Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 августа 2019 г. N Ф05-8185/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
07 марта 2019 г. |
Дело N А41-68722/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Зайналовым А.З.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Балашихинская электросеть" - Бычкова Е.А. по доверенности от 15.08.2017;
от ТСЖ "НОВОЕ ОЛЬГИНО" - Груздева М.Н. по доверенности от 25.04.2018.
от АО "Мособлэнерго", ПАО "МОЭСК" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Новое Ольгино" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2018 года по делу N А41-68722/18, принятое судьей Гришиной Т.Ю., по заявлению ЗАО "Балашихинская электросеть" (ИНН 5001003540, ОГРН 1025000513603) к ТСЖ "НОВОЕ ОЛЬГИНО" (ИНН 5012033828, ОГРН 1065012012042) о взыскании 628 126, 80 руб.,
3 лица: АО "Мособлэнерго", ПАО "МОЭСК",
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "БЭЛС" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением (с учетом удовлетворенного судом ходатайства об уменьшении суммы заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ) к ТСЖ "НОВОЕ ОЛЬГИНО" о взыскании задолженности в размере 592 278,10 руб. за период с 01.01. 2018 по 31.03.2018, неустойки в размере 50 421,67 руб. за период с 16.02.2018 по 16.10.2018, неустойки, начиная с 17.10.2018 г., начисляемой на сумму долга по день фактической оплаты задолженности в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2018 года по делу N А41-68722/18 с ТСЖ "НОВОЕ ОЛЬГИНО" в пользу ЗАО "БЭЛС" взыскана задолженность в размере 592 278,10 руб. за период с 01.01. 2018 по 31.03.2018, неустойку в размере 50 421,67 руб. за период с 16.02.2018 по 16.10.2018, неустойка начиная с 17.10.2018 г., начисляемая на сумму долга по день фактической оплаты задолженности в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ и 15 563 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ТСЖ "Новое Ольгино" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ЗАО "Балашихинская электросеть" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представители АО "Мособлэнерго", ПАО "МОЭСК", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Между ЗАО "БЭЛС" (далее - гарантирующий поставщик, ГП,) и ТСЖ "НОВОЕ ОЛЬГИНО" (далее - Абонент, ответчик) заключен договор энергоснабжения N 0631 от 10.04.2013 г. (далее - договор), по условиям которого ГП обязуется продавать абоненту через присоединенную сеть электрическую энергию (мощность) в объеме и количестве, определенном настоящим договором, урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса энергоснабжения абонента, а абонент обязуется оплачивать принятую электрическую энергию (мощность), а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей, исправность и сохранность используемых им средств измерения электрической энергии (мощности) и оборудования (п. 1.1 договора).
Порядок учета электроэнергии согласован сторонами в 3 разделе договора.
В силу п. 4.1 договора расчеты за потребленную активную энергию (мощность) производится по тарифам, установленным уполномоченным государственным органом исполнительной власти, и на условиях, предусмотренных договором, в том числе по ценам, определенным в результате свободного ценообразования в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами в сфере электроэнергии, при этом абонент производит окончательный расчет с ГП за поставленную электрическую электроэнергию (мощность) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (п. 4.5 договора).
Как указал истец, расчеты за электроэнергию осуществляются на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, при этом, приборы учета, указанные в договоре, не могут быть расценены как общедомовые, в связи с чем, ЗАО "БЭЛС" производит расчеты за электроэнергию по нормативу с применением повышающего коэффициента.
За период с января по март 2018, как указал истец, задолженность ответчика составила 592 278,10 руб. (с учетом удовлетворённого судом ходатайства).
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Спорные правоотношения подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах (статьи 309 - 328), а также специальными нормами материального права, предусмотренными статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу того, что истец в спорный период поставлял электрическую энергию в управляемые ответчиком многоквартирные дома, к правоотношениям сторон применимы нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила N 124, Положения N 442, Правила N 491,
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) (в редакции, действующей в спорный период), до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно- технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закон об энергосбережении в отношении объектов, предусмотренных частью 5 этой статьи (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона), ресурсоснабжающие организации в срок до 01.07.2013 обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно- технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок собственниками объектов (в данном случае собственниками помещений в многоквартирных домах).
Аналогичные положения содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в силу которых в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе, собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона об энергосбережении, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или посредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с подпунктами "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу пункта 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Подпункт "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Соответственно, законодателем мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Принимая во внимание, что учетный способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, безусловно, является приоритетным, расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушения сроков представления их показаний, обязанность ресурсоснабжающей организации по установке ОДНУ с последующим возмещением своих расходов за счет потребителей, установленная в пункте 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, не освобождает исполнителей коммунальных услуг, в частности, от обязанности по установке приборов учета. Обеспечение состояния внутридомовых инженерных сетей отопления на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, также является обязанностью исполнителей коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
Пунктом 81 Основных положений предусмотрено, что исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15 -го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Согласно пункту 68 Основных положений исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищностроительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, в силу своего статуса ответчик обязан приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению, использования электрической энергии на общедомовые нужды (ОДН), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "ж" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Поскольку именно на ответчика в силу вышеизложенных норм возложена обязанность по оснащению спорных МКД приборами учета электрической энергии, он несет бремя доказывания отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета электрической энергии.
