г. Москва |
|
05 марта 2019 г. |
Дело N А40-142945/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Лебедева С.А. на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.12.2018 по делу N А40-142945/18 (17-1747), принятое судьей А.Б.Поляковой
по заявлению Лебедева С.А.
к Московскому УФАС России
третьи лица - 1) Власов А.А., 2) ООО "Новый город"
о признании недействительными решения и предписания
при участии:
от заявителя: |
Собенин Д.В. Галкин С.С. по дов. от 13.02.2019, |
от ответчика: |
Дмитриев П.Б. по дов. от 28.12.2018 |
от третьих лиц: |
1) Боженко Л.А. по дов. от 20.07.2018, Плохов А.М. по дов. от 20.07.2018. 2) не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
Лебедев С.А. обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 07.06.2018 г. N 1-00-1012/77-18.
Решением арбитражного суда 13.12.2018 указанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого акта антимонопольного органа требованиям закона, не влекущих для заявителя последствий нарушения его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства по делу, выводы не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Власовым А.А. представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
Отзывы апелляционную жалобу от ответчика и третьего лица - ООО "Новый город" не поступали.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представители третьего лица - Власова А.А. поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложили свои доводы.
Представитель третьего лица - ООО "Новый город", извещенный надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.05.2018 на электронной торговой площадке ООО "Новый город" были проведены торги по продаже арестованного заложенного имущества, принадлежащего должнику ООО "Мера Дела", а именно земельного участка площадью 10200 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, п.Внуковское, д.Рассказовка, к/н 50:21:0100211:105 (извещение N 090418/4063596/34, далее - "Торги").
Согласно протоколу от 24.05.2018 N 259-ОАЗФ/2/1 торги были признаны состоявшимися. Победителем торгов признан Аверкин А. В., действующий на торгах в интересах Лебедева С.А., предложивший наибольшую стоимость за предмет торгов в размере 42 500 000 руб.
Во исполнение требований организатора торгов 16.05.2018 заявителем был внесен задаток в размере 2 106 755 руб., что составляет 5% от начальной цены выставленного на торги имущества.
В соответствии с пунктом 9.2. Протокола в течение 5 дней после проведения торгов победителем торгов должна быть произведена полная оплата имущества. При отказе от подписания протокола о результатах торгов и внесения денежных средств в счет оплаты приобретенного имущества задаток победителю торгов не возвращается.
Во исполнение вышеназванного п.9.2. Протокола 26.05.2018 заявителем была произведена оплата имущества, являвшегося предметом торгов, в размере 40 393 245 руб. Между ООО "Новый год" и Лебедевым С.А. 28.05.2018 был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества N 633.
В антимонопольный орган поступила жалоба Власова А.А. на действия организатора торгов ООО "Новый город".
В результате рассмотрения указанной жалобы, комиссией антимонопольного органа вынесено решение от 07.06.2018 г. N 1-00-1012/77-18 о признании жалобы на действия Организатора торгов при проведении Аукциона обоснованной в части нарушения порядка проведения торгов, в части неправомерного продления срока подачи заявок на участие в торгах, в остальной части необоснованной; о признании действий Организатора торгов нарушающими публичный порядок Российской Федерации, определенный законодательством об исполнительном производстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов.
На основании принятого решения ООО "Новый город" выдано предписание от 07.06.2018 г., которое предписывает Обществу устранить нарушения, а именно: организатору торгов отменить протокол от 24.05.2018 N 259-ОАЗФ/2/1; разместить информацию об отмене вышеуказанного протокола в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации; провести процедуру торгов без учета заявок, поданных после продления Организатором торгов сроков подачи заявок на участие в Аукционе; организатору торгов в случае возврата задатков участников торгов предоставить последним возможность внесения задатков в установленном порядке.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Срок на обжалование ненормативных актов, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ заявителем не пропущен.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке) организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее, чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.
Из материалов дела видно, что согласно протоколу от 24.05.2018 N 259-ОАЗФ/2/1 победителем торгов признан Аверкин А.В., действующий на торгах в интересах Лебедева С.А., предложивший цену имущества в размере 42 500 000 руб.
Публичный порядок проведения торгов по реализации имущества, определенный законодательством об исполнительном производстве, об ипотеке, включает в себя регламентацию этапов проведения торгов, в рамках которых определены сроки совершения отдельных действий, направленных на достижение цели торгов - продажи имущества на конкурентной основе.
Подача конкурентных предложений за рамками сроков, установленных для этого, законодательством не предусмотрена.
Вместе с этим, законодатель предусматривает возможность признания торгов несостоявшимися в случае отсутствия должного количества заявок по истечении срока их подачи (ст. 90 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
В связи с этим, безосновательное продление срока подачи заявок нарушает порядок проведения торгов, лишая правового смысла установление такого срока изначально.
Помимо того, как следует из приведенных выше обстоятельств, такое продление срока создает неосновательные преференции для лиц, не успевших подать заявку в течение установленного срока, одновременно нарушая права лиц, ставших участниками торгов на законных основаниях.
С заявителем 28.05.2018 был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества N 633.
Согласно ст.11 ст.89 Закона об исполнительном производстве не допускается заключение договора по результатам торгов ранее, чем через десять дней со дня подписания протокола, на основании которого осуществляется заключение договора, а в случае, если предусмотрено размещение указанного протокола на сайте в сети "Интернет", ранее чем через десять дней со дня такого размещения.
