Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 июля 2019 г. N Ф05-8994/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
11 марта 2019 г. |
Дело N А41-84444/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Пивоваровой Л.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "Орион" (ИНН 5075027048, ОГРН 1145075033157) - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 7727270299) Аникеева А.И. представитель по доверенности от 25.12.18 г.;;
от Министерства имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814, ОГРН 1025005245055) )- представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (ОГРН 1027700546510, ИНН 7707018904)- представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации Рузского городского округа Московской области- представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2018 года по делу N А41-84444/18, принятое судьей Кузьминой О.А.,
по заявлению ООО "Орион" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, третьи лица Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Администрация Рузского городского округа Московской области о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - ООО "Орион") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) с требованиями Признать недействительными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 12.11.2018 N МО-18/РКФ-522506 и N МО-18/РКФ-522507 об отказе в учете изменений объекта недвижимости. - Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить кадастровый учет изменений в сведениях о категории земельных участков с кадастровым номером 50:19:0000000:23778 и 50:19:0000000:23820 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Администрация Рузского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2018 года по делу N А41-84444/18, признано недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 12.11.2018 NМО-18/РКФ-522506 об отказе в учете изменений объекта недвижимости. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить кадастровый учет изменений в сведениях о категории земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23778 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов". В остальной части заявленных требований отказано (л.д. 43-44).
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционных жалоб в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца и третьих лиц извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд арбитражный апелляционный суд находит апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как усматривается из материалов Обществу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23778 общей площадью 47 944 кв.м, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Обществу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23820 общей площадью 46 027 кв.м, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
07.08.2018 г. общество обратилось в адрес управления с заявлением об установлении "земли населенных пунктов" в качестве категории земель. 12.11.2018 г. управлением вынесены решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости: - N МО-18/РКФ-522506 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23778;
- N МО-18/РКФ-522507 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23820. Считая отказы незаконными и нарушающими права и законные интересы общества, оно обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, признал требования обоснованными в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23778.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области указывает на то, что заявителем не представлен генеральный план Рузского городского округа
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждаю проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); - иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативноправового регулирования: 1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление); 2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте (ч. 2 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте (ч. 3 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. п. 5, 7 ст. 26 закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 закона N 218-ФЗ).
Из материалов дела следует, что кадастровый учет не осуществлен по причине отсутствия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к определенной категории земель.
Непредставление такого документ в срок приостановления осуществления кадастрового учета послужило основанием для вынесения уведомления об отказе. Таким образом, фактически заявление общества было рассмотрено.
При таких обстоятельствах требование о признании незаконным уведомления о приостановлении кадастрового учета не приведет к восстановлению нарушенного права. При наличии решения об отказе в государственном учете в рассматриваемом случае установленные по делу обстоятельства исключают возложение на Управление Росреестра по Московской области обязанности совершить какие-либо действия, в том числе обязанности осуществить кадастровый учет.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план поселения содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа. Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25.01.2013 N 55/290 утвержден генеральный план сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области, решение опубликовано в установленном порядке.
Вместе с тем, в границы данного поселения входит лишь земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23778, что подтверждается: - заключением кадастрового инженера N 22-Э/2018 Чеснокова И.В. (т. 1, л.д. 91); - сведениями из публичной кадастровой карты (т. 1, л.л. 95); - схемой расположения земельного участка, подготовленной кадастровым инженером Кузоваткиным А.А. (т. 1, л.. 137).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23820 суд отмечает следующее. Из заключения кадастрового инженера N 16-Э/2018 Чеснокова И.В. следует, что участок не входит в состав земель поселений Старорузское муниципального района (т. 1, л.д. 114).
Из заключения Главархитектуры МО также усматривается, что участок расположен вне границ населенных пунктов и находится в двух функциональных зонах: зона лесов и зона объектов сельскохозяйственного производства (т. 1, л.д. 138).
При рассмотрении дела судом первой инстанции суд предложил лицам, участвующим в деле, обратиться к суду с ходатайством о проведении судебной экспертизы.
Данным правом стороны не воспользовались.
Заключения кадастрового инженера в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 АПК РФ признаны арбитражным судом надлежащим доказательством и оценены в совокупности с иными доказательствами.
Заключения основаны на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Выводы кадастрового инженера в ходе судебного разбирательства не оспорены. Следовательно, материалами дела подтверждено вхождение в границы населенных пунктов одного из спорных участков - с кадастровым номером 50:19:0000000:23778.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что Управление Росреестра по Московской области не имело законных оснований для отказа в удовлетворении заявления общества о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23778 в части указания его категории "земли населенных пунктов". Данное требование обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23820 у Управления Росреестра по Московской области отсутствовали основания для установления категории "земли населенных пунктов", в связи с чем в удовлетворении данного требования обоснованно отказано..
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах отклоняются по следующим основаниям.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующею муниципального образования.
Согласно ст. 8. Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Таким образом, согласно действующему законодательству генеральный план поселения, утверждающий, изменяющий границы населенных пунктов, является достаточным основанием для изменения категории земельного участка, если данный земельный участок включен в границы населенного пункта. Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 06.08.2015 N 309-КП 5-8555, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 09.09.2016 N Ф05-12757/2016 по делу N А41-374/16. Решением Совета Депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25.01.2013 N 55/290 утвержден Генеральный плана сельского поселения Старорузское.
Решением Совета Депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 15.08.2013 N 66/334 внесены изменения в решение Совета Депутатов сельского поселения Старорузское от 25.01.2013 N55/290 "Об утверждении Генерального плана сельского поселения Старорузское". Указанные нормативные акты были приложены к заявлению Общества, поданному в Управление, что подтверждается распиской в получении документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав от 30.07.2018.
Генеральный план Рузского городского округа Московской области до настоящего времени не утвержден и в Совет депутатов Рузского городского округа на утверждение не поступал, что подтверждается письмом председателя Совета депутатов Рузского городского округа МО от 11.02.2019 г. исх.N 537 (приложен к отзыву). Действующие генеральные планы не отменены и в материалы дела доказательства обратному не представлено со стороны Управления Росреестра по МО.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционных жалобах, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителями апелляционных жалоб положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2018 года по делу N А41-84444/18 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.