Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июля 2019 г. N Ф08-5266/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
15 марта 2019 г. |
Дело N А63-6325/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фитоновым А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу акционерного общества "БТК групп" (г. Всеволожск) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.11.2018 по делу N А63-6325/2018 (судья Соловьёва И.В.)
по заявлению акционерного общества "БТК групп" (ИНН 7816043890, ОГРН 1027807989879, г. Всеволожск),
к Северо-Кавказскому таможенному управлению (ИНН 2630045237, ОГРН 1102649001102, г. Минеральные Воды),
о признании недействительными решений от 01.02.2018 N N 10800000/18-40/0001, 10800000/18-40/0002,
об обязании предоставить АО "БТК групп" тарифные преференции в отношении товаров, оформленных по ДТ N N 10803050/240315/0000255, 10803050/260315/0000263,
при участии в судебном заседании:
от Северо-Кавказского таможенного управления - представители: Зрумова А.А. по доверенности от 06.03.2019; Комсатчева В.Ф. по доверенности от 28.12.2018;
от АО "БТК групп" - представители: Братищева Е.Б. по доверенности от 24.01.2019; Гарачева М.С. по доверенности от 07.05.2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "БТК групп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Северо-Кавказскому таможенному управлению (далее - Таможня) о признании недействительными решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 01.02.2018 N N 10800000/18-40/0001, 10800000/18-40/0002, об обязании предоставить тарифные преференции в отношении товаров, оформленных по ДТ NN10803050/240315/0000255, 10803050/260315/0000263 и возвратить 6780484,82р, уплаченных по требованиям NN 10803000/Тр2018/0000129, 10803000/Тр2018/0000127 (с учетом уточнений).
Решением суда от 19.11.2018 в удовлетворении требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью решений Таможни о стране происхождения товаров.
Не согласившись с решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе и письменных пояснениях к апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Таможня просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе и письменных пояснениях к ней. Просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований Общества.
Представители Таможни поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Таможней проведена камеральная проверка по вопросу контроля достоверности страны происхождения, соблюдения предоставления тарифных преференций в отношении ввозимых Обществом в рамках исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту (договору) от 11.09.2013 N ГП 01/13 на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров (изготовитель - ОАО "БТК 4" (Республика Южная Осетия). Товары задекларированы на таможенном посту МАПП Нижний Зарамаг Северо-Осетинской таможни по декларациям на товары N N 10803050/240315/0000255, 10803050/260315/0000263 (далее - ДТ) с указанием в графе 34 страны происхождения товара - Республика Южная Осетия (OS). В целях подтверждения страны происхождения товаров при таможенном декларировании Обществом представлены сертификаты происхождения товаров по форме "СТ-1": N OSRU 150100032 от 23.03.2015 по ДТ N 10803050/240315/0000255, N OSRU 150100033 от 25.03.2015 по ДТ N 10803050/260315/0000263. Товар выпущен Таможней в свободное обращение с предоставлением тарифных преференций в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли. По результатам проведенной Таможней аналитической работы выявлены признаки, свидетельствующие о нарушении Обществом таможенного законодательства, а именно: заявление недостоверных сведений о стране происхождения товаров и несоблюдение условий предоставления тарифных преференций. По данному факту Таможней принято решение о проведении таможенной экспертизы сертификатов о стране происхождения товаров NOSRU 150100032 от 23.03.2015 и NOSRU 150100033 от 25.03.2015.
На основании выводов, изложенных в заключениях таможенного эксперта, 01.02.2018 Таможней приняты решения N N 10800000/18-40/0001, 10800000/18-40/0002 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных по ДТ N N 10803050/240315/0000255, 10803050/260315/0000263. Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, исходил из следующего.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о режиме торговли товарами (ратифицировано Федеральным законом от 21.12.2013 N 354-ФЗ) установлено, что стороны не применяют таможенные пошлины, а также налоги и сборы, аналогичные таможенным пошлинам по целям и экономическому эффекту, при ввозе товаров, происходящих с территории РФ или таможенной территории Республики Южная Осетия и предназначенных для территории (таможенной территории) государства любой стороны (статья 1).
Соглашением Правительств государств - участников стран Содружеств Независимых Государств от 20.11.2009 приняты Правила определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6.1 Правил для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1 (бланки сертификата и дополнительного листа к нему представлены в приложениях 2 и 3 соответственно, являющихся неотъемлемой частью Правил) или декларации о происхождении товара.
При вывозе товаров из государств - участников Соглашения сертификат формы СТ-1 выдается уполномоченным органом. Указанный сертификат оформляется и выдается на одну партию товаров и срок применения в целях предоставления режима свободной торговли ограничен 12 месяцами с даты его выдачи (пункты 6.3, 6.4 Правил). Государства - участники Соглашения обмениваются образцами бланков сертификатов формы СТ-1, образцами подписей лиц, имеющих право удостоверять сертификаты, оттисками печатей уполномоченных органов, а также информацией о наименованиях и адресах уполномоченных органов (пункт 6.5 Правил). Без предоставления указанных сведений сертификаты не признаются таможенными органами страны ввоза для целей предоставления режима свободной торговли.
Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык.
В случае если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (пункт 4 статьи 61 ТК ТС).
В рамках настоящего дела у Таможни при сравнении образцов подписи и печати, которые имеются в картотеке ЦЭКТУ ФТС России, возникли сомнения относительно подлинности печатей и подписей, проставленных в сертификатах СТ-1 N N OSRU150100032 от 23.03.2015 и OSRU 150100033 от 25.03.2015. Таможней назначены и проведены таможенные экспертизы.
Согласно заключениям таможенного эксперта от 26.12.2017 N N 12405020/0043409, 12405020/0043366 оттиск печати, проставленный в сертификатах СТ-1 N N OSRU150100032 от 23.03.2015 и OSRU 150100033 от 25.03.2015, не соответствует образцу печати органа, уполномоченного в соответствии с национальным законодательством экспортера заверять и выдавать сертификаты Республики Южная Осетия, имеющемуся в картотеке ЦЭКТУ ФТС России. Подпись, расположенная в графе 12 сертификатов СТ-1 N N OSRU 150100032 от 23.03.2015 и OSRU 150100033 от 25.03.2015, не соответствует образцу подписи лица органа, уполномоченного в соответствии с национальным законодательством экспортера заверять и выдавать сертификаты Республики Южная Осетия, имеющемуся в картотеке ЦЭКТУ ФТС России. В сертификате о происхождении товаров формы СТ-1 NNOSRU 150100032 от 23.03.2015 и OSRU 150100033 от 25.03.2015 признаки подчисток, исправлений и (или) дополнений отсутствуют. В сертификатах происхождения товаров формы СТ-1 NNOSRU 150100032 от 23.03.2015 и OSRU 150100033 от 25.03.2015 факсимиле подписи лица не применялось.
Таможня, на основании экспертных заключений, пришла к выводу о несоблюдении Обществом Правил, установленных Соглашением от 20.11.2009 "О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств". Сертификаты N N OSRU 150100032 от 23.03.2015 и OSRU 150100033 от 25.03.2015 не приняты Таможней в качестве основания для представления Обществу тарифных преференций.
Однако судом первой инстанции установлено, что при проведении экспертизы спорных сертификатов печати и подписи таможенным экспертом сравнивались с имеющимися в картотеке РНСП образцами печати и подписи, представленными Торгово-промышленной палатой Республики Южная Осетия письмом N 3-1 от 13.03.2017, в то время как спорные сертификаты выданы в 2015 году, а образцы печати и подписи, представленные Торгово-промышленной палатой Республики Южная Осетия в 2009 году в ФТС России, менялись в сентябре 2016 года. Согласно пояснениям таможенного эксперта от 10.08.2018 образцы подписей Козаева Р.Р. от 29.05.2009 и 13.03.2017, хранящиеся в картотеке РНСП, идентичны (по общим и частным признакам).
В целях устранения сомнений относительно подлинности подписей в спорных сертификатах, по ходатайству Таможни определением арбитражного суда от 16.08.2018 назначена почерковедческая экспертиза. На разрешение эксперта поставлен вопрос: одним лицом либо разными лицами выполнены подписи от имени Козаева Роина Раминовича в графе 12 оригиналов сертификатов о происхождении товаров по форме СТ-1 от 23.03.2015 N OSRU150100032, от 25.03.2015 N OSRU 150100033, в графе 12 оригиналов сертификатов N OSRU 150100067 от 15.10.2015, NOSRU 150100061 от 11.08.2015, NOSRU 150100065 от 05.10.2015, NOSRU 1501000063 от 07.09.2014, NOSRU 150100064 от 24.09.2015, NOSRU 150100046 от 26.05.2015, в протоколе допроса свидетеля от 20.07.2018, произведенного ВРИО нотариуса второй государственной нотариальной конторы г.Цхинвал Республики Южная Осетия, а также в образцах подписей должностного лица уполномоченного органа Республики Южная Осетия, указанных в копиях бланков Торгово-промышленной палаты Республики Южная Осетия от 13.03.2017.
По результатам судебной экспертизы (заключение эксперта от 22.10.2018 N 3195/3-3) установлено, что сертификаты формы СТ-1 от 23.03.2015 N OSRU150100032 и от 25.03.2015 N OSRU 150100033, представленные к таможенному оформлению, подписаны неуполномоченными лицами.
Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что сертификаты о происхождении товара формы СТ-1 от 23.03.2015 N OSRU150100032 и от 25.03.2015 N OSRU 150100033 оформлены с нарушением требований, предусмотренных к их оформлению и не могут являться основанием для предоставления режима свободной торговли в отношении товаров по ДТ N N 10803050/240315/0000255, 10803050/260315/0000263. Предоставление тарифной преференции в отношении товаров, задекларированных Обществом не соответствует нормам Евразийского экономического союза и таможенного законодательства Российской Федерации. Оспариваемые решения Таможни законны и обоснованы.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что допустимым и достаточным доказательством наличия оснований для предоставления льготы по уплате таможенных платежей (в виде тарифной префернции) является надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара по форме СТ-1. Заявление декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о стране происхождения товара, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет за собой отказ в предоставлении льготы по уплате таможенных платежей (в виде тарифной преференции).
