Комитетом по финансам 04.09.2017 (л.д. 25 том 1).
Полагая бездействие Комитета и его председателя, выразившееся в неисполнении исполнительного листа в установленный законодательством срок, незаконным, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств наличия уважительных причин невозможности своевременного исполнения судебного акта Комитетом, доказательств принятия мотивированных решений по указанному вопросу. Отказывая в части удовлетворения заявленных требований суд первой инстанции указал, что нормами БК РФ такой способ устранения нарушений прав как обязание финансового органа исполнить исполнительный лист в течении тридцати дней с даты принятия решения по делу неприменим.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда соглашается, апелляционную жалобу находит не обоснованной исходя из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Из содержания приведенных правовых норм следует, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и части 1 статьи 16 АПК РФ следует, что вступившие в законную силу акты арбитражных судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение судебных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу положений раздела 7 АПК РФ исполнение судебных актов арбитражных судов является стадией арбитражного процесса. Следовательно, вступивший в законную силу судебный акт и выданный на основании судебного акта исполнительный лист обязательны для исполнения.
Организационно-правовой механизм исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрен не только АПК РФ, но так же БК РФ и иными актами законодательства.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 239 БК РФ предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 этого Кодекса.
Пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу пункта 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 данного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П определено, что взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Как следует из пунктов 5 и 6 статьи 242.2 БК РФ, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
В части 2 статьи 215.1 БК РФ в качестве одной из основ исполнения бюджетов установлено, что исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
В соответствии со статьей 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
При этом бюджетное законодательство допускает определенное отступление от норм закона (решения) о бюджете на стадии исполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О, законоположения главы 24.1 БК РФ направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами БК РФ ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абзац 9 статьи 69 БК РФ). Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абзац 5 пункта 3 статьи 217 БК РФ).
В силу специального указания пункта 5 статьи 242.2 БК РФ это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.
Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац 10 статьи 6, абзац 1 пункта 3 статьи 217 БК РФ), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Как это вытекает из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 БК РФ, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Таким образом, положения пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 БК РФ направлены на гарантирование возможности перераспределения - при возникновении такой необходимости - бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете.
Довод Комитета о невозможности перераспределения расходов внутри одного кода, вида, со ссылкой на представленные в апелляционный суд документы об исполнении бюджета за соответствующие периоды 2017 года, не принимается апелляционным судом, поскольку в суде первой инстанции Комитет свою позицию соответствующими документами не подтвердил. К тому же, эти доводы не основаны на положениях пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 БК РФ.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О указано, что при отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что заинтересованными лицами предпринимались все меры по исполнению исполнительного листа, апелляционный суд учитывает, что в установленный законом трехмесячный срок с момента поступления исполнительного листа в Комитет по финансам (04.09.2017) Комитетом предпринято лишь обращение 23.11.2017 в районный Совет депутатов Немецкого национального района Алтайского края с запросом - требованием о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования в целях погашения задолженности по исполнительным листам. К тому же, в выделении дополнительных бюджетных ассигнований в целях исполнения исполнительных листов было отказано в связи с дефицитом бюджета муниципального образования (выписка из протокола от 23.11.2017).
Все иные действия, совершенные Комитетом по финансам, его руководителем по исполнению поступившего исполнительного листа, были произведены после истечения трехмесячного срока с момента его поступления в Комитет, в частности, обращение к главе Немецкого национального района Алтайского края - 13.03.2018 и 18.06.2018 (довели до сведения о нахождении на исполнении исполнительных листов), повторные обращения в районный Совет депутатов Немецкого национального района - 22.02.2018, 18.06.2018; частичная оплата по исполнительному листу - начиная с марта 2018 года.
Таким образом, заинтересованными лицами в установленный законом трехмесячный срок не были предприняты все меры для исполнения возложенной на них бюджетным законодательством обязанности по исполнению судебного решения.
Комитет также ссылается на то, что обращался 12.07.2018 в Министерство финансов Алтайского края о рассмотрении вопроса о выделении дополнительных бюджетных средств или бюджетных кредитов для погашения сумм по исполнительным листам.
Однако данное обращение было также за пределами трехмесячного срока с момента поступления исполнительного листа в Комитет.
Кроме того, из ответа Министерства финансов Алтайского края от 09.08.2018 (т. 1, л.д. 133) на обращение Администрации от 12.07.2018 N 844 следует, что распоряжениями Правительства Алтайского края предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета в сумме 16,0 млн. руб., в 2017 году дополнительная помощь из краевого бюджета составила 67,6 млн. руб.; на 2018 год объем субсидий составил 10,7 млн. руб., также району предусмотрены субсидии на обеспечение расчетов за топливно-энергетические ресурсы в сумме 13,6 млн. руб., из которых по состоянию на 09.08.2018 перечислено 11,6 млн. руб.; указано, что высвобождающиеся собственные доходы местного бюджета могут быть направлены на указанные в обращении цели. Доказательств того, что такие меры предпринимались, не представлено.
Исходя из предмета и основания заявленного требования, заинтересованные лица в силу положений статей 65, 198 АПК РФ должны доказать, что предприняли все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, в рамках имеющихся полномочий, предоставленных ему в том числе, статьей 171 и абзацем 5 пункта 3 статьи 217 БК РФ.
Из материалов дела не следует, что предпринимались со стороны заинтересованных лиц все возможные организационно-технические меры по перераспределению бюджетных средств после получения исполнительного листа на исполнение в финансовый орган.
Бюджетным кодексом РФ предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования мер, побуждающих органы муниципальной власти и должника к исполнению решения суда. В связи с тем, что в суд с заявлением об отсрочке, о рассрочке исполнения судебного акта заинтересованные лица (а также третье лицо) не обращались, поэтому обязаны были принять меры к своевременному исполнению исполнительного документа, учитывая, что взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению.
Учитывая, что нормы БК РФ не предусматривают такой способ устранения нарушений прав, как обязание финансового органа исполнить исполнительный лист в течение 30-ти дней с даты принятия решения по делу, суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично, в названной части отказав в удовлетворении требований.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3108/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3108/2018
Истец: ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
Ответчик: Комитет администрации Немецкого национального района по финансам, налоговой и кредитной политике, Председатель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации ННР АК Найбауэр С.А.
Третье лицо: Администрация Немецкого национального района Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11303/18
25.06.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2172/19
20.02.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11303/18
15.10.2018 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-3108/18