Приложением N 3 к договору стороны согласовали реестр средств измерения, установленных у абонента.
Вместе с тем, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" (далее - Приказ N 627), в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 утверждены: критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу; форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу; порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
Согласно пункту 6 Приказа N 627 результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" Правила N 124 были дополнены пунктом 21(1), согласно подпункту "в" которого объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета при наличии технической возможности его установки, определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 пункт 22 Правил N 124 дополнен подпунктом "е" следующего содержания: "При наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за тепловую энергию, поставленную в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленную в многоквартирный дом по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), размер платы за поставленную тепловую энергию при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году устанавливается в размере, равном 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт".
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, применение с 30.06.2016 повышающих коэффициентов было предусмотрено по всем видам ресурсов только начиная с расчетного периода, в котором составлен акт.
Впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" была изменена редакция подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124, из которого исключено упоминание о повышающем коэффициенте, а пункт 22 был дополнен подпунктами "ж" и "е", касающимися применения повышающего коэффициента при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (подпункт "ж") и холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии (подпункт "е").
Кроме того, в отношении индивидуальных приборов учета формула, предусмотренная подпунктом а(1)) пункта 4 приложения N 2 к Правилам N 354 также указывает на неприменение повышающего коэффициента, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Подлежащий применению в отношении коллективных приборов учета электрической энергии подпункт "ж" пункта 22 Правил N 124 не содержит указания на возможность неприменения повышающего коэффициента при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, что при буквальном толковании данного положения вступает в прямое противоречие с положениями Приказа N 627, устанавливающего критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (пункт 1 Приказа N 627).
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.24, осуществляется посредством двух кабельных линий, подключенных к РТП-5020. Одна кабельная линия снабжает секцию 1 жилого дома "квартирные стояки", вторая кабельная линия снабжает секцию 2 жилого дома "квартирные стояки", "внутренне распределяющее устройство", "автоматический выключатель резерва", к которой в свою очередь подключены 2 ввода-"места общего пользования" и "лифты".
Согласно Реестру средств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.24, установлено 2 прибора учета: прибор учета тип NP545.24T-4E1RLUI N 05058693, учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) и прибор учета тип NP542.27T-4P5RLnl N 01078578, учитывающий потребление ввода "лифты".
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д. 16, осуществляется посредством двух кабельных линий, подключенных к РТП-5022. Одна кабельная линия снабжает секцию 1 жилого дома "квартирные стояки", вторая кабельная линия снабжает секцию 2 жилого дома "внутренне распределяющее устройство", к которой в свою очередь подключены 2 ввода- "места общего пользования" и "лифты".
Согласно Реестру средств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д. 16, установлено 2 прибора учета: прибор учета тип NP545.23T-4E1RLUI N 06310006, учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) и прибор учета тип NP542.24T-4P5RLnl N 06310005, учитывающий потребление ввода "лифты".
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г.о.Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д. 10, осуществляется посредством кабельных линий, подключенных к РТП-5021. Кабельная линия снабжает секцию жилого дома "квартирные стояки", другие кабельные линии снабжает секцию жилого дома "внутренне распределяющее устройство", расходящуюся на несколько вводов -"места общего пользования" и "лифты".
Согласно Реестру средств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д. 10, установлено 8 приборов учета: приборы учета тип NP545.24T-4E1RLUI N 06310008, N 06310010, N 06310012, N 06310008, N 06310014 учитывающие потребление ввода "места общего пользования" (МОП) и приборы учета тип NP542.24T-4P5RLnl N 06310007, N 06310009, N 06310011, N 06310013 учитывающий потребление ввода "лифт".
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.20, осуществляется посредством кабельных линий, подключенных к РТП-5022. Одна кабельная линия снабжает секцию 1 жилого дома "квартирные стояки", вторая кабельная линия снабжает секцию 2 жилого дома "внутренне распределяющее устройство", к которой в свою очередь подключены 2 ввода- "места общего пользования" и "лифты".
Согласно Реестру средств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.20, установлено 6 приборов учета: прибор учета тип NP545.24T-4E1RLUI N 06310016 учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) /щитовая-1/, прибор учета тип NP542.24T-4P5RLnl N 06310017, учитывающий потребление ввода "лифт" /щитовая-1/, прибор учета тип NP545.23T- 4E1RLUI N 06310018 учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) /щитовая-2/, прибор учета тип NP542.23T-4P5RLnl N 06310019, учитывающий потребление ввода "лифт" /щитовая-2/, прибор учета тип NP545.24T-4E1RLUI N 06310020 учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) /щитовая-3/, прибор учета тип NP542.24T-4P5RLnl N 06310020, учитывающий потребление ввода "лифт" /щитовая-3/, прибор учета тип NP542.24T-4P5RLnl N 06310021, учитывающий потребление ввода "лифт" /щитовая-3/.