Принятие Таможней решения об отказе в рассмотрении сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций возможно при наличии таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить его легитимность.
Нормами действующего таможенного законодательства не предусмотрено, что решение об отказе в предоставлении тарифных преференций может быть принято только в случае, если декларант знал о том, что сертификат о происхождении товаров заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения.
Отсутствие запроса таможенного органа к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения, включая просьбы, связанные с простыми выборочными проверками сертификатов, не нарушает порядок проведения проверки сведений о заявленной стране происхождения товаров, равно как права и законные интересы декларанта. Таможенный орган государства ввоза товара может направить в уполномоченный или проверяющий орган страны вывоза запрос с мотивировочной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая запросы. Таким образом, обязанность в направлении такого запроса у Таможни не имеется. Необходимость в получении дополнительных либо уточняющих сведений у Таможни отсутствовала.
Ссылка Общества на письмо от 20.03.2018 N 03-15 Торгово-промышленной палаты Республики Южная Осетия и нотариальный протокол допроса свидетеля, подтверждающие выдачу спорных сертификатов и их достоверность, с учетом результатов проведенных ведомственной и судебной экспертиз, не влечет автоматическое аннулирование ранее оспариваемых решений Таможни и не свидетельствует об их недействительности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (пункт 5 статьи 71 АПК РФ). Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, исходил из совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела.
Какие-либо письма и устные пояснения о наличии надлежащей подписи и о выдаче надлежащего сертификата не могут в данном случае приняты, поскольку опровергнуты результатом названной экспертизы.
Довод Общества о том, что принятие Таможней решения об отказе в предоставлении тарифных преференций возможно только лишь в случае наличия таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара, отклонен судом первой инстанции. Таможенным законодательством определено, что любые нарушения в оформлении и заполнении сертификата являются основанием для отказа в получении тарифных преференций.
Довод Общества о том, что страну происхождения ввозимых товаров можно было определить по иным представленным Обществом документам, а также довод о возможности применения кумулятивного принципа для определения страны происхождения товара, отклонен судом первой инстанции.
Пунктом 3 статьи 58 ТК ТС предусмотрено, что определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров. В соответствии с пунктом 2.1 Правил страной происхождения товара считается государство-участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с Правилами. В пункте 2.2 Правил перечислены категории товаров, которые считаются полностью произведенными в государстве-участнике Соглашения. В графе 9 "Критерии происхождения" представленных обществом сертификатов о происхождении товара формы СТ-1 от 23.03.2015 N OSRU150100032 и от 25.03.2015 N OSRU 150100033 указан критерий "П", то есть Общество заявило, что товар полностью произведен в государстве - участнике Соглашения. При этом согласно пункту 2.3 Правил кумулятивный принцип определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке/переработке. В случае если в производстве конечного товара в одном из государств-участников Соглашения используются материалы, происходящие из другого или других государств-участников Соглашения, подтвержденные сертификатом (сертификатами) о происхождении товара формы СТ-1 и подвергаемые поэтапной последующей обработке/переработке в другом или других государствах-участниках Соглашения, то страной происхождения такого товара считается страна, на территории которой он в последний раз был подвергнут обработке/переработке. При отсутствии сертификата формы СТ-1 о происхождении материалов из других государств-участников Соглашения определение страны происхождения конечного товара осуществляется на основании критерия достаточной обработки/переработки. Таким образом, кумулятивный принцип, а также критерий достаточной обработки/переработки при определении страны происхождения товаров, задекларированных по ДТ N N 10803050/240315/0000255, 10803050/260315/0000263, в данном случае не применим.
Ссылки Общества на арбитражные дела, не влияет на законность принятого судом первой инстанции решения, поскольку в рамках настоящего дела имеются иные обстоятельства.
Решения Таможни об отказе в предоставлении обществу тарифных преференций от 01.02.2018 N N 10800000/18-40/0001, 10800000/18-40/0002, в отношении товаров, оформленных по ДТ NN 10803050/240315/0000255, 10803050/260315/0000263, соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку принято Таможней в ходе проведения проверки документов и сведений, представленных декларантом в процессе декларирования. У суда первой инстанции не имелось оснований для признания их недействительными и обязании Таможни представить тарифные преференции, возвратив Обществу 6780484,82р таможенных платежей по требованиям NN 10803000/Тр2018/0000129, 10803000/Тр2018/0000127.
Нарушений порядка принятия оспариваемых решений, Таможней не допущено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, признаны несостоятельными, поскольку не опровергают законности вынесенного по делу решения суда.
Судебные расходы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно отнесены на Общество.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.11.2018 по делу N А63-6325/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6325/2018
Истец: АО "БТК групп"
Ответчик: Северо-кавказское таможенное управление Минераоводской таможни
Третье лицо: Северо-кавказское таможенное управление Минераоводской таможни
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5266/19
09.04.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-122/19
15.03.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-122/19
19.11.2018 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-6325/18