Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2019 г. N Ф06-47195/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
27 февраля 2019 г. |
Дело N А55-31505/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей общества с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" - Железнова А.А. (доверенность от 24.12.2018), Жемчуева Я.И. (доверенность от 09.01.2019),
представителя Государственной жилищной инспекции Самарской области - Быковой Т.В. (доверенность от 28.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 февраля 2019 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 декабря 2018 года по делу N А55-31505/2018 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" (ОГРН 1066320068924, ИНН 6321165830), г. Тольятти,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (далее - заявитель, общество ООО "УК N 2 ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - жилищная инспекция) о признании незаконным предписания N Тавз-61127 от 30.08.2018 (т.1 л.д.3-7).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2018 по делу N А55-31505/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.1 л.д.125-134).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.4-5).
Жилищная инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель жилищной инспекции отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Самарской области на основании распоряжения заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области Ерофеевой С.П. от 02.08.2018 N ТАвз-61127 о проведении внеплановой документарной проверки, жилищной инспекцией проведена внеплановая документарная проверка по осуществлению лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Самарской области, проверка осуществления деятельности ООО "УК N 2 ЖКХ" по вопросу начисления платы за горячее водоснабжение, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, для собственников жилых помещений находящихся по адресу: г.Тольятти, б-р Приморский, д. 32.
Исходя из проведенного анализа платежных документов по оплате жилищно - коммунальных услуг (кв. 100, 215, дома N 32 по Приморскому б-ру, г.Тольятти) за январь- июль 2018 г.) жилищная инспекция установила, что начисление платы за потребление теплоэнергии в целях содержания общего имущества потребителям жилых помещений в доме N 32 по Приморскому б-ру, г.Тольятти, не соответствует действующему жилищному законодательству, а именно начисление платы за теплоэнергию на нужды ГВС при использовании и содержании общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме производится исходя из норматива расхода тепловой энергии используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях утвержденного Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 119, в то время как Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 121, установлены нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
По факту выявленного нарушения, жилищной инспекцией выдано ООО "УК N 2 ЖКХ" предписание N ТАвз-61127 от 30.08.2018, в котором указано в срок до 30.11.2018 устранить выявленные нарушения, а именно: Производить начисление платы за тепловую энергию, использованную на подогрев воды на нужды ГВС, при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме N 32 по Приморскому б-ру, г.Тольятти, в соответствии с нормативами потребления тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 121, в соответствии с нормами статьи 154, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.8-10).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ, с учетом пункта 1 статьи 65 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 161 Правил N 354).
Пунктом 16.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесены методическое обеспечение и определение порядка осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности.
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены правом непосредственного осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 N 150, утверждено Положение об инспекции, данный вид контроля отнесен к компетенции Государственной жилищной инспекции Самарской области.
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Жилищный надзор, в соответствии с частью 1 статьи 20 ЖК РФ - деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных жилищным законодательством посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, руководствуясь пунктом 4 части 5 статьи 20 ЖК РФ имеют право, в том числе, составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Как видно из материалов дела, при проведении проверки ГЖИ Самарской области руководствовалось требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 N 150 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области".
По смыслу положений пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание по результатам проверки выдается в обязательном порядке в случае обнаружения в ходе проверки каких-либо нарушений со стороны юридического лица.
В соответствии с пп. "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - "Положение о лицензировании"), лицензионным требованием к лицензиату является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется, в том числе, выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - "Правила N 416").
Настоящие Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом (пункт 1 "Правил N 416"),
В силу пункта 2 "Правил N 416", под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Подпунктом "ж" пункта 4 "Правил N 416" определено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандарта, предусматривающего организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Порядок проведения внеплановой проверки регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно пункта 1 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке установленном законодательством РФ, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проведения соблюдения обязательных требований.
Из материалов дела видно, что жилищной инспекцией в ходе проведения проверки, в адрес ООО "УК N 2 ЖКХ" направлен запрос о предоставлении информации N ТАвз-61127-3 от 03.08.2018, с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
Управление многоквартирным домом N 32, по Приморскому б-ру, г.Тольятти, осуществляет ООО "УК N2 ЖКХ".