В соответствии с п.10.2. итогового протокола в течение 5 дней после оплаты (в случае заложенного недвижимого имущества не ранее чем через 10 дней после торгов (в случае продажи арестованного имущества или заложенного движимого имущества) организатор торгов заключает с победителем торгов договор купли-продажи. Согласно ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Таким образом, заключение договора по результатам торгов, не учитывающее закрепленной в Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
Вместе с тем, сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
В этой связи, доводы заявителя, связанные с заключением договора до получения уведомления антимонопольного органа о рассмотрении жалобы Власова А.А., несостоятельны, поскольку в рассматриваемом случае антимонопольным органом не разрешался вопрос о ничтожности договора, заключенного между заявителем и организатором торгов, в контексте ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, а рассматривался вопрос соответствия действий данного организатора торгов требованиям ч. 4 названной нормы Закона о защите конкуренции.
Из материалов дела видно, что датой проведения торгов является 24.05.2018. Вместе с тем договор по их итогам был подписан 28.05.2018, то есть в нарушение указанных сроков, установленных Законом о защите конкуренции и Законом об исполнительном производстве. Таким образом, следует признать, что публичный порядок проведения торгов, был нарушен организатором торгов, и, как следствие, договор заключен с нарушением требований Закона об исполнительном производстве.
При этом Лебедев С.А., оспаривая исполнимость и законность решения и предписания, фактически приводит доводы, касающиеся исключительно момента непосредственного подписания и заключения договора, что в действительности не относится к предмету настоящего судебного спора.
В соответствии с ч.1 ст.551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно ч.2 ст.551 ГК РФ исполнение договора продажи недвижимости до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения отношений с третьими лицами.
Также согласно п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для лиц, не являющихся сторонами сделки, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки.
Как следует из содержания и толкования приведенных норм и разъяснений, именно государственная регистрация перехода права собственности является определяющим моментом, оказывающим влияние на права иных, не участвующих в сделке лиц.
До осуществления такой регистрации договор купли-продажи имущества для третьих лиц правового значения не имеет.
В настоящем случае продажа имущества осуществлялась посредством публичных торгов, которые (в отличие от заключения аналогичного договора при обычных условиях) подразумевают равную, конкурентную борьбу с необходимостью обеспечения прав и законных интересов всех участников процедуры в целом.
Соответственно в контексте компетенции антимонопольного органа, как уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок и совершение действий, направленных на восстановление нарушенных прав заинтересованных лиц, путем выдачи соответствующих предписаний, антимонопольный орган руководствуется не формальным моментом подписания договора (заключенного по результатам проведения торгов), а возможностью реального восстановления нарушенных прав остальных участников при наличии таких нарушений.
Предметом торгов являлось право на заключение договора купли-продажи недвижимости, исполнение которого возможно исключительно после государственной регистрации перехода права собственности
При этом цель заключенного договора считается достигнутой не только для сторон соглашения, но и для иных, не участвующих в сделке лиц.
Между тем, подписание документа (договора купли-продажи) еще не оказывает непосредственного влияния на чьи-либо права и статус имущества.
Учитывая вышеуказанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации даже фактическая передача объекта в отсутствие государственной регистрации перехода права собственности для иных субъектов еще не означает такого перехода.
Сохранение принадлежности и статуса имущества в изначальных условиях свидетельствует о наличии реальной возможности у антимонопольного органа восстановить права лиц, ущемленные при участии в конкурентной процедуре, путем, например, ее повторного проведения с этапа, на котором допущено нарушение.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному о несостоятельности доводов заявителя о моменте заключения договора, поскольку они не определяют законность вынесенного решения и исполнимость/неисполнимость выданного организатору торгов предписания.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, отсутствуют основания для обращения антимонопольного органа с соответствующим заявлением в суд, поскольку способом восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованных лиц, а также непосредственно публичного порядка проведения торгов является выдача предписания в соответствии с требованиями законодательства о защите конкуренции.
Также правового значения в рассматриваемом случае также не имеют ссылки заявителя на положения гражданского законодательства о добросовестном приобретении имущества как ввиду не подтверждения факта его реального приобретения, так и того, что подобный довод возможен при рассмотрении спора между заявителем и организатором торгов как основание для оспаривания действий последнего по причине нарушения публичным субъектом порядка проведения торгов, приведшего к невозможности реализации права лица на получение имущества, являвшегося предметом торгов.
Согласно ст.2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что ООО "Новый город" исполнило оспариваемое предписание от 07.06.2018 года, провело процедуру торгов согласно требованиям законодательства и УФАС г.Москвы без нарушений. ООО "Новый город" на основе предписания издало протокол от 21 июня 2018 года, которым: аннулировало протокол N 259-ОАЗФ/2/1 о результатах проведения открытых торгов по лоту N1 от 24.05.2018; запросило возвратить денежные средства с депозитного счета ОСП по Новомосковскому АО УФССП России по Москве в размере 42 500 000 руб.; постановило возвратить Лебедеву С.А. денежные средства, полученные в результате организации и проведения торгов в размере 42 500 000 руб. ООО "Новый город" 22 июня 2018 года провело торги, выбрало победителя.
Исходя из вышеизложенного, избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес заявителя к оспариваемому решению имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов заявителя, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований.
Доказательства нарушения прав и законных интересов Заявителя оспариваемыми актами в материалы дела также не представлены.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку указанные требования не обоснованы и документально не подтверждены.
Согласно ст.65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.12.2018 по делу N А40-142945/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142945/2018
Истец: Лебедев С А
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: Власов Алексей Алексеевич
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5472/19
07.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-72767/19
11.10.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-142945/18
20.05.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5472/19
05.03.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4494/19
13.12.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-142945/18
02.08.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-142945/18