Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 июля 2019 г. N Ф06-48375/19 настоящее постановление отменено
г. Самара |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А65-20301/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Сергеевой Н.В., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Узерк" - Габайдуллина Р.Р. (доверенность от 31.07.2018),
представителя акционерного общества "Булгар Банк" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Конг" Хузина М.Б. - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 марта 2019 года в помещении суда апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Узерк"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 ноября 2018 года по делу N А65-20301/2018 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению акционерного общества "Булгар Банк" (ОГРН 1021600003160, ИНН 1653017160), Ярославская область, г.Ярославль,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (ОГРН 1061684102204, ИНН 1659068482) г.Казань,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Узерк" (ОГРН 1171690086248, ИНН 1658201928), г.Казань,
ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Конг" Хузин М.Б., г.Казань,
о признании недействительной записи,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Булгар Банк" (далее - заявитель, общество, АО "Булгар Банк") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - регистрирующий орган, Межрайонная ИФНС России N 18 по Республике Татарстан) о признании недействительной записи, внесенной 26.03.2018 за государственным регистрационным номером 2181690395291 о регистрации прекращения деятельности юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Конг" (ОГРН 1161690097733, ИНН 1659171296) в связи с ликвидацией, об обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о недействительности записи за государственным регистрационным номером 2181690395291 от 26.03.2018 (т.1 л.д.5-10).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - общество с ограниченной ответственностью "Узерк", ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Конг" Хузин М.Б. (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2018 по делу N А65-20301/2018 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительной запись, внесенную 26.03.2018 Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан за государственным регистрационным номером 2181690395291 о регистрации прекращения деятельности юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Конг" (ОГРН 1161690097733, ИНН 1659171296) в связи с ликвидацией,
Обязал Межрайонную ИФНС России N 18 по Республике Татарстан внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о недействительности записи за государственным регистрационным номером 2181690395291 от 26.03.2018,
Взыскал с Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан, зарегистрированной по адресу: 420054, г.Казань, ул.Кулагина, д.1, ОГРН 1061684102204, ИНН 1659068482, дата регистрации - 25.12.2006 за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, находящихся на соответствующем счете федерального казначейства в пользу общества с ограниченной ответственностью в пользу Акционерного общества "Булгар Банк", Ярославская область, г.Ярославль (ОГРН 1021600003160, ИНН 1653017160), судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3 000 руб. (т.1 л.д.145-150).
В апелляционной жалобе регистрирующий орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.3-7).
В апелляционной жалобе ООО "Узерк" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.20-23).
АО "Булгар Банк" и ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Конг" Хузин М.Б. отзыв на апелляционные жалобы не представили.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 судебное разбирательство отложено на 04.03.2019 (т.3 л.д.75).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Сергееву Н.В.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в присутствии представителя ООО "Узерк", в отсутствие представителя иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "Узерк" поддержал свою апелляционную жалобу и апелляционную жалобу регистрирующего органа.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционных жалобах, в выступлении представителя ООО "Узерк", суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 19.05.2016 между АО "Булгар Банк" и ООО "Капитал" (ООО "Конг") заключен кредитный договор N 16/044 на сумму 50 000 000 руб.
В течение одного месяца до отзыва лицензии совершены банковские операции по погашению задолженности на общую сумму 41 300 000 руб., а именно: 23.12.2016 на сумму 29 660 000 руб., 26 12 2016 на сумму 470 000 руб., 27 12 2016 на сумму 1 288 000 руб., 27.12.2016 на сумму 9 882 000 руб.
11.12.2017 за вх. N 70174А в регистрирующий орган от Хузина Марселя Борисовича в отношении общества с ограниченной ответственностью "КОНГ" (ОГРН 1161690097733) (далее - ООО "КОНГ"), по каналам связи в электронном виде через сайт ФНС России поступили документы, предусмотренные статьей 20 Закона N129-ФЗ, на государственную регистрацию юридического лица, а именно:
- Уведомление о ликвидации юридического лица по форме N Р 15001 в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица и назначением ликвидатора, подписанное ликвидатором Хузиным Марселем Борисовичем;
- Решение N 6 единственного участника ООО "КОНГ" от 11.12.2017.
На основании данных документов и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренным пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации, на основании которого 15.12.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации с присвоением государственного регистрационного номера (ГРН): 7171690223214.
Сообщение о ликвидации ООО "КОНГ" опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 51 (665) от 27.12.2017/169.
01.03.2018 за вх. N 10811А в регистрирующий орган от Хузина Марселя Борисовича в отношении ООО "КОНГ" по каналам связи в электронном виде через сайт ФНС России поступили документы, предусмотренные статьей 20 Закона N129-ФЗ, на государственную регистрацию юридического лица, а именно:
- Уведомление о ликвидации юридического лица по форме по форме N Р 15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса, подписанное ликвидатором Хузиным Марселем Борисовичем;
- Решение N 7 единственного участника ООО "КОНГ" от 01.03.2018;
- Промежуточный ликвидационный баланс 07.03.2018.
На основании данных документов и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренным пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации, на основании которого 12.03.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации с присвоением государственного регистрационного номера (ГРН): 2181690332481.
19.03.2018 за вх. N 13954А в регистрирующий орган от Хузина Марселя Борисовича в отношении ООО "КОНГ" по каналам связи в электронном виде через сайт ФНС России поступили документы, предусмотренные статьей 21 Закона N 129-ФЗ, на государственную регистрацию юридического лица, а именно:
- Заявление о государственной регистрации юридического лица по форме N Р 16001 в связи с его ликвидацией, подписанное ликвидатором Хузиным Марселем Борисовичем.
- Решение N 9 единственного участника ООО "КОНГ" от 19.03.2018;
- Ликвидационный баланс 19.03.2018;
- Документ об оплате государственной пошлины.
26.03.2018 регистрирующим органом вынесено решение N 13954А о ликвидации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Конг", о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2181690395291.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2017 по делу А82-1190/2017 АО "Булгар банк" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
12.01.2018 конкурсный управляющий АО "Булгар Банк" обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании операций недействительными, применении последствий недействительности сделок в виде восстановления задолженности перед ООО "Конг" в размере 41300000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным решением регистрирующего органа о ликвидации ООО "Конг", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование АО "Булгар Банк" указывает, что его права нарушены, так как до рассмотрения спора по оспариванию сделок, регистрирующим органом 26.03.2018 вынесено решение N 13954А о ликвидации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Конг".
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемых действий, ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (статья 1).
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н "Об утверждении Административного регламента предоставлении Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" таким органом являются налоговые органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
При этом ликвидация может производиться в порядке, установленном статьей 63 ГК РФ или Законом о банкротстве.
В силу пунктов 1, 2 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (пункт 5 статьи 63 ГК РФ).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Следовательно, регистрационные действия по процессу ликвидации являются производными, в том числе, от принятого решения о начале процедуры ликвидации.
Таким образом, процесс ликвидации начинается с момента принятия решения о ликвидации и последующих действий, описанных выше.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пункта 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ, в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Как следует из материалов дела, Приказом Банка России от 16.01.2017 N ОД-73 у кредитной организации отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2017 по делу А82-1190/2017 АО "Булгар банк" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
11.12.2017 вх. 70174А в адрес регистрирующего органа поступили следующие документы:
- Р15001 Уведомление о принятии решения о ликвидации ЮЛ,
- Решение общего собрания о ликвидации от 11.12.2017 с назначением ликвидатора Хузина М.Б.
Решением от 15.12.2017 N 70174А внесены в ЕГРЮЛ сведения о ликвидации юридического лица с назначением ликвидатора, о чем внесена запись за ГРН 7171690223214.
Информация о ликвидации ООО "Конг" опубликована в журнале "Вестник государственной регистрации", N 51(665) Часть 1 от 27.12.2017.
Третье лицо ликвидатор Хузин М.Б. указывает на неполучение регистрирующим органом из суда судебного акта о принятии к производству искового заявления.
Данный довод судом исследован и отклонен, поскольку буквальное толкование нормы пункта 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ указывает на направление в адрес регистрирующего органа судебного акта, которым завершается производство по делу. При этом, на момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией производство по заявлению не было окончено. Кроме того, суд также отмечает участие представителя ликвидатора ООО "Конг" в судебных заседаниях по оспариванию сделки.
Данный факт не отрицается третьим лицом.
Таким образом, данное обстоятельство свидетельствует о намеренном сокрытии от АО "Булгар Банк" факта ликвидации организации.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались.
Таким образом, суд полагает, что в случае, если бы в судебном заседании представитель ликвидатора указал на процесс ликвидации, то заявитель не был бы лишен возможности обратиться в регистрирующий орган с требованием о приостановлении процедуры ликвидации.
Ликвидация юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии по выявлению его кредиторов, которая обязана принять все необходимые меры по их выявлению и уведомлению о ликвидации юридического лица (часть 1 статьи 63 ГК РФ).
