Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24 мая 2019 г. N Ф09-2604/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А07-22767/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтекамске Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.11.2018 по делу N А07-22767/2018 (судья Ахметова Г.Ф.).
Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Промышленный резерв" (далее - заинтересованное лицо, общество, страхователь) о взыскании штрафа в размере 1 000 руб. за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период - июнь 2017 года.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что исходная форма сведений о застрахованных лицах, представленная обществом за отчетный период июнь 2017 года содержала в себе неполные сведения, ввиду того, что, впоследствии страхователем была направлена дополняющая форма на двух застрахованных лиц, не указанных в исходных сведениях. Таким образом, Управление полагает, что страхователем совершено правонарушение, выразившееся в представлении неполных сведений о застрахованных лицах. Считает, что указанные обстоятельства нельзя расценивать в качестве ошибки, допущенной при представлении исходных сведений.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет; в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, учреждение является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.
06.07.2017 страхователь представил исходные сведений о 4 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года. Сведения приняты Пенсионным фондом.
Самостоятельно выявив ошибку в представленных сведениях, до ее выявления фондом, страхователем 18.07.2017 представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М тип "дополняющая" на двух застрахованных лиц, не указанных в исходной форме.
Управлением проведена проверка представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная и дополняющая) за июнь 2017 года, в ходе которой установлено, что сведения на двух застрахованных лиц за июнь 2017 года представлены с нарушением установленного срока - 18.07.2017, о чем 20.07.2017 составлен акт N 002S18170013183.
По результатам рассмотрения акта и иных документов Пенсионным фондом вынесено решение от 25.08.2017 N 002S18170014470 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 1 000 руб.
На основании указанного решения заявителем выставлено требование от 19.09.2017 N 002S01170434384 об уплате указанного штрафа в срок до 09.10.2017.
Поскольку требования Фонда об уплате финансовых санкций заинтересованным лицом в добровольном порядке не исполнены, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводу о том, что выявленное Пенсионным фондом нарушение не может быть квалифицировано как нарушение срока предоставления сведений, ввиду чего оснований для начисления штрафных санкций не имелось.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (норма приведена в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
С 19.02.2017 порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг установлен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее- Инструкция N 766н).
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ.
При этом, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что страхователь первоначально представил отчётность формы СЗВ-М исходная за июнь 2017 года в установленный срок 06.07.2017. Документы приняты Пенсионным фондом, неполноты в представленных сведениях не выявлено.
18.07.2017, в связи с самостоятельным обнаружением ошибок в отчетности, обществом подана форма СЗВ-М (дополняющая) за июнь 2017 года в отношении 2 застрахованных лиц. Данные документы также приняты Пенсионным фондом.
Факт представления неполных сведений на 2 застрахованных лиц за июнь 2017 года был обнаружен органом Пенсионного фонда только 20.07.2017, о чем составлен акт о выявлении правонарушения. Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения Пенсионным фондом решения о привлечении заинтересованного лица к ответственности. Между тем, Пенсионным фондом не направлено ни одного уведомления о неполноте представленных за июнь 2017 года сведений и устранении имеющихся расхождений. Таким образом, несоответствие или недостоверность представленной в отчетности информации до предоставления обществом дополняющей формы не выявлялась. При этом, срок, в течение которого у страхователя имеется право выявить ошибки в отчетности за предыдущие периоды до момента обнаружения данных ошибок органом Пенсионного фонда законодательством не ограничен.
Таким образом, самостоятельное обнаружение ошибок в отчетности и представление дополняющей формы не может служить основанием для привлечения страхователя к ответственности. Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, а также сведения, представленные с нарушением установленного срока, поскольку они корректируют первоначально поданные сведения в соответствии с действующим законодательством. Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании законодательства об индивидуальном персонифицированном учете.
Кроме того, ответственность, предусмотренная абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, может наступать только при наличии вины страхователя в совершении соответствующего правонарушения. При рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Между тем, в решении Пенсионного фонда вопрос о виновности общества и обстоятельствах совершения правонарушения не исследовался, что свидетельствует о наличии процессуального нарушения, допущенного Фондом при привлечении к ответственности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для начисления заинтересованному лицу штрафных санкций и, как следствие, оснований для удовлетворения требований заявителя.
Таким образом, судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.11.2018 по делу N А07-22767/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтекамске Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-22767/2018
Истец: ГУ-УПФ РФ в г.Нефтекамск РБ
Ответчик: ООО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ПРОМЫШЛЕННЫЙ РЕЗЕРВ"