Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июня 2019 г. N Ф04-1614/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
18 марта 2019 г. |
Дело N А67-9784/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю., |
|
|
Ярцева Д.Г., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стуловой М.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сорнет" (N 07АП-9778/2018) на решение от 10.01.2019 Арбитражного суда Томской области N А67-9784/2018 (судья Хлебникова А.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Сорнет" (ИНН 7017352980, ОГРН 1147017008214, 634049, г. Томск, ул. И. Черных, 20) к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (ИНН 7017052120, ОГРН 1027000852999, 634034, г. Томск, пр. Кирова, 14) о признании конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в восьмой зоне деятельности регионального оператора по извещению от 27.06.2018 N 270618/2724524/02 недействительным.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "АБФ Система" (ИНН 7024040936, ОГРН 1167031051714), Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области (ИНН 7019027633, ОГРН 1027000886384).
В судебном заседании приняли участие:
от общества с ограниченной ответственностью "АБФ Система": Орда П.С., доверенность от 10.07.2018.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сорнет" (далее - ООО "Сорнет") обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее - Департамент) о признании конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в восьмой зоне деятельности регионального оператора по извещению N 270618/2724524/02 от 27.06.2018 недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "АБФ Система" (далее - ООО "АБФ Система"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области.
Решением от 10.01.2019 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Сорнет" в апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указано, что судом неправомерно сделан вывод об отсутствии нарушений со стороны Департамента при оценке заявки ООО "АБФ Система" по критериям квалифицированности и обеспеченности; не принято во внимание, что дополнительное соглашение от 18.12.2017 N 1 о продлении срока действия договора аренды на новый срок является ничтожным.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу возражает против удовлетворения жалобы; решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "АБФ Система" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя третьего лица, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановления Губернатора Томской области от 23.11.2007 N 153 "Об утверждении Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области" Департамент является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим функцию - проведение конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
27.06.2018 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - Официальный сайт) Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области было размещено извещение N 270618/2724524/02 о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в восьмой зоне деятельности регионального оператора и Документация о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Томской области в восьмой зоне деятельности регионального оператора.
Конкурсная документация, утвержденная распоряжением об утверждении документации о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в восьмой зоне деятельности регионального оператора распоряжение N 112 от 27.06.2018, размещена 27.06.2018 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru).
В соответствии с протоколом рассмотрения конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора в восьмой зоне деятельности регионального оператора от 27.07.2018 было подано две заявки на участие в конкурсном отборе: от участника ООО "АБФ Система" и от участника ООО "Сорнет" (л. д. 80-101 т. 1).
27.07.2018 конкурсная комиссия по результатам рассмотрения заявок решила: 1) признать участника ООО "АБФ Система" соответствующим требованиям документации о конкурсном отборе и Правил; 2) признать заявку ООО "АБФ Система" соответствующей требованиям документации о конкурсном отборе и Правил; 3) признать заявленные значения критериев ООО "АБФ Система" соответствующими предельным значениям критериев конкурсного отбора, установленных документацией о конкурсном отборе; 4) признать участника ООО "Сорнет" соответствующим требованиям документации о конкурсном отборе и Правил; 5) признать заявку ООО "Сорнет" соответствующей требованиям документации о конкурсном отборе и Правил; 6) признать заявленные значения критериев ООО "Сорнет", соответствующими предельным значениям критериев конкурсного отбора, установленных документацией о конкурсном отборе; 7) оценить и сопоставить заявки N 1 и N 2 до 24.00 30.07.2018.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в восьмой зоне деятельности регионального оператора от 30.07.2018 наибольшее количество наилучших значений критериев отбора содержится в заявке ООО "АБФ Система" и победителем конкурсного отбора регионального оператора в восьмой зоне деятельности признан участник ООО "АБФ Система" (л. д. 102-104 т. 1).
Не согласившись с результатами конкурсного отбора, указывая на существенные нарушения порядка проведения конкурсного отбора, ООО "Сорнет" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности признания соответствия заявки ООО "АБФ Система" критериям квалифицированности и обеспеченности на основании представленных обществом документов.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции по существу иска, при этом исходит из следующего.
В силу статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) следует, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила).
Правилами установлено, что документация об отборе регионального оператора - документ, утверждаемый организатором конкурсного отбора, регламентирующий условия и порядок проведения конкурсного отбора, устанавливающий требования к участникам конкурсного отбора и оказываемым услугам и определяющий порядок заключения соглашения (пункт 2).