В силу пунктов 5, 8 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
В нарушение этих положений, расчеты с кредиторами, а именно с АО "Булгар Банк" не были произведены и не могли быть произведены до рассмотрения судом заявления об оспаривании сделки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 13.10.20111 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Согласно пп. "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ представление документов, содержащих недостоверные сведения является основанием для отказа в государственной регистрации.
Согласно пп. "а" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Согласно пункту 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Согласно положениям пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4.1. статьи 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нормы Закона N 129-ФЗ не возлагают на регистрирующий орган обязанность проверять достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию, которая носит уведомительный характер, однако данный вывод основан на неверном толковании норм материального права. Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Порядок ликвидации юридических лиц отражен и регламентирован положениями статей 61 - 64 ГК РФ.
В соответствии со статьей 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После истечение срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В пункте 4 статьи 63 ГК РФ установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано в течении года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Таким образом, решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица является законным и обоснованным, если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.
Таким образом, ликвидатор, зная о неисполненных обязательствах и об их размере, обязан был отразить требования в промежуточном и ликвидационном балансах (т.2 л.д..11 и 16) но, получив соответствующие требования и участвуя в судебном процессе в котором к ООО "Конг" были предъявлены денежные требования Ликвидатор должен был отразить наличие в ликвидационном балансе.
В нарушение статьи 63 ГК РФ ликвидатор не предпринял разумных и достаточных мер по выявлению кредиторов, не уведомил АО "Булгар Банк" о ликвидации ООО "Конг".
Ликвидационный баланс общества, составленный без учета данных о неисполненных обязательствах, то есть без отражения действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, не может свидетельствовать об отсутствии задолженности у Общества.
Согласно положениям подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами фактически указывает на обстоятельства непредставления в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что может служить основанием для отказа в государственной регистрации с учетом положений подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Выводы суда подтверждаются единообразной практикой выработанной судами при рассмотрении аналогичных дел (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.03.2013 N 14449/12; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.01.2017 N Ф06-16007/16 по делу N А65-6615/2016).
Косвенным доказательством, указывающим на злоупотребление обществом гражданскими правами, для воспрепятствования кредиторам в своевременном заявлении требований ликвидатору, является также изменение название общества с ООО "Капитал" на ООО "Конг", зарегистрированное 05.12.2018 и практически одномоментное принятое Решение о ликвидации 11.12.2018.
В соответствии с частью 2 статьи 202 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции признал требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, не учел следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закон N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, предусмотренных данным Законом.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен в статьях 61 - 64 ГК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу пункта 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, лишь после завершения расчетов с кредиторами.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, от 05.03.2013 N 14449/12, при ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, а также ликвидационный баланс, на основании которых формируется соответствующая часть ЕГРЮЛ, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию. Установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
Таким образом, достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без выполнения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. При этом, представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган, что, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации ликвидации указанного юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Регистрирующим органом не было установлено оснований для отказа в государственной регистрации изменений, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Сообщение о ликвидации ООО "КОНГ" опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 51 (665) от 27.12.2017/169 с предложением кредиторам предоставить свои требования ликвидатору в течение двух месяцев с момента опубликования данного сообщения.
В нарушение статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено доказательств недостоверности ликвидационного баланса, а также обращения к ликвидатору с требованием об оплате задолженности в течение установленного срока после публикации сообщения о ликвидации.
В материалах делах также отсутствуют доказательства того, что ликвидатору было достоверно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором - АО "Булгар Банк", потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности.
На момент принятия оспариваемого решения регистрирующим органом, заявитель являлся истцом по иску, рассматриваемом в судебном порядке.
При этом требование о признании незаконными действий ликвидатора по составлению ликвидационного баланса не было заявлено.
Предусмотренные статьями 61 - 64 ГК РФ механизмы защиты интересов кредиторов подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий лиц, чьи права затрагиваются в связи с предстоящим включением данных в ЕГРЮЛ. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати и размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы.
Суд апелляционной инстанции считает, что процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривают необходимость обращения кредитора в срок, установленный в публикации о начале процедуры ликвидации, с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица, а при отказе в удовлетворении требования - оспаривание такого отказа в суд.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 64 ГК РФ, введенным Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и действовавшим на момент принятия оспариваемого решения о ликвидации, считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.
Как видно из материалов дела, 19.05.2016 между АО "Булгар Банк" и ООО "Капитал" (ООО "Конг") заключен кредитный договор N 16/044 на сумму 50 000 000 руб.