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.12, осуществляется посредством двух кабельных линий, подключенных к РТП-5021. Одна кабельная линия снабжает секцию 1 жилого дома "квартирные стояки", вторая кабельная линия снабжает секцию 2 жилого дома "внутренне распределяющее устройство", к которой в свою очередь подключены 2 ввода- "места общего пользования" и "лифты".
Согласно Рееструсредств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.12, установлено 2 прибора учета: прибор учета тип NP545.24T-4E1RLUI N 06310024, учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) и прибор учета тип NP542.24T-4P5R.Lnl N 06310023, учитывающий потребление ввода "лифт".
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д. 14, осуществляется посредством двух кабельных линий, подключенных к РТП-5022. Одна кабельная линия снабжает секцию 1 жилого дома "квартирные стояки", вторая кабельная линия снабжает секцию 2 жилого дома "внутренне распределяющее устройство", к которой в свою очередь подключены 2 ввода- "места общего пользования" и "лифты".
Согласно Реестру средств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д. 14, установлено 2 прибора учета: прибор учета тип NP545.23T-4E1RLUI N 06310027, учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) и прибор учета тип NP542.24T-4P5RLnl N 06310026, учитывающий потребление ввода "лифты".
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.22, осуществляется посредством двух кабельных линий, подключенных к РТП-5023. Одна кабельная линия снабжает секцию 1 жилого дома "квартирные стояки", вторая кабельная линия снабжает секцию 2 жилого дома "внутренне распределяющее устройство", к которой в свою очередь подключены 2 ввода- "места общего пользования" и "лифты".
Согласно Реестру средств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.22, установлено 2 прибора учета: прибор учета тип NP545.24T-4E1RLUI N 06310030, учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) и прибор учета тип NP542.24T-4P5RLnl N 06310029, учитывающий потребление ввода "лифт".
По показаниям данных приборов учета произведен расчет стоимости потребленной электрической энергии в период до января 2018 г., что подтверждается Актом приема - передачи электрической энергии N 38696 от 31.12.2017.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, в расчетные периоды январь - март 2018 г. начисления за потребленную электрическую энергию по указанным объектам энергоснабжения правомерно производились в соответствии с пп.в) п.21(1), пп.ж п.22 Правил N 124 от 14.02.2012, в связи с отсутствием коллективных (общедомовых) приборов учета, допущенных в эксплуатацию в установленном порядке.
Факт отсутствия общедомовых приборов учета и послужил основанием для применения в спорный период расчетных годов определения объема потребленного ресурса и начислений с применением повышающего коэффициента 1,5.
Акты об отсутствии технической возможности установки приборов учета ОДНУ ответчик на рассмотрение не представил.
19 октября 2018 г. комиссией в составе: представителя территориальной сетевой организации АО "Мособлэнерго" - Маковея И.В., представителя главного эксперта отдела энергоснабжения и газификации УЖКК Администрации г.о. Балашиха - Мищенко Р.В., инженера-инспектора ЗАО "БЭЛС" - Эинса В.П., представителя ТСЖ "Новое Ольгино" - юриста Науменко О.С., а также с участием незаинтересованных лиц: Становенко М.А. и Федосова В.К. было проведено обследование МКД по адресам: Московская обл., г. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д. N N 24,16,10,20,12,14,22, по результатам которого установлено наличие технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета, что подтверждается п. п. 4,5,6,7 Акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета от 19 октября 2018 г.
Пунктом 9 Акта от 19.10.2018 г. зафиксирован факт установки приборов учета электрической энергии (мощности) на "Квартирных стояках", но не введенных в эксплуатацию и не участвующих в расчетах за поставляемую электрическую энергию (мощность), то есть не входящие в комплекс коллективного (общедомового) прибора учета.
С учетом изложенного, поскольку доказательств необоснованности применения расчетного метода и повышающих коэффициентов при определении количества потребленной в спорный период электроэнергии ответчиком не представлено, а согласованные в приложении N 3 договора приборы не отвечают выше установленным требованиям, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы основаны на неверном применении норм материального права.
Поскольку заявителем апелляционной жалобы не представлены документы опровергающие заявленные истцом требования, а также отсутствуют какие-либо иные обоснованные подтверждения погашения долга, апелляционный суд признает обоснованными выводы суда первой инстанции.
Также истец предъявил ко взысканию законную неустойку в размере 50 421,67 руб. за период с 16.02.2018 по 16.10.2018, которая правомерно взыскана судом первой инстанции на основании ст. 330 ГК РФ.
Кроме того, истцом заявлено также требование о взыскании неустойки, исчисленной по правилам ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" за период с 17.10.2018 по дату фактической оплаты долга.
Как указал ВС РФ в постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7(п.п.48,65), по смыслу статей 330, 395, 809 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки или иных процентов по день фактического исполнения обязательства.
Учитывая приведенную правовую позицию, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требования в данной части также подлежат удовлетворению.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.12.2018 года по делу N А41-68722/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-68722/2018
Истец: ЗАО "Балашихинская электросеть"
Ответчик: ТСЖ "НОВОЕ ОЛЬГИНО"