Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 июня 2019 г. N Ф06-46542/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
27 февраля 2019 г. |
Дело N А55-28945/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бросовой Н.В.,
судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ягудиным Р.У., при участии:
от Министерства управления финансов Самарской области - представитель Медведкина М.В. по доверенности от 20.12.2018 г.,
иные лица не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, апелляционные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерства управления финансов Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2018 года по делу N А55-28945/2018 (судья Бунеев Д.М.) по иску Муниципального образования городской округ Новокуйбышевск в лице Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области (ОГРН 1026303118841, ИНН 6330001300), Самарская область, г. Новокуйбышевск, к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628, ИНН 6316176298), г. Самара, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство управления финансами Самарской области (ОГРН 1026300972444, ИНН 6315802231), г. Самара, о взыскании 937 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ Новокуйбышевск в лице Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области (истец) обратилось в суд с иском к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ответчик) о взыскании 937 000 руб. убытков, возникших в результате внеочередного предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с тяжелым заболеванием, входящим в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, во исполнение вступивших в законную силу судебных актов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2018 года взыскано с Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального образования городской округ Новокуйбышевск в лице Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области убытки 937 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2018 по делу N А55-28495/2018 отменить полностью и прекратить производство по делу либо принять новый судебный акт и в удовлетворении исковых требований отказать.
Податель жалобы считает, что выводы Арбитражного суда Самарской области не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, решение вынесено с неправильным применением норм материального права, повлиявшим на исход дела, является незаконным и необоснованным
Заявитель жалобы утверждает, что одно только наличие нуждаемости в связи с хроническим заболеванием не дает гражданину оснований для внеочередного обеспечения жильем.
Также не согласившись с выводами суда, Министерство управления финансов Самарской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2018 по делу N А55-28945/2018 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ссылается на ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина для категорий граждан, указанных в пунктах 2 и 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 18 квадратных метров общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Исполняя решение суда, администрация предоставила жилые помещения площадью, больше нормы предоставления (общей площадью 27,5 кв.м).
Податель жалобы указывает, что Судом первой инстанции не принят во внимание довод, что в бездействиях Самарской области отсутствует противоправность, выразившаяся в неисполнении обязанности по возмещению убытков органа местного самоуправления, возникших в связи с внеочередным предоставлением жилых помещений гражданам, указанным в федеральном законодательстве, в силу того, что соответствующие обязанности не предусмотрены в законодательстве Самарской области.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв с 14.02.2019 по 21.02.2019.
После перерыва представитель Министерства управления финансов Самарской области поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2018 по делу N А55-28945/2018 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалобы рассматриваются в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 02.06.2015 администрацию городского округа Новокуйбышевск обязали предоставить гражданину Черемину Владимиру Викторовичу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке. Судом установлено, что Черемин В.В. является инвалидом второй группы, страдает заболеванием, которое входит в п.3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст.58 Жилищного кодекса РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ перечне. Во исполнение данного решения, на основании Постановления администрации городского округа Новокуйбышевск от 03.08.2015 N 2509 "О жилье", Черемину В.В. была предоставлена по договору социального найма от 05.08.2015 однокомнатная квартира, общей площадью 27,5 м2 по адресу: г.Новокуйбышевск, пр.Мира, д.6Б, кв.5.
Впоследствии был заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации N 32241 от 16.08.2016, квартира была приватизирована Череминым В.В. и выбыла из владения городского округа Новокуйбышевск, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности об отсутствии квартиры в реестре муниципальной собственности и ЕГРН. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 28.06.2018 N 169.2/18 рыночная стоимость данной квартиры составляет 937 000 руб.
В исковом заявлении истец указал на то, что ответчик в нарушение законодательства расходы на приобретение данной квартиры не компенсировал, в связи с чем у истца образовались убытки.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В предмет доказывания по спорам о возмещении убытков входят следующие материально-правовые факты: факт противоправного поведения (факт нарушения обязательства); факт наличия убытков (их размер); факт наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением и возникшими убытками; факт вины причинителя вреда (убытков).
В соответствии с п.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ). Согласно указанной статьи инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.49 Жилищного кодекса РФ категориям граждан, указанным в части 3 этой статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно ч.4 ст.49 Жилищного кодекса РФ могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.28.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 28.2 указанного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.0 7.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и областным законом нуждающимися в жилых помещениях.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 ч.2 ст.2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан").
Согласно п.1 ч.1 ст.2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В силу ст. 19, 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
Таким образом, в силу статьей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, статьей 158, 184 Бюджетного кодекса РФ неисполнение субъектом Российской Федерации обязательств по компенсации затрат, произведенных мэрией городского округа Тольятти по предоставлению жилых помещений, повлекло причинение истцу убытков.
