Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 11 июня 2019 г. N Ф10-1961/19 настоящее постановление отменено
г. Воронеж |
|
11 марта 2019 г. |
Дело N А35-1528/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Михайловой Т.Л.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Курск": Черкашина Л.С., представитель по доверенности N 309 от 27.12.2018 сроком по 31.12.2018; Беляничев С.А., представитель по доверенности N 353 от 27.12.2018 сроком по 31.12.2019; Аристов В.В., представитель по доверенности N 350 от 27.12.2018 сроком по 31.12.2019;
от ИФНС России по г. Курску: Абдалова Е.И., представитель по доверенности от 27.12.2018 сроком по 31.12.2019; Семенова Ю.В., представитель по доверенности от 27.12.2018 сроком по 31.12.2019;
от УФНС России по Курской области: Абдалова Е.И., представитель по доверенности от 10.01.2019 сроком по 31.12.2019; Семенова Ю.В., представитель по доверенности от 27.12.2018 сроком по 31.12.2019;
от инвестора ООО "Газпром межрегионгаз": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Курск" на решение Арбитражного суда Курской области от 10.10.2018 по делу N А35-1528/2018 (судья Григоржевич Е.М.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Курск" (ОГРН 1024600948547, ИНН 4629051286) о признании недействительным решения ИФНС России по г. Курску от 10.11.2017 N 20-10/69 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части, третьи лица: УФНС России по Курской области, инвестор ООО "Газпром межрегионгаз",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Курск" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Курск", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Курску от 10.11.2017 N 20-10/69 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль организации в размере 261 016 руб. 95 коп., в том числе: за 2014 год - 71186 руб. 44 коп., из них - в федеральный бюджет - 7118 руб. 65 коп., в бюджет субъектов РФ - 64067 руб. 80 коп., за 2015 год - 189830 руб. 51 коп., из них - в федеральный бюджет - 18983 руб. 05 коп., в бюджет субъектов РФ - 170847 руб. 45 коп.; доначисления налога по НДС в общей сумме 234915 руб. 25 коп., в том числе: 64067 руб. 80 коп. за 3 квартал 2014 года, 106779 руб. 66 коп. за 3 квартал 2015 года, 64067 руб. 79 коп. за 4 квартал 2015 года, начисления штрафа в сумме 99186 руб. 44 коп. и пени (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Курской области от 10.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Газпром межрегионгаз Курск" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, решение налогового органа в оспариваемой части незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "11" часов "15" минут "26" февраля 2019 года.
Представители налогоплательщика поддержали доводы апелляционной жалобы, просили суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель налогового органа возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание ООО "Газпром межрегионгаз" явку своего представителя не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Курск", ОГРН 1024600948547, ИНН 4629051286, адрес (место нахождения): 305035, Курская область, город Курск, улица Энгельса, д. 8, зарегистрировано в качестве юридического лица 17.08.2000.
ООО "Газпром межрегионгаз Курск" состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Курску.
В соответствии со статьей 143 НК РФ организация ООО "Газпром межрегионгаз Курск" является плательщиком налога на добавленную стоимость.
31.10.2012 между ООО "Газпром межрегионгаз" (Инвестор) и ООО "Газпром межрегионгаз Курск" (Заказчик) был заключен инвестиционный договор N 6-823/12 (т. 2, л.д. 25-32), в соответствии с п. 2.1 которого (в редакции дополнительного соглашения от 18.03.2014 N 2/14) по договору Заказчик обязуется в интересах и за счет Инвестора осуществлять функции Заказчика, обеспечивающие выполнение работ, в том числе, но, не ограничиваясь, получить исходные данные и технические условия на подключение объекта к сетям инженернотехнического обеспечения, обеспечить проведение инженерных изысканий и внесение изменений в проектно-сметную документацию, принадлежащую Инвестору, в части ее привязки к площадке строительства, передаваемую Инвестором Заказчику, получить положительное заключение государственной экспертизы на измененную проектную документацию (при необходимости) и утвердить измененную проектную документацию, получить разрешение на строительство объекта, обеспечить выполнение строительномонтажных работ по возведению объекта, подключение объекта к сетям инженернотехнического обеспечения и организацию строительного контроля, получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, обеспечить проведение государственного технического кадастрового учета и технической инвентаризации объекта, обеспечить подачу документов для государственной регистрации права собственности Инвестора на объект в сроки, установленные договором, а также выполнение иных работ и оказание иных услуг, необходимых для реализации договора, в том числе путем заключения от своего имени, но в интересах и за счет Инвестора необходимых для этого договоров, а Инвестор обязуется в порядке, предусмотренном договором, осуществлять финансирование выполнения работ и уплатить Заказчику вознаграждение.
