Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2019 г. N Ф06-48182/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А55-29146/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя индивидуального предпринимателя Ростовцева Алексея Владимировича - до и после перерыва - Устиновой Е.В. (доверенность от 23.07.2018),
представитель Управления Министерства Внутренних Дел России по городу Самаре - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 февраля - 04 марта 2019 года в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ростовцева Алексея Владимировича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 января 2019 года по делу N А55-29146/2018 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Управления Министерства Внутренних Дел России по городу Самаре, г.Самара,
к индивидуальному предпринимателю Ростовцеву Алексею Владимировичу, г.Самара,
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление МВД России по городу Тольятти (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ростовцева Алексея Владимировича (далее -предприниматель, ИП Ростовцев А.В.) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (т.1 л.д.6-7).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2019 по делу N А55-29146/2018 заявленные требования удовлетворены.
Суд привлек индивидуального предпринимателя Ростовцева Алексея Владимировича (07.11.1984 г.р.; место рождения: г.Куйбышев, зарегистрирован: область Самарская, г. Самара, ул. Первомайская, 29, кв. 35; ИНН 631503130451, ОГРНИП 318631300086721, дата регистрации 30.05.2018) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 500 000 руб.
Алкогольная продукция, изъятая в ходе производства по делу об административном правонарушении, не подлежит возврату Индивидуальному предпринимателю Ростовцеву А.В.
Алкогольную продукцию, изъятую в ходе производства по делу об административном правонарушении: Виски "Rowsons Reserved" объемом 0,5 л, в количестве 1 бутылки, Ликер "Baileys" объемом 0,5 л, в количестве 1 бутылки, находящуюся на хранении в УМВД России по г. Самаре по адресу: г. Самара, ул.К.Маркса, 122-2, направить на уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством (т.1 л.д.132-138).
В апелляционной жалобе и дополнении к ней предприниматель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.3).
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя административного органа, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 25.02.2019 до 14 час. 20 мин. 04.03.2019, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 18.07.2018 в 14 час. 20 мин. сотрудниками Управления Министерства внутренних дел России по г. Самаре при проведении проверки объекта потребительского рынка по реализации алкогольной продукции индивидуального предпринимателя Ростовцева А.В., расположенного по адресу: г.Самара, ул.Гагарина, д. 16 "Б", установлен факт оборота пищевой спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта в отсутствии специального разрешения (лицензии).
Данное нарушение выразилось в хранении в помещении киоска крепкой алкогольной продукции: виски "Rowsons Reserved" крепостью 40% об объемом 0,5 л, в количестве 1 бутылки, ликер "Baileys" крепостью 17% об объемом 0,5 л, в количестве 1 бутылки.
По данному факту в отношении Ростовцева А.В. (свидетельство о постановке на учет физического лица серия 63 N 45888740 от 30.05.2018) инспектором ОИАЗ Управления МВД России по г. Самаре лейтенантом полиции Ситдиковым Р.С. составлен протокол об административном правонарушении 17 N 3295624 от 29.08.2018 по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ (т.1 л.д.8).
Указанный протокол послужил основанием для обращения Управления МВД России по г. Самаре с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно пункта 1 статьи 49 и пункта 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Данные требования, предъявляемые к юридическим лицам, распространяются и на индивидуальных предпринимателей, поскольку пунктом 3 статьи 23 ГК РФ предусмотрено применение правил Гражданского кодекса, регламентирующих деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляющих без образования юридического лица.
В соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной правовой нормой, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица и юридические лица. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.
Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171 -ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ хранение алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции подлежит лицензированию.
Запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии предусмотрен также пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
Таким образом, хранение алкогольной продукции осуществлялось предпринимателем без лицензии на право хранения алкогольной продукции, чем нарушены требования пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
В пункте 3 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ указано, что лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона, а также по каждому виду винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения.
При этом в силу пункта 1 статьи 18 данного Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи не подлежит лицензированию.
В пункте 2 (абзац последний) Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017 разъяснено, что с 30.07.2017 за хранение алкогольной продукции без лицензии индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 265-ФЗ.
Основополагающим фактом части 3 статьи 14.17 КоАП РФ является производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае факт совершения предпринимателем вменяемого ему административного правонарушения, оборот алкогольной продукции в виде хранения, его вина в совершении вменяемого правонарушения установлены судом и полностью подтверждаются протоколом об административном правонарушении, другими материалами настоящего дела.
Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя ИП Ростовцева А.В. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, т.е. оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ доказана.
Проверка административным органом проводилась в рамках полномочий административного органа и с соблюдением действующего законодательства.
Предприниматель не представил суду доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения им требований закона и опровергающих доводы заявителя, поэтому факт совершения правонарушения следует считать доказанным и заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Предприниматель, возражая против привлечения к административной ответственности, представил отзыв на заявление, в котором указал, что приобретенная алкогольная продукция, не использовалась для предпринимательской деятельности с целью дальнейшей ее реализации, а применялась в качестве сырья. В обоснование своих доводов предприниматель ссылается на письма Росалкогольрегулирования от 09.10.2018 года N Г-6251/03-04, от 24.09.2018 N у4-421/04-10, Департамента регулирования оборота алкогольной продукции г. Самара от 06.11.2018 года N 7-22/478.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку предпринимателя на указанные письма по следующим мотивам.
Согласно пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Таким образом, индивидуальный предприниматель в рамках осуществления предпринимательской деятельности не вправе закупать, поставлять, хранить, перевозить, и продавать алкогольную продукцию, в том числе с целью добавления в напитки (кофе) (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).
Согласно пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ, на которую ссылаются предприниматель и авторы представленных им писем, лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:
закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
Исходя из текста указанной правовой нормы, от лицензирования освобождается лишь закупка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в указанных целях, но не иные виды оборота алкогольной продукции, в частности, хранение. Указанная правовая норма может быть применена лишь к организации.
Исходя из пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ, лицензирование оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) для индивидуального предпринимателя вообще не предусмотрено, поскольку указанная деятельность для него запрещена.
В пункте 2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дал об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017) указывается, что осуществление лицом запрещенной для него лицензируемой деятельности с нарушением установленных правил ее ведения не препятствует квалификации данного деяния как по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), так и по статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил ее осуществления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и ни при каких обстоятельствах не могут получить лицензию на осуществление видов деятельности из числа указанных в пункте 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ.
С 30.07.2017 за хранение алкогольной продукции без лицензии индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 265-ФЗ.
Ссылка предпринимателя на судебную практику правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку она основана на иных фактических обстоятельствах, не имеющих отношения к рассматриваемому делу.
Процессуальных нарушений при привлечении предпринимателя к административной ответственности не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Наказание назначено с учетом требований положений статей 4.1, 4.3 КоАП РФ в пределах санкции, установленной части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Суд первой инстанции не установил оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность лица, уполномоченного решать дела об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения. Следовательно, применение такой характеристики правонарушения как малозначительность зависит от усмотрения лица, уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом пунктов 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Доказательства того, что совершенное ответчиком правонарушение носит исключительный характер, отсутствуют.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своей публично-правовой обязанности, заключающейся в надлежащем контроле реализуемой алкогольной продукции, целью которого является, в том числе обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей.
Допущенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения режима государственного регулирования безопасности продукции, соблюдения прав потребителей продукции и защиту жизни и здоровья граждан.
В пункте 4.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П указано, что в системе действующего правового регулирования освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не может использоваться для целей учета имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Кроме того, освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности наказания характеру административного правонарушения, противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания и не обеспечивало бы решение конституционно значимых задач законодательства об административных правонарушениях.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, характер допущенных предпринимателем нарушений императивных требований Закона N 171-ФЗ, суд первой инстанции правомерно не установил оснований для признания совершенного предпринимателем правонарушение малозначительным.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Нарушение ИП Ростовцевым А.В. требований законодательства о регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно не установил оснований для назначения наказания в виде предупреждения, считая возможным применить минимальный размер штрафа, установленный санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает основания для замены наказания на предупреждение, поскольку оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, и правонарушения в указанной сфере обладают повышенной опасностью. Осуществляя хранение и продажу алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии, предприниматель создает прямую угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Предпринимательская деятельность осуществляется ответчиком под свою ответственность. Риски и убытки от осуществления такой деятельности не могут являться основанием для назначения судом наказания, экономически более выгодного для правонарушителя, при наличии состава выявленного административного правонарушения.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно части 5 статьи 30.2 КоАП РФ, части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, как не облагаются пошлиной и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 января 2019 года по делу N А55-29146/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29146/2018
Истец: Управление Минестерства Внутренних Дел России по городу Самаре, Управление Министерства Внутренних Дел России по городу Самаре
Ответчик: ИП Ростовцев Алексей Владимирович