Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июня 2019 г. N Ф08-3338/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
10 марта 2019 г. |
дело N А32-17621/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от истца: представитель Куряева Е.М., паспорт, по доверенности от 14.01.2019 (до перерыва);
от ответчика: ген. директор Сухинин Г.М., паспорт (до перерыва); представитель Баласанян С.А., паспорт, по доверенности от 26.02.2018 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭО-10"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.11.2018 по делу N А32-17621/2018 (судья Григорьева Ю.С.)
по иску муниципального унитарного предприятия "Сочитеплоэнерго" (ИНН 2320033802, ОГРН 1022302953947)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭО-10" (ИНН 2320141212, ОГРН 1062320040166)
о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Сочитеплоэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭО-10" (далее - ответчик) о взыскании 853 924 руб. 30 коп. задолженности за тепловую энергию, отпущенную в январе - марте 2017 г. включительно в целях содержания общего имущества многоквартирного дома сверх установленного норматива, 126 172 руб. 14 коп. пени, начисленной за период с 06.07.2017 по 07.05.2018 включительно, а также неустойку на сумму долга, начисленную с 08.05.2018 по день фактической уплаты задолженности, начисленную в порядке, предусмотренном п. 9.3 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ.
Решением от 14.11.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 14.11.2018, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом не дана правовая оценка действиям ресурсоснабжающей организации (далее - РСО) по заключению договора между ответчиком и истцом. Договор теплоснабжения N 2436 (на поставку тепловой энергии и теплоносителя в целях содержания общего имущества многоквартирного дома) (далее - договор), на который ссылался истец, не заключен. В материалах дела отсутствовали подписанные между собственниками помещений МКД и истцом акты приема-передачи, подтверждающие передачу ОДПУ собственникам, а также решения общего собрания собственников помещений МКД о включении ОДПУ в состав общего имущества. Приборы учета не были приняты ответчиком на обслуживание в силу того, что истец не передал приборы учета. Судом также не было учтено то, что истцом в расчетах при определении объема горячей воды в расчет взята вся площадь мест общего пользования многоквартирного дома (далее МКД). Судом не было рассмотрено ходатайство об отложении дела, в связи с чем ответчик не смог предоставить дополнения в обоснование своей позиции.
От истца в материалы дела поступило письменное ходатайство в порядке ст. 49 АПК РФ об отказе от исковых требований в части взыскания с ответчика основного долга в размере 70 653,78 руб. и взыскания пени в размере 10 439,48 руб. (откорректирован в сторону уменьшения расчет по представленным справкам БТИ за счет исключения чердаков, мест общего пользования и др., а также снятие начислений по дому N 59 по ул. Санаторной, г. Сочи) с приложением дополнительных документов, которые судом апелляционной инстанции рассмотрены и приобщены к материалам дела.
Представители ответчика высказали возражения относительно представленных уточнений исковых требований по основаниям, изложенным в представленном письменном отзыве на заявление о частичном отказе от исковых требований, который рассмотрено и приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Представитель истца поддержал ходатайство о частичном отказе от исковых требований. Просил принять уточнения требований в части взыскания задолженности и пени, а именно: просил взыскать задолженность за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 в размере 783 270,52 руб.; пеню - за период с 06.07.2017 г. по 07.05.2018 в размере 115 732,66 руб.; пеню, в соответствии с п. 9.3. ст. 15 ФЗ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" начислять на сумму 783 270,52 руб. начиная с 08.05.2018 по день фактической оплаты долга, а также расходы на оплату государственной пошлины.
Представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Поддержали доводы, изложенным в представленном письменном отзыве на заявление о частичном отказе от исковых требований.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 04 марта 2019 года до 15 час. 10 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От истца в материалы дела поступили письменные пояснения на апелляционную жалобу, который судом апелляционной инстанции рассмотрен и приобщен к материалам дела.
От ответчика в материалы дела поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе (контррасчет), которые судом апелляционной инстанции рассмотрены и приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет поставку горячей воды в МКД, расположенные в г. Сочи Краснодарского края, по следующим адресам: ул. Виноградная, 150, Гранатная, 16, Донская, 102, 15а, 17, 17а, 19, 296, пер. Донской, 20, Надежная, 16, Пасечная, 18, Рязанская, 12, Санаторная, 21, пер. Строительный, 1,11, 2,5,8, Тимирязева, 32/3, Чехова, 33, 35.
Согласно сведениям с официального интернет-сайта "Реформа ЖКХ" и интернет-сайта государственной жилищной инспекции Краснодарского края ответчик является управляющей компанией указанных МКД.
Ответчик оплату за поставленную горячую воду, потребленную на общедомовые нужды за период с января по март 2017 г., не произвел, в связи с чем, за ним образовалась задолженность.
Согласно п. 72 Основных положений и п. 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с п. 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии/потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 ст. 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с п. 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых; в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с ч. 11 ст. 12 Федерального закона N 176-ФЗ, начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании п. 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, при наличии в многоквартирном доме управляющей организации, соответствующие расходы возлагаются на данную организацию даже при наличии прямых договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией.
Кроме того, согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных п. 21 (1) настоящих Правил.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией в случаях, установленных в п. 21.1 Правил N 214 исходит из положений ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 ст. 157 ЖК РФ, договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией. Аналогичный вывод содержится в п. 4 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 N 26361-02/04.
Из вышеизложенного следует как обязанность ответчика заключить соответствующий договор ресурсоснабжения в целях предоставления гражданам коммунального ресурса на содержание общего имущества, так и прямая обязанность приобретать у ресурсоснабжающих организаций и оплачивать коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается осуществление управления спорными многоквартирными домами ответчиком.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 9 п. 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее.
Если управляющая организация не заключила договор на поставку тепловой энергии и теплоносителя на ОДН с гарантирующим поставщиком, для возложения на нее обязанности по оплате полученного на ОДН ресурса необходимо установить, приступила ли она фактически к управлению общим имуществом МКД и не являются ли возникшие между управляющей организацией и РСО отношения согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ фактически сложившимися договорными отношениями по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Гарантирующий поставщик (как РСО) вправе получить плату за фактически переданный в МКД объем горячей воды.
Из вышеуказанного следует, что между истцом и ответчиком фактически сложились отношения по поставке горячей воды при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, обязанность по оплате потребленного ресурса возложена на ответчика в силу прямого указания закона.
Наличие прямых договоров между собственниками помещений и истцом не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него законом обязательств по оплате горячей воды, потребленной на общедомовые нужды.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. ст. 309, 310 ГК РФ).
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт и объем оказанных истцом за период фактического потребления январь- март 2017 года услуг и факт ненадлежащего исполнения обязательства ответчиком по своевременной оплате потребленного ресурса на момент рассмотрения спора подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Довод общества о том, что истцом неверно произведен расчет объема поставленной тепловой энергии и теплоносителя для ГВС, отклонен судом по следующим основаниям.
Из статьи 539 ГК РФ следует, что обязанность по обеспечению учета потребления энергии лежит на абоненте.
Ответчиком не представлены доказательства того, что содержащиеся в представленных истцом ведомостях снятия показаний приборов учета и счетах-фактурах сведения о количестве потребленной спорными МКД тепловой энергии и теплоносителя для ГВС являются недостоверными.
Довод ответчика о том, что истцом немотивированно приняты показания "0" также отклонен судом, поскольку потребитель вправе передавать показания установленных ИПУ любым удобным ему способом. Потребители, предоставляя показания ИПУ, тем самым подтверждают свой расход ГВС или его отсутствие.
Общество не представило доказательств иного и документально свои доводы не подтвердило.
Истцом были предоставлены ведомости начисления индивидуального потребления поквартирно с объемом потребления по ИПУ (с указанием начальных и конечных показаний ИПУ) и нормативным объемам по квартирам без ИПУ. По всем лицевым счетам, где объем потребления составил "0" м3 -даны пояснения. В графе "Показания" с приложением подтверждающих документов: ведомости начисления индивидуального потребления поквартирно, сводный отчет лицевых счетов с адресами, копии актов проверок по отключенным абонентам, копии страниц программы начисления ГВС и отопления по МКД.
На основании части 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Исходя из системного толкования ст. 162 ЖК РФ, п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416, пп. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей организацией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями. (Определение ВС РФ N 310-ЭС15-912 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
В отсутствие утвержденного норматива на подогрев воды, к применению подлежат показания общедомовых приборов учета, что соответствует ст. ст. 539, 544 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ. С учетом того, что норматив на подогрев воды в Краснодарском крае утвержден с 01.06.2017 Приказом РЭК - ДЦиТ Краснодарский край от 18.05.2017 N 2/2017-нп, расчет представленный истцом является верным и соответствует действующему законодательству. Норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не может рассматриваться как исключение применения до указанной в нем даты ранее установленных нормативов.
Представлений истцом расчет произведен с учетом позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Определениях от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 20.03.2018 N 305-ЭС17-20562 и в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017).
Управляющей организацией предоставлены справки БТИ по МКД находящихся на управлении с изменениями в площадях МОП в МКД, в связи, с чем МУП "СТЭ" произведен перерасчет размера платы за коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах ответчика в связи с чем в апелляционной инстанции заявлен частичный отказ от иска.
В соответствии п. 5 ст. 9 ФЗ N 190 от 27.07.2010 г. "О теплоснабжении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно Приказа РЭК ДЦиТ от 15.12.2016 N 80/2016-т "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2015 N 58/2015-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду": компонент на холодную воду ООО "Сочиводоканал" (тепловой носитель): с 01.01.2017 по 30.06.2017-28,58 руб. /м3 без НДС.; компонент на тепловую энергию нагрева: с 01.01.2017 по 30.06.2017-2688,33 руб. /Гкал без НДС.
Норматив потребления горячего водоснабжения в жилых помещениях с 01.07.2016 на основании Приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 г. N 2/2012 - нп (в ред. от 19.05.2014 N 2/2014-нп; от 01.07.2016 N 1/2016-нп.) составляет - 2,65 м3 на 1 человека.
С 01.07.2016 на основании Приказа Региональной Энергетической Комиссии- Департамента Цен и Тарифов Краснодарского Края от 01.07.2016 N 1/2016-нп. утвержден норматив потребления горячего водоснабжения на общедомовые нужды, в размере 0,03 куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества дома.
Норматив на содержание общего имущества регулируется следующими положениями 354 Правил:
В соответствии с требованиями п. 40 Правил N 354, потребитель коммунальных услуг (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за услугу горячего водоснабжения, предоставленную потребителю в жилом помещении, и плату за горячее водоснабжение, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с новой редакцией п. 44 N 354, распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на СОИ за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на СОИ, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Объем нормативных СОИ, определенный по формуле 15 Правил N 354, согласно общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД и норматива СОИ.
При определении приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной (горячей) воды, предоставленной на СОИ за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
В силу п. 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее по тексту -Правила N 124) при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии.
Жилищное законодательство Российской Федерации предусматривает производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Если следовать позиции вышеуказанного Верховного Суда РФ, то теряется смысл Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", нормы которого имеют императивный характер и обязывают ресурсоснабжающую организацию после 01.07.2012 года совершить действия по установке общедомовых приборов учета, если собственниками жилых помещений этого не было сделано ранее.
Оспаривая представленные истцом сведения об объемах горячей воды, ответчик не представил суду доказательств иных достоверных объемов потребления горячей воды.
Поскольку ответчик не представил иные достоверные данные об объемах потребления горячей воды в спорный период, постольку основания для вывода о недостоверности сведений, у суда отсутствуют.
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества дома и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2.3 статьи 161 Кодекса).
По смыслу части 10 статьи 162 ЖК РФ техническая документация хранится в управляющей организации.
В силу пункта 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирные дома и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общего имущества.
Таким образом, именно ответчик, являясь управляющей организацией, обязан иметь техническую документацию на каждый дом и поддерживать их в актуальном состоянии, то есть учитывать динамику изменения.
Техническая документация, опровергающая расчет истца, в материалах дела отсутствует и ответчиком не представлена.
Представленный ответчиком контррасчет документально не подтвержден и произведен исходя из отсутствия общедомовых приборов учета.
Довод ответчика о том, что общедомовые приборы учета не приняты в состав общего имущества и не являются коммерческими, отклонен судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса РФ, с пунктом 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу п. 5. "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом собственников с момента их установки.
Приборы учета, необходимые для расчета потребленной тепловой энергии, став конструктивным элементом инженерного оборудования многоэтажного дома, утратили свойства самостоятельного объекта права собственности.
С учетом изложенного общедомовые приборы учета с момента установки являются общей собственностью собственников помещений многоквартирного дома.
Принятие ОДПУ собственниками МКД к коммерческому учету подтверждается отчетом о начисленных и оплаченных суммах за установку ОДПУ, по МКД находящихся на управлении ответчика, представленным истцом в материалы дела.
Истцом представлены в материалы дела технические паспорта на общедомовые приборы учета с действующей поверкой в спорный период и на момент вынесения данного решения.
Истцом представлены в материалы дела акты допуска в эксплуатацию узла учета ГВС у потребителя по спорным адресам.
Поскольку в управляемых ответчиком домах имеется внутридомовая система ГВС, подключенная к централизованным сетям истца, есть СОИ (тепловая энергия и теплоноситель на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома).
Истцом приведен подробный расчет предъявленных за соответствующий период сумм, с разбивкой по каждому МКД.
Между тем, каких-либо обоснованных возражений относительно предъявленных сумм ответчиком не заявлено, соответствующих доказательств не представлено.
Поскольку ответчиком доказательств оплаты задолженности за потребленную горячую воду в спорный период в размере 783270 руб. 52 коп., не представлено, указанная сумма взыскана судом с общества в пользу предприятия.
В силу ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
На основании ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу п. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016 года Верховный Суд Российской Федерации указал, что ст. 25 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов. Согласно указанным нормам размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму.
В соответствии с Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 11 декабря 2015 года N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" размер ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату (с 26 марта 2018 года - 7,25%).
На основании изложенного, исковые требования удовлетворены судом первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции истец заявил частичный отказ от исковых требований в части взыскания с ответчика основного долга в размере 70 653,78 руб. и взыскания пени в размере 10 439,48 руб.
Истец просил взыскать с ответчика задолженность за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 в размере 783 270,52 руб.; пени за период с 06.07.2017 по 07.05.2018 в размере 115 732,66 руб.; пени, в соответствии с п. 9.3. ст. 15 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" начислять на сумму 783 270,52 руб. начиная с 08.05.2018 по день фактической оплаты долга, а также расходы на оплату государственной пошлины.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу. В силу пункта 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одновременно с прекращением производства по делу подлежит отмене принятый судом первой инстанции по существу спора судебный акт.
Отказ истца от иска в заявленной части не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права других лиц, подписан уполномоченным представителем (директор Вигорадов Е.Е., действующий на основании Устава).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает возможным принять частичный отказ истца от иска в части взыскания с ответчика основного долга в размере 70 653,78 руб. и взыскания пени в размере 10 439,48 руб. и прекратить производство по делу в указанной части.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ муниципального унитарного предприятия "Сочитеплоэнерго" (ИНН 2320033802, ОГРН 1022302953947) от иска в части взыскания задолженности в размере 70653 руб. 78 коп., а также пени в размере 10439 руб. 48 коп., решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2018 по делу N А32-17621/2018 в указанной части отменить, производство по делу прекратить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭО-10" (ИНН 2320141212, ОГРН 1062320040166) в пользу муниципального унитарного предприятия "Сочитеплоэнерго" (ИНН 2320033802, ОГРН 1022302953947) задолженность в размере 783270 руб. 52 коп., неустойку за период с 06.07.2017 по 07.05.2018 в размере 115732 руб. 66 коп., а также неустойку по п.9.3 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ на сумму долга 783270 руб. 52 коп., начисленную с 08.05.2018 по день фактической уплаты задолженности, в также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 20755 руб.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Сочитеплоэнерго" (ИНН 2320033802, ОГРН 1022302953947) из федерального бюджета государственную пошлины в размере 1847 руб., уплаченную по платежному поручению N 3726 от 08.05.2018.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17621/2018
Истец: МУП "Сочитеплоэнерго", МУП г. Сочи Сочитеплоэнерго
Ответчик: ООО "Управляющая компания "РЭО-10", ООО УК РЭО-10