В силу пункта 3.1 инвестиционного договора N 6-823/12 от 31.10.2012 (в редакции дополнительного соглашения от 24.05.2013 N 1/13) предельная сумма финансирования, необходимая для реализации договора, включая вознаграждение Заказчика, составляет 529 900 000 руб. 00 коп., в том числе НДС, из них по:
- объекту 1 - 504 600 000 руб., в том числе НДС;
- объекту 2 - 25 300 000 руб. 00 коп., в том числе НДС.
В соответствии с пунктом 3.1.2 инвестиционного договора (в редакции дополнительного соглашения от 18.03.2014 N 2/14) ориентировочная сумма расходов на оплату строительно-монтажных работ, включая стоимость оборудования и материалов, а также работ и услуг третьих лиц, составляет 492 783 028 руб. 82 коп., в том числе НДС.
В силу пункта 3.1.3 инвестиционного договора (в редакции дополнительного соглашения от 18.03.2014 N 2/14) вознаграждение Заказчика, включая стоимость услуг по осуществлению строительного контроля, составляет 11 926 118 руб. 78 коп., в том числе НДС 18%, из них по: - объекту 1 - 11 360 055 руб. 71 коп., в том числе НДС - 18%; - объекту 2 - 566 063 руб. 07 коп., в том числе НДС - 18%.
Согласно пункту 3.2 спорного договора окончательная стоимость работ определяется на основании изменений проектно-сметной документации на строительство объекта путем подписания дополнительного соглашения к договору и не может превышать сумм, указанных в пунктах 3.1.1 и 3.1.2 договора.
В соответствии с п. 3.3 инвестиционного договора суммы, затраченные Заказчиком для реализации договора сверх установленных настоящим договором, не подтвержденные дополнительным соглашением, заключенным между сторонами, оплате Инвестором не подлежат.
В силу пункта 4.1 инвестиционного договора (в редакции дополнительного соглашения от 18.03.2014 N 2/14) предельная сумма финансирования Заказчика (годовой лимит), включая оплату услуг Заказчика, составляет:
- на 2013 год- 183 252 137 руб. 49 коп.;
- на 2014 год - 298 690 000 руб. 00 коп.;
- на 2015 год - 47 957 862 руб. 51 коп.
Согласно пункту 4.3 спорного договора, оплата вознаграждения Заказчику за выполнение функций Заказчика осуществляется Инвестором на расчетный счет Заказчика в срок не более 10-ти рабочих дней с момента принятия Инвестором следующих документов:
- акта приемки оказанных услуг по осуществлению функций Заказчика;
- отчета Заказчика об исполнении функций Заказчика;
- счета-фактуры Заказчика на сумму вознаграждения.
Исполнение обязательств по спорному договору должно быть осуществлено Заказчиком до 05.12.2014 года. (пункт 5.1 договора).
В соответствии с подпунктом 7.1.8 пункта 7.1 спорного договора Заказчик обязан предоставить Инвестору сводный счет-фактуру Заказчика, отчет Заказчика, реестр счетов-фактур, платежные поручения, выписки из банка о списании с расчетного счета Заказчика денежных средств и копии счетов-фактур Проектировщика, Подрядчика, поставщиков и других организаций, подтверждающих правомерность возмещения налога на добавленную стоимость Инвестором в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и другие документы, предусмотренные Приказом Инвестора от 24.11.2004 N 188.
В соответствии с подпунктом 7.1.9 пункта 7.1 спорного договора Заказчик обязан осуществить целевое использование перечисленных ему по договору денежных средств, за исключением денежных средств, перечисленных в качестве вознаграждения Заказчика.
На основании решения начальника ИФНС России по г. Курску о проведении выездной налоговой проверки от 30.09.2016 N 20-10/175/238 проведена выездная налоговая проверка ООО "Газпром межрегионгаз Курск" в период с 30.09.2016 по 26.05.2017.
Предметом для налоговой проверки являлись: налог на прибыль организаций за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, налог на добавленную стоимость за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, налог на имущество организаций за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, транспортный налог с организаций за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, земельный налог за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, налог на доходы физических лиц за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, акцизы на природный газ за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
При проверке налоговым органом правильности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в бюджет установлено, что заявителем в 2013 году в нарушение статьи 265 НК РФ неправомерно включены во внереализационные расходы и отражены в налоговой декларации по налогу на прибыль 947 993 руб. 46 коп., излишне учтена сумма внереализационных доходов 186 323 руб. 46 коп., что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2013 год в сумме 761 670 руб., что повлекло занижение налога на прибыль организаций за 2013 год в размере 152 334 руб.; в 2014 году в нарушение статьи 265 НК РФ неправомерно включены во внереализационные расходы и отражены в налоговой декларации по налогу на прибыль 581 431 руб. 05 коп., излишне учтена сумма внереализационных доходов 156 979 руб. 05 коп., что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2014 год в размере 84890 руб. 40 коп.; в 2015 году в нарушение статьи 265 НК РФ неправомерно включены во внереализационные расходы и отражены в налоговой декларации по налогу на прибыль 1 822 228 руб. 14 коп., излишне учтена сумма внереализационных доходов 1 507 925 руб. 34 коп., что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2015 год в сумме 314302 руб., что повлекло занижение налога на прибыль организаций за 2015 год в размере 62 860 руб. 40 коп.
Кроме того, налоговым органом при проведении проверки установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 266 НК РФ заявителем неправомерно включена в состав внереализационных расходов и отражена в налоговой декларации по налогу на прибыль сумма резерва 1 309 895 руб. 20 коп., что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2015 год в сумме 1 309 895 руб. 20 коп. и к занижению налога на прибыль организаций за 2015 год в размере 261 979 руб. 00 коп.
Вместе с тем, в 2015 году в нарушение пункта 2 статьи 266 НК РФ неправомерно включены во внереализационные расходы и отражены в налоговой декларации по налогу на прибыль сумма резерва 76 495 руб. 43 коп., что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2015 год в сумме 76 495 руб. 43 коп., что повлекло занижение налога на прибыль организаций за 2015 год в размере 15 299 руб. 08 коп.
При проверке налоговым органом правильности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в бюджет установлено, что заявителем в нарушение статьи 252 НК РФ включены затраты по установке счетчиков населению как экономически не оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме:
- неправомерно включены в расходы и отражены в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2013 год сумма затрат 1 668 117 руб. 61 коп., что повлекло занижение налога на прибыль организаций за 2013 год в размере 333 623 руб. 52 коп.;
- неправомерно включены в расходы и отражены в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год сумма затрат в сумме 1 696 914 руб. 37 коп., что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2014 год в сумме 1 696 914 руб. 37 коп., что повлекло занижение налога на прибыль организаций за 2014 год в размере 339 382 руб. 87 коп.;
- неправомерно включены в расходы и отражены в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2015 год сумма затрат 2 256 081 руб. 36 коп., что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2015 год в сумме 2 256 081 руб. 36 коп., что повлекло занижение налога на прибыль организаций за 2015 год в размере 451 216 руб. 27 коп.
Кроме того, налоговым органом при проведении проверки установлено, что в нарушение статей 252, 270 НК РФ заявителем включены затраты по аренде транспортных средств как экономически не оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Сумма затрат, списанных за счет вознаграждения по договору услуг заказчика за 2014-2015 годы - 1 545 654 руб. 71 коп. При этом, неправомерно включены в состав расходов и отражены в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2014 год затраты в сумме 355 932 руб. 20 коп., что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2014 год в сумме 355 932 руб. 20 коп., что повлекло занижение налога на прибыль организаций за 2014 год в размере 71 186 руб. 44 коп.; неправомерно включены в состав расходов и отражены в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2015 год затраты в сумме 1 189 722 руб. 51 коп., что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2015 год в сумме 1 189 722 руб. 51 коп., что повлекло занижение налога на прибыль организаций за 2015 год в размере 2 379 944 руб. 50 коп.
Вместе с тем, в нарушение пункта 2 статьи 264 НК РФ заявитель неправомерно включил в состав затрат по налогу на прибыль организации представительские расходы на сумму 378 014 руб. 42 коп., что повлекло занижение налога на прибыль организаций за 2015 год в размере 84 369 руб. 92 коп.
Кроме того, в нарушение статей 171, 172 НК РФ правомерность заявленных вычетов по налогу на добавленную стоимость заявителем не обоснована, ООО "Газпром межрегионгаз Курск" неправомерно заявлены налоговые вычеты по НДС, отраженные в налоговых декларациях по НДС:
- за 3 квартал 2014 года - на сумму 64067 руб. 80 коп.;
- за 3 квартал 2015 года - на сумму 106 779 руб. 66 коп.;
- за 4 квартал 2015 года - на сумму 64067 руб. 79 коп.