Многоквартирный жилой дом N 32, по Приморскому б-ру, г.Тольятти оборудован общедомовыми приборами учета горячего водоснабжения, теплоэнергии.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее -"Правила N 354").
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
До 01.01.2017 согласно пункта 40 "Правил N 354" потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносил плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не требовалось.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определялся исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Начало действия нормативов потребления коммунальных услуг, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим такие нормативы, но не позднее 1 июня 2017 года.
Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 квадратный метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме. В указанных целях площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, а для применения нормативов потребления холодной воды, горячей воды и отведения сточных вод в целях использования общего имущества - указанных в пункте 27 Приложения N 1 к Правилам N 306.
Нормативы потребления коммунального ресурса по электроснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области, установлены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.06.2016 N 139 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Самарской области".
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 121, установлены нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 259-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к "Правилам N 354" установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяются по формуле 23 которая содержит величину Q," - объем (количество) тепловой энергии, используемой па подогрев поды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период и i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение (Qi0'1") в формуле 24 того же приложения. Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
При начислении платы за теплоэнергию на нужды горячего водоснабжения потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме N 32, по Приморскому б-ру, г.Тольятти, установлено нарушение установленного порядка.
ООО "УК N 2 ЖКХ", представлен Протокол N 1/2018 общего внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 32 по Приморскому б-ру, г.Тольятти от 25.01.2017, согласно которого пп. 2.3 п. 2 принято решение об определении с 01.01.2018 размера расходов на оплату коммунальных ресурсов (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, за отведение сточных вод) потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в многоквартирном доме исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Начисление платы за теплоэнергию на нужды ГВС для индивидуального потребления, потребителям коммунальных услуг в доме N 32 по Приморскому б-ру г.Тольятти, ООО "УК N 2 ЖКХ" производится исходя из норматива расхода тепловой энергии используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях 0,068 Гкал/м3, установленного Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 119.
Таким образом на основании вышеизложенного, исходя из проведенного анализа платежных документов по оплате жилищно - коммунальных услуг (кв. 100, 215, дома N 32 по Приморскому б-ру, г.Тольятти) за январь - июль 2018 г.) жилищная инспекция приходит к выводу, что начисление платы за потребление теплоэнергии в целях содержания общего имущества потребителям жилых помещений в доме N 32 по Приморскому б-ру, г.Тольятти, не соответствует действующему жилищному законодательству, а именно начисление платы за теплоэнергию на нужды ГВС при использовании и содержании общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме производится исходя из норматива расхода тепловой энергии используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях утвержденного Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 119, в то время как Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 121, установлены нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Ответственность за вышеуказанные нарушения возлагается на юридическое лицо ООО "УК N 2 ЖКХ".
По факту выявленного нарушения жилищной инспекцией выдано ООО "УК N 2 ЖКХ" предписание N ТАвз-61127 от 30.08.2018 в срок до 30.11.2018 устранить выявленные нарушения, а именно: Производить начисление платы за тепловую энергию, использованную на подогрев воды на нужды ГВС, при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме N 32 по Приморскому б-ру, г.Тольятти, в соответствии с нормативами потребления тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 121, в соответствии с нормами статьи 154, 156 ЖК РФ.
Ссылка ООО "УК N 2 ЖКХ" о неправомерности предписания в части нарушения порядка начисления платы за потребление теплоэнергии в целях содержания общего имущества потребителям жилых помещений в доме N 32 по Приморскому б-ру, г.Тольятти, является необоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qjn - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i- м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение (Qi0ilH) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правила N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Q" и Qi°w служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Изложенная правовая позиция подтверждается судебной практикой: решение Верховного Суда Российской федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232; Обзор судебной практики Верховного суда Российской федерации N 5(2017) (утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Государственная жилищная инспекция Самарской области имела правовые и фактические основания для выдачи оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что предписание Государственной жилищной инспекцией Самарской области N Тавз-61127 от 30.08.2018 является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" (ОГРН 1066320068924, ИНН 6321165830), г. Тольятти, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 10.01.2019 N13 государственную пошлину в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 декабря 2018 года по делу N А55-31505/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" (ОГРН 1066320068924, ИНН 6321165830), г. Тольятти, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 10 января 2019 года N13 государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31505/2018
Истец: ООО "УК N 2 ЖКХ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области