г. Пермь |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А50-30741/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от заявителя автономной некоммерческой организации высшего и профессионального образования "Прикамский социальный институт" (ОГРН 1025901221345, ИНН 5905020348): Грошев Л.И. по доверенности от 08.10.2018;
от заинтересованного лица Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми (ОГРН 1025900900365, ИНН 5904102830) в лице Отдела по вопросам миграции отдела полиции N 7 (дислокация Свердловский район): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя автономной некоммерческой организации высшего и профессионального образования "Прикамский социальный институт"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 января 2019 года по делу N А50-30741/2018,
принятое судьей Мещеряковой Т.И.,
по заявлению автономной некоммерческой организации высшего и профессионального образования "Прикамский социальный институт"
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми в лице Отдела по вопросам миграции отдела полиции N 7 (дислокация Свердловский район)
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Автономная некоммерческая организация высшего и профессионального образования "Прикамский социальный институт" (далее - заявитель,) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела по вопросам миграции отдела полиции N 7 (дислокация Свердловский район) Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми (далее - заинтересованное лицо, административный орган,) от 24.09.2018 N 5900718470-2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, автономная некоммерческая организация высшего и профессионального образования "Прикамский социальный институт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе указывает, что имеются основания для замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал данные доводы.
Административный орган с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в адрес Отдела по вопросам миграции отдела полиции N 6 (дислокация Ленинский район) Управления МВД России по городу Перми от автономной некоммерческой организации высшего и профессионального образования "Прикамский социальный институт" поступило уведомление исх. N 109 от 10.05.2018 о прекращении обучения гражданином Таджикистана Носировым Илохибаш Бандишоевичем (приказ об отчислении N 51 от 03.05.2018); данное уведомление направлено почтовым отправление 18.05.2018, то есть с нарушением срока, установленного абз. 8 п. 7 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В связи с чем должностным лицом административного органа в отношении автономной некоммерческой организации высшего и профессионального образования "Прикамский социальный институт" составлен протокол об административном правонарушении от 10.09.2018 N 5900718470-2; и по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 24.09.2018 N 5900718470-2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.19 КоАП РФ, с назначением наказания с учетом ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, автономная некоммерческая организация высшего и профессионального образования "Прикамский социальный институт" обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения и об отсутствии оснований для замены наказания в виде штрафа на предупреждение или для признания правонарушения малозначительным.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч 1 ст. 18.19 КоАП РФ неуведомление образовательной организацией территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства академического отпуска, о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательной организации либо о самовольном убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из образовательной организации, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, либо нарушение образовательной организацией установленного порядка подачи такого уведомления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
В абз. 8 п. 7 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором, третьем или пятом настоящего пункта, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления.
Порядок и форма подачи образовательной организацией уведомления о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), обучавшегося по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, утвержден Приказом МВД России от 24.01.2017 N 26 "Об утверждении Порядка подачи образовательной организацией уведомления о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), обучавшегося по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и формы указанного уведомления" (далее - Порядок).
В силу п. 2 указанного Порядка образовательная организация в течение трех рабочих дней с даты отчисления иностранного гражданина (лица без гражданства) обязана уведомить об этом территориальный орган МВД России на региональном уровне.
Как следует из материалов дела, приказ об отчислении гражданина Таджикистана Носирова И.Б. вынесен 03.05.2018, следовательно, в рассматриваемом случае срок для направления соответствующего уведомления - не позднее 08.05.2018. Между тем уведомление зарегистрировано в исходящей корреспонденции некоммерческой организации 10.05.2018, направлено почтовым отправлением 18.05.2018, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения был исследован административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств того, что заявителем своевременно были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
В связи с чем суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении автономная некоммерческая организация высшего и профессионального образования "Прикамский социальный институт" извещена надлежащим образом; протокол об административном правонарушении от 10.09.2018 и постановление о привлечении к административной ответственности от 24.09.2018 вынесены в присутствии лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица - ректора Никитиной И.Ф.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
В ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом в соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, административный орган снизил штраф до 250 000 рублей, то есть ниже низшего предела административного штрафа, предусмотренного в санкции ч.1 ст. 18.19 КоАП РФ. Оснований для переоценки данного вывода суд не усматривает.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о возможности замены назначенного административного штрафа на предупреждение судом отклоняются по следующим основаниям.
В ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ предусмотрено, что лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Факт принадлежности некоммерческой организации к субъектам малого предпринимательства судом не установлен.
Кроме того, характер допущенного юридическим лицом правонарушения свидетельствует о создании угрозы для безопасности государства, поскольку нарушение порядка подачи образовательным учреждением уведомления о прекращении обучения иностранных граждан на территории Российской Федерации создает угрозу их бесконтрольного перемещения по территории государства, что следует из установленных по делу обстоятельств, содержания нарушенных норм законодательства.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что правовых оснований для замены штрафа на предупреждение не имеется.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции в рассматриваемом случае также не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд не усматривает обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Заявителем автономной некоммерческой организацией высшего и профессионального образования "Прикамский социальный институт" в суд апелляционной инстанции представлено платежное поручение от 21.01.2019 N 11, подтверждающие уплату государственной пошлины в сумме 1 500 рублей. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В связи с чем заявителю подлежит возврату из федерального бюджета ошибочно уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 января 2019 года по делу N А50-30741/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации высшего и профессионального образования "Прикамский социальный институт" - без удовлетворения.
Возвратить автономной некоммерческой организации высшего и профессионального образования "Прикамский социальный институт" (ОГРН 1025901221345, ИНН 5905020348) из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению от 21.01.2019 N 11.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-30741/2018
Истец: АНО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПРИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ"
Ответчик: Отдел полиции N 7 Управления МВД России по г. Перми
Третье лицо: Начальник Отдел по вопросам миграции отдела полиции N7 управленич МВД России по г. Перми копитан полиции С.В. Азанова
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16114/18
11.01.2019 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-30741/18
07.11.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16114/18
04.10.2018 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-30741/18