26.07.2017 налоговым органом составлен акт налоговой проверки N 20-10/26 (т. 1, л.д. 43-62).
Налоговым органом вынесено решение N 20-10/69 от 10.11.2017 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", заявителю доначислены: штраф в соответствии со ст. 122 НК РФ в общей сумме 401502 руб. 16 коп., недоимка в общей сумме 2 007 510 руб. 88 коп., пени в общей сумме 162774 руб. 65 коп. (т. 1, л.д. 13- 33).
20.12.2017 не согласившись с указанным решением, ООО "Газпром межрегионгаз Курск" обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по Курской области.
22.01.2018 решением УФНС России по Курской области N 21 (т. 2, л.д. 5-19) апелляционная жалоба ООО "Газпром межрегионгаз Курск" на решение N 20-10/69 от 10.11.2017 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" удовлетворена частично, оспариваемое решение изменено, с указанием на приведение в соответствие итоговой суммы доначисленных налогов, пени, штрафа, исключив из общей суммы доначисленных налогов 1659 руб.; на исключение из п. 3.1 резолютивной части решения суммы налога на прибыль организаций за 2013 год в размере 333 623 руб. 52 коп., суммы налога на прибыль организаций за 2014 год в размере 339 382 руб. 87 коп., суммы налога на прибыль организаций за 2015 год в размере 788 798 руб. 15 коп., суммы штрафных санкций за неуплату налога на прибыль организаций за 2013 год в размере 66 724 руб. 70 коп., суммы штрафных санкций за неуплату налога на прибыль организаций за 2014 год в размере 67876 руб. 57 коп., суммы штрафных санкций за неуплату налога на прибыль организаций за 2015 год в размере 157759 руб. 62 коп.; произвести перерасчет пени с учетом изменения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Посчитав, что решение ИФНС России по г. Курску N 20-10/69 от 10.11.2017 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на прибыль организации в размере 261016 руб. 95 коп., в том числе: за 2014 год - 71186 руб. 44 коп., из них - в федеральный бюджет - 7118 руб. 65 коп., в бюджет субъектов РФ - 64067 руб. 80 коп., за 2015 год - 189830 руб. 51 коп., из них - в федеральный бюджет - 18983 руб. 05 коп., в бюджет субъектов РФ - 170847 руб. 45 коп.; доначисления налога по НДС в общей сумме 234915 руб. 25 коп., в том числе: 64067 руб. 80 коп. за 3 квартал 2014 года, 106779 руб. 66 коп. за 3 квартал 2015 года, 64067 руб. 79 коп. за 4 квартал 2015 года, начисления штрафа в сумме 99186 руб. 44 коп. и пени не соответствует нормам налогового законодательства, является необоснованным, а также нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, 22.02.2018 ООО "Газпром межрегионгаз Курск" обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением об оспаривании указанного решения в части.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьями 44, 45 Кодекса обязанности по уплате налога или сбора возникают, изменяются и прекращаются при наличии оснований, установленных Кодексом. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 14 части 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы, в том числе, в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 252 НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (часть 2 статьи 252 НК РФ).
В силу пункта 5 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы, в том числе, в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключением расходов, указанных в пункте 9 статьи 258 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что объектом по инвестиционному договору N 6-823/12 от 31.10.2012 является Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным залом и бассейном, расположенный по адресу: Курская область, Советский район, п. Кшенский, ул. Заводская, д. 2а.
Как видно из представленных в материалы дела документов, заявителем были заключены договоры аренды транспортного средства с ИП Шкребо И.В.: N 46-6-0250/14 от 01.07.2014, N 46-6-0169/15 от 01.04.2015, N 46-6-0264/15 от 01.07.2015, N 46-6- 0282/15 от 01.09.2015, N 46-6-0389/15 от 30.10.2015 (т. 1, л.д. 74-88).
В соответствии с указанными договорами ООО "Газпром межрегионгаз Курск" является арендатором, а ИП Шкребо И.В. - арендодателем.
Арендодатель предоставляет Арендатору за плату во временное владение и пользование принадлежащий Арендодателю автомобиль с оказанием услуг по управлению им, его технической эксплуатации и обслуживанию, для реализации функций заказчика - застройщика при строительстве Физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным залом и бассейном, расположенный по адресу: Курская область, Советский район, п. Кшенский, ул. Заводская, д. 2а.
