06 марта 2019 г. |
Дело N А84-1147/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 марта 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мунтян О.И., судей Баукиной Е.А. и Рыбиной С.А., при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Дьяченко М.С., при участии: от истца - Поддубная Юлия Владимировна, представитель Государственного учреждения - Севастопольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности N 18 от 28.05.2018, личность удостоверена на основании паспорта; от ответчика - Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа N47", представитель в судебное заседание не явился, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Севастопольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 августа 2018 года по делу N А84-1147/2018 (судья Архипенко А.М.) по иску Государственного учреждения - Севастопольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа N47" о взыскании излишне понесенных расходов,
установил:
Государственное учреждение - Севастопольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа N 47" о взыскании излишне понесенных расходов в сумме 65 904,94 руб., из которых: 65 291,80 руб. - выплата пособия по беременности и родам; 613,14 руб. - выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.
Определением Арбитражного суда города Севастополь от 19.04.2018 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда города Севастополь от 13.06.2018 суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначил предварительное судебное заседание.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 13 августа 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда Государственное учреждение - Севастопольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которых просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что в период, указанный в листе нетрудоспособности, выданному по беременности и родам, Афонина Я.И. не имела право на получения пособия, по беременности и родам за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что на дату назначения пособия Афонина Я.И. имела статус временно пребывающей на территории Российской Федерации.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 16 час. 00 мин., 16.10.2018.
Судебное разбирательство неоднократно откладывалось. Очередное судебное заседание назначено на 27.02.2019.
Представитель истца в судебном заседании 27.02.2019 поддержал доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить обжалуемый судебный акт отменить.
Ответчик в судебное заседание 27.02.2019 явку уполномоченного представителя не обеспечил, уведомлен надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, коллегия посчитала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося представителя ответчика, по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ГБОУ "СОШ N 47" состоит на учете в качестве страхователя в Отделении ФСС.
В декабре 2016 года страхователем направлялись электронные реестры сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию гражданке Украины Афониной Яне Ивановне, в том числе: пособия по беременности и родам (140 дней) по листку нетрудоспособности N 199542347896 за период с 10.02.2017 по 29.06.2017; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
На основании предоставленных страхователем сведений Афониной Я.И. были назначены и в установленные действующим законодательством Российской Федерации сроки перечислены на ее лицевой счет государственные пособия на общую сумму 65 904,94 рублей (платежные поручения от 02.03.2017), в том числе: 65 291,80 рублей по беременности и родам; 613,14 рублей единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.
Вместе с тем истцом установлено, что по состоянию на февраль месяц 2017 года Афонина Я.И. имела статус временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина, а поэтому, по выводам Отделения ФСС, не имела права на получение пособия по беременности и родам за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В связи с чем, письмами от 18.05.2017 Отделение ФСС обратилось к Афониной Я.И. и к ГБОУ "СОШ N 47" с требованием о возврате излишне выплаченных сумм.
Обстоятельства отсутствия поступления на счет Отделения ФСС суммы переплаты страхового обеспечения в размере 65 904,94 рублей и послужили основанием для обращения истца с иском в суд
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что поскольку по состоянию на февраль месяц 2017 года гражданка Украины Афонина Я.И. временно пребывала на территории Российской Федерации, то в соответствии с частью 4.1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ, статьей 1 Закона N 81-ФЗ и пунктом 3 Порядка она не имела права на получение установленных Законом N 81-ФЗ государственных пособий (в том числе пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности). Истцом не доказана недобросовестность в действиях ответчика при предоставлении им сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующих видов государственного пособия, правовые основания для возложения на ГБОУ "СОШ N 47" ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и пунктом 16 Положения.
Коллегия судей не может согласиться данным выводами исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - ФЗ N 255), обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (ред. от 11.12.2017) "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - положение N294) г.Севастополь участвует в реализации пилотного проекта,предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования России (далее - ФСС).
В соответствии с пунктом 2 Положения N 294 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается ФСС.
Согласно п.2 и 3 Положения N 294 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в п.2 данного Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия.
Выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (п.9 Положения N 294).
Согласно части 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 данной статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не начислялись.
Согласно представленным 27.02.2017 Государственным бюджетным образовательным учреждением г.Севастополя "Средняя общеобразовательная школа N 47" в Государственное учреждение - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по электронным каналам связи документам (реестрам) представлены ненадлежащие сведения о том, что Афонина Яна Ивановна является резидентом.
Согласно ч.4.1 ст. 2 ФЗ N 255 Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.
Учитывая вышеизложенное, иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории России, кроме высококвалифицированных специалистов, включены в состав застрахованных лиц (ст. 2 Закона N 255-ФЗ). Иностранцы и лица без гражданства, которые имеют разрешения на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, получают страховое обеспечение от ФСС России наравне с российскими гражданами. Однако в отношении временно пребывающих пунктом 4.1, который дополнительно внесен в статью 2 Закона N 255-ФЗ, установлены ограничения по виду пособий, на которые они вправе рассчитывать. Из всех видов страхового обеспечения имеют право лишь на пособие по временной нетрудоспособности. Такое пособие работодатели должны назначать и выплачивать по общим правилам, но при условии, что взносы в ФСС России за такого работника перечислялись за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступила временная нетрудоспособность.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115 ФЗ) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временно проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин -лицо, получившее вид на жительство.
Для законного пребывания или проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации у него должны быть соответствующие документы, получаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Для временного проживания на территории Российской Федерации иностранный гражданин обязан иметь разрешение на временное проживание.
Таким образом, иностранные граждане, получившие статус беженца или временное убежище в Российской Федерации, в соответствии с правовым положением являются временно пребывающими в России, а с момента получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации приобретают правовое положение временно проживающих в Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции о том, что ответчиком были предоставлены документы, подтверждающие статус Афониной Я.И. как временно пребывающей на территории Российской Федерации не соответствует действительности, поскольку изначально ответчик предоставил сведения в электронном варианте и указал, что Афонина Я.И. является резидентом Российской Федерации, и только в колонке типа документа указал паспорт иностранного гражданина, что и послужило основанием для указанной переплаты пособия.
В силу статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, а в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (статья 15 ГК РФ).
На основании пункта 4 (2) Положения страхователь в 3-дневный срок направляет в территориальный орган Фонда уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения с ним трудовых отношений, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти его ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия. Форма такого уведомления утверждается Фондом.
Согласно пункту 16 Положения за недостоверность сведений, влияющих на исчисление размера пособия, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выводы суда о том, что убытки фонда возникли из-за неисполнения им своих обязанностей является несостоятельным, поскольку осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за представление сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176 по делу N А45-8083/2014.
Поскольку материалами дела подтвержден факт представления недостоверных сведения страхователем в филиал Фонда сведений о том, что Афонина Я.И. является резидентом, что повлекло излишнюю выплату данному лицу пособия по временной нетрудоспособности в сумме 65904,94 руб., коллегия судей признает данную сумму убытками, понесенными истцом.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда первой инстанции принято незаконно и необоснованно, с несоответствием выводов изложенных в решении, обстоятельствам дела с не доказанностью имеющих значения для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, что является согласно пункту 2, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения полностью согласно пункта 2 статьи 269 АПК РФ и принятия нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, -
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 августа 2018 года по делу N А84-1147/2018 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа N 47" в пользу Государственного учреждения - Севастопольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации излишне понесенные расходы в размере 65904,94 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 АПК РФ.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1147/2018
Истец: ГУ - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Севастополя "Средняя общеобразовательная школа N 47"