Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Президента РФ
от 26 сентября 1993 г. N 665-рп
Программа
реализации Закона Российской Федерации от 16 июля 1993 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (о суде присяжных)
1. Глубокие социально-экономические и политические преобразования, происходящие в Российской Федерации, наличие серьезных препятствий на пути демократического обновления общества потребовали разработать Концепцию судебной реформы, которая была внесена Президентом России и одобрена Верховным Советом Российской Федерации 24 октября 1991 года.
В соответствии с Концепцией принят и действует ряд законодательных актов.
В целях успешного завершения первого этапа судебной реформы в России, создания необходимых условий для выработки оптимальных форм судопроизводства и судоустройства распоряжением Президента Российской Федерации от 22.09.92 г. N 530-рп Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации и Минюсту России поручено подготовить соответствующие нормативные акты по отработке на практике в нескольких регионах России принципиально новых положений процессуального и судоустройственного законодательства, регламентирующих деятельность суда присяжных.
Были определены пять регионов России (Ивановская, Саратовская, Рязанская, Московская области и Ставропольский край), в которых представительными и исполнительными органами местной власти, судьями, прокурорами и адвокатами полностью поддерживается введение у них принципиально новых положений процессуального законодательства, намечены и проведены конкретные меры по подготовке регионов к работе судов в новых условиях.
В каждом из этих регионов создан межведомственный координационный совет по оказанию помощи судам области (края) в работе при введении нового судопроизводства.
В целях повышения профессиональной квалификации юристов, которые будут участвовать в рассмотрении дел с участием присяжных заседателей, в Российской правовой академии Минюста России в 1993 году прошли обучение 436 судей и 60 прокуроров из указанных регионов.
При выездах в Ивановскую, Рязанскую, Саратовскую, Московскую области и Ставропольский край сотрудниками Минюста России и Государственно-правового управления во взаимодействии с местными органами власти, с участием работников органов юстиции и судов этих регионов были проработаны вопросы подготовки резервов судей и потребностей судов в материально-техническом обеспечении при переходе на новые условия судебной деятельности при введении судопроизводства с участием присяжных заседателей.
В числе других организационных мер были отработаны вопросы координационной деятельности с международными организациями и судами зарубежных стран в целях использования их опыта работы.
2. Принятый 16 июля 1993 г. Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" внес значительные изменения в уголовно-процессуальное законодательство.
Основу этих изменений составляют новые положения уголовно-процессуального законодательства под общим названием "Производство в суде присяжных", которые вошли в действующий Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР в виде самостоятельного дополнительного раздела.
Весьма существенным следует признать дополнение статьи 15 УПК РСФСР новым положением о том, что рассмотрение дел в областных судах может с согласия обвиняемого осуществляться судом в составе трех профессиональных судей, один из которых является председательствующим (коллегией судей).
Альтернативное рассмотрение в отдельных регионах России уголовных дел в областном (краевом) суде предполагается в двух формах: коллегией из трех профессиональных судей либо судом присяжных в составе одного профессионального судьи и двенадцати присяжных заседателей.
Согласно новой редакции статьи 35 УПК РСФСР в районных (городских) судах с согласия обвиняемого судья единолично рассматривает также дела о преступлениях, за которые не может быть назначено более строгое наказание, чем лишение свободы сроком на пять лет.
Закон о судопроизводстве с участием присяжных заседателей потребовал внесения соответствующих изменений и в судоустройственное законодательство. В связи с этим Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" дополнен разделом "Присяжные заседатели", регламентирующим следующие вопросы:
требования, предъявляемые к присяжным заседателям;
порядок составления списков присяжных заседателей;
оплата труда присяжных заседателей;
гарантии независимости и неприкосновенности присяжных заседателей.
Изменения, которые внесены в Уголовный кодекс РСФСР и в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, касаются обеспечения гарантий деятельности присяжных заседателей.
При внедрении системы судопроизводства с участием присяжных заседателей или трех профессиональных судей предполагается соблюсти следующие принципиальные положения:
сохранение в альтернативном судопроизводстве демократических принципов действующего законодательства, недопустимость снижения гарантий прав личности;
параллельное и одновременное функционирование в одном и том же областном (краевом) суде обычной и альтернативной систем судопроизводства, обеспечивающих обвиняемому свободу выбора между ними;
добровольность участия регионов в осуществлении судопроизводства с участием присяжных заседателей.
На первом этапе внедрения альтернативного судопроизводства, помимо названных пяти регионов, занимавшихся практической подготовкой к рассмотрению судами дел с участием присяжных заседателей, в создании новых форм судебной системы будут принимать участие суды Алтайского и Краснодарского краев, а также Ростовской и Ульяновской областей.
3. С принятием указанного Закона особое внимание должно быть уделено повышению профессионального уровня судей, прокуроров, адвокатов, технических работников судов, которым предстоит на практике отрабатывать принципиально новые положения процессуального законодательства. В связи с этим в Российской правовой академии Минюста России для этой группы юристов и специалистов должны быть проведены практические занятия посредством:
1) ознакомления слушателей с сущностью новых правовых институтов;
2) отработки в ходе деловых игр умений и навыков проведения предварительного слушания дел, судебного разбирательства с участием присяжных заседателей;
3) отработки навыков ведения процесса по принципиально новой процедуре, для осуществления которой необходимо:
а) перенесение центра тяжести на активные формы обучения;
б) участие в учебном процессе разработчиков нового судоустройственного и процессуального законодательства, а также судей Верховного Суда Российской Федерации и зарубежных судей, имеющих опыт отправления правосудия с участием присяжных заседателей;
в) участие в деловых играх опытных судей, прокуроров и адвокатов из стран с развитыми системами демократического судопроизводства;
г) участие в занятиях по отработке навыков постановки вопросов перед присяжными и произнесения напутственных речей специалистов по уголовному праву и процессу.
Одна из принципиально важных задач, стоящих перед Минюстом России и его органами на местах, Верховным Судом России и судами областного звена, перед научными сотрудниками Российской правовой академии и Государственно-правовым управлением, заключается в проведении глубокого и всестороннего анализа деятельности судов, которые примут участие в рассмотрении дел с участием присяжных заседателей или в составе трех профессиональных судей.
В связи с этим данные, характеризующие работу судов в этом направлении, должны быть получены путем: анализа статистической отчетности; изучения и обобщения судебной практики и других вопросов о ходе работы судов по новым правилам судопроизводства; анкетирования судей, прокуроров, адвокатов.
Поскольку в принятом Законе предусматриваются существенные новации, касающиеся характера решений, которые могут приниматься при рассмотрении дел в порядке альтернативного судопроизводства, для обеспечения учета и последующего анализа результатов потребуется разработка специальных форм временной отчетности о рассмотрении дел по 1-й инстанции судом присяжных либо в измененном составе судей.
Организационные мероприятия по обеспечению статистического учета дел по альтернативному судопроизводству (разработка форм временной отчетности и дополненных форм документов первичного учета, инструктивных указаний по их ведению, тиражирование и рассылка документов в суды и органы юстиции) с учетом большого числа участников нововведения представляется необходимым Минюсту России осуществить в двухмесячный срок со дня принятия Закона о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.
Судебная статистика обеспечит и последующее сравнение работы судов, участвовавших в рассмотрении дел по правилам альтернативного судопроизводства, с другими судами, работающими в рамках нынешнего законодательства, как в пределах одного региона, так и в целом по России (например, по практике назначения мер наказания, согласно форме N 10).
Вместе с тем нельзя было бы ограничиваться только анализом статистики. Альтернативное судопроизводство потребует изучения и обобщения судебной практики. Для выявления наиболее характерных и распространенных ошибок в различных стадиях уголовного процесса (при определении подсудности дел, при назначении дел к слушанию или передаче их в другие судебные составы и т. д.), а также допущенных нарушений материального и процессуального права, установленных при рассмотрении кассационных жалоб и протестов на приговоры судов первой инстанции.
Основными формами обобщения судебной практики и других вопросов о ходе работы судов по новым правилам судопроизводства могут быть:
а) изучение конкретных уголовных дел судами в регионах, где осуществляется судопроизводство;
б) анализ принятых организационных и кадровых мер по обеспечению альтернативного судопроизводства областными и краевыми управлениями юстиции;
в) результаты выездов в регионы работников Верховного Суда Российской Федерации и Минюста России с участием научных сотрудников Российской правовой академии, отечественных и зарубежных экспертов, специалистов Государственно-правового управления Президента России для ознакомления с ходом практического применения новых положений судопроизводства и обсуждения с судьями соответствующих проблем;
г) изучение запросов судов (судей) о затруднениях в применении законодательства об альтернативном судопроизводстве.
Указанные мероприятия должны организовываться и проводиться регулярно. Методику проведения обобщений судебной практики и программы выездов в областные и краевые суды следует разработать с участием ученых Российской правовой академии и изложить в специальных "Рекомендациях".
Будет полезно, если итоги обобщения судебной практики по вопросам применения судами новых положений законодательства станут предметом обсуждения на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации.
При подготовке анкетирования судей, рассматривавших дела в условиях альтернативного судопроизводства, а также прокуроров и адвокатов необходимо предусмотреть вопросы, связанные с выяснением данных, характеризующих состав каждой группы работников новых судебных структур, в частности членов кассационных палат (возраст, судейский стаж, количество рассмотренных дел по новому процессуальному и судоустройственному законодательству и т. п.), а также вопросы об отношении этих лиц к порядку и правилам, определенным в новом разделе УПК РСФСР (оценка новых процессуальных норм, создания дополнительных судебных структур и способа их формирования и др.).
Для введения альтернативного судопроизводства Минюсту России по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, с участием Минфина России, Госкомимущества России, других заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации предстоит разработать и осуществить меры кадрового и материально-технического обеспечения новых положений процессуального и судоустройственного законодательства.
Финансовое обеспечение нововведений осуществить в 1993 году в пределах средств, выделение которых предусмотрено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 г. N 5451/1-I (пунктом 7), а в 1994 году необходимые ассигнования на эти цели следует предусмотреть в республиканском бюджете Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.