Согласно пункту 12 Правил документация об отборе содержит: критерии конкурсного отбора, характеризующие качество оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором (далее соответственно - критерии качества оказания услуги региональным оператором, услуга регионального оператора), их минимальные и (или) максимальные предельные значения, требования к документам, подтверждающим указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором (подпункт "и"); состав заявки, включая исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены заявителями, порядок и срок отзыва заявок, порядок внесения изменений в заявки (подпункт "т").
Согласно пункту 26 Правил заявка содержит в том числе, значения критериев качества оказания услуги региональным оператором, которые заявитель обязуется обеспечить в случае признания его победителем или единственным участником конкурсного отбора, а
также документы, подтверждающие указанные участником конкурсного отбора значения
критериев качества оказания услуги региональным оператором (подпункт "и").
В соответствии с подпунктом "б" пункта 22 Правил организатор конкурсного отбора вправе установить следующие дополнительные критерии качества услуги регионального оператора, в том числе критерий квалифицированности - наличие заключивших с участником конкурсного отбора трудовые договоры работников, имеющих стаж работы в сфере обращения с отходами не менее 3 лет.
Согласно указанным Правилам в документации о конкурсном отборе установлен критерий качества услуги регионального оператора - критерий квалифицированности как наличие заключивших с участником конкурсного отбора трудовые договоры работников, имеющих стаж работы в сфере обращения с отходами не менее 3 лет (пункт 7 таблицы 1 раздела 8 документации о конкурсном отборе, приложение 6 к документации о конкурсном отборе).
Согласно пункту 8.4. документации об отборе регионального оператора Департаментом на основании полномочий, предусмотренных во втором абзаце пункта 2, подпунктах "и", "т" пункта 12, подпункте "б" пункта 22 Правил, определены документы, которые должны быть представлены заявителями для подтверждения заявленных значений по критериям конкурсного отбора.
Критерий квалифицированности предполагает наличие у заявителя работников с которыми заявителем заключен трудовой договор и которые имеют стаж работы в сфере обращения с отходами не менее 3 лет.
В соответствии с пунктом 8.4.7 документации об отборе для подтверждения критерия квалифицированность (критерия "т") - "наличие заключивших с участником конкурсного отбора трудовых договоров работников, имеющих стаж работы в сфере обращения с отходами, не менее 3 лет" заявителем должны быть представлены следующие документы (заверенные руководителем или уполномоченным лицом заявителя копии):
а) приказов о принятии в штат заявителя работников (в количестве, заявленном в качестве значения критерия);
б) трудовых договоры заявителя с работниками (в количестве, заявленном в качестве значения критерия);
в) трудовых книжек работников заявителя, с которыми заключены представленные в соответствии с настоящим подпунктом документации трудовые договоры (в количестве, заявленном в качестве значения критерия);
г) документов, подтверждающие стаж работы в сфере обращения с отходами не менее 3 лет у каждого работника заявителя, с которыми заключены представленные в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта документации трудовые договоры:
- трудовые договоров работников заявителя, заключенные работником с предыдущим (предыдущими) работодателями (в случае когда, работник заявителя, с которым заключен
представленный в соответствии подпунктом "б" настоящего пункта трудовой договор,
заключил указанный трудовой договор позднее 3 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в отборе заявителем, либо в случае, если трудовой договор заключен работником и заявителем ранее 3 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в отборе
заявителем, но период выполнения трудовой функции в сфере обращения с отходами составляет менее 3 лет);
- должностные инструкции работников заявителя (а также должностные инструкции работников, которые им исполнялись у предыдущего (предыдущих) работодателей) (в случае, когда в заключенных трудовых договорах, представленных в соответствии с подпунктами "б", "г" не содержится ссылок на трудовую функцию в сфере обращения с отходами);
д) документы, подтверждающие квалификацию работников заявителя, с которыми заключены представленные в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта документации трудовые договоры, выданные не позднее 3 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в настоящем отборе заявителем, по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I - IV классов опасности;
Документы, указанные в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта, должны подтверждать суммарную продолжительность работы работника заявителя в сфере обращения с отходами (как у заявителя, так и у предыдущего (предыдущих) работодателей (при необходимости) не менее 3 лет.
Предоставляемые заявителем трудовые договоры работников заявителя, заключенные работником с предыдущим (предыдущими) работодателями (в соответствии с подпунктом "г" пункта 8.4,7 документации об отборе), могут быть заверены предыдущими работодателями.
В соответствии с требованиями статьи 15 Закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" предусматривает в качестве лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами (для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности): наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Таким образом, при установлении в подпункте "д" пункта 8.4.7. документации об отборе требования по предоставлению документов, подтверждающих квалификацию работников заявителя, с которыми заключены представленные в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта документации трудовые договоры, выданных датой не позднее 3 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в настоящем отборе заявителем, по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I - IV классов опасности, обусловлено требованиями действующего законодательства о возможности осуществлять деятельность по обращению с отходами после получения документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с
отходами I - IV классов опасности.