Частью 5 ст.2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД, частью 1 ст.1, пунктом 1 ч.1 ст.2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлено, что обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Аналогичные выводы содержаться в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 24.11.2017 по делу N А55-13240/2017.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с п. "ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп.24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 17 этого же закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.ст.14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст.ст. 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст.ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п.4 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч.3 ст.57 Жилищного кодекса РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения Черемину В.В., однако ответчик свою обязанность не выполнил, расходы истца не компенсировал.
Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца за счет казны Самарской области.
Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, соответственно, администрация городского округа Новокуйбышевск не могла отказать в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
Доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, ответчиком в материалы дела не представлено.
Доказательств выплаты взыскиваемой суммы на день судебного разбирательства в арбитражном суде ответчиком не предоставлено.
Доводы ответчика, о том, что требование к ответчику о финансировании обеспечения жилым помещением малоимущего нуждающегося гражданина является нарушением норм Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно которым обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан относится к прямой компетенции органов местного самоуправления, изучены судом и признаны несостоятельными, поскольку все судебные акты судов общей юрисдикции об обязании истца предоставить жилые помещения, обоснованы обязанностью обеспечения жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а не по имущественному признаку.
При принятии настоящего решения суд руководствуется правовой позицией, приведенной в п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016), и в Определениях Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС-8812 от 30.11.2015, N 303-ЭС15-9208 от 01.12.2015, N 309-ЭС15-9501, N 309-ЭС15-11321 от 14.12.2015.
Довод ответчика со ссылкой на Постановление Главы города Новокуйбышевска Самарской области от 29.08.2005 N 1568 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", что администрация городского округа Новокуйбышевска, предоставляя жилье Черемину В.В., превысила учетную норму жилья, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку указанное постановление применяется для постановки на учет малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилья, граждан, а не инвалидов.
Однако, ч.3 ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В данном случае при предоставлении вышеуказанным гражданам жилых помещений, нормы указанного закона не нарушены.
Ответчик также заявил о применении судом срока исковой давности, ссылаясь на то, что квартира предоставлена по договору социального найма 05.08.2015.
В соответствии со ст.195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Статьей 196 Гражданского кодекса РФ установлено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 Гражданского кодекса РФ, то есть со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Суд первой инстанции правомерно отклонил указанный довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку, как обоснованно указал истец, он узнал о нарушении его права только когда жилое помещение выбыло из его собственности (то есть когда он фактически понес убытки) - 16.08.2016.
Истец обратился с иском в суд 05.10.2018, следовательно трехгодичный срок исковой давности истцом не пропущен.
Доводы ответчика о том, что требование к нему является нарушением норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона N 131-ФЗ согласно которым обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан относится к прямой компетенции органов местного самоуправления, судом первой инстанции правомерно признаны несостоятельными, поскольку все судебные акты судов общей юрисдикции о понуждении истца предоставить жилые помещения, обоснованы обязанностью обеспечения жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а не по имущественному признаку.
При принятии решения суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, приведенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016), в определениях Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС-8812 от 30.11.2015, N 303-ЭС15-9208 от 01.12.2015, N 309-ЭС15-9501, N 309-ЭС15-11321 от 14.12.2015.
Довод ответчика со ссылкой на постановление Главы города Новокуйбышевска Самарской области от 29.08.2005 N 1568 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", что Администрация города Новокуйбышевска, предоставляя жилье гражданам превысила учетную норму жилья, судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку указанное постановление применяется для постановки на учет малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилья, граждан, а не инвалидов.
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В данном случае при предоставлении вышеуказанным гражданам жилых помещений, нормы указанного закона не нарушены.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах ответчика и третьего лица - Министерства основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Довод третьего лица - Министерства о неправильном определении размера убытков, поскольку норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма составляет 18 кв.м., отклоняется как необоснованный.
При определении размера убытков, подлежащих взысканию, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями части 3 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2004 N 188-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающей возможность предоставления инвалидам жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 постановления Главы города Новокуйбышевска Самарской области от 29.08.2005 N 1568 (ред. от 28.02.2006) "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет: для одиноких граждан и семей из двух человек - 30 кв.м. общей площади, для семьи из трех и более человек - 14 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
Остальные доводы, изложенные в апелляционных жалобах ответчика и третьего лица - Министерства не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также сложившейся судебной практике по аналогичным делам (Определения Верховного Суда РФ N 306-ЭС17-12643, N 306-ЭС17-22715, N 306-ЭС17-13273, N 306-ЭС18-179), нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
От уплаты государственной пошлины заявители жалоб освобождены на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2018 года по делу N А55-28945/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Бросова |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28945/2018
Истец: городской округ Новокуйбышевск в лице Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Ответчик: Субъект Российской Федерации-Самарской область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
Третье лицо: Министерство управления финансами Самарской области