При этом, как следует из представленных документов, в налоговом учете доходы от вознаграждения, полученного от инвестора по спорному договору, уменьшены на сумму расходов на услуги ИП Шкребо И.В. по счету 20.13 "Услуги заказчика":
сумма затрат за 2014 год составляет 355 932 руб. 20 коп.:
- акт выполненных работ от 30.09.2014 года по договору N 46-6-0250/14 в сумме 355 932 руб. 20 коп.;
сумма затрат за 2015 год составляет 949 152 руб. 55 коп.:
- акт выполненных работ от 30.06.2015 года по договору N 46-6-0169/15 в сумме 355 932 руб. 20 коп.;
- акт выполненных работ от 31.08.2015 года по договору N 46-6-0264/15 в сумме 237 288 руб. 14 коп.;
- акт выполненных работ от 31.10.2015 года по договору N 46-6-0282/15 в сумме 237 288 руб. 14 коп.;
- акт выполненных работ от 30.11.2015 года по договору N 46-6-0389/15 в сумме 118 644 руб. 07 коп.
Оценив, представленные документы, суд первой инстанции согласился с выводами налогового органа, что деятельность по осуществлению контроля за строительством объекта по спорному договору является одной из обязанностей организации, выполняющей функции заказчика-застройщика как стороны инвестиционного договора, в связи с тем, что технический контроль и другие, связанные с выполнением указанного договора функции, не могут быть квалифицированы как самостоятельная услуга, оказанная ООО "Газпром межрегионгаз Курск".
При этом, затраты на содержание службы заказчика-застройщика являются неотъемлемой частью общих затрат на строительство, осуществляемых за счет аккумулированных на счетах заявителя средств инвестора (за счет средств целевого финансирования, имеющих инвестиционный характер). В связи с чем, налоговым органом правомерно доначислен налог на прибыль организаций в размере 309 130 руб. 94 коп., в том числе: за 2014 год в размере 71186 руб. 44 коп., за 2015 год в размере 237 944 руб. 50 коп.
Однако, суд апелляционной не может согласиться с указанным выводом ввиду следующего.
Как указал заявитель, указанные договоры аренды транспортного средства заключались с целью доставки сотрудников, входящих в состав рабочей группы и специалиста, осуществляющего строительный контроль, на объект строительства и обратно для осуществления ими возложенных на них обязанностей.
Общество в соответствии с пп.14 п.1 ст.251 НК РФ по полученным средствам в рамках целевого финансирования по инвестиционному договору вело раздельный учет доходов (расходов).
Денежные средства необходимые для строительства объекта недвижимости перечислялись Инвестором на специально открытый ООО "Газпром межрегионгаз Курск" отдельный расчетный счет и учитывались на счете 76.72 (Расчеты по строительству по инвестиционным договорам).
Вознаграждение за выполнение функций Заказчика перечислялось на обычный расчетный счет, и учитывались на счете 62.71 (Расчеты по услугам Заказчика).
На основании "Методики бухгалтерского учета хозяйственных операций при выполнении функций заказчика" приложение N 11 к Положению по учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2014, 2015 год ООО "Газпром межрегионгаз Курск" расходы по содержанию заказчика учитывались как расходы по обычным видам деятельности в соответствии с п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" Пособие по бухгалтерскому учету 10/99 утвержденные Приказом Минфина России от 06.05.1999 N ЗЗН.
Расходы по содержанию заказчика учитывались на счете 20 "Основное производство", субсчет 20.13 "Услуги заказчика". Аналитический учет ведется в разрезе статей, элементов затрат и объектов строительства, в отношении которых Общество выполняет функции заказчика.
Расходы по содержанию заказчика включают в себя:
- материальные расходы,
- расходы на оплату труда,
- отчисления на социальные нужды,
- суммы начисленной амортизации,
- прочие расходы.
Расходы по содержанию аппарата застройщика (заказчика-застройщика) списывались за счет полученного дохода. Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленного по расходам на содержание заказчика-застройщика, принимались к налоговому вычету. Финансовый результат от использования средств на содержание застройщика включались в его налогооблагаемую прибыль.
Доходы, полученные при выполнении функций заказчика в налоговом учете отражены на счете 90.01.1 (Выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства) на основании п. 1 ст. 248 НК РФ и в декларации по налогу на прибыль организаций за 2014 год в сумме 2 806 164,97 рублей и 2015 год в сумме 7 279 459,98 рублей отражены в Листе 02 "Расчет налога" по строке 010 "Доходы от реализации", которая расшифровывается в Приложении 1 к Листу 02 "Доходы от реализации и внереализационные доходы", где они учтены по строке 011 в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства.
