Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Президента РФ
от 26 сентября 1993 г. N 665-рп
Программа
реализации Закона Российской Федерации от 16 июля 1993 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (о суде присяжных)
1. Глубокие социально-экономические и политические преобразования, происходящие в Российской Федерации, наличие серьезных препятствий на пути демократического обновления общества потребовали разработать Концепцию судебной реформы, которая была внесена Президентом России и одобрена Верховным Советом Российской Федерации 24 октября 1991 года.
В соответствии с Концепцией принят и действует ряд законодательных актов.
В целях успешного завершения первого этапа судебной реформы в России, создания необходимых условий для выработки оптимальных форм судопроизводства и судоустройства распоряжением Президента Российской Федерации от 22.09.92 г. N 530-рп Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации и Минюсту России поручено подготовить соответствующие нормативные акты по отработке на практике в нескольких регионах России принципиально новых положений процессуального и судоустройственного законодательства, регламентирующих деятельность суда присяжных.
Были определены пять регионов России (Ивановская, Саратовская, Рязанская, Московская области и Ставропольский край), в которых представительными и исполнительными органами местной власти, судьями, прокурорами и адвокатами полностью поддерживается введение у них принципиально новых положений процессуального законодательства, намечены и проведены конкретные меры по подготовке регионов к работе судов в новых условиях.
В каждом из этих регионов создан межведомственный координационный совет по оказанию помощи судам области (края) в работе при введении нового судопроизводства.
В целях повышения профессиональной квалификации юристов, которые будут участвовать в рассмотрении дел с участием присяжных заседателей, в Российской правовой академии Минюста России в 1993 году прошли обучение 436 судей и 60 прокуроров из указанных регионов.
При выездах в Ивановскую, Рязанскую, Саратовскую, Московскую области и Ставропольский край сотрудниками Минюста России и Государственно-правового управления во взаимодействии с местными органами власти, с участием работников органов юстиции и судов этих регионов были проработаны вопросы подготовки резервов судей и потребностей судов в материально-техническом обеспечении при переходе на новые условия судебной деятельности при введении судопроизводства с участием присяжных заседателей.
В числе других организационных мер были отработаны вопросы координационной деятельности с международными организациями и судами зарубежных стран в целях использования их опыта работы.
2. Принятый 16 июля 1993 г. Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" внес значительные изменения в уголовно-процессуальное законодательство.
Основу этих изменений составляют новые положения уголовно-процессуального законодательства под общим названием "Производство в суде присяжных", которые вошли в действующий Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР в виде самостоятельного дополнительного раздела.
Весьма существенным следует признать дополнение статьи 15 УПК РСФСР новым положением о том, что рассмотрение дел в областных судах может с согласия обвиняемого осуществляться судом в составе трех профессиональных судей, один из которых является председательствующим (коллегией судей).
Альтернативное рассмотрение в отдельных регионах России уголовных дел в областном (краевом) суде предполагается в двух формах: коллегией из трех профессиональных судей либо судом присяжных в составе одного профессионального судьи и двенадцати присяжных заседателей.
Согласно новой редакции статьи 35 УПК РСФСР в районных (городских) судах с согласия обвиняемого судья единолично рассматривает также дела о преступлениях, за которые не может быть назначено более строгое наказание, чем лишение свободы сроком на пять лет.
Закон о судопроизводстве с участием присяжных заседателей потребовал внесения соответствующих изменений и в судоустройственное законодательство. В связи с этим Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" дополнен разделом "Присяжные заседатели", регламентирующим следующие вопросы:
требования, предъявляемые к присяжным заседателям;
порядок составления списков присяжных заседателей;
оплата труда присяжных заседателей;
гарантии независимости и неприкосновенности присяжных заседателей.
Изменения, которые внесены в Уголовный кодекс РСФСР и в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, касаются обеспечения гарантий деятельности присяжных заседателей.
При внедрении системы судопроизводства с участием присяжных заседателей или трех профессиональных судей предполагается соблюсти следующие принципиальные положения:
сохранение в альтернативном судопроизводстве демократических принципов действующего законодательства, недопустимость снижения гарантий прав личности;
параллельное и одновременное функционирование в одном и том же областном (краевом) суде обычной и альтернативной систем судопроизводства, обеспечивающих обвиняемому свободу выбора между ними;
добровольность участия регионов в осуществлении судопроизводства с участием присяжных заседателей.
На первом этапе внедрения альтернативного судопроизводства, помимо названных пяти регионов, занимавшихся практической подготовкой к рассмотрению судами дел с участием присяжных заседателей, в создании новых форм судебной системы будут принимать участие суды Алтайского и Краснодарского краев, а также Ростовской и Ульяновской областей.
3. С принятием указанного Закона особое внимание должно быть уделено повышению профессионального уровня судей, прокуроров, адвокатов, технических работников судов, которым предстоит на практике отрабатывать принципиально новые положения процессуального законодательства. В связи с этим в Российской правовой академии Минюста России для этой группы юристов и специалистов должны быть проведены практические занятия посредством:
1) ознакомления слушателей с сущностью новых правовых институтов;
2) отработки в ходе деловых игр умений и навыков проведения предварительного слушания дел, судебного разбирательства с участием присяжных заседателей;
3) отработки навыков ведения процесса по принципиально новой процедуре, для осуществления которой необходимо:
а) перенесение центра тяжести на активные формы обучения;
б) участие в учебном процессе разработчиков нового судоустройственного и процессуального законодательства, а также судей Верховного Суда Российской Федерации и зарубежных судей, имеющих опыт отправления правосудия с участием присяжных заседателей;
в) участие в деловых играх опытных судей, прокуроров и адвокатов из стран с развитыми системами демократического судопроизводства;
г) участие в занятиях по отработке навыков постановки вопросов перед присяжными и произнесения напутственных речей специалистов по уголовному праву и процессу.
Одна из принципиально важных задач, стоящих перед Минюстом России и его органами на местах, Верховным Судом России и судами областного звена, перед научными сотрудниками Российской правовой академии и Государственно-правовым управлением, заключается в проведении глубокого и всестороннего анализа деятельности судов, которые примут участие в рассмотрении дел с участием присяжных заседателей или в составе трех профессиональных судей.
В связи с этим данные, характеризующие работу судов в этом направлении, должны быть получены путем: анализа статистической отчетности; изучения и обобщения судебной практики и других вопросов о ходе работы судов по новым правилам судопроизводства; анкетирования судей, прокуроров, адвокатов.
Поскольку в принятом Законе предусматриваются существенные новации, касающиеся характера решений, которые могут приниматься при рассмотрении дел в порядке альтернативного судопроизводства, для обеспечения учета и последующего анализа результатов потребуется разработка специальных форм временной отчетности о рассмотрении дел по 1-й инстанции судом присяжных либо в измененном составе судей.
Организационные мероприятия по обеспечению статистического учета дел по альтернативному судопроизводству (разработка форм временной отчетности и дополненных форм документов первичного учета, инструктивных указаний по их ведению, тиражирование и рассылка документов в суды и органы юстиции) с учетом большого числа участников нововведения представляется необходимым Минюсту России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.