Соответственно, только после получения указанных документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, лицо вправе и имеет возможность осуществлять трудовую функцию, связанную с обращением с отходами, и с такого периода начинает идти стаж работы в сфере обращения с отходами у сотрудника заявителя.
До получения указанных документов указанная деятельность в сфере обращения с отходами не осуществлялась и не могла осуществляться (с учетом добросовестности участников хозяйственного оборота).
Отсутствие документов, подтверждающих прохождение профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в сфере обращения с отходами, необходимое по закону для осуществления деятельности в сфере обращения с отходами не может свидетельствовать о наличии "законного" опыта работы в данной сфере, требуемого в соответствии с нормативными актами, равно как, например, отсутствие юридического образования не подтверждает стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на отдельные должности государственной службы.
Таким образом, только совокупность документов, предусмотренная в пункте 8.4.7 документации о конкурсном отборе, позволяет сделать вывод о наличии у работников законного стажа работы в сфере обращения с отходами, среди которых документ о профессиональном обучении или получении дополнительного профессионального образования в сфере обращения с отходами, выданный датой ранее 3 лет предшествующих дате подачи заявки и должностные инструкции (в составе трудовых договоров в т.ч.), предусматривающие деятельность, связанную с обращением с отходами (с общей продолжительностью трудовых отношений не менее 3 лет).
Установление в документации об отборе документов в составе, определенном пунктом 8.4.7 документации о конкурсном отборе, для подтверждения заявителем значения заявленного критерия квалифицированности полностью соответствует полномочиям Департамента, определенным в абзаце втором пункта 2, подпунктах "и", "т" пункта 12, подпункте "б" пункта 22, подпункте "и" пункта 26 Правил, является законным и соответствует положениям статьи 15 Закона N 89-ФЗ, подпунктам "и", "т" пункта 12, подпункту "б" пункта 22 Правил.
Согласно материалам дела, датой подачи заявки ООО "АБФ Система" является 27.06.2018, следовательно, указанной дате предшествует трехлетняя дата - 27.06.2015, не позднее которой должны быть выданы документы о квалификации и опыте работы сотрудников. Дата выдачи документов - март, апрель 2015 года, что соответствует требованию - не позднее 27.06.2015.
Таким образом, представленные ООО "АБФ Система" документы о квалификации и опыте работы сотрудников полностью соответствуют требованию конкурсной документации, в связи с чем при оценке заявки критерию квалифицированности правомерно присвоена величина 0,24.
Из материалов дела также следует, что представленные ООО "АБФ Система" документы фактически подтверждают наличие у претендента права аренды земельного участка площадью 172644 кв.м, расположенного по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, Автодорога, 2/26.
Данное право возникло у третьего лица на основании договора аренды N 222 от 24.04.2008, действующего в настоящее время, что подтверждается письмом арендодателя от 03.05.2018, справочной информацией по объектам недвижимости.
В соответствии с указанным договором земельный участок был передан во владение и пользование арендатору согласно акту приема-передачи земельного участка от 24.04.2008, до настоящего времени находится у ООО "АБФ Система".
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о ничтожности дополнительное соглашение от 18.12.2017 N 1 о продлении срока действия договора аренды на новый срок.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закона N 171-ФЗ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с 01.03.2015 регулируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. Положения данной нормы исключают возможность применения к отношениям сторон условия о возможности продления договора аренды на новый срок.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" договор аренды государственного имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статьи 422 ГК РФ).
Судом установлено, что спорный договор аренды заключен сторонами 24.04.2008, то есть, до вступления в законную силу нормы об обязательном проведении торгов (до 01.03.2015 вступления в силу Закона N 171-ФЗ).
Таким образом, в случае возобновления на неопределенный срок договора аренды земельного участка в порядке пункта 2 статьи 621 ГК РФ соблюдение требований статьи 39.6 ЗК РФ (заключение договора аренды на торгах) не требуется.
Кроме того, судом установлено, что стороны по договору продолжают реализовывать свои права и исполнять по нему соответствующие обязанности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что организатором конкурсного отбора правомерно признано соответствие заявки ООО "АКФ Система" критериям квалифицированности и обеспеченности на основании представленных обществом документов.
Несогласие истца с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.01.2019 Арбитражного суда Томской области N А67-9784/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сорнет" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-9784/2018
Истец: ООО "Сорнет"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области
Третье лицо: ООО "АБФ Система", Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области, Сударчикова Анастасия Ивановна
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1614/19
18.03.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9778/18
10.01.2019 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-9784/18
29.11.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9778/18