В течение одного месяца до отзыва лицензии совершены банковские операции по погашению задолженности на общую сумму 41 300 000 руб., а именно: 23.12.2016 на сумму 29 660 000 руб., 26 12 2016 на сумму 470 000 руб., 27 12 2016 на сумму 1 288 000 руб., 27.12.2016 на сумму 9 882 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2017 по делу А82-1190/2017 АО "Булгар банк" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
11.12.2017 за вх. N 70174А в регистрирующий орган от Хузина Марселя Борисовича в отношении общества с ограниченной ответственностью "КОНГ" (ОГРН 1161690097733) (далее - ООО "КОНГ"), по каналам связи в электронном виде через сайт ФНС России поступили документы, предусмотренные статьей 20 Закона N129-ФЗ, на государственную регистрацию юридического лица.
15.12.2017 регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации с присвоением государственного регистрационного номера (ГРН): 7171690223214.
Сообщение о ликвидации ООО "КОНГ" опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 51 (665) от 27.12.2017/169.
12.01.2018 конкурсный управляющий АО "Булгар Банк" обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании операций недействительными, применении последствий недействительности сделок в виде восстановления задолженности перед ООО "Конг" в размере 41300000 руб. (дело N А82-1190/2017).
01.03.2018 за вх. N 10811А в регистрирующий орган от Хузина Марселя Борисовича в отношении ООО "КОНГ" по каналам связи в электронном виде через сайт ФНС России поступили документы, предусмотренные статьей 20 Закона N129-ФЗ, на государственную регистрацию юридического лица.
На основании данных документов и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренным пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации, на основании которого 12.03.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о государственной регистрации с присвоением государственного регистрационного номера (ГРН): 2181690332481.
19.03.2018 за вх. N 13954А в регистрирующий орган от Хузина Марселя Борисовича в отношении ООО "КОНГ" по каналам связи в электронном виде через сайт ФНС России поступили документы, предусмотренные статьей 21 Закона N 129-ФЗ, на государственную регистрацию юридического лица.
26.03.2018 регистрирующим органом вынесено решение N 13954А о ликвидации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Конг", о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2181690395291.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 14.06.2018 по делу N А82-1190/2017 производство по делу прекращено.
Суд апелляционной инстанции установил, что не имеется оснований для признания недостоверными представленных ликвидируемым юридическим лицом в регистрирующий орган промежуточного и ликвидационного балансов.
В материалах настоящего дела не имеется объективных, допустимых и достоверных доказательств того, что регистрирующий орган обладал информацией о наличии у АО "Булгар Банк" денежных требований к обществу с ограниченной ответственностью "Конг"; на момент утверждения указанных балансов при процедуре ликвидации этого лица АО "Булгар Банк" не являлось кредитором, обратившимся к ликвидатору с заявлением о погашении требований или в суд с соответствующим иском.
Учитывая открытость информации о ликвидации юридических лиц и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ, заявитель (как и иные заинтересованные лица) имел возможность отслеживать информацию об ООО "Конг", а также представлять возражения относительно инициированного процесса ликвидации.
Суд апелляционной инстанции считает, что с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела и ввиду состоявшейся публикации информации о начале ликвидации юридического лица и вследствие отсутствия надлежащих заявлений кредитора о своих требованиях и непредъявления им требований об оспаривании ликвидационного баланса, оснований для признания ликвидационного баланса недостоверным у регистрирующего органа и суда первой инстанции не имелось.
Поскольку действующим законодательством предусмотрен специальный порядок удовлетворения требований кредиторов, который не был реализован АО "Булгар Банк", и в период утверждения промежуточного и ликвидационного балансов соответствующее требование им не было предъявлено, нарушений прав и законных интересов АО "Булгар Банк" вследствие принятия регистрирующим органом оспариваемого решения в данном случае не установлено, у суда первой инстанции имелись правовые основания для отказа в удовлетворении требований и отклонения доводов заявителя о том, что представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс содержал недостоверную информацию о размере кредиторской задолженности ООО "Конг".
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2018 по делу N А65-20301/2018 подлежит отмене, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявления АО "Булгар Банк" отказать.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на АО "Булгар Банк".
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 ноября 2018 года по делу N А65-20301/2018 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления акционерного общества "Булгар Банк" отказать.
Взыскать с акционерного общества "Булгар Банк" (ОГРН 1021600003160, ИНН 1653017160) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Узерк" (ОГРН 1171690086248, ИНН 1658201928) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20301/2018
Истец: АО "Булгар Банк", Ярославская область, г.Ярославль
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: АО к/у "Булгар Банк", ООО "Конг", г.Казань, Хузин М.Б., ООО "УЗЕРК"