Расходы по аренде транспортного средства отражены на счете 20.02 (Косвенные расходы основного производства), на основании п.1 ст. 252 НК РФ, и в декларации по налогу на прибыль организаций за 2014 год в сумме 355 932,20 рублей и за 2015 год в сумме 949 152,55 рублей отражены в Листе 02 "Расчет налога" по строке 030 "Расходы, уменьшающую сумму доходов от реализации", которая расшифровывается в Приложении 2 к Листу 02 "Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам", где они учтены по строке 040 в составе косвенных расходов.
Таким образом, ООО "Газпром межрегионгаз Курск", выполняя функции Заказчика правомерно в налоговом учете доходы (вознаграждение), полученные по инвестиционному договору, уменьшило на сумму расходов (на содержание Заказчика) за услуги по заключенным с ИП Шкребо И.В. договорам аренды транспортного средства.
В соответствии с частью 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в том числе, организации.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Основанием для применения налоговых вычетов, как это следует из статьи 169 Кодекса, являются счета-фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и оформленные в установленном порядке, расчетные документы и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой.
По смыслу приведенных норм для применения вычетов по НДС и включения понесенных затрат в состав расходов по налогу на прибыль налогоплательщик обязан доказать их правомерность.
При этом обязанность представления документов, подтверждающих налоговые вычеты и произведенные расходы, лежит на налогоплательщике с учетом того, что данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции и представляемых налогоплательщиком в подтверждение права на налоговый вычет, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми связаны правовые последствия.
При отсутствии доказательств совершения хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, указанных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" от 12.10.06г. N 53 (далее - Постановление Пленума ВАС N 53).
Условия для принятия к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) обществом соблюдены (п.2 ст. 171, п.п. 1, 1.1 ст. 172 НК РФ):
1) ООО "Газпром межрегионгаз Курск" - плательщик НДС и не использует освобождение от этого налога;
2) товары (работы, услуги) предназначены для деятельности, облагаемой НДС;
3) товары (работы, услуги) приняты к бухгалтерскому учету (оформлены соответствующие первичные документы);
4) счета-фактуры и акты выполненных работ предъявлены ФНС, замечаний по поводу оформления нет.
Таким образом, Обществом правомерно предъявлен к вычету налог на добавленную стоимость в сумме 234 915 руб. 25 коп. на основании счетов-фактур, выставленных ИП Шкребо И.В, в том числе
- за 3 квартал 2014 года - на сумму 64067 руб. 80 коп.;
- за 3 квартал 2015 года - на сумму 106 779 руб. 66 коп.;
- за 4 квартал 2015 года - на сумму 64067 руб. 79 коп.
Кроме того, поскольку у Общества не возникло обязанности уплачивать доначисленный налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, то у него не возникла обязанность и по уплате пени. Взыскание в соответствии со ст. 122 НК РФ налоговой санкции также неправомерно.
Таким образом, заявленные требования Общества подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Согласно п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
ПАО ООО "Газпром межрегионгаз Курск" в первой инстанции за рассмотрение заявления уплатило 3000 рублей госпошлины по платежному поручению от N 716 от 13.02.2018.
За рассмотрение апелляционной жалобы Общество уплатило госпошлину по платежному поручению N 7448 от 24.10.2018 в размере 3000 рублей.
ООО "Газпром межрегионгаз Курск" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по платежному поручению N 7448 от 24.10.2018 в размере 1500 рублей.
По результатам рассмотрения дела с ИФНС России по г. Курску в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Курск" подлежат взысканию 4500 рублей, уплаченных по платежному поручению от N 716 от 13.02.2018, по платежному поручению N 7448 от 24.10.2018, в возмещение расходов по оплате госпошлины, понесенных им в связи с обращением за судебной защитой.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 10.10.2018 по делу N А35-1528/2018 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать недействительным решение ИФНС России по г. Курску от 10.11.2017 N 20-10/69 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
доначисления налога на прибыль организации в размере 261 016 руб. 95 коп., штрафа по налогу на прибыль в размере 52 203 руб. 39 коп., пени по налогу на прибыль в размере - 5 811,68;
доначисления налога по НДС в общей сумме 234 915 руб. 25 коп., штрафа по налогу на добавленную стоимость в размере 46 983 руб. 05 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 7 707 руб. 70 коп.
Взыскать ИФНС России по г. Курску в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Курск" 4500 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Курск" 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 7448 от 24.10.2018.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.