Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июля 2019 г. N Ф07-7188/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
01 марта 2019 г. |
Дело N А44-4556/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 марта 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Моисеевой И.Н. и Тарасовой О.А., при ведении протокола секретарём судебного заседания Гасымовой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области от 06 декабря 2018 года по делу N А44-4556/2018,
установил:
Новгородское областное автономное учреждение "Маревский лесхоз" (ОГРН 1095337000175, ИНН 5308003490; Новгородская обл., Марёвский район, село Марёво, ул. Комсомольская, д. 56; далее - Учреждение) обратилось в суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; Великий Новгород, бульвар Воскресенский, д. 13а; далее - Министерство) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 12.02.2013 N 383 в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 06.12.2018 иск удовлетворён.
Министерство с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Учреждение в отзыве просит решение суда оставить без изменений.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области и Учреждение заключили по результатам аукциона договор 12.02.2013 N 383 аренды лесного участка, расположенного в Новгородской области, Маревском лесничестве, Велильском участковом лесничестве, кварталах N 221-225, 325, 330-335, 342-346, Одоевском участковом лесничестве, кварталах N 66, 72-82, общей площадью 4630,1 га, с видом использования - заготовка древесины, сроком на 49 лет.
Схема расположения лесного участка, характеристика земельного участка и лесных насаждений приведены в приложениях N 1, 2 к договору, объёмы и виды использования лесов для заготовки древесины - в приложениях 3, 4, сроки внесения арендной платы - в приложении 5, объёмы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению - в приложении 7. Лесной участок передан Учреждению по акту приёма-передачи от 12.02.2013.
Председателем Комитета лесного хозяйства Новгородской области 19.12.2017 утверждены акты лесопатологического обследования лесных насаждений Маревского (Одоевского) лесничества N 356-360, предписывающие сплошную санитарную рубку.
В связи с проведением лесопатологического обследования и необходимостью проведения санитарных рубок, произошло существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка, которые выразились в увеличении объёма заготовки древесины, изменения арендной платы, объёмов и сроков исполнения работ по охране, защите воспроизводству лесов и лесоразведению.
Учреждение 01.03.2018 обратилось в Министерство с предложением внести изменения в рассматриваемый договор аренды лесного участка. Министерство отказало в этом письмом от 19.03.2018 N ПР-1708-И.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Учреждение обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск, руководствуясь статьями 74, 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключённый по результатам торгов, может быть изменён по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключённого по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешённого использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчётная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
В рассматриваемом случае существенные изменения количественных и качественных характеристик лесного участка произошли в связи с ветровалом (произошёл в ноябре 2017 года), в результате которого часть деревьев была повалена, повреждена. Эти обстоятельства подтверждены материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы Министерства о несущественности данных изменений являются необоснованными.
Учреждение 27.11.2017 провело лесопатологическое обследование, по результатам которого были составлены акты обследования 356, 357, 358, 359, 360, предписывающие проведение санитарных рубок (сплошных и выборочных) с целью улучшения санитарного состояния, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, а также снижения воздействия неблагоприятных факторов. Эти акты Министерство приняло 19.12.2017 без замечаний, они утверждены Комитетом лесного хозяйства Министерства. На основании данных актов в Государственный Лесной Реестр (ГЛР) были внесены изменения, учитывающие дополнительный объём санитарных рубок, на территории арендованного истцом лесного участка. На основании данных ГЛР от 01.01.2018 был разработан проект освоения лесов, который прошёл государственную экспертизу и утверждён приказом Министерства от 09.10.2018 N 1381. Указанные данные по лесопатологическому обследованию внесены в Лесохозяйственный регламент Маревского лесничества, утверждённый приказом Министерства от 25.10.2018 N 1495, где установлен ежегодный объём по санитарным рубкам.
Таким образом, существенно изменились количественные и качественные характеристики лесного участка. Данные изменения фактически были приняты Министерством, поскольку зафиксированы в основополагающих документах использования лесных участков: ГЛР, Лесохозяйственном регламенте Маревского лесничества и Проекте освоения лесов.
Однако, несмотря на фактическое изменение данных по результатам ветровала, изменение объёма использования без внесения изменений в договор аренды невозможно, что и стало основанием для обращения истца в суд.
Внесение изменений в рассматриваемый договор необходимо для приведения в соответствие характеристик, содержащихся в договоре аренды лесного участка, и проведения назначенных санитарных рубок.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на то, что изменения не являются существенными, поскольку лесопатологическое обследование сделано на площади 53,1 га, а площадь лесного участка составляет 4630,1 га.
Данные доводы являются необоснованными.
Видом использования участка по рассматриваемому договору является именно заготовка древесины. Ежегодный объём заготовки составляет 16 471 куб.м, арендная плата так же рассчитывается за 1 куб.м, а не за 1 га площади участка. В актах лесопатологического обследования, проведённого на площади 53,1 га, зафиксировано выпадение объёма древесины в размере 8 421 куб.м, то есть более 50 % от ежегодного объёма заготовки древесины, что является существенным изменением количественных характеристик. Кроме того, такой объём выпавшего леса при его несвоевременной заготовке/незаготовке нарушает санитарные и противопожарные правила, определенные в договоре аренды, проекте освоения лесов, лесохозяйственном регламенте, лесном законодательстве.
Факт наличия ветровала, подтверждён данными лесопатологического обследования, ГЛР, лесохозяйственным регламентом, Проектом освоения лесов, прошедшим экспертизу.
Лесоустроительным отчётом установлено, что расчётная лесосека по результатам проведенной таксации является рекомендованной. Таким образом, по результатам проведённой таксации, учитывая актуализированные данные лесного участка, арендатор вправе не увеличивать расчётную лесосеку, а оставить ту, которая предусмотрена рассматриваемым заключённым на аукционе договором аренды.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 06 декабря 2018 года по делу N А44-4556/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4556/2018
Истец: НОАУ "Маревский лесхоз"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новгородской области