г. Санкт-Петербург |
|
14 марта 2019 г. |
Дело N А26-3566/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Смирнова Н.В.
при участии:
от истца: Самакка Н.Э. (доверенность от 05.02.2019), Варфоломеев М.А. (доверенность от 19.02.2019)
от ответчика: Чижов А.А. (доверенность от 11.01.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-965/2019) общества с ограниченной ответственностью "Фрегат" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.12.2018 по делу N А26-3566/2018 (судья Ильющенко О.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Фрегат"
к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия
о внесении изменений в договор аренды лесного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фрегат" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском ( уточненный в порядке статьи 49 АПК РФ) к министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - министерство) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 15.03.2010 N 138-з.
Решением от 14.12.2018 иск удовлетворен частично. Внесены изменения в приложение N 3 к договору, в части изменений коэффициента превышения отказано.
Не согласившись с решением, истец обратился с апелляционной жалобой об его отмене в части неудовлетворенных требований.
В судебном заседании представитель истца доводы жалобы поддержал, представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Между министерством (арендодатель) и ООО "Фрегат" (арендатор) путем переоформления договора аренды участка лесного фонда от 15.11.2004 N 15, заключенного по результатам лесного конкурса (протокол о результатах лесного конкурса N 65 от 20.08.2004), заключен договор от 15.03.2010 N 138-з аренды лесного участка площадью 15 003 га, расположенного на территории Костомукшского лесничества. Пунктом 7.1 договора установлен срок его действия с момента государственной регистрации и по 31.12.2024. Договор зарегистрирован в установленном порядке 26.03.2010 за номером 10-10-04/001/2010-258.
ООО "Фрегат" обратилось в министерство с заявлениями об изменении условий договора аренды от 15.03.2010 N 138-з в связи с уменьшением площади арендуемого участка, уменьшением объема разрешенного использования лесов, увеличением объема выборочных рубок и внесением изменений в Проект освоения лесов (письма от 05.06.2016 N 108, от 16.09.2016 N 252).
Министерство сообщило арендатору, что в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, может быть изменен только по решению суда, а также указало на отсутствие оснований для уменьшения повышающего конкурсного коэффициента (письма от 18.10.2016 N 2.3-21/9907, от 26.10.2016 N 2.3-21/10226).
В иске истец указывает, что в период аренды лесного участка решением суда из оборота были изъяты лесные кварталы N 112 и N 125, в результате чего площадь лесного участка уменьшилась до 13 159 га; общий годовой объем древесины, разрешенный к вырубке, уменьшился с 16,2 тыс.м3 до 12,5 тыс.м3, в том числе объем сплошных рубок уменьшился на 6,1 тыс.м3, а выборочных рубок увеличился на 2,4 тыс.м3; площадь эксплуатационных лесов уменьшилась на 3 447 га, защитных - увеличилась на 1603 га; в Проект освоения лесов внесены соответствующие изменения.
В уточненной редакции заявления истец просит внести изменения в пункты 1.2, 1.3 договора от 15.03.2010 N 138-з, приложения N 2, N 3 к договору от 15.03.2010 N 138-з, содержащие сведения о количественных и качественных характеристиках лесного участка, изложив их в редакции истца, а также в пункт 2.1 договора в части повышающего коэффициента, установив его в размере 1,4.
В отзыве и пояснениях министерство подтверждает существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка, арендуемого ООО "Фрегат", ссылается на отсутствие возражений в отношении изменения приложений N 2, N 3 к договору, пунктов 1.2, 1.3 договора в редакции, предложенной истцом. С требованием не согласно в части изменения повышающего коэффициента 2,64, предусмотренного пунктом 2.1 договора, по тем основаниям, что данный коэффициент установлен по результатам лесного конкурса, был предложен истцом, как участником конкурса; считает, что правовые основания для изменения данного коэффициента отсутствуют.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Спор между сторонами заключается относительно возможности изменения коэффициента, установленного пунктом 2.1 договора. Согласно пункту 2.1 договора N 138-з в редакции дополнительного соглашения от 23.01.2012 размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного настоящим договором годового объема заготовки древесины на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и повышающего конкурсного коэффициента 2,64, установленного по результатам лесного конкурса.
Рассматриваемый договор заключен путем переоформления договора аренды участка лесного фонда от 15.11.2004 N 15, заключенного по результатам лесного конкурса.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ). Данный порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012.
В силу пункта 3 Порядка заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что в заявлении о переоформлении указываются следующие сведения: а) полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, юридический адрес и местонахождение, банковские реквизиты - для юридического лица; б) местоположение и площадь участка лесного фонда, которым осуществляется пользование; в) данные о договоре аренды участка лесного фонда или договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, на основании которого осуществляется пользование участком лесного фонда.
К заявлению о переоформлении прилагаются: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица - или удостоверенная в установленном порядке копия выписки (пункт 5 Порядка).
Порядок содержит закрытый перечень документов, обязательных к предоставлению, предоставление иных документов не требуется.
Согласно пункту 6 Порядка срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения.
В соответствии с пунктом 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда.
При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением от 22.05.2007 N 310, пунктом 11 Порядка.
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса (в редакции на 01.07.2007) приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Как следует из приведенных норм права, учитывая невозможность прекращения лесопользования по договорам, заключенным на длительный срок, процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам Лесного кодекса 1997, в соответствие с новым Лесным кодексом.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Таким образом, при переоформлении договора в связи с вступлением в силу Лесного кодекса условие о названном коэффициенте было правомерно воспроизведено в договоре аренды от 15.03.2010 N 138-з.
В пункте 18 Постановления от 17.11.2011 N 73 указано, что размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер этой платы определяется по результатам проведения торгов.
В силу изложенного спорный коэффициент является элементом платы, установленным по результатам торгов; пункт 2.1 договора аренды от 15.03.2010 N 138-з, в котором приведен данный коэффициент для расчета арендной платы, соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса, статье 4 Закона N 201-ФЗ, статьям 73, 74 Лесного кодекса, пунктам 3-10 Порядка, поэтому оснований для его изменений не имеется.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.12.2018 по делу N А26-3566/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3566/2018
Истец: ООО "